Прием в школу Зильбермана в Одессе

Д. Шленский, Мастер золотой тиары, В. Смирнов, статья "Ювелиры, конференция по книге Кузнецова", 1963 год, Ювелирные артели Верхневолжского региона в годы ВОВ
Ответить
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Прием в школу Зильбермана в Одессе

Сообщение Нелунатик-увы » 13 май 2017, 06:49

Условия приема учащихся и программа занятий в художественно-ювелирной и граверно-чеканной школе состоящей в ведомстве учебного отдела Министерства Торговли и Промышленности учрежденной Ш.Х. Зильберманом в Одессе, Дерибасовская, 11; издательство Одесса, 1909 год


Цель школы и ее программа
Учреждаемая мною художественно-ювелирная школа ставит себе целью дать возможность будущим ювелирам и граверам систематично и основательно изучить художественно-ювелирное и граверно-чеканное искусство по золоту и серебру, при чем изучение бедет вестись по новому усовершенствованному методу, под руководством опытных преподавателей-специалистов и художников, которыми каждая отрасль будет представлена особо, так что основательное и всестороннее изучение может быть закончено в 2 или 3 года, давая достаточный запас знаний для самостоятельного существования.

Предлагаемый мною школьный способ обучения – выше и научнее обычного, в наше время способа обучения в мастерских или на фабриках, который в конце концов сводится к следующему: Во первых, - полное физическое подчинение хозяину, подмастерам и даже старшим ученикам; во вторых, - уборка мастерской, чистка инструментов и выполнение всяких работ, подчас ничего общего с изучаемым искусством не имеющих; эти услуги ученики обязаны оказывать без всякого сопротивления, так как условия относитено этого существуют в каждой мастерской, и даже приплачивающие за обучение ученики не освобождаются от этих обязанностей. В результате ученики, потеряв свои лучшие годы, выходят с самым незначительным запасом сведений.

Между тем ювелирное и граверно-чеканное искусство, как широкая и очень сложная специальность, имеющая своим содержанием истинное художество и требующая большого совершенства техники, художественного замысла и оригинальности рисунка, нуждается именно в соответствующей рационально организованной школькой системе с вполне научно-художественной обстановкой, и только тогда лишь оно даст ювелиров специалистов ювелирно-художеников, которые везде и всюду будут стоять на высоте своего искусства.

Из вышеизложенного достаточно ясно, насколько систематический и научный метод изучения, предлагаемый учреждаемой мною школою, стоит выше архаического и чаще всего вредного способа обучения в мастерских.


Общая программа курса в художественно-ювелирной и граверно-чеканной школе учр. Ш.Х. Зильберман

Художественно-ювелирное и граверно-чеканное искусство состоит из двух независимых отделов из которых каждый является собою особую специальность.
Занятия в этих двух отделах подразделяются на: 1) общая; 2) специальная по каждой отрасли; 3) специальные по всем отраслям, содержащимся в каждом отделе особо.
Ювел. и граверно-чеканные занятия разделяются на 5 отделов:
1. Ювелирно-мундировочный
2. Галантерейный, ручной и штамповочный
3. Закрепка
4. Гравирование
5. Чеканка


Программа курса Художественно-ювелирного отдела

Первый год: общее преподавание заключает в себя следующие отрасли: мундировочную, галантерейную, закрепочную при элементарном обучении рисования.
Второй год: совершенствование по одной из этих отраслей
Третий год: совершенствование по всем отраслям, касающимся ювелирного отдела


Практические занятия по ювелирному отделу

1. Приспособление металлов к работе.
2. Точное выпиливание кругов, квадратов, треугольников и тому подобных рисунков (без помощи циркуля) и других приспособлений.
3. Техническое развитие руки для свободного управления инструментами и детальное ознакомление с последними.
4. Изготовление необходимых для работы разных предметов, как-то: всевозможные сверла, пунзена, чеканы и т.д.
5. Плавление, паяние, пожигание и свободное регулирование огня посредством блазера.
6. Изготовление шатонов в разных видах: овальных, круглых, серцеобрахных, маркизеобразных, трегранных и т.д.
7. Подготовление мателлов для выпиливания кармазиров разных фасонов из мелких камней и пристировка их.
8. Ручное выпилование шатонов (богины) и шпицов разных фасонов.
9. Изготовление и выпилование из маталла серег разных рисунков для одинарных камней.
10. Изготовление колец для одинарных камней всевозможных фасонов (по рисунку или модели).
11. Группировка и припасовывание мелких камней разных неправильной форм и величины для кармазиров по разного рода рисункам.
12. Изготовление, согласно камням, точно соответствующих кармазиров для серег, колец, брошей и т.д.
13. Изготовление кармазиров для серег с патентами.
14. Изготовление и мундирование всех без исключения ювелирно-галантерейных работ, как медальонов, жетонов, купонов, запонок, браслетов по рисункам или моделям разного характера.
15. Ювелирно-художественные работы: копировка и самостоятельное создание из благородного металла всевозможных орнаментов и стильных рисунков, группировка таковых из мелких камней, тонкое их выполнение с соблюдением мягкости линий и прочности в работе и вообще искусства во всех его отраслях, не подающихся детальному перечислению.
16. Для специально закрепщика вышеизложенные занятия не обязательны.


Программа курса граверно-чеканного отдела

Первый год: Рисование и общее ознакомление с гравированием и чеканкой.
Второй год: совершенствование в гравированиию
Третий год: совершенствование в гравировании, чеканки, лепке и эмалировании.


Практические занятия по граверно-чеканному отделу

1. Элементарное и орнаментальное рисование.
2. Рисование разных букв, монограмм и комбинирование букв в разных рисунках и стилях.
3. Приготовление для работы приспособлений из стали.
4. Рисование гипсовых голов и фигур.
5. Элементарная лепка разных орнаментов.
6. Гравирование.
7. Чеканка.
8. Исполнение рисунов на разные темы: рисунки для юбилейных подношений от разного рода обществ и учреждений, комбинирование эмблем и аттрибутов разных коммерческих предприятий на больших подношениях, а также умение совмещать их на летонах при художественном тонком выполнении.
9. Рисование, гравирование и чеканка на благородном металле: портретов, пейзажей и видов, а также специальное обучение художественной работе по эмали и вообще свободное знание граверно-чеканного искусства во всех его отраслях, не поддающихся детальному перечислению.
10. Сверх того в курс школы могут быть, с разрешения Министерства Торговли и Промышленности, вводимы и другие специальные художественные и общеобразовательные предметы в зависимости от изучаемого искусства.


Правила приема учащихся

§ 1
Каждый из вновь поступающих записывается по желанию в один из отделов, художественно-ювелирный или граверно-чеканный, при чем обнаружившим в течении первых 2-3 месяцев способность к рисованию предлагаетсч язбрать граверно-чеканный отдел, в котором рисование является особенно важным; те же из поступивших, которые проявят успехи в технике над металллом, направляются в отдел ювелирный.
§ 2
В школу принимаются лица только мужского пола, грамотные, в возрасте не менее 12 лет, всех сословий и вероисповеданий.
§ 3
Прием в школу производится в течении всего учебного года.
§ 4
Прошения о поступлении в школу подаются, по прилагаемой в конце сего форме, на обыкновенной бумаге, за подписью родителей или заступающих их место на имя учредителя школы.
§ 5
Годичная плата за право учения в зависимости от избранной специальности определяется в размере от 125 до 200 руб. в год и вносится за каждое учебное полугодие вперед, при чем внесенная за правоучение плата ни в коем случае не возвращается обратно.
§ 6
От лица поступающих в школу, требуется предствление метрического свидетельства (или заменяющего его удостоверения) и свидетельства о прививке оспы. От лиц старше 16-ти летнего возраста кроме того требуется свидетельство о приписке к призывному пункту.
§ 7
Занятия в школе производятся ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, от 8 часов утра и до 5 часов вечера с перерывом. В каникулярное время (с 15 июня по 15 августа) занятия не производятся.
§ 8
Санитарные условия школы и состояние каждого ученика в отдельност находятся под наблюдением специального врача.
§ 9
Ученики, окончившие школу, подвергаются соответственному испытанию в присутствии экспертов и администрации при Одесской общей управе и удостаиваются полечения аттестата.
§ 10
Получившие аттестат даже только за двух летний курс полозуются всеми правами, аттестату предоставленными, причем евреи получают право повсеместного жительства.
§ 11
Школа состоит под личным наблюдением учредителя и под руководством опытных преподавателей по разным отраслям упомянутых двух специальностей, а также при непосредственном руководительсте художественным образованием.
§ 12
По окончании учебного года отчет о деятельности школы представляется в Учебный Отдел Министерства Торговли и Промышленности и в Императорскую Академию Художеств.


(Текст прошения)
Господину
Директору Художественно-ювелирной
и граверно-чеканной школы в Одессе
Такого то: имя, звание,
отчество и фамилия
Прошение
Имею честь просить о принятии (сына или родственника моего, имя и фамилия) в числе учеников Художественно-ювелирного отдела или граверно-чеканного отдела, при чем прилагаю следующие документы:
1. Метрическиое свидетельство.
2. Свидетельство о привитии оспы.
3. Для лиц старше 16 летнего возраста свидетельство о приписке к призывному участку.
Подпись (имя и фамилия)
(Число, месяц и год)
(Место жительства)

Ответить

Вернуться в «Библиотека»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей