Клейма ЛЭ и ПЭ

Нелунатик-увы
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Клейма ЛЭ и ПЭ

Сообщение Нелунатик-увы » 21 июл 2018, 19:42

Пудреница Роза, клеймо ПЭ, 84 проба

Изображение

Изображение Изображение

Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Клейма ЛЭ и ПЭ

Сообщение Нелунатик-увы » 02 авг 2018, 18:35

Заколка для галстука Геометрия, клеймо ПЭ ?, 84 проба

Изображение

Изображение Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Клейма ЛЭ и ПЭ

Сообщение Нелунатик-увы » 22 сен 2018, 06:48

Запонка Левая, клеймо ПЭ ?, 84 проба

Изображение

Изображение Изображение

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 5146
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Клейма ЛЭ и ПЭ

Сообщение ESol » 22 сен 2018, 22:05

Наталья, думаю, что изделия с 84 пробой смело можно отнести к артели "Прогресс Эмаль" (клеймо ПЭ), которая позже, в конце 20-х гг., влилась в артель "Ленэмальер"

Изображение

А вот с 875-й пробой есть варианты. Там может быть и ПЭ, и ЛЭ.
Думаю, что первая буква, которая в именнике имеет вверху прямые углы - это буква П, и именник артели "Прогресс Эмаль"

Изображение

То же самое и 916-й пробой

Изображение

А вот артель Ленинградский эмальер в своём именнике проставляла букву Л "домиком"

Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Клейма ЛЭ и ПЭ

Сообщение Нелунатик-увы » 10 окт 2018, 16:54

Пудреница Независимость, клеймо ПЭ, 84 проба

Изображение

Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Клейма ЛЭ и ПЭ

Сообщение Нелунатик-увы » 14 окт 2018, 11:48

На днях Андрей (Андрей 62) показал Знак О.Г.П.У. 1917-1927

Изображение

Изображение


Насколько я поняла, серебряный знак состоит из трех элементов:

1. Основа, обратная сторона, имеет клейма: пробирное - 916 с головой рабочего с молотом вправо + знак удостоверения - голова рабочего с молотом вправо
Изображение

2. Шайба с клеймами: знак удостоверения - голова рабочего с молотом вправо + клеймо в (овале) ПЭ

Изображение

3. Гайка с клеймом: знак удостоверения - голова рабочего с молотом вправо

Изображение

Удалось найти источник, откуда Андрей взял эти фото:
SAMMLER.RU, тема «10 лет ОГПУ в серебре - МЕЧТА!» Автор материала – Алексей Толмачев писал: «Честно, поставил эту тему не для того, что б бахвалиться, а для того, что б были фото реальных, не тронутых никакими ручонками шаловливыми, знаков. Что б гарантированно в родне. Вот они именно такие. Без вопросов и какие были».


На одном из сайтов наткнулась на бронзовый Знак 10 лет ОГПУ

Изображение

Клейма на самом знаке нет, зато есть буковки на его гайке.Еще бы рассмотреть, что там написано. Ясно видно «Ленинград / Прогресс / …?» А что такое …, может быть это слово «Эмаль»??? То есть «Прогресс-Эмаль»????

Изображение


Но вернемся к буковкам «ПЭ».
Жетон соревнований ОГПУ, лыжи 5 километров, 1929 год, клеймо ПЭ

Изображение

Изображение

Изображение


В Каталоге-определителе советских знаков и жетонов 1917 – 1980 гг. В. Д. Кривцова (2008 года) размещена накладка:
Накладка на папку с благодарностью в честь Х-летия ВЧК — ОГПУ, 1927 год, клеймо ПЭ

Изображение

Изображение


Советская власть придерживалась политики поощрения, награждения тех, кто служил ей верой и правдой. Как во время боевых действий, так и «в мирное время бывают случаи, когда, в целях повышения интенсивности работы, необходимы особые меры поощрения военнослужащих для отличия их из среды всех остальных», - Военная администрация и основы военного законодательства, 1927 год.
Награждались орденами, почетным революционным оружием, ценными подарками (часами, портсигарами, сапогами…), почетными грамотами, личными фотографическими карточками, снятыми при развернутом знамени части… Были и «награды за отличную стрельбу, рубку, гранатометание, глазомерное определение дистанций и некоторые виды спорта … в виде выдачи значков – нагрудных и на шашку» (источник тот же). Поэтому не удивительно, что и сейчас встречаются наградные накладки. Но почему накладка, показанная выше, не имеет Фамилию??? Или это заготовка, в которую в позже должна быть вставлена Фамилия награждаемого???

Грамота о награждение портсигаром, 1927 год

Изображение


А это уже аналогичная накладка, но с фамилией награжденного.

Пластина с наградного оружия "За беспощадную борьбу с контрреволюцией от Коллегии ВЧК ОГПУ", клеймо ПЭ, экспонат Миасского Городской краеведческого музея

Изображение

Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Клейма ЛЭ и ПЭ

Сообщение Нелунатик-увы » 06 дек 2018, 19:35

ESol писал(а):
22 сен 2018, 22:05
Наталья, думаю, что изделия с 84 пробой смело можно отнести к артели "Прогресс Эмаль" (клеймо ПЭ), которая позже, в конце 20-х гг., влилась в артель "Ленэмальер"
...
Немного об артели Прогресс-Эмаль. Ее изделия имеют клеймо ПЭ

Изображение

Изображение


Информация из газеты Труд за июнь 1926 года. Скан плохо читается, поэтому переписала:
"В Правление Первого Общества Взаимного Кредита в Ленинграде:
От Промыслово-кооперативной артели "Прогресс-эмаль", адрес: Ленинград, Новый пер. д.5, кв. 92, тел. 196-58
Заявление
О просьбе принять в число Членов Общества с кредитом в 4000 руб.
Сведения:
Род занятий, торговли или производства: Производство: металлических, серебряных и эмалевых художественных изделий
Владельцы предприятия: Артель «Прогрес-Эмаль»
Управление дел: Правление артели
Где и когда зарегистрирован устав: Устав зарегистрирован в Кустарно-Кооперативном Бюро, отдел местной промышленности, Ленинградском губерисполкоме от 18 июня 1926 года, реестр №540
С какого времени существует: с 1-го июля 1926 года
Количество рабочих и служащих: Членов артели 84, служащих 2"

Из устава промысловой кооперативной артели под наименованием «ПРОГРЕСС-ЭМАЛЬ:
"Производственно-промысловая кооперативная артель под наименованием «Прогресс-эмаль» имеет своей цель улучшение положения своих членов путем организации на кооперативных началах труда по выработке художественных эмалевых металлических изделий
Для осуществления своих целей Артель может добывать и заготавливать сырье, вырабатывать изделия в общей мастерской, на дому у членов артели или в помещениях и хозяйствах заказчиков, устраивать, приобретать и арендовать мастерские и заводы, принимать на себя исполнения заказов от отдельных лиц, организаций и учреждений, иметь склады для хранения как материалов и орудий, необходимых в производстве, так и готовых изделий артели, снабжать своих членов, работающих на дому, необходимыми для производства орудиями, материалами, сбывать изделия артели и содержать для этого магазины, заключать всякого рода договоры и сделки, вести среди своих членов культурно-просветительную работу, вступать в члены Союза артелей, а также учреждать вместе с другими артелями Союзы артелей, и вообще производить всякого рода действия, необходимые для осуществления целей Артели…
Каждый член артели обязан внести паевой взнос в сумме десяти /50 р./ и вступительный взнос в сумме десяти /10р./…
Учредители:
Смирнов Иван Семенович
Владимиров Георгий Федорович
Павлов Николай Павлович
Владимиров Николай Федорович
"

Забегая вперед скажу, что в справочниках председателем артели стоит Смирнов И.С. Но нашла информацию, что председателем артели в 1927 и 1928 году являлся и Лебедев Гаврила Кузьмич.

А теперь обратимся к справочникам Весь Ленинград. В справочнике за 1926 год в разделе Золото и серебро по этому адресу числится Смирнов И.С., один из учредителей артели:
Изображение

В справочнике за 1927 год уже фигурирует сама артель Прогресс-Эмаль:
Изображение

Справочник за 1928 год:
Изображение

Справочник за 1929 год:
Изображение


В 1929 году произошло объединение артелей Прогресс-Эмаль, Эмаль-Металл и Мундировщик под одним новым названием Ленинградский Эмальер.
Изображение

И в справочниках уже с 1930 года в разделе Промысловая кооперация фигурирует Ленинградский Эмальер:
Изображение

В этом же справочнике в разделе Металлы и металлические изделия добавляется еще один адрес конторы:
Изображение

Изделия объединенного предприятия имеют клеймо ЛЭ.
Изображение

Изображение

Вот она связь ПЭ и ЛЭ )))


Но пробежимся еще по двум артелям, которые в 1929 году вошли в Ленинградский Эмальер:
1. Артель Мундировщик

Броши артели Мундировщик, 1926 год, фотография из книги Ирины Перфильевой "Русское ювелирное искусство ХХ века в контексте европейских художественных тенденций. 1920-2000 гг". Безумно жаль, что не показана обратка, встречала аналогичные броши без клейма.
Изображение

Справочник 1926 года, раздел Золото и серебро:
Изображение

Справочник 1927 год, раздел Промкооперация:
Изображение

Справочник 1927 год, раздел Ювелиры:
Изображение

Справочник 1928 года, раздел Промкооперация:
Изображение

Справочник 1929 года, раздел Промкооперация:
Изображение

Справочник 1929 года, раздел Предприятия:
Изображение
Изображение


2. Артель Эмаль-металл
К сожалению, у меня нет фотографий изделий этого предпрития.

Справочник 1927 года, раздел Промкооперация:
Изображение

Справочник 1928 года, раздел Промкооперация:
Изображение

Справочник 1929 года, раздел Промкооперация:
Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Клейма ЛЭ и ПЭ

Сообщение Нелунатик-увы » 11 дек 2018, 07:16

Добавлю немного информации по артели Эмаль-Металл

Газета Труд за 1926 год. Скан плохо читается, поэтому переписала:
"В Правление Первого Общества Взаимного Кредита в Ленинграде:
От Промыслово-кооперативной артели "Эмаль металл", адрес: Ленинград, ул. Плеханова 6, ком.48, тел. 488-61
Сведения:
Род занятий, торговли или производства: Артель по изготовлению металлических с эмалью изделий и торговли ими
Владельцы предприятия: Исполнительный орган.
Правление из трех лиц: Председатель А.А. Рюнянен, член правления Пяккенен И.О., секр. Энгберг
Где и когда зарегистрирован: Устав зарегистрирован в Кустарно-Кооперативном Бюро, отдел местной промышленности, от 29 октября 1926 года
С какого времени существует фирма: с 1-го декабря 1926 года
Количество рабочих и служащих: 21 член
Какие лица и фирмы рекомендуют: Иван Савельевич Брицын, Григорий Григорьевич ?????

Прилагается Устав Промысловой-кооперативной Артели «Эмаль-Металл» по выработке художественных и эмалево-металлических изделий"

Сотрудники артели, которых удалось найти (рядом год когда было упоминание):
Ханхинен Аксель Рейнгальд 1926 – учредитель
Энгберг Аксель Карлович 1926 – учредитель, 1927 – зам. председателя правления, 1928 - секретарь, 1928 – зам. председателя правления
Медведев Иван Романович 1926 – учредитель, 1927 – председатель ревиз. комиссии
Сидоров Иван Осипович 1926 – учредитель, 1927 – член ревиз. комиссии
Бруно Иванович Линдлев 1926 – учредитель
Брицын Иван Савельевич 1927 – член правления
Рюнянен Андерс Адамович 1927 – председ. правления, 1928 – председатель правления
Кожевников Андрей Иванович 1927 – член ревиз. комиссии, 1928 – зам. председателя правления
Белозеров Николай Иванович 1928 – член правления
Воронин Алексей Иванович 1928 - председ. правления
Камераз Яков Абрамович 1928 – член правления
Торопов Георгий Васильевич 1928, 1929 - председатель
Пяккенен И.О. 1927 - член правления, 1928 – казначей
Линдлев Б.И. 1927 - секретарь


Интересны рекомендация Брицына И.С. при заявления для получения кредита в Правление Первого Общества Взаимного Кредита, а также информация, что Брицын являлся членом правления в 1927 году (именно по этому году нашла информацию).


Антикварное обозрение №1 2012 год, статья Нины Верновой "И.С. Брицын ювелир "Эпохи Фаберже" (отрывок):

"...Сразу после Революции 1917 года жизнь Ивана Савельевича мало изменилась: он продолжал работать ювелиром и даже в период нэпа имел свое ювелирное производство. Но после 1924 года в сводных объявлениях по Петербургу мастерская больше не упоминается. Брицына «уплотнили», и он переехал в дом 8 квартиру 6 по той же М. Конюшенной улице. С 1928 года «Брицын Иван Савельевич состоял действительным членом Промысловой Кооперативной Артели «Эмаль-Металл»» и изготавливал металлическую галантерею на благо Советской России. В 1928 году над головой мастера «сгустились тучи»: на него был написан донос одним из арестованных по делу «Группы спекулянтов ценностями», обвинявшихся в сокрытии золота и иностранной валюты. Вот одна из выдержек этого доноса: «Брицын Иван Савельевич – я знаю его как старого ювелира, бывшего поставщика царского двора. В последнее время он не имел никаких определенных занятий и занимался дисконтерством, учитывая векселя разных лиц в Первом обществе взаимного кредита; лично мне известно, что он часто учитывал векселя ювелира Ильина Петра Дмитриевича. Кроме этого он спекулировал бриллиантами, работая в этой области, больше всего с тем же ювелиром Ильиным». 22 августа 1928 года Президиум ЦИК СССР постановил: «ходатайство ОГПУ о конфискате отобранных ценностей: золота, инвалюты из несгораемого шкафа – удовлетворить. Президиум ЦИК СССР, секретарь ЦИК СССР А. Енукидзе».

Так, Иван Савельевич лишился большинства своих лучших изделий. Этот донос определил его следующее место проживания и работы. Перед Великой Отечественной войной Брицыну пришлось служить в небольшом городе Цивильске Чувашской АССР на фабрике «Перламутр», где «из материала заказчика на инструменте и прессе фабрики «Перламутр» по выданным нарядам и расценкам с удержанием подоходного и культурного налога» он делал пуговицы, крючки, молнии и прочую галантерейную ерунду…
".


Книга Лилии Кузнецовой "Петербургские ювелиры ХIХ - начала ХХ вв. Династии знаменитых мастеров императорской России", 2017 год, отрывок:

"Новая власть видела в ювелире только чуждого ей мелкого буржуа. В 1918 году мастерскую Брицына окончательно закрыли, а всё, что хоть как-то напоминало золото и серебро, конфисковали революционные матросы, совершенно не желавшие понимать, что они отбирали у "богача- захребетника" плоды многодневных кропотливых трудов его рук и ума.

Несчастья не сломили мастера. Он не покинул отчизну в трудные дни и даже не пытался уехать куда-либо за границу, а старался противостоять ударам судьбы, с его-то талантом и способностями работая по найму в различных промысловых кооперативных артелях, как, например, "Эмаль-металл".

Когда объявили новую экономическую политику, Брицын организовал собственную крошечную мастерскую и, числясь "кустарём-одиночкой по части галантереи на медной основе" (поскольку работа с драгоценными металлами была строго-настрого запрещена), вместе с подросшим старшим сыном Леонидом выполнял частные заказы. Помощник оказался сметливым и способным: он быстро перенял у отца секреты профессии, сам теперь изготовлял штампы и готовил эмаль. У него даже появился личный именник: "Л.Б.", в то время как глава семейного дела на свои готовые вещи либо ставил клеймо "И.Б.", либо помещал аккуратно выведенную резцом подпись: "БРИЦЫН".

Но нэп продолжался недолго, и в конце 1920-х годов Ивана Савельевича Брицына отправили на полтора года в ссылку в Ярославскую область. Поскольку ему запретили заниматься любимой профессией, то пришлось переквалифицироваться в частные фотографы…
Когда Иван Савельевич вернулся в Ленинград, ему удалось оформиться надомником, чтобы исполнять отдельные заказы находящихся в Поволжье ювелирных предприятий: чувашской Цивильской фабрики "Перламутр" и фабрики галантерейных изделий в Татарской АССР. Так продолжалось всё предвоенное десятилетие…
"

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость