Подобие предметов и их элементов у разных мастеров

Парные подстаканники, Завод Платиноприбор. Разновиды рисунка тулова, разновидности подстаканника Советский космос, разновидности подстаканника Крыжовник
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Подобие предметов и их элементов у разных мастеров

Сообщение Нелунатик-увы » 22 май 2021, 12:03

8. Руководство и поддержка предприятиям народного промыслам единым центром (Кустарный музей, НИИПХ...)

В теме о Красном-на-Волге показан подстаканник, изготовленный красносельскими мастерами (фотография из альбома Народное искусство СССР, издание НИИПХ 1940 года) с комментариями издания:
Подстаканник Фрукты, Красное-на-Волге, по рисунку художника С. Н. Полушина, село Красное-на-Волге, промколхоз «Красный кустарь», издание НИИПХ 1940
года




Интересно, очень похожий подстаканник изготавливали в Мстере:
Подстаканник Фруктовое изобилие, клеймо Мстера, фотография из Каталога Сайта



Откуда такое пересечение однотипного рисунка на подстаканниках разных центров художественной обработки металла?
Предположу, что дело в художнике Полушине С.Н. – тот, кто является автором рисунка (судя по изданию 1940 года). Кто он? В этом же альбоме представлена ваза 1-ой Московской ювелирной артели, тоже по рисунку этого художника:
Ваза серебряная, орнаментированная звездой (по рис. худ. С.Н. Полушина), Московская скань (Москва, 1-я Московская ювелирная артель), издание НИИПХ 1940 года



Итак, получается, что уже 3 разных предприятия: Красное-на-Волге, Мстера, Москва как-то «связаны» с именем этого художника.
Выскажу предположение, как такое могло быть.
Сейчас в Москве работает Всероссийский музей декоративного искусства. Он был организован в 1999 году в результате объединения Всероссийского музея декоративного искусства (основанного в 1981 году) и Музея народного искусства им. С.Т. Морозова (основанного в 1885 году).



Немного о Музее народного искусства им. Морозова. Основан 9 мая 1885 года как Музей кустарных изделий. В разные годы существовал под разными названиями.
До революции Кустарный музей представлял собой учреждение, не похожее на другие музеи того, да и нашего времени. Музей стал центром руководства кустарными промыслами губерний России. Помогал в организации кооперативов, мастерских, открывал склады кустарных изделий, организовывал школы профессионального обучения. При Музее открыли отдел, так называемый Музей образцов, которые создавались в музее и распространялись среди кустарей. Музей имел богатейшую библиотеку.
Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства, фотография 1885 года



После революции в советское время Музей продолжал работать по отлаженной системе. Годы идут, меняется название (так в начале 30-х годов это уже НИИХП, где сам музей становится отделом и называется Музей народного искусства), но все также традиционна связь и поддержка предприятий народных промыслов.
Организовываются экспедиции на места промыслов по всей стране, сотрудники могут выбирать лучшие работы мастеров, и фонды пополняются новыми и новыми экспонатами.
Сотрудники НИИХП принимают активное участие в подготовке к всевозможным выставкам, в том числе и международным. Отбирают экспонаты, подготавливают выставочные образцы, помогают художникам и мастерам. Лучшие произведения, экспонировавшиеся на выставках, пополняют фонды. Для крупных международных выставок привлекаются художники, которые создают образцы изделий. Причем, одновременно со штатными художниками работают приглашенные внештатные художники и мастера. Каждый образец, созданный художником, потом варьируется мастером-кустарем.
К концу 30-х годов фонды НИИХП насчитывали уже около 13 000 предметов. Ведется серьезная работа по научной систематизации фондов, составляются подробные описания экспонатов.
Подстаканник Расула Алиханова, Кубачи, 1936 год, негатив из коллекции Фототека НИИХП



А теперь мое предположение. А не является ли Полушин С.Н. штатным или внештатным художником НИИХП, который принимал участие в разработке образцов изделий для промысловых артелей?
Два предмета, фотографии парные, первые - из издания НИИХП 1940 года, вторые - из Музея, комментарии соответственно из книги и музея
Портсигар, орнаментированный серпом и молотом. Работа И. Ефимова (по рис. Худ. С.Н. Полушина), Москва, 1-я Московская ювелирная артель, издание НИИПХ 1940 года


Портсигар "Серп и молот", Полушин С., Ефимов Илья (мастер), Москва, 1939 год, экспонат Всероссийского музея декоративного искусств



Эта фотография была выше, но для сравнения повторю
Серебряная ваза, орнаментированная звездой (по рис. худ. С. Н. Полушина), Москва, 1-я Московская ювелирная артель, издание НИИПХ 1940 года



Ваза, Ефимов Илья (мастер), Полушин С. (художник), 1939 – 1941, экспонат Всероссийского музея декоративного искусств




К сожалению, не удалось найти информацию о советском художнике Полушине С. Н.
Но, до революции в Москве жил художник Полушин, инициалы имени-отчества которого тоже С. Н.
Валентин Скурлов:





Это тоже информация Валентина Скурлова, думается, что год (1912, и за крест ли получил премию???) все же поточнее будет:



В справочнике 1912 года есть адрес Полушиных, в том числе и Сергее Николаевича, но данных о занятии нет, однофамилец художника, или он сам?




Вот и думаю, а не один ли это художник? После революции в Кустарном музее (который впоследствии, как уже говорили выше, и преобразовывался и переименовывался) работало много штатных и внештатных художников: М. Н. Нестеров, А. А. Вольтер, П. П. Кончаловский… Может среди них был и «наш» Полушин С.Н.?

Нож с растительным мотивом, эмаль в глубину (по рисунку худ. С. Н. Полушина), село Красное на Волге, промколхоз «Красный кустарь», издание НИИПХ 1940 года

Ответить

Вернуться в «Разновидности подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей