«
Фабрика золотых и серебряных изделий Черятова Егора (Георгия) Кузьмича существовала с 1899 года», - пишет кандидат искусствоведения
Иванова Надежда Юрьевна в диссертации «Ювелирное искусство Москвы конца XIX – начала XX века».
Первое упоминание о Черятове встретила в справочниках
1900 года.
Егор Черятов,
26-
летний крестьянин, получивший
промысловое свидетельство, имел
серебряное заведение по месту жительства.
Видимо, первоначально мастерская располагалась по адресу: Мещанская часть, Напрудный, д. Александрова.
Справочник «Вся Москва: адресная и справочная книга», Москва, 1900 год
Затем на протяжении ряда лет в справочниках указан адрес мастера: Тверская часть, 3 участок,
Неглинный проезд,
Звонарный переулок,
д.
Шугаева.
«Справочная книга о лицах, получивших купеческие и промысловые свидетельства по Москве», - Москва, 1900 год
В мастерской золотых и серебряных изделий Черятова изготавливали предметы столового серебра, быта и интерьера, а также ювелирные украшения. Изделия отличались высоким художественным и техническим уровнем исполнения.
Портсигар Красна девица, клеймо ЕЧ, 84 проба, 1899-1908 гг.
Черятов выполнял заказы для фирмы
Лорие, одной из выдающихся фирм дореволюционной России по производству ювелирных, золотых и серебряных изделий.
Ковш Хоровод, клеймо "Е.Ч", "Ф.А. ЛОРIЕ", 84 проба
Несколько слов о фирме
Лорие. Ее основал
Лорие Антон-Ажилль в
1871 году. После смерти отца (около 1889 года) дело продолжил его сын
Федор (
Теодор)
Анатольевич Лорие.
В «Юбилейном историческом и художественном издании в память 300-летия царствования державного Дома Романовых» говорится: «
Вначале дело шло при участии лишь одного служащего и 7 мастеров. Постепенно развиваясь, оно сейчас <в 1913 году> имеет при розничном магазине 16 служащих и на фабрике более 100 человек мастеров, учеников, лепщиков и художников, при очень значительных оборотах. За 40 лет существования фирма выпустила большое количество мастеров, получивших обучение в ее мастерских и магазине. В 1-го марта 1912 года в фирму вступили на правах полных компаньонов, г.г. Ю.А. Гверриери и А.Ф. Лемкуль». Это были
два сотрудника фирмы Фаберже, «
то есть практически фирма «Лорье» была взята Фаберже под контроль… Ну, как сейчас говорят, дочерняя фирма «Фаберже», - из интервью ведущего научного сотрудника Музеев Московского Кремля
Татьяны Мунтян.
Последнее упоминание о фирме, которое нашла, относится к
1916 году, при Советах ее уже не было.
Федор Анатольевич Лорье (около 1859 - ?), фотография из «Юбилейного исторического и художественного издания в память 300-летия царствования державного Дома Романовых», 1913 года
Изделия Черятова продавались и через московское отделение фирмы
Фаберже.
Набор ножей, клейма "Е.Ч", "Фаберже", 84 проба
Предметы, изготовленные в мастерской Черятова, по технологической сложности изготовления довольно разные. Встречаются затейливые оправы для ваз и строгие портсигары, витиеватые серьги и немудреные подстаканники. И все это многообразие объединяет высокий уровень исполнения, творческое воображение и вдохновенная фантазия.
Стакан Пути-дороги, клеймо "ЕКЧ", "ЛОРIЕ", 84 проба
Интересно, что у Черятова Егора Кузьмича были
однофамильцы, которые тоже занимались ювелирном делом. Причем написание отчества у однофамильцев Кузьмич и Козьмич (это варианты одного имени). А может они являлись родственниками?
1.
Черятов Гавриил Кузьмич, Петровский бульвар, д. Прохорова. Золотые изделия.
Справочник «Вся Москва: адресная и справочная книга», Москва, 1904 год
2.
Черятов Семен Козьмич, крестьянин, мастерская серебряных изделий по месту жительства: ул. Новослободская, д. Щиленкова, №57
«Справочная книга о лицах, получивших купеческие и промысловые свидетельства по городу Москве на 1914 год». Обратите внимание, что Черятов Семен работал вместе с Боборыкиным Александром Афанасьевичем (А.БобАрыкин работал ювелиром в советское время, о нем у нас есть тема http://podstakanoff.net/forum/viewtopic.php?f=10&t=910)
А как много белых пятен, которые хочется разгадать, но дано ли? Не претендую на истину, говорю о своих версиях и размышлениях.
В справочнике «Вся Москва» за
1907 год в разделе Фабрики и заводы рядом видим два имени рядом –
Егор Черятов и
Владимир Голицын. Их объединяет союз "и", но связаны ли они?:
О
Голицыне Владимире Павловиче, купце, занимающимся ювелирным промыслом, нашла информацию в справочниках за 1900-1917 гг. Он жил и содержал
ювелирное заведение в доме
Шугаева (напомню, в доме Шугаева жил и работал и Черятов). Но все же предположу, что они работали самостоятельно, иначе, зачем было оформлять каждому свое промысловое свидетельство на право торговли? Кстати, их адреса тоже, скорее всего, разные (было как минимум два дома Шугаева, находились рядом):
Черятов Г.К. –
Неглинный проезд,
Звонарный переулок,
д. Шугаева (в более поздних справочниках стоит номер дома
1/3 и телефон
73-16)
Голицын В.П. –
Неглинный проезд,
Кисельный переулок,
д. Шугаева (в более поздних справочниках стоит номер дома
2/4 и телефон
222-79)
Кстати, а ведь и у
Лорие была
фабрика по адресу
Звонарный переулок, д.
Шугаева ))).
«Список фабрик и заводов России», 1910 год
У Егора (Георгия) Черятова был
сын Дмитрий. Дмитрий Черятов учился в
Строгановском училище, закончил его около 1900 года, затем работал вместе с отцом. Эта информация содержится в книге
Татьяны Николаевны Мунтян «Фаберже. Великие ювелиры России», 2000 год
Ковшичек Уточки, клеймо «ЕЧ», «Ф.А. ЛОРIЕ», 84 проба
С
1915 года в справочниках указан другой адрес местожительства:
Тайнинская платформа Ярославской ж. д., собственный дом, тел. 73-16. Там же находилась и
мастерская ювелирных изделий Черятова.
Портсигар Богатыри земли Русской, клеймо «Г. Черятов», 84 проба
1917 год. Октябрьский переворот. С лихими лозунгами «
Вся власть советам!»,«
Долой помещиков и капиталистов!» большевики приступили к переделке истории. Уничтожали, подавляли, давили, стирали. Создавали, строили, поднимали, возвышали. Титаник революции мощно шел вперед, гремя двигателями: «
Кто не с нами, тот против нас!» Кто-то сопротивлялся, кто-то бежал, кто-то приспосабливался. Для ювелирного производства наступили тяжелые дни, изготовление ювелирных предметов роскоши резко сократилось. Закрывались ювелирные предприятия и мастерские. Но мастерская Черятова работала! Хотя правильнее, пожалуй, сказать – выживала. Количество рабочих сократилось до нескольких человек. Предприятие производило столовую посуду, портсигары по «старорежимным» образцам.
Коробка для сигар, клеймо «Г.Ч», 875 проба
Особое место среди изделий Черятова занимают
знаки, выполненные по заказам новой власти. Это еще одно подтверждение того, что мастерская работала при Советах. Лояльность помогала предприятию продержаться на плаву, ведь, если есть работа, то, значит, можно купить материал, оплатить содержание мастерской, выдать деньги рабочим.
Знак за Велопробег Москва-Лондон-Москва 1924 год, клеймо «Г.Черятов», 88 проба
А это знак
Боксер, клеймо "
Г.Ч",
84 проба. Судя по специальному клейму с 84-ой пробой и женской головкой в кокошнике его могли изготовить как до 1917 года, так и после. Но предположу, что это ранние Советы. Это субъективное мнение, но попробую его аргументировать.
1. Я не видела знаков мастерской Черятова, которые были изготовлены до 1917 года (хотя это не значит, что их не было, но пока данных таких не имею).
2. Я видела на изделиях после 1917 года только клейма «Г.Ч», «Г.Черятов» (брала во внимание, что если Черятов продавал свои изделия через магазины Лорие и Фаберже – это до 1917 года; если изделия с агитационной темой – это после 1917 года; если изделия с пробой 875 – тоже после 1917 года).
3. Самый хилый довод – мои ощущения.
Да, в первые годы советской власти на бокс часто смотрели как на буржуазный вид спорта.«
Это убожество», «
большая безыдейность», «
есть более ценное для физического образования, не в такой культивировке» - говорили о боксе на пятом всероссийском съезде РКСМ. И все же бокс был легализирован, в
1926 году прошел
первый чемпионат СССР. Возможно, именно к этому событию и был выпущен этот знак.
Остановлюсь на
клеймах. И хотя клейма не мой конек (в отличии от блинчиков), я бы выделила следующие типы:
Немного об имени Черятова –
Егор (
Георгий). У русских имен часто бывает два варианта -
церковнославянское (так называют ребенка в церкви), более официальное и
русское, более распространенное в быту. Георгий - это церковнославянский вариант (Георгий-победоносец), а Егор – русский. Т.е.
Георгий и
Егор - это
варианты одного имени.
Пересмотрела все справочники, где упоминается Черятов (которые смогла найти), согласно им получилось:
после 1917 года –
Черятов Георгий (повторю еще раз, встречала на изделиях после 1917 года только клейма «
Г.Ч», «
Г.Черятов»)
до 1917-ого года –
Черятов Егор (встречала на изделиях клейма «
ЕКЧ», «
Е.Ч», «
Г.Ч» - эх, если бы в этот временной промежуток были только клейма «ЕКЧ», «Е.Ч» - как это было бы здорово и однозначно для атрибуции предметов, но нет, легкая жизнь нам только снится)
Набор для торта, клейма «Е.Ч», «ЛОРIЕ», 84 проба. Набор до 1917 года
Вилочка для шпрот, клеймо «Г.Ч», 84 проба. Набор после 1917 года
Подстаканник Франт, клеймо «Г.Ч», 84 проба. Изготовлен до 1917 года, или после – мне не ведано
В справочнике «Вся Москва» за
1927 год содержится информация о мастерской Черятова: «
Производство портсигаров и других изделий, 5 рабочих». Это последнее упоминание о мастере, которое нашла. Что стало с ним, с его сыном Дмитрием, с его семьей? Не знаю, и узнаем ли когда-то? Да, сведения о жизни мастера скудны и отрывочны. Гораздо богаче наследие, которое он нам оставил. В них частица души мастера. Черятова Георгия.
Чернильница, клеймо «Е.Ч», 84 проба