Подобие предметов и их элементов у разных мастеров

Ответить
Нелунатик-увы
Сообщения: 5200
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Подобие предметов и их элементов у разных мастеров

Сообщение Нелунатик-увы » 29 янв 2016, 19:24

Предлагаю открыть тему о том, почему у разных мастеров и производителей есть подобные предметы и их элементы :pri_vet:-: :pri_vet:-: :pri_vet:-: .
Какая причина (причины) таких пересечений :du_ma_et: ??? Я не могу однозначно ответить на этот вопрос, может, поэтому и захотелось порассуждать :ar_ti_st: .


1. Один художественный источник (картина)

Довольно часто встречается ситуация, когда интересная, яркая картина, иллюстрация, плакат становятся популярными, и их начинают изображать на открытках, на фарфоровых и металлических изделиях.
У нас есть тема Портсигары «Коснулся жаркими устами к ее трепещущим губам...». Список мастеров, кто обратил внимание на этом сюжет немаленький, – это и «АИП», и «КС», и «ЕФ»… Источником изображения явилась иллюстрация художника Михаила Зичи к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Рисунок притягивает своим сюжетом, выразительность, неоднозначностью, поэтому неудивительно, что его использовали разные мастера в своих работах.


Михаил (Михай) Зичи «Демон и Тамара. Поцелуй», открытое письмо

Изображение


Портсигар "Демон и Тамара. Поцелуй", клеймо "АИП" - мастерская Александра Ивановича Пискарева

Изображение

Изображение


Портсигар "Демон и Тамара. Поцелуй", клеймо - ЕФ

Изображение

Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 5200
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Подобие предметов и их элементов у разных мастеров

Сообщение Нелунатик-увы » 29 янв 2016, 21:14

2. Единый художественный источник (альбом, каталог)

Заметка «Посредничество между художниками и промышленниками», журнал «Русский ювелир» №1 за 1913 год:
«Правление Русского Художественного Промышленного общества, согласно постановлению общего собрания, приступает к организации посредничества между гг. художниками с одной стороны и фабрикантами, заводчиками, ремесленниками и промышленниками с другой по продаже оригинальных проектов, рисунков и чертежей для всех отраслей художественной промышленности.

На основании вышеизложенного общество предлагает гг. художникам, архитекторам и всем вообще лицам, желающим воспользоваться посредничеством общества и работающим по составлению рисунков для художественной промышленности, присылать имеющиеся в их распоряжении проекты, рисунки, модели и чертежи в правление.

Каждый проект, присылаемый для продажи, должен сопровождаться: а) фамилией и адресом автора, и б) точно определенной ценой, за которую автор желает продать свой проект.
С цены каждого проекта, по продаже его, отчисляется в пользу Русского Художественно-Промышленного общества: с членов общества 10%, с посторонних лиц 15%.

Все присланные проекты подвергаются художественному жюри общества. Допущенные к продаже распределяются по отраслям промышленности на альбомы. Проекты, не одобренные художественным жюри, выдаются и высылаются авторам обратно. По мере сформирования альбомов правление общества извещает соответствующие круги потребителей и принимает все меры для успешной продажи проектов
».

Возможно, были альбомы, каталоги с проектами, рисунками предметов для ювелирной промышленности. Может быть, поэтому у разных мастеров встречаются похожие предметы, подобные элементы изделий.


В одной из тем Евгений уже давал ссылочку на размышления Лазаря Фрейдгейм "Радости и нерадости искателя". Приведу отрывок с фотографиями автора:

"... бывали подобные совпадения и в давние времена и в продукции известных фирм. Мой пример – серебряные ложки середины XIX века (патент 1862 г.) двух известных американских фирм. Один в один, без малейших вариантов. В этом легко убедиться, всмотревшись в фотографии. Ложки абсолютно одинаковые, но фирмы – разные и не какие-нибудь незаметные. Это Тиффани и имеющая вековую историю фирма M.S. Smith & Co. Каковы были сложности и претензии этих фирм при взаимодействии друг с другом мне узнать не удалось. Но факт налицо…"

Изображение

Изображение

Изображение Изображение

Источник: http://elegantnewyork.com/hobby2/

Нелунатик-увы
Сообщения: 5200
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Подобие предметов и их элементов у разных мастеров

Сообщение Нелунатик-увы » 30 янв 2016, 11:04

3. Вливания, преобразования, объединение предприятий

Классический пример: фабрика Хлебникова и Московский платиновый завод (МПЗ).
Отправной точкой перемен стала смена политического строя страны, фабрика Хлебникова была национализирована.
В 1919 приступил к работе Московский платиновый завод (МПЗ) в Замоскворечье (основные задачи – обработка аффинированной платины и изготовление изделий из нее). Но площадей у завода не хватало, поэтому был осуществлен переезд МПЗ со своим оборудованием в помещения, в которых работала фабрика Хлебникова на Швивой горе. На новых площадях МПЗ наладил производство изделий из платины (основная продукция), а затем на «хлебниковском» оборудовании стали изготавливать вилки, ножи, кастрюли, портсигары… (вспомогательная продукция). Время было непростое, случались перебои с поставкой платины на завод, и выпуск вспомогательной продукции (от простеньких алюминиевых ложках до изысканных серебряных портсигаров) стал подспорьем для стабильной работы предприятия. Хочется думать, что на «хлебниковском» оборудовании работали опытные мастера, которые трудились здесь еще при старом хозяине.

Подстаканник Щит, клеймо Хлебниковъ

Изображение

Изображение Изображение


Подстаканник Щит, клеймо " МОСКОВСК. ПЛАТИНОВ. ЗАВОД ВСНХ "

Изображение

Изображение Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 5200
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Подобие предметов и их элементов у разных мастеров

Сообщение Нелунатик-увы » 30 янв 2016, 11:33

4. Артели

Этот пункт я бы выделила обособленно. Ситуация любопытная, и совершенно неизученная.

Цитата из Договора 8-ой Санкт-Петербургской Артели Ювелиров за 1914 год:
«11 марта 1914 года мы, нижеподписавшиеся … (14 человек перечислено).
Убедившись, что работая раздельно, никогда не обеспечим себя и свои семейства необходимыми средствами в жизни, особенно в несчастных случаях и что только соединившись для общей дружной работы при взаимном согласии и поддержке, а равно при возможности пользования в этом случае кредитом, мы в состоянии будем освободиться от нашей тяжелой нужды и сделать свое положение более надежным и … порешили соединиться для работы вместе и составить одну артель под названием «8-ая Санкт-Петербургская Артель Ювелиров
».

Члены артели для совместной работы объединяли свое оборудование, оснастку, инструмент. И конечно, мастерство и, опыт. У нас есть тема Аналоги артельных и неартельных ручек. Маленькая тема, а все же видно, что встречается довольно много пересечений по типам ручек, и как тут разобраться, что первично, а что вторично, откуда ручки растут???

Подстаканник Маков цвет, ручка Державная, клеймо "" - 5-ая Артель

Изображение

Изображение


Подстаканник Цветочные сны, ручка Державная, клеймо "ВК"

Изображение

Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 5200
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Подобие предметов и их элементов у разных мастеров

Сообщение Нелунатик-увы » 30 янв 2016, 20:05

5. Переход мастеров

Пожалуй, можно выделить еще один пункт – переход мастера из одного предприятия в другое. Есть специалисты с большой буквы, и порой среди массы хороших работников они выделяются своим мастерством. В фарфоре можно назвать имена известных художников, скульпторов, чей переход и работа на новом месте привело к обновлению ассортимента выпускаемой продукции. Художники, как правило, подписывали свои работы, на ювелирном предмете предприятия обычно стоит клеймо артели, мастерской, а имя ювелира, который приложил руку к этому изделию для нас неведомо. Но каждый художник, скульптор, ювелир имеет свой почерк. Так вот, может быть какие-то элементы, мотивы на различных предметах разных предприятий и говорят как раз о том, что это дело рук одного мастера?

Немного о человеке, которые оставил яркий след сразу на двух предприятиях:
Маруся Угловская, ученица Михаила Павловича Чиркова. «Мастер, создавший мастерскую «Северная чернь», подготовивший советскую молодежь к черневой работе, передал секрет прикрепленному к нему подмастеру. И вот сейчас уже два мастера – семидесятилетний старик Чирков, справляющий юбилей полувековой работы, и молодая девушка Маруся Угловская, которая годится ему во внучки: она встречает только двадцатую весну своей жизни…» - из статьи Н. Анова "Мастер Северной черни", 1935 год

М.П. Чирков и его ученица М.А. Угловская за работой, 1931 год

Изображение

С 1941 года и до 1950 года Мария Александровна Угловская (Чулкова) была председателем артели «Северная чернь».
В 1949 году Мария Александровна живет и работает в Москве.
О новом месте работы информация несколько противоречива:
Мария Александровна вспоминает: «В 49-м году направили меня на работу в Москву во вновь организованный центр НИИ художественных промыслов, где и проработала я до пенсии по той же специальности технорука» (С. Багров «Сполохи. Были и легенды», Архангельск, 1990 год).
«С приходом на завод (Московский экспериментальный ювелирный) мастера великоустюжской черни М. А. Угловской-Чулковой ассортимент предприятия пополнился изделиями в технике чернения по серебру. Созданы портсигары, подстаканники, туалетный гарнитур «Березка», декоративная ваза «Москва» и другие, черновой орнамент которых строг и прост, отличается высокими художественными качествами» (И.В.Лямин «Художественная обработка металла», Москва, 1978 год).

Да, о московском месте работы Угловской мне не все понятно. Но для меня ясно одно: послевоенная московская чернь – это огромная заслуга Угловской-Чулковой. Знаток не спутает предметы с чернью Северного Устюга и Москвы, - техника одинаковая, почерк разный. Разные предметы. Но порой в московских изделиях с чернью так ясно слышны нотки Великого Устюга!

Портсигар из Музея Северной черни «Олень», автор Евстафий Павлович Шильниковский, 1951 год

Изображение


Портсигар Олень, клеймо АМЮ

Изображение

Изображение Изображение


И маленький вопрос. Чьи это запонки, кто производитель???

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 6245
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Подобие предметов и их элементов у разных мастеров

Сообщение ESol » 30 янв 2016, 22:57

По исполнению запонки похожи на Северную чернь
Но предположу, что это АМЮ

Нелунатик-увы
Сообщения: 5200
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Подобие предметов и их элементов у разных мастеров

Сообщение Нелунатик-увы » 31 янв 2016, 09:59

ESol писал(а):По исполнению запонки похожи на Северную чернь
Но предположу, что это АМЮ
Когда я увидела одну из запонок, удивилась - не видя клейм не просто точно определить производителя.

Запонка, клеймо 6СЧ

Изображение

Изображение


Запонка, клеймо АМЮ7

Изображение

Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 5200
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Подобие предметов и их элементов у разных мастеров

Сообщение Нелунатик-увы » 01 фев 2016, 18:57

6. Подобные изделия на разных предприятиях СССР

Уж не знаю что, чего и как, но факт остается фактом – есть немало аналогичных предметов, выпущенных на разных предприятиях при СССР. Экономисты способны это объяснить, мне же это неведомо. Примеров можно привести немало, особенно показательна эта тенденция в фарфоре, когда могли изготавливать одинаковую фарфоровую статуэтку и в Ленинграде, и на Украине (одну модель каждый завод адаптировал к своему производству).
Среди изделий из металла тоже можно встретить подобные примеры. Подстаканник Лебеди выпускался и в Москве, и в Баку.
Или вот такая подобная парочка:

Богатырь в дозоре, клеймо "МОСКОВСК. ПЛАТИНОВ. ЗАВОД ВСНХ"

Изображение

Изображение Изображение


Богатырь в дозоре, клеймо ЛЭ

Изображение

Изображение Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 5200
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Подобие предметов и их элементов у разных мастеров

Сообщение Нелунатик-увы » 16 фев 2018, 19:08

7. Один производитель изготавливает заготовки, сборку и доводку предметов осуществляют другие производители

ESol в июле 2015 года писал:
"Совпадений портсигаров по сюжетам очень много. Причём, совпадения не только по сюжетам, но и в мельчайших подробностях! Вплоть до травинок и складок на одежде!!!!
Меня иногда посещает мысль, что портсигары изготавливались одними и теми же штампами, а уж мастера потом на них свои именники ставили!!!
"

Я еще поспорила тогда, мол свое есть свое, и это совсем не логично. Еще вспомнила, что мол в Уставе фирмы Фаберже прописано о том, что работникам нельзя приносить в помещение мастерской свои изделия, и выносить тоже.

На что Евгений написал много буковок:
"Фаберже - это Фаберже. Фирма серьёзная. Соответственно, и оборудование серьёзное. Другое дело мастера, имена которых мы пока расшифровать не в состоянии. И их было достаточно много. Изготовить портсигар (выдавить штампом изображение на крышках) - нужен достаточно мощный пресс.
Помните мастера Ваганова из Мстёры - как он ездил, искал для предприятия мощный пресс (потому как не устраивало качество штамповки на слабом прессе)?
А ведь работал он на уже достаточно крупном предприятии.
Вот я и думаю, что неизвестные пока нам ювелиры могли на крупном предприятии (даже у того же Фаберже :a_g_a: ) заказывать отштампованные крышки, а потом сами собирать портсигары, клеймить, и уже со своими вилками-ложками пускать в продажу
".
Тема: https://podstakanoff.net/forum/viewtopi ... 1%82#p9570


Андрей 62 провел огромную исследовательскую работу о Манзоне, интересно, вот как в мастерской ювелира собирали портсигары:
"...Основной продукцией были портсигары. Где-то у кого-то покупали половинки, приваривали петельки под резинки, монтировали кнопки. На некоторые изделия накладывали разноцветные эмали. Рисунки брали с понравившихся картинок…"
Тема: https://podstakanoff.net/forum/viewtopi ... 0%BE%D0%BD

skievbashka
Сообщения: 659
Зарегистрирован: 19 апр 2012, 00:16

Re: Подобие предметов и их элементов у разных мастеров

Сообщение skievbashka » 27 фев 2018, 02:31

то же самое можно и по вилкам ложкам сказать

к примеру серия ДУБОК, выпускавшаяся долгое время в Киеве, прослеживается еще с периода РИ.
Есть очень сходная серия столовых приборов в серебре 84.
Т.е. копи паст был развит достаточно сильно.
Особенно если по шапке никто не даст

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость