Разновидность подстаканника "Юрий Долгорукий".
Добавлено: 23 сен 2015, 16:43
![](/import_images/2/7806920m.jpg)
Биография Юрия Долгорукого
Юрий Владимирович Долгорукий (Георгий Владимирович) (1090-е года — 1157) – великий князь киевский, основатель Москвы, сын Владимира Мономаха.
Точной даты рождения в биографии Юрия Долгорукова историки не могут определить. Считается, что он родился в промежутке с 1090 до 1097 года. В раннем возрасте Юрий стал ростово-суздальским князем, управлял в Суздале до конца жизни.
Прозвище Долгорукий получил из-за попыток захватить Переяславль, Киев. После основания Москвы, Долгорукий укрепил город стенами и рвом. В биографии князя Юрия Долгорукова предпринималось несколько попыток завоевать Киев. В 1147 году он утвердился в Курске, а двумя годами позже захватил Киев. Но не смог там долго править – Изяслав отвоевал город. После нескольких неудачных битв Долгорукий больше не нападал на южные земли, пока Изяслав был жив.
Биография Долгорукого известна также благодаря основанию нескольких городов помимо Москвы (Переяславля-Залесского, Юрьева-Польского), а также крепостей и соборов. В 1155 году Юрий снова напал на Киев, правил там до 1157 года. Мстислав Изяславич, Ростислав Мстиславич, Изяслав Давыдович объединились вместе для борьбы с Юрием Долгоруким. Но кампании так и не удалось разрешиться, поскольку 15 мая 1157 года Великий князь киевский умер.
![](/import_images/2/7860171m.jpg)
Памятник князю Юрию Долгорукому установили в Москве в 1954 году напротив здания Моссовета (ныне - Мэрии Москвы) на Советской площади (сегодня - Тверская площадь). Автором проекта стал скульптор Сергей Орлов, при участии А.П. Антропова и Н.Л. Штамма. Архитектурные работы исполнил Виктор Андреев.
Памятник «основателю» Москвы возвели на месте бывшего памятника генералу Михаилу Скобелеву, герою русско-турецкой баталии 1877-1878 годов. Скульптура простояла с 1912 по 1918 годы, пока не была снесена большевиками в ходе кампании по уничтожению памятников «слугам царизма» (основание - декрет «О снятии памятников царям и их слугам»).
Затем на этом месте возвели трехгранный обелиск высотой под 26 метров, посвященный советской конституции. В 1919 году его дополнили «Статуей Свободы» работы скульптора Николая Андреева. В 1941 году, в апреле месяце, памятник снесли по причине ветхости (не стоит забывать, что возводили его на скорую руку, а основным материалом стелы и постамента был обыкновенный кирпич).
Правда, снос среди народа аргументировался тем, что в московском фольклоре появился в то время антисоветский анекдот:
« — Почему «Свобода» против Моссовета?
— Потому что Моссовет против свободы!»
История создания памятника князю Долгорукому
Осенью 1947 года советское руководство решает пышно отметить 800-летний юбилей города Москвы. Во-первых, это был первый после окончания страшной войны большой праздник, а, во-вторых, празднества рассматривали как «генеральную репетицию» другого юбилея - 30 лет Октябрьской революции.
В сентябре 1946 года состоялся конкурс проектов памятника Юрию Долгорукому. Победителем стал Сергей Орлов, никогда ранее не занимавшийся монументальной скульптурой. Протеже ему составил лично Сталин.
Так как Орлов до этого занимался в основном изготовлением фарфоровых игрушек, в помощники ему прикрепили именитых скульпторов А.П. Антропова и Н.Л. Штамма. После праздничных мероприятий победитель конкурса был удостоен Сталинской премии.
Открытия памятника должны были совместить с перезахоронением останков великого князя. Для этих целей даже снарядили в Киев экспедицию во главе с известным антропологом Михаилом Герасимовым. Останков не нашли, т.к. «официальное» место захоронения оказалось ложным.
Стоит отметить, что выбор князя в качестве основателя Москвы исторически не состоятелен. Дело в том, что город был основан еще за 200 лет до начала его правления.
Закладка памятника Юрию Долгорукому в Москве состоялась еще в сентябре 1947 года, 6 числа, но из-за недостаточного финансирования, связанного также с началом строительства московских сталинских высоток, торжественное открытие пришлось на 6 июня 1954 года.
Скульптуру отлили в цехах Мытищинского завода им. Е.Ф. Балашовой, а общая стоимость работ превысила 5,5 миллионов рублей.
Художественные особенности и описание памятника Юрию Долгорукому
Так как прижизненных изображений великого князя не существовало, и не были найдены его достоверные останки, по которым антропологи имели бы возможность воссоздать портрет, Юрия Долгорукова изобразили в образе былинного русского богатыря, восседающего на боевом коне.
Всадник, облаченный в доспехи, изображен приставшим в стременах. Правая рука откинута во властном жесте. Достаточно подробно выполнены элементы облачения князя (шишак с бармицей, байданы на торсе) и конской сбруи. Закрепленный на левой руке круглый щит украшен изображением Георгия Победоносца - геральдическим знаком города Москвы.
Постамент памятника Юрию Долгорукому в верхней части украшен орнаментальной резьбой, основой которой послужили рельефы Георгиевского собора города Юрьев-Польский - памятника древнерусской архитектуры. Здесь можно увидеть изображения кентавра, василиска, грифонов, птицы Сирин и птицы Феникс.
Помимо фольклорных образов, присущих славянской мифологии, в оформлении верхней части нашлось место и античным элементам, которые использовали в своем творчестве древние зодчие, воодушевившиеся византийским искусством.
Таким образом, авторы проекта монумента хотели подчеркнуть связь расцвета культуры Москвы с традициями Владимиро-Суздальской Руси.
В скульптурном памятнике Юрию Долгорукому явно выражены тенденции, присущие советскому искусству 40-х - 50-х годов прошлого века. Это проявляется в поверхностном жизнеподобии, излишнем украшательстве и четкой проработке мелких деталей на столь крупном объекте.
Закончим описание памятника Юрии Долгорукому одной из легенд, связанной с художественным оформлением скульптуры.
Молва гласит, что когда Иосифу Сталину принесли на утверждение окончательный проект, он, после внимательного просмотра, произнес: «Почему у Вас, товарищ Орлов, Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнёт мужественность основателя Москвы». Сказано - сделано. Недостающие детали оказались на положенном им месте.
Ну а теперь собственно рассмотрим сами разновидности подстаканников, на которых и есть изображение памятника Юрию Долгорукому описание которого Вы видели выше.
Подстаканник с клеймом 1959 года.
![](/import_images/2/7816139m.jpg)
![](/import_images/2/7809995m.jpg)
![](/import_images/2/7801803m.jpg)
![](/import_images/2/7860170m.jpg)
Подстаканник с клеймом 1960 года.
![](/import_images/2/7799755m.jpg)
![](/import_images/2/7805899m.jpg)
![](/import_images/2/7806923m.jpg)
![](/import_images/2/7863242m.jpg)
Собственно основная разновидность состоит в том, что эти два предмета имеют разное покрытие. Первый покрыт никелем, а второй серебрением.
Далее будет рассмотрена разновидность самого изображения на тулове.
![](/import_images/2/7828429m.jpg)
![](/import_images/2/7816141m.jpg)
1-я и отличительная особенность, это изображение самого памятника. на одном фигура Юрия Долгорукого и его коня является более массивной. Изображение кальчуги и многих других деталей имеют отличие друг от друга.
Возможно это можно было бы списать на разность покрытия. Никель лёг более толстым слоем, серебро более тонким. С полной уверенностью не могу утверждать, что это не так. Но рассматривая рисунок боковых частей подстаканника, пришёл к выводу, что покрытие в этом случае не имеет никакого значения.
Обратите внимание на рисунок листьев венка обрамляющего "окно" с изображением памятника.
![](/import_images/2/7799757m.jpg)
![](/import_images/2/7860172m.jpg)
Количество листьев разное, на одном восемь, а на другом девять. Расположение дубовых листьев внизу этого венка тоже разные, да и форма листьев имеет отличия.
Боковые рисунки орнамента, имеют достаточно много отличий. Все не буду перечислять. Приведу пример одного, самого крупного изображения, "шишка".
![](/import_images/2/7837644m.jpg)
![](/import_images/2/7831500m.jpg)
Форма Шишки разная. Геометрия вверху изображения, на одной напоминает квадратики, на другой ромбики. Количество этих фигур тоже разное. Брамление самой шишки тоже имеют небольшие отличия.
В общем, перечислить все признаки разновидностей, можно только за фотографировав подстаканники более детально, но нам чтобы признать сей факт, достаточно и представленных мной фактов.
P.S. все фото кликабельны. Изображения можно рассмотреть в более крупном формате. Исторические материалы, подчерпнул в сети.