Ярославлю повезло. Сейчас в Митрополичьих палатах проходит выставка «
Фарфоровая жизнь». Выставка уникальная. На ней можно увидеть около
150 фарфоровых скульптур, произведенных на одном из самых известных фарфоровых заводов - фабрике Гарднера. Все изделия из
частной коллекции. Искреннее спасибо тому, кто дал возможность увидеть эту удивительную красоту.
Пояснение, которое было размещено на выставке:
"Фарфоровая пластика фабрики Гарднера из частной коллекции в Ярославском художественном музее"
На выставке представлено около 150 фарфоровых скульптур, произведенных на одном из самых известных фарфоровых заводов России – фабрике Гарднера во 2-ой половине XIX века – 1-ой половине XX века.
Жена, поднимающего пьяного мужа, около 1885 г., роспись полихромная, Фабрика «Мануфактуры Гарднеръ»
Фабрика «Мануфактуры Гарднеръ», открытая в 1766 году английским предпринимателем Францем Гарднером, стала первым в России частным фарфоровым производством.
Наряду с «эксклюзивом», предназначенным для императорских дворцов, Гарднер, обладавший прирожденным даром коммерции, наладил и массовый выпуск фарфоровой посуды. Она высоко ценилась в России, и когда Франц Гарднер умер, его фарфоровое производство считалось лучшим частным фарфоровым заводом в России.
В первом десятилетии XIX века на фабрике "Мануфактуры Гарднеръ" был налажен широкий выпуск фарфоровой скульптуры, которая использовалась для украшения центральной части стола во время торжественных обедов и приемов.
С 1820-х годов самым популярным источником сюжетов для фарфоровой пластики были журнальная гравюра, печатные листы. Именно в это время в скульптуре фабрики Гарднера по-настоящему зазвучала русская тема, в частности, в серии самобытных фарфоровых фигур по офортам из журнала «Волшебный фонарь, или Зрелище с.-петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников» 1817 года. На «миниатюрных фарфоровых подмостках» XIX века возникли представители всех сословий и профессий: «чистые господа» и простонародные обитатели городских улиц и ярмарок – продавцы, служанки и нищие, кучера и трубочисты, военные и ремесленники, городские франтихи и деревенские мужички. Была создана новая «страна», населенная людьми «низких» профессий: дворниками, сбитенщиками, лакеями, кучерами, поварами и другими.
Сбитеньщик, около 1885 г., бисквит, роспись полихромная, Фабрика «Мануфактуры Гарднеръ»
Фарфоровые скульптуры, представленные на выставке, выполнены из бисквита – неглазурованного, прошедший один обжиг фарфора, раскрашенного матовыми красками. В отдельных местах накладывался тонкий слой специальных красок, что придавало блеск и оживляло однородную фактуру бисквита. Скульптуру не покрывали глазурью, чтобы придать «натуральность» образам. Эту скульптуру называли «передвижнической», в самой тематике ярко проявлялось стремление ее создателей затронуть актуальные проблемы современности, изобразить «уличные типы». С 1870-х годов на заводе выпускались серия фигур «Народы России», выполненные по цветным литографиям книги «Этнографическое описание народов России» Т. Де Паули (1862). Кроме декоративной функции, они информировали зрителя о роде занятий и промыслах разных народностей, о природных условиях и образе их жизни.
Цыгане, около 1885 г., бисквит, роспись полихромная, Фабрика «Мануфактуры Гарднеръ»
С середины XIX века в изделиях Гарднеровской фабрики появляется детская тема, отличавшаяся многообразием скульптурного решения, живостью и занимательностью сюжетных линий: дети, катающие яйца на Пасху или играющие на дудочках, отдыхающие грибники и т.д.
Игра в бабки. На выставке рядом стояло две разные скульптуры 1862 года и 1925 года, они имели одинаковое название. Какая это )))?
В конце XIX века фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» стала собственностью фарфорового короля М.С. Кузнецова и вошла в состав компании «Товарищества М.С. Кузнецова», завоевавшей к концу XIX века внутренний фарфоровый рынок России. Войдя в состав компании, фабрика продолжала пользоваться правом маркировать свою продукцию маркой Гарднера. После революции 1917 года фабрика в Вербилках была сначала национализирована, а позднее переименована в Дмитровский государственный фарфоровый завод. В годы советской власти, вплоть до 1930-х годов, завод продолжал выпускать изделия по гарднеровским образцам. Затем предпочтение было отдано более массовой продукции.
В наше время фарфоровая пластика вновь обрела чрезвычайную популярность. Репутация русского художественного фарфора очень высока - он стал объектом музейного и частного собирательства и считается ценным экспонатом на мировых аукционах.
Куратор: Мусаутова Елизавета Аркадьевна, научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела.
Продолжение следует