Случайно у меня оказалось два практически одинаковых подстаканника. Я их заполучил с промежутком года три или четыре и даже думал, что это один и тот же, но всё время перемещающийся по моей длинной подстаканной полке.
Недавно я стал фотографировать свою коллекцию и оба подстаканника оказались рядом и я понял, что что то тут не так. Один более жёлтый, насыщенный, второй - бледнее. И я решил их рассмотреть подробнее.
Первое, что я увидел - разные клейма. Оба Казаковского завода художественных изделей, но бледный имеет старое и легко узнаваемое клеймо "КХИ", а жёлтый - более поздний и более трудно различимый вариант, когда завод стал частью производственно-ювелирного объединения.
- Слева насыщенный поздний, справа бледный ранний
Я стал присматриваться и оказалось, что практически все рисунки при внешней схожести, совершенно разные.
Вот здание речного вокзала в Горьком, теплоход условная "Ракета" и надпись "Горький". Шрифт надписи разный. На старом (бледном) подстаканнике здание речного вокзала имеет вполне конкретные черты, которые можно увидеть, взглянув на "живой" вокзал в Нижнем Новгороде. "Ракета" так же вполне сопастовима с оригиналом. На более старом подстаканнике (насыщенном) всё изображено в более общем виде, который имеет мало связи с реальностью.
- Слева насыщенный поздний, справа бледный ранний
Если взглянуть на "строительную" сторону подстаканников, то тут сразу вылезают очевидные отличии. Не буду сравнивать конструкцию подъёмных кранов - краны бывают конструктивно разные
А вот здания, которые строит этот кран, совершенно разные. Думаю, что для подстаканников их заказали в разных архитектурных бюро и в разных строительных предприятиях: на бледном подстаканнике явно строится кирпичное здание-свечка, у которого четвёртый этаж далёк от завершения; строители на насыщенном подстаканнике построили уже и четырёх этажный корпус и двухэтажную пристроqre к нему. Ясное дело панельный (насыщенный) дом строить быстрее кирпичного.
Ну и автомобили на подстаканниках совершенно разные.
Да что там автомобили! Погода разная: на насыщенном подстаканнике слоистые облака, а на бледном кучевые, за которыми прячется солнышко.
- Слева насыщенный поздний, справа бледный ранний
Если посмотреть на "Кремлёвсую" сторону подстаканника, то сразу видно, что художник изображфл башню и стену Нижегородского кремля, когда на дворе была разная погода. Насыщенный снова на фоне слоистых облакоа, а на бледном кучевые. Но кроме этого, сильно отличаются волжские волны: на бледном волны шире - наверное погода хуже, ведь солнце снова прячется за кучевое облако.
Кремлёвская стена и Тайницкая башня на обоих подстаканниках существенно различаются. А вот береговой откос, на котором стоит башня на бледном подстаканнике более естественный.
- Слева насыщенный поздний, справа бледный ранний
Ручки и просечки в виде силуэта чайки в обоих подстаканниках одинаковые.
Вот такая искуствоведческая история двух почти одинаковых подстаканников "Горький. Ракета"