Назаров Александр Алексеевич родился в
1873 году в старинном русском городе
Ростове.
Семья жила недалеко от Спасо-Яковлевского монастыря, где издавна селились мастера финифтяных дел. С
восьми лет Александра отдали в ученики к
Завьяловым, где и обучился он финифтяному ремеслу. Женился в конце 1890-годов, жена Варвара Николаевна Паутова была женщиной предприимчивой и нередко спасала семью от материальных затруднений (осенью возами покупала на рынке продукты, делала соленья и зимой продавала их на рынке), - заработка Александра Алексеевича финифтью не хватало.
Вид Ростовского кремля Ярославской губернии, XI век, мастер неизвестен
С 1904 года преподавал искусство финифти в
Ростовском ремесленном классе резьбы по дереву и иконописи при Ростовском музее церковных древностей, в
Учебно-показательной финифтяной школе (1912-1931 годах).
Чернильный прибор, живописец по эмали Туляков Валентин Константинович, конец 1910-х - начало 1920-х
Воспоминания сына мастера, Г.А. Назарова, о том, как отец работал: "
Он где-то доставал куски эмали, толок на большом камне курантом, потом размешивал со скипидаром до сметанообразного состояния. Пластины и кисти изготавливал сам, писал тоненькой, в один волосок, кистью из хвоста колонка, обжигал пластину не менее трех раз. Работы отец писал пунктиром, сначала рисовал эскиз карандашом, потом прокалывал и затем рисовал на пластине».
Учебно-показательная финифтяная школа, занятия в классе живописи по эмали, Назаров стоит сзади учеников, весна 1917 года
В
1913 году в Ростов по случаю празднования
300-летия дома Романовых приезжала
царская семья. К этому событию Александр Назаров пишет
финифтяной портрет царской семьи, преподносит его в дар, за что вскоре получает золотые именные часы фирмы Павла Буре. В память об этом событии в семье Назаровых хранится царская грамота.
Император Николай II в Спасо-Яковлевском монастыре 22 мая 1913 года
Александр Алексеевич писал иконки для различных монастырей России и Русской православной церкви за рубежом, "
приходили красивые монахи в рясах, при крестах, которые заказывали их". Брат Николай был ювелиром, он помогал оправлять финифтяные пластины. Нередко Александру Алексеевичу духовные лица заказывали свои портреты.
Вид Свято-Троецкой Сергеевой Лавры, конец XI – начало XX века, живописец по эмали Назаров А.А.
Конец 1910-х -1920-е годы - время нестабильное. Вся страна переживала различного рода трудности. Лозунг первых лет Октября «Отречемся от старого мира» означал и отречение от традиционной культуры. В 1919 году в Ростове была голодовка, спроса на финифть не было, и пришлось Александру Алексеевичу
устроиться в депо, так как железнодорожникам давали по
400 граммов хлеба. Вот такое время, когда один из лучших оставался часто без заказов.
Первомай, живописец по эмали Евдокимова Анна Павловна, 1947 год
Александр Алексеевич Назаров был человеком скромным и набожным, он и после революции, будучи еще молодым 34-летним человеком, не изменил своим жизненным устоям, продолжал быть верующим человеком, был церковным старостой, ходил в храм. Его сын запомнил рассказ отца о том, как тому помогла вера: «
Как-то раз в начале 1920-ых годов, когда художник и его семья переносили большие материальные тяготы, горячо молился в церкви перед иконой Божьей Матери, и случилось ему чудесное видение: заплакала Богородица, потекли слезы по иконе. После этого случая появились хорошие заказы».
В 1923-1931 годах Назаров преподавал в
Ростовской финифтяной показательной мастерской. В октябре
1923 году в Москве состоялась
Первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка СССР.
Значок На память о Первой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке СССР, автор неизвестен
На выставке были представлены и работы Александра Назарова: образцы
иконописи (!!!) и разные виды
брошей с разнообразными сюжетами: амуры, Пьеро, сцены рождения Венеры, купания Дианы…
Брошь Амуры, живописец по эмали Назаров А.А., 20-ые годы
В
1931-
1947 годы работал в
артелях инвалидов и "
Возрождение" (в разные годы).
Портрет Кутузова, живописец по эмали Назаров А.А., предположительно 1947 год
Назаров был превосходным художником, но на работе не все коллеги относились к нему однозначно. Он некоторые вещи держал в секрете и, обучая молодых мастеров, составлял краски, необходимые для работы на уроках, дома. На вопросы учеников, - в каких пропорциях они сделаны и каковы компоненты, он иногда отвечал: «
Я добился всего сам и вам того же желаю». Все свои рецепты мастер хранил в маленькой записной книжечке, которую носил всегда с собой. С учениками, на которых он возлагал большие надежды, был более откровенен: «
Краски сам всегда растирай, к цвету их привыкай и до огня и после него. На этюды ходи чаще – матушка-природа всегда душе твоей подскажет…».
К.Е. Ворошилов на маневрах, живописец по эмали Назаров А.А, 1930-е годы
В конце 1930-х гг. лихорадка сталинских репрессий докатилась и до Ростова, дом Назарова несколько раз безжалостно обыскивали, но, к счастью, компрометирующих его вещей не находили, и участи репрессированного Назарову удалось избежать, хотя пострадали в это время многие его коллеги - преподаватели финифтяной школы.
И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов, живописец по эмали Назаров А.А, вторая половина 1930-х
У Назарова было много детей, но ни один из них не стал заниматься финифтью, так как это считалось «
частной лавочкой» и не поощрялось государством. На рубеже 1920-1930 годов, когда шла кампания по закрытию церквей, Назаров расписал митру, и кто-то донес на него. Спасло его лишь то, что
на день рождения Сталина он послал ему в дар подстаканник с финифтью. За это Сталин отправил ему именные часы.
Портрет И.В. Сталина, живописец по эмали Назаров А.А, 1930-е годы
После войны в
1947 году, Назаров с семьей переехал в
Москву.
На факте переезда А.А. Назарова в Москву мнения исследователей и потомков разделяются. И.М. Суслов указывает, что мастер был приглашен для росписи метро (большие панно с финифтью в метро????), сын же не уверен, что именно метро, он предполагает, что отец работал в Москве в какой-то художественной мастерской. А вот воспоминания
Виталия Николаевича Хрыкова: "
Моего отца Н.М. Хрыкова и А.А. Назарова пригласили в Москву для работы на фабрике по выпуску товаров широкого спроса. На фабрике был цех, где работали мастера-филигранщики из Красного села Костромской области. Было решено сочетать филигрань с финифтью, главным образом, с изображением архитектурных памятников Москвы, выпускались подстаканники, кубки, туалетные коробочки, дело было заманчивое, т.к. архитектуру в то время в Ростове не писали, а о филиграни только мечтали, а там была целая бригада классных филигранщиков". В Москве семья Назарова жила на Земляном валу по ул. Казакова в маленькой комнатке общежития фабрики. Так где же в Москве работал Назаров???
В декабре месяце 1948 году случилось несчастье: Александр Алексеевич попал под трамвай, вскоре скончался и был похоронен на Введенском кладбище.
По материалам статей кандидата искусствоведения старшего научного сотрудника Музея финифти Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" Веры Филипповны Пак,
а также экспозиции Музея финифти