Купальщица

Постсоветские подстаканники Кольчугино, подстаканники с эмалью, оригиналы и подделки, геральдика на подстаканниках, дарственные надписи на подстаканниках
Аватара пользователя
Helga
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 19:59

Купальщица

Сообщение Helga » 08 июл 2012, 22:01

Всем известен подстаканник Платиноприбора, на котором изображена полуобнаженная девушка... Кто же эта незнакомка?



Купальщица

Афанасий Фет

Игривый плеск в реке меня остановил.
Сквозь ветви темные узнал я над водою
Ее веселый лик — он двигался, он плыл, —
Я голову признал с тяжелою косою.
Узнал я и наряд, взглянув на белый хрящ,
И превратился весь в смущенье и тревогу,
Когда красавица, прорвав кристальный плащ,
Вдавила в гладь песка младенческую ногу.
Она предстала мне на миг во всей красе,
Вся дрожью легкою объята и пугливой,
Так пышут холодом на утренней росе
Упругие листы у лилии стыдливой.


Прототипом изображения на подстаканнике стала прекрасная нимфа с картины художника Т.А.Неффа «Купальщица».



Тимофей Андреевич фон Нефф (1805-1876) - исторический и портретный живописец, был родом из Эстляндии. Учился в Дрезденской Академии Художеств. Большую часть жизни Нефф провел в России, расписывая православные храмы и служа придворным художником императора Николая I. Его талант всего ярче сказывался в портретах, преимущественно женских, грациозных по постановке фигур приятных по краскам.



Всю жизнь Нефф испытывал тягу к античности, которая была его «религией». Ярким примером является его Купальщица – нимфа, с венком из каллистегии на голове, божество природы, муза.


Известны две «Купальщицы» Неффа. Обе написаны в Риме.
Первая картина (прямоугольное полотно, вписанное в круг) написана в 1858 году. Она имеет имеет подпись автора, а также его указание на место и время создания: «Roma 1858 / Neff». В 1897 году полотно 1858 года было передано из Императорского Эрмитажа в Русский музей имени императора Александра III.
Второе полотно (несколько увеличенный авторский повтор композиции) написано в 1859 году и подписано «Roma 1858 / Neff». С большой долей вероятности можно утверждать, что «Купальщица» (1859) до 1917 года экспонировалась только для избранных. После революции она была изъята из бывшего царского собрания в Антиквариат, а в 1925 году поступила в Омскую коллекцию через Ленинградское отделение Государственного музейного фонда. В настоящее время картина находится в Омском музее изобразительных искусств. Таким образом, эта картина менее известна публике, чем хранящаяся в Государственном Русском музее.
Возвратившись из Рима в Санкт-Петербург (1859), художник привез с собой оба холста с композициями в круге. Одна из «Купальщиц» была куплена Александром II в том же 1859 году, а в 1860 году она была скопирована в Императорском Эрмитаже. Эта копия подписана и датирована копиистом: «Рокачевскiй. 1860. С Неффа» (местонахождение неизвестно; ранее — Харьков, Музей изящных искусств при Харьковском университете). С какого из двух оригиналов была сделана Рокачевским эта копия, сейчас определить невозможно. Видимо, в Императорском Эрмитаже, где учащимся Императорской академии художеств предоставляли широкую возможность копировать, до 1897 года был написан еще один повтор «Купальщицы» (СПб., частное собрание). Эта копия имеет авторскую надпись «Копiя с Т. А. фонъ Неффа» и монограмму копииста.
Существует еще одна «Купальщица», которая находится в одном из частных собраний Санкт-Петербурга («Roma fec./ Neff. 1859»). Специалисты утверждают, что она является подлинным авторским произведением Тимофея Андреевича фон Неффа. Она слегка отличается размером, но главное — прямоугольным форматом изобразительного поля от заключенных в круг аналогичных ей живописных опусов, находящихся в Санкт-Петербурге и Омске. Если это действительно так, то это третья «Купальщица» Неффа. Создание авторских повторов, не уступающих по художественным достоинствам первому варианту, было характерной чертой творчества Тимофея Андреевича фон Неффа, произведения которого пользовались огромным успехом у заказчиков.

Удивительно, как «Купальщица» Неффа попала на подстаканник в эпоху, когда вся страна восхищалась вождями, стройками, передовиками производства, героическими колхозниками, когда главными символами были звезды, серп и молот, красные флаги?

Ответ на этот вопрос – для меня загадка. Может быть, кто-нибудь из участников знает на него ответ? :ne_vi_del:


Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Купальщица

Сообщение ESol » 08 июл 2012, 22:41

Ольга, спасибо за красивую тему! :bra_vo:
От себя добавлю, что знал этот подстаканник под именем Наяда.
Есть так же разновид по ручке.


Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Купальщица

Сообщение Нелунатик-увы » 09 июл 2012, 00:36

А я на одном из форумов причитала, что подстаканник называется Нимфа.

Есть еще одна картина с изображением юной девушки. Художник - Генрих Ипполитович Семирадский, название картины - Нимфа.



Генрих Ипполитович Семирадский - польский и русский художник, один из крупнейших представителей русского академизма.



Генрих Семирадский родился 24 октября 1843 года в слободе Ново-Белгород (ныне посёлок Печенеги) около Харькова. После окончания харьковской гимназии поступил на физико-математический факультет Харьковского университета, который успешно закончил в 1864 году. Семирадский с детства проявлял интерес к живописи, поэтому после окончания университета он решил продолжить обучение в Императорской Академии Художеств, которую закончил в 1870 году, получив 6-летнюю государственную стипендию и возможность совершенствовать мастерство за границей.
В 1873 году Семирадский удостоился титула академика Академии Художеств. Генрих Семирадский в основном работал за рубежом. В России его наиболее значимые работами были несколько религиозных картин на стенах храма Христа Спасителя в Москве, в том числе изображение Тайной вечери в запрестольной апсиде. За картину «Светочей Нерона» Императорская Академия Художеств присудила Семирадскому звание профессора, а французское правительство наградило его кавалерским орденом Почётного легиона.
Генрих Семирадский умер 23 августа (5 сентября) 1902 года.

Свою Нимфу художник написал в 1869 году. Теперь я понимаю, что это копия с картины Купальщица, которую Т.А.Нефф написал в 1859 году. Молодой художник заочно учился у маститого профессионала.
Но что интересно, нигде не значится, что Нимфа Семирадского является копией с другой картины.

Первая картина Купальщица, вторая - Нимфа.



Оля, спасибо за красивую тему. Теперь я понимаю, что правильное название подстаканника действительно Купальщица.

Аватара пользователя
Helga
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 19:59

Re: Купальщица

Сообщение Helga » 09 июл 2012, 08:53

Видите, как получается - история с "Купальщицей" имеет продолжение.
Семирадский написал свою "Нимфу" в 1869 году, когда учился в Императорской академии художеств. Закончил Академию он в 1870 году. А Нефф уже в 1865 году преподавал в Императорской Академии художеств, был членом Совета Академии. Мог быть Семирадский учеником Неффа? :du_ma_et:

Аватара пользователя
Helga
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 19:59

Re: Купальщица

Сообщение Helga » 09 июл 2012, 09:33

Сюжет с Купальщицей был популярен не только до 1917 года.
Перед вами Шкатулка Федоскино "Купальщица". Репродукция Т.А.Неффа.



Материалы: Папье-маше, масло, сусальное золото, лак.
Размеры: 150 х 190 мм.
Данная работа представляет собой репродукцию известного русского художника Тимофея Неффа "Купальщица". Издавна художники Федоскино славились как отличные копировщики, портретисты, поэтому одно из важнейших направлений Федоскинской лаковой миниатюры является реалистичный стиль живописи. Поэтому типичными сюжетами для Федоскино являются - портреты, пейзажи и копии известных картин русских и зарубежных художников.
Тимофей Андреевич Нефф - выдающийся портретист, в основном занимался портретной и религиозной живописью. Он долгое время преподавал в Академии Художеств в Санкт-Петербурге, написал несколько образов в Исаакиевском соборе, за что получил звание профессора.
Оригинал картины "Купальщица" был написан в 1859 году. На данной шкатулке воссоздана миниатюрная копия этой работы с детальной точностью.
Художник Галина Дубовикова выполнила репродукцию "Купальщица" превосходно. В 1956 году Галина Алексеевна окончила Федоскинское художественное училище, работала на фабрике Федоскино. Работы Г.Дубовиковой отличаются классическим стилем и особым изяществом.

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Купальщица

Сообщение Нелунатик-увы » 08 янв 2013, 14:32

А это портсигар Купальщица, клеймо мастера «СФ»


ajuv
Сообщения: 411
Зарегистрирован: 12 окт 2012, 01:22
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Купальщица

Сообщение ajuv » 09 янв 2013, 08:51



Оригинал. Осталось найти подстаканник от Хлебникова.
Вложения
Купальщица
Пополняю коллекцию подстаканниками. Интересуют самые интересные.
+7(916)520 14 50 - телефон
ajuv@yandex.ru - email

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Купальщица

Сообщение Нелунатик-увы » 18 июл 2013, 18:46

А вот еще одна Купальщица. Правда на портсигаре :smu:sche_nie: .




Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Купальщица

Сообщение Нелунатик-увы » 30 сен 2015, 06:49

Еще один портсигар Купальщица (к сожалению, не знаю какое клеймо)


Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Купальщица

Сообщение Нелунатик-увы » 15 окт 2016, 14:22

Много красоты не бывает
Портсигар Купальщица, клеймо Сазикова




Ответить

Вернуться в «Подстаканники»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Ситэл и 15 гостей