1000-ый аэроплан DUX

Ассоциации, связанные с подстаканниками, подстаканные загадки
Ответить
Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6699
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

1000-ый аэроплан DUX

Сообщение Нелунатик-увы » 24 фев 2013, 20:49

Акционерное общество «Дуксъ» (в переводе с латинского означает "вождь", "ведущий") - первое самолётостроительное предприятие в Москве, одно из ведущих в отрасли. Основано в 1893 году обрусевшим немцем, инженером, предпринимателем и заядлым гонщиком Юлием Александровичем Меллером.



Конечно, на первых порах, ни о каких самолетах речи не шло. В полутёмном каменном сарае несколько рабочих делали трапеции, стремянки, лестницы, подставки для цирковых аттракционов и трубы парового отопления. Но скоро производство стало стремительно развиваться и расширяться: наладили выпуск велосипедов, снегокатов, аэросаней, паровых, и электрических, и бензиновых автомобилей. …



Продукция фабрики была известна и высоко ценилась по всей стране. На Всероссийских выставках она не раз завоевывала призы и медали.
Аэросани Дукс, управляемые Меллером



Меллер постоянно стремился идти в ногу с техническим прогрессом. В 1910 на заводе «Дукс» построен дирижабль «Ястреб» (проект конструктора А.И. Шабского).
Дирижабль "Ястреб", 1910 год, фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев, 1925 год



А это документ о первом аэроплане завода «Дукс», который был изготовлен в 1910 году. Испытателем новой техники стал пилот-авиатор Сергей Уточкин, которого летать никто и никогда не учил - он осваивал воздушный корабль на чистом вдохновении и бешеном желании летать. Выполняя условия сдачи заказчику, Уточкин летал над огромным полем 33 мин, сделал 13 кругов и опустился прямо у ангара. Затем с пассажиркой летал 12 мин на высоте 20-30 м и уже затемно он поднялся один на высоту около 100 м. Так были установлены три первые рекорда на первом построенном в Москве аэроплане: на продолжительность и высоту полета, и с пассажиром.
Фото из музея родственного предприятия - НПО "Наука" (бывшее радиаторное производство "Дукса"), автор снимка PlantNr30



Общество наладило производство самолетов сначала зарубежных конструкций, а затем и собственных.
А начиналось так: доставленный из-за границы образцовый аэроплан разбирали на заводе на составные части, с них снимали необходимые размеры и делали рабочие чертежи. На заводе работали талантливые конструктора, которые усовершенствовали зарубежные аэропланы, разрабатывали свои.
3-й экземпляр "Ньюпора-IV" постройки завода "Дукс" (надпись на борту - "ДУКС 3")



Еще в 1912 году завод получил казенные заказы, что способствовало развитию производства и переходу к систематическому выпуску самолетов.
«Меллер-I» (по другим данным — «Дукс-1») с пулеметной установкой. В 1913 г. он участвовал в конкурсе военных аэропланов, но боевым самолетом так и не стал...



Война, начавшаяся в августе 1914 года, очень скоро проявилась как машинная война, которую успешно могли вести лишь страны, обладавшие мощной современной техникой. Она показала возможности применения авиации на фронте, что повлекло соответственно спрос на продукцию авиационных предприятий и быстрый рост требований к качеству самолетов и моторов.
В годы Первой мировой войны «Дукс» из небольшого предприятия превратился в один из крупнейших российских авиазаводов и оставался им на протяжении десятилетий. Как отмечала авиационная комиссия Особого совещания по обороне, завод «Дукс» отличался исправностью выполнения заказов и даже перевыполнял поставки, не получая специальных субсидий.
Кстате, свою фамилию владелец завода сменил на фамилию жены: был Меллером, стал Брежневым. Еще накануне Первой мировой он с сыном по делам уехал в Германию и был интернирован. Лишь спустя полгода они смогли через Швецию вернуться в Россию. Рабочие на заводе устроили директору торжественную встречу. Трудности только усилили жажду работать, развивать производство.
В сборочном цехе завода



Русские летчики в годы первой мировой войны совершили немало славных дел, вошедших в историю авиации как яркое свидетельство отваги, пытливого ума и высокого воинского мастерства.
В начале первой мировой войны совершил свой геройский подвиг Петр Нестеров — выдающийся русский летчик, основоположник высшего пилотажа. Петр Нестеров - это человек-легенда, впервые в истории авиации на самолете завода "Дукс" "Ньюпор-4" выполнил знаменитую "мертвую петлю".
Открытка Штабс-капитан П.Н.Нестеров, 1914 год



26 Августа (08.09) 1914 года. В районе Желтиева, что возле Львова, с разведывательной целью начал кружить австрийский «Альбатрос». Лев Толстой в очерке «По Волыни» пишет: «заметив в воздухе австрийского летчика, Нестеров приказывает помощнику сесть и прогнать врага. Офицер на мгновение заколебался. Нестеров командует подать машину, садится, не сводя глаз с парящего аэроплана, быстро, спиралями, возносится над ним, накреняется, падает и своими шасси ударяет вражеский аэроплан — австриец-офицер, наблюдатель, машина, разбитые, валятся вниз…
Отважный и умный Нестеров, однажды поднявшись на воздух, не мог уже спокойно жить на земле…»
Это был первый таран в истории авиации. Он был совершен на самолете "Моран-Ж", который построен не на заводе "Дукс", и пусть это немного не по теме, но мне захотелось об этом написать.
Рисунок художника-летчика Константина Константиновича Арцеулова



Контракты, заключенные заводом в 1916 году, потребовали его дальнейшего расширения. К концу года на предприятии было занято уже свыше 2500 рабочих, выпускалось по 100 аппаратов в месяц.
Именно в 1916 году завод «Дукс» выпустил свой 1000-ый аэроплан. В честь этого события в мастерской Самошина был изготовлен вот этот подстаканник.
Подстаканник 1000-ый аэроплан акционерного общества DUX





На подстаканнике изображен Спецзнак авиационных частей, который представлял собой сочетание пропеллера и раскинутых орлиных крыльев. Спецзнак был введен приказом Военного Ведомства № 4 от 3 января 1914 года.
Фото погона подполковника авиаотряда 19 армейского корпуса



После национализации декретом Совета Народных Комиссаров от 28 июня 1918 года, подписанным В. И. Лениным, завод "Дукс" был переименован в "Государственный авиационный завод N 1" (ГАЗ №1).
«Полуторастоечный» производства московского завода «Дукс», ориенитировочно 1918-1920 годы, фото Сопвич (из книги В.И. Кондратьев, В.Р. Котельников «Обозначение и окраска самолетов РККВФ и ВВС РККА до 1940 года»



В 1931 году было принято решение из состава ГАЗ №1 выделить ряд специализированных производств: самолетостроительное, точного приборостроения, радиаторное, колесное и велосипедное. Организация велосипедного производства на базе станочного парка "Дукса" дала рождение Московскому велозаводу. Самолетостроительный завод, оставшийся в корпусах "Дукса", получил в октябре 1931 году получил новое имя - завод №32; в суровом военном ноябре 1941 - го он стал Машиностроительным заводом №43, позже носил название Коммунар.
В 1992 г., в канун столетнего юбилея, коллектив предприятия восстановил его исконное название - Акционерное общество «Дукс».



Из официального сайта с удивлением узнала, что на данный момент открытое акционерное общество «Дукс», занимающая производством вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов, - частная собственность.
Истребитель МиГ-29



Литература:
1. Статья «Фабрики и фабриканты», автор Владимир Хутарев-Гарнишевский
2.Статья «Заводское строительство в России в годы первой мировой войны (к проблеме промышленного развития потенциала), автор Светлана Владимировна Воронкова
3. Книга "История автомобильного транспорта в России", автор Рубец Александр Дмитриевич
4. Книги: А.А. Дёмин. "Ходынка: взлетная полоса русской авиации", автор Демин Анатолий Анатольевич

Ответить

Вернуться в «Разговоры обо всём»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость