Дальман Александр Карлович родился в
1856* году в городе Гельсингфорс Нюландской губернии Великого Княжества Финляндского.
* - в паспорте за 1880 год указано, что Дальману 24 года (1880-24=1856 год); Скурлов В.Н. приводит данные о 1857 г.р.
Фотография Дальмана из Иллюстрированного вестника культуры за 1898 год. А это особые приметы из паспорта 1880 года Александра Дальмана: «лет 24, рост мал., волосы т. рус., глаза карие, языки знает: русский»
Но судьба его связана с северной столицей России –
Санкт-Петербургом. Когда Дальман приехал в город на Неве точно не известно, но уже в 1869 году он поступил в обучение к Мастеру Серебряного цеха Федору Квятковскому, у которого в течение пяти лет осваивал азы и премудрости ювелирного дела, «
во время учебных лет отличался благонравием, усердием и прилежанием. В награду за сие и в удостоверении звания его, по надлежащем испытанию в серебряном мастерстве был произведен в Подмастерье в июле 1874» года.
Свидетельство Санкт-Петербургского Серебряного цеха о произведении Дальмана в Подмастерье Серебряного цеха, 26 июля 1874 года
Видно молодой человек оказался настойчивым и способным в деле овладения ювелирного мастерства, потому что уже в феврале
1881 году подал
Прошение в Санкт-Петербургскую Ремесленную Управу
о зачислении его мастером по серебряному ремеслу. Присяжными мастерами Серебряно-Позументного цеха было произведено испытание Александра Дальмана, и составлен акт, что «
назначенный ремесленный урок он исполнил хорошо и достоин именоваться мастером в звание серебряного дела».
Александр Дальман основал свое производство в
1881* году. Надо сказать, что в то время производство ювелирных предметов кавказкой тематики было весьма модным и востребованным, недаром в Москве и Санкт-Петербурге существовали целые магазины с кавказским ассортиментом товаров. В мастерской Дальмана изготавливали
кавказские ювелирно-бирюзовые, филигранные и эмалированные изделия. Ассортимент был довольно большой: кинжалы, пояса, пряжки, броши, браслеты, портмоне, папиросницы, спичечницы, мундштуки, трубки, запонки, брелки, наперстки…
* - В Иллюстрированном вестнике культуры за 1898 год сказано, что производство основано в 1880 году, но все же думаю, это совсем точно.
Пряжка для ремня, клеймо «АД» - Александр Дальман
В своих работах Александр Дальман применял и чернь.
Брошь Кавказ, клеймо «АД» - Александр Дальман
Производство развивалось, так в справочнике «Фабрично-заводская промышленность России» за
1897 год содержатся сведения о количестве работников мастерской: всего рабочих –
19 человек, из них 13 мужчин и 6 мальчиков.
Пряжка для ремня, клеймо «АД» - Александр Дальман
Мастерская Дальмана принимала участие во всероссийских и всемирных выставках, имела награды.
1893 год.
Всемирная выставка в Чикаго - медаль
1894 год.
Всемирная выставке в Антверпене - медаль
1895 год.
Всемирной выставка в Нижнем Новгороде - медаль
1896 год.
Всероссийская художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде – бронзовая медаль
1900 год.
Всемирная выставке в Париже – почетный отзыв
Пряжка с поясом, клеймо «АД» - Александр Дальман
Развивалось производство, происходили изменения и в личной жизни Александра Дальмана. В
1889 году Александр Карлович Дальман, лютеранского исповедования,
повенчался с девицей Евгенией Павловной Шумилиной, православной. В
1891 году в семье родился
наследник, Александр.
Скан из справочной книге о лицах Петроградского купечества за 1899 год. Б. Зеленина 10 – это адрес, где жил и содержал мастерскую Александр Дальман (согласно справочникам от 1892 года по 1910 год).
Обратите внимание: в скане справочника указано, что мастер
православный. Но это не так. В 1909 году Дальман написал прошение в Санкт-Петербургскую Духовную Консисторию о выдаче метрического свидетельства рождения и крещения сына Александра. В письме указано, что ранее в записи акта оказалось неправильно показанное вероисповедание отца - «православный», тогда как он лютеранин. Духовная Консистория, признало, что это ошибка, которую необходимо исправить, ведь согласно паспорта и свидетельства о браке Александр Дальман является
лютеранином.
Скан из Постановления Духовной консистории о подтверждении лютеранского вероисповедания Александра Дальмана
Интересный материал об Александре Карловиче приводит в своей книги
Сергей Игоревич Григорьев «
Придворная цензура и образ верховной власти, 1831-1917».
В
1895 году Дальман заказал художнику проект
жетона с портретами императоров Александра III и Николая II для нижегородской выставки. Для утверждения нужно было разрешение МИДв, но МИДв переправил решение вопроса Генеральному комиссару выставки, а тот в свою очередь в Кабинет Е.И.В., где был получен отказ.
«В итоге портреты на жетонах были заменены изображением фасада главного выставочного павильона, и в таком виде они (в феврале 1896 г.) были наконец разрешены. Однако А. Дальман этим не удовлетворился и теперь подал прошение уже на имя императора. В нем говорилось: «Всякому русскому посетителю выставки несравненно приятным было бы приобрести жетоны в память ея с портретами... Внемлите моей просьбе, обратите свое милостивое внимание на ненормальность цензуры портретов лиц Царских Особ. Во всех печатных видах, как то в гравюрах, литографиях и фотографиях, а также писанные красками и в скульптурах, Кабинет Его Величества допускает портреты к свободному распространению, а в жетонах не может... Никогда жетон не может быть в таком непочтительном положении, в каком бывают гравюры и литографии, где изображены лица Царских Особ...». Император, скорее всего, даже не видел это прошение — оно было передано по принадлежности, в Кабинет, откуда Дальман вновь получил, без каких-либо пояснений,
отказ».
Главный ярмарочный дом Нижегородской выставки 1896 года
Последнее упоминание в справочниках об Александре Карловиче Дальмане, которое встретила, относится к
1910 году. Вот и вся информация, которую смогла найти о мастере. Хотя если честно, то хочется думать, что может впереди еще чего найдется ))).
Брошь На память, клеймо «АД» - Александр Дальман