![](/import_images/2/c622826/v622826148/4109d/ncvQeDhmJHs.jpg)
Семья жила недалеко от Спасо-Яковлевского монастыря, где издавна селились мастера финифтяных дел. С восьми лет Александра отдали в ученики к Завьяловым, где и обучился он финифтяному ремеслу. Женился в конце 1890-годов, жена Варвара Николаевна Паутова была женщиной предприимчивой и нередко спасала семью от материальных затруднений (осенью возами покупала на рынке продукты, делала соленья и зимой продавала их на рынке), - заработка Александра Алексеевича финифтью не хватало.
Вид Ростовского кремля Ярославской губернии, XI век, мастер неизвестен
![](/import_images/2/v322316427/71c4/wTtgN9C-wqk.jpg)
С 1904 года преподавал искусство финифти в Ростовском ремесленном классе резьбы по дереву и иконописи при Ростовском музее церковных древностей, в Учебно-показательной финифтяной школе (1912-1931 годах).
Чернильный прибор, живописец по эмали Туляков Валентин Константинович, конец 1910-х - начало 1920-х
![](/import_images/2/v322316427/716c/6mP6iW6Ibac.jpg)
Воспоминания сына мастера, Г.А. Назарова, о том, как отец работал: "Он где-то доставал куски эмали, толок на большом камне курантом, потом размешивал со скипидаром до сметанообразного состояния. Пластины и кисти изготавливал сам, писал тоненькой, в один волосок, кистью из хвоста колонка, обжигал пластину не менее трех раз. Работы отец писал пунктиром, сначала рисовал эскиз карандашом, потом прокалывал и затем рисовал на пластине».
Учебно-показательная финифтяная школа, занятия в классе живописи по эмали, Назаров стоит сзади учеников, весна 1917 года
![](/import_images/2/v322316427/715c/YiWI03W92U4.jpg)
В 1913 году в Ростов по случаю празднования 300-летия дома Романовых приезжала царская семья. К этому событию Александр Назаров пишет финифтяной портрет царской семьи, преподносит его в дар, за что вскоре получает золотые именные часы фирмы Павла Буре. В память об этом событии в семье Назаровых хранится царская грамота.
Император Николай II в Спасо-Яковлевском монастыре 22 мая 1913 года
![](/import_images/2/v322316427/7174/4gRa4XwOLzY.jpg)
Александр Алексеевич писал иконки для различных монастырей России и Русской православной церкви за рубежом, "приходили красивые монахи в рясах, при крестах, которые заказывали их". Брат Николай был ювелиром, он помогал оправлять финифтяные пластины. Нередко Александру Алексеевичу духовные лица заказывали свои портреты.
Вид Свято-Троецкой Сергеевой Лавры, конец XI – начало XX века, живописец по эмали Назаров А.А.
![](/import_images/2/v322316427/71a4/9uDdCVgu5so.jpg)
Конец 1910-х -1920-е годы - время нестабильное. Вся страна переживала различного рода трудности. Лозунг первых лет Октября «Отречемся от старого мира» означал и отречение от традиционной культуры. В 1919 году в Ростове была голодовка, спроса на финифть не было, и пришлось Александру Алексеевичу устроиться в депо, так как железнодорожникам давали по 400 граммов хлеба. Вот такое время, когда один из лучших оставался часто без заказов.
Первомай, живописец по эмали Евдокимова Анна Павловна, 1947 год
![](/import_images/2/v322316427/71d4/7BD8HWPiYHI.jpg)
Александр Алексеевич Назаров был человеком скромным и набожным, он и после революции, будучи еще молодым 34-летним человеком, не изменил своим жизненным устоям, продолжал быть верующим человеком, был церковным старостой, ходил в храм. Его сын запомнил рассказ отца о том, как тому помогла вера: « Как-то раз в начале 1920-ых годов, когда художник и его семья переносили большие материальные тяготы, горячо молился в церкви перед иконой Божьей Матери, и случилось ему чудесное видение: заплакала Богородица, потекли слезы по иконе. После этого случая появились хорошие заказы».
В 1923-1931 годах Назаров преподавал в Ростовской финифтяной показательной мастерской. В октябре 1923 году в Москве состоялась Первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка СССР.
Значок На память о Первой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке СССР, автор неизвестен
![](/import_images/2/v322316427/71ac/sSdxvFKNLb4.jpg)
На выставке были представлены и работы Александра Назарова: образцы иконописи (!!!) и разные виды брошей с разнообразными сюжетами: амуры, Пьеро, сцены рождения Венеры, купания Дианы…
Брошь Амуры, живописец по эмали Назаров А.А., 20-ые годы
![](/import_images/2/v322316427/718c/mZWV8cYBMOk.jpg)
В 1931-1947 годы работал в артелях инвалидов и "Возрождение" (в разные годы).
Портрет Кутузова, живописец по эмали Назаров А.А., предположительно 1947 год
![](/import_images/2/v322316427/7184/ArljvqLWp88.jpg)
Назаров был превосходным художником, но на работе не все коллеги относились к нему однозначно. Он некоторые вещи держал в секрете и, обучая молодых мастеров, составлял краски, необходимые для работы на уроках, дома. На вопросы учеников, - в каких пропорциях они сделаны и каковы компоненты, он иногда отвечал: «Я добился всего сам и вам того же желаю». Все свои рецепты мастер хранил в маленькой записной книжечке, которую носил всегда с собой. С учениками, на которых он возлагал большие надежды, был более откровенен: «Краски сам всегда растирай, к цвету их привыкай и до огня и после него. На этюды ходи чаще – матушка-природа всегда душе твоей подскажет…».
К.Е. Ворошилов на маневрах, живописец по эмали Назаров А.А, 1930-е годы
![](/import_images/2/v322316427/71e4/xNiMEnAEyl4.jpg)
В конце 1930-х гг. лихорадка сталинских репрессий докатилась и до Ростова, дом Назарова несколько раз безжалостно обыскивали, но, к счастью, компрометирующих его вещей не находили, и участи репрессированного Назарову удалось избежать, хотя пострадали в это время многие его коллеги - преподаватели финифтяной школы.
И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов, живописец по эмали Назаров А.А, вторая половина 1930-х
![](/import_images/2/v322316427/71dc/9N_82ByvKBg.jpg)
У Назарова было много детей, но ни один из них не стал заниматься финифтью, так как это считалось «частной лавочкой» и не поощрялось государством. На рубеже 1920-1930 годов, когда шла кампания по закрытию церквей, Назаров расписал митру, и кто-то донес на него. Спасло его лишь то, что на день рождения Сталина он послал ему в дар подстаканник с финифтью. За это Сталин отправил ему именные часы.
Портрет И.В. Сталина, живописец по эмали Назаров А.А, 1930-е годы
![](/import_images/2/v322316427/71ec/yLUrhFGKuNw.jpg)
После войны в 1947 году, Назаров с семьей переехал в Москву.
На факте переезда А.А. Назарова в Москву мнения исследователей и потомков разделяются. И.М. Суслов указывает, что мастер был приглашен для росписи метро (большие панно с финифтью в метро????), сын же не уверен, что именно метро, он предполагает, что отец работал в Москве в какой-то художественной мастерской. А вот воспоминания Виталия Николаевича Хрыкова: "Моего отца Н.М. Хрыкова и А.А. Назарова пригласили в Москву для работы на фабрике по выпуску товаров широкого спроса. На фабрике был цех, где работали мастера-филигранщики из Красного села Костромской области. Было решено сочетать филигрань с финифтью, главным образом, с изображением архитектурных памятников Москвы, выпускались подстаканники, кубки, туалетные коробочки, дело было заманчивое, т.к. архитектуру в то время в Ростове не писали, а о филиграни только мечтали, а там была целая бригада классных филигранщиков". В Москве семья Назарова жила на Земляном валу по ул. Казакова в маленькой комнатке общежития фабрики. Так где же в Москве работал Назаров???
В декабре месяце 1948 году случилось несчастье: Александр Алексеевич попал под трамвай, вскоре скончался и был похоронен на Введенском кладбище.
![](/import_images/2/v322316427/7194/hTmxfRP92sc.jpg)
По материалам статей кандидата искусствоведения старшего научного сотрудника Музея финифти Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" Веры Филипповны Пак, а также экспозиции Музея финифти