Загадки пробирной инспекции

Ответить
Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 5309
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Загадки пробирной инспекции

Сообщение ESol » 13 мар 2019, 21:03

Клейма мастеров и артелей красносельского района являются, пожалуй, самой большой загадкой в исследовании клейм.
По разным данным в красносельском районе до революции трудились от 2 до 4 тысяч мастеров.
В Каталоге клейм М.М. Постниковой-Лосевой упоминаются около 400 клейм мастеров красносельского района.
Это очень много, но это лишь малая часть того, что было на самом деле.
И вряд ли удастся когда-то расшифровать хотя бы половину.

Но это всё вступление)

Начну с одной загадки, которую попробовал всё же разгадать.
Это, конечно, всё мои размышления, но, думаю, какая-то доля правды тут есть.

Вот такой красносельский подстаканник (у нас в Каталоге он именуется Арочный)

ИзображениеИзображение

На донышке этих подстаканников имеется надпись Sterling Made in Soviet Union

Изображение

клеймо ПКК (промколхоз "Красный кустарь") и московское пробирное клеймо

ИзображениеИзображение

Была высказана версия, что подстаканник изготовили для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, вся партия была отправлена в Москву, и там же клеймилась.
Возможно, это так и было. Но...
У себя в архиве я обнаружил другой подстаканник, не менее красивый, чем Арочный, с клеймом ПКК и клеймом московской пробирки, но без надписи Sterling Made in Soviet Union
то есть, версия, что подстаканники отправлялись специально клеймиться в Москву, вроде отпадает.

В Каталоге ложек у нас есть такая ложечка, с клеймом ППК, производителя которой я определил как Подольский промколхоз, и так же с московским пробирным клеймом

Изображение
Изображение

Почему всё же Подольское?? Да просто в том же Каталоге у нас есть похожая ложка, но не серебряная, произведённая именно в Подольском промколхозе

Изображение
Изображение

На серебряном подстаканнике СПК (Сидоровский промколхоз) также московское ЗУ

ИзображениеИзображение

Так почему же на этих предметах не красносельское пробирное клеймо, а московское???

Костромскую губернию упразднили в январе 1929 года, её территория вошла в Ивановскую промышленную область, и лишь спустя 15 лет, 13 августа 1944 года, была образована Костромская область.
Думаю, именно поэтому в 1930-х гг предметы красносельского района и клеймились московскими пробирными клеймами.
Вероятно, красносельская пробирка никуда не исчезала, просто она была филиалом Московской пробирной инспекции.
Вот воспоминания одной из работниц Красносельской пробирной палатки

Изображение

Но это лишь начало темы

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 5309
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Загадки пробирной инспекции

Сообщение ESol » 13 мар 2019, 23:15

Продолжу.

Итак, с периодом работы красносельской пробирной палатки 1929-1944 гг мы вроде немного разобрались.
А что же дальше?

В Каталоге клейм М.М. Постниковой-Лосевой в период 1946-1954 гг красносельская пробирная инспекция не значится.
Так и продолжали работать с московскими клеймами????
Вряд ли, т.к. Костромская область уже существовала, и не было смысла клеймить московскими клеймами.

Изображение

Появляется Красносельская пробирная инспекция лишь в 1954 году, и обозначается греческой буквой Бета

Изображение

С 1954 года (а фактически с 1953-го) к именникам предприятий добавляется цифра, обозначающая год выпуска изделия.
Но.....
Клейма красносельских предприятий (промколхозов, артелей) без цифры года были, и в них в пробирном клейме стоит буква Бета

АКК - артель "Красный кустарь"
Изображение

АПИ - артель "По заветам Ильича"
Изображение

ПАКК - промартель "Красный кустарь"
Изображение

В период 1946-1954 гг. под буквой Бета числится Хабаровская пробирная инспекция

Вот как она обозначена в справочнике Троепольской

Изображение

А вот так в том же справочнике обозначена Красносельская пробирная инспекция в период 1954-1958 гг

Изображение

Конечно, в разные периоды одними и теми же буквами обозначались разные пробирные инспекции, но тут даже изображение ЗУ одинаковое!

В период 1954-1958 гг. Хабаровская инспекция не значится.
Нет её и в период с 1958 года

Изображение

А существовала ли Хабаровская пробирная инспекция в 1954-1958 гг??????
Может, это просто ошибка М.М. Постниковой-Лосевой, повторенная затем в справочнике Троепольской??? Или ...??????

Сильно прошу не пинать, это только предположения!!!) Противоположные мнения приветствуются, но только аргументированные!

Андрей 62
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 15:46
Откуда: Новосибирск, наукоград Кольцово

Re: Загадки пробирной инспекции

Сообщение Андрей 62 » 14 мар 2019, 13:30

Не моя тема, просто взгляд со стороны).
Если есть безвопросные клейма костромских изготовителей до 1953 года, то и инспекция должна быть!) Не в Хабаровск же изделия возили.
В 1940 году пробирные инспекции: Москва, Ленинград, Харьков, Одесса, Львов, Тбилиси, Ташкент.
С 1941 года хотят дополнительно в: Баку, Минск, Новосибирск, Свердловск, Кишинев, Вильнюс, Рига, Таллин.
Киев что-то не в почёте (там же была ПИ?) Война. Возможно после войны что-то изменилось. Алма-Ата добавилась.
Дальний Восток.Во Владивостоке пытались открыть ПП ещё при царе. Была ещё Инструкция Наркомфина СССР от 05.05.1941 N 391 "О порядке учета в Инспекциях пробирного надзора". Не читал.
Может ошибка, а может и какое то время ПИ поработала в Хабаровске с 1946 года (?), а потом закрыли и ещё до 1953 года открыли в Костроме. Много ли клейм костромских изготовителей с "бетой" до 1953 года? Евгений, однако Вам путь лежит в архив Хабаровского края))) В Амуре искупаетесь.
Изображение

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 5309
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Загадки пробирной инспекции

Сообщение ESol » 14 мар 2019, 13:36

Андрей 62 писал(а):
14 мар 2019, 13:30
Много ли клейм костромских изготовителей с "бетой" до 1953 года? Евгений, однако Вам путь лежит в архив Хабаровского края))) В Амуре искупаетесь.
Андрей, клейм до 53 года достаточно.
Не, в Хабаровск далековато!!!((((
Мне проще в Красное сгонять, это совсем рядом))) И в Волгу окунуться))

Андрей 62
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 15:46
Откуда: Новосибирск, наукоград Кольцово

Re: Загадки пробирной инспекции

Сообщение Андрей 62 » 14 мар 2019, 14:02

Вы же знаете моё критическое отношение к справочникам. Но представить что туда случайно ввели новый город и приписали ему свой шифр даже я могу с трудом)))) Хотя, может и не удивлюсь, вспоминая Минск-Варшава. Попробую ближе к лету добраться до архива новосибирской ПИ, а вдруг там добрые люди и что-то прояснится.

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 5309
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Загадки пробирной инспекции

Сообщение ESol » 14 мар 2019, 14:11

Вот и мне сложно представить ситуацию с ошибкой в пробирных инспекциях.
Клейма - это да, там отдельная песня.
Но красносельская пробирка никуда не пропадала.
В книге, выпущенной к 120-летию Красносельской пробирной инспекции, есть воспоминания работницы, которая пришла работать туда в 1940-м году

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 5309
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Загадки пробирной инспекции

Сообщение ESol » 14 мар 2019, 14:30

Вот ещё один производитель, не упомянутый в начале темы.
Алеевский промколхоз "Искра Октября" (образован в 1938 году)

Изображение

клеймо ПИО (промколхоз "Искра Октября") с пробирным клеймом до 1953 года
Изображение


а вот клейма периода 1953-1958 гг

ИО3 - 1953 год
Изображение

ИО4 - 1954 год
Изображение

ИО8 - 1958 год
Изображение

Андрей 62
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 15:46
Откуда: Новосибирск, наукоград Кольцово

Re: Загадки пробирной инспекции

Сообщение Андрей 62 » 14 мар 2019, 15:20

Петрованова (книга к 120 летию ПИ) пишет, что когда пришла работать в 1957 году, то было отделение московской инспекции. Может в Костроме и было московское отделение, но с какого то времени со своим шифром в клейме "бета"? Отобрали у незагруженных хабаровчан?

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя