Страница 1 из 27

Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика

Добавлено: 15 мар 2012, 10:52
Helga
Сведения об Эмальерно-филигранной фабрике Лен-ИЗО скрайне скудны. В единственно доступном источнике – Интернете - нет даты ее создания. Предположу, что она была образована в результате национализации, где до революции могла находиться частная мастерская. В архиве Валентина Скурлова, известного историка ювелирного дела, указывается, что до 1924 года фабрика называлась Петроградской эмалево-филигранной фабрикой. Свое название Лен-ИЗО она получила потому, что находилась в подчинении Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. С 1929 по 1954 годы в Ленинграде существовало товарищество художников Лен-ИЗО - кооперативное товарищество ленинградских художников. Эмальерно-филигранная фабрика являлась частью его структуры.
Известно, что фабрика производила наградные знаки из серебра (возможно из других драгоценных и недрагоценных металлов). И уже тогда, в ранние годы, на этих знаках стояло знакомое нам клеймо - в стилизованном полукруге под букву «Э» было написано Лен (сверху) и Изо (снизу).



Но известен и подстаканник с таким клеймом.


Подозреваю, что была и другая продукция, не случайно фабрика называлась «филигранная».

В 1950 году на основании приказа по Министерству торговли СССР от 23 ноября 1950 года, № 968, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 16 ноября 1950 года № 4640 на базе бывшей фабрики «ЛенИЗО» была организована Ленинградская Ювелирная фабрика по Мучному переулку № 2.
Здесь следует остановиться. Валентин Скурлов пишет, что Ленинградская Ювелирная фабрика была создана на основе Артели Лен-ИЗО. Возникает вопрос: артель и фабрика – одно и то же предприятие? Судя по названию – нет. Но есть некоторые доказательства, позволяющие судить о преемственности предприятий.
Как известно, в Мучном переулке изготовляли серебряную посуду и серебряные браслеты, томпаковую (медный сплав) группу изделий.
Тем не менее, на одном из аукционов был замечен подстаканник по форме и дизайну – копия подстаканников Ленинградкой ювелирной фабрики, но клеймо на нем было Лен-ИЗО.

Можно ли говорить в этом случае о преемственности? Думаю, можно. А как вы думаете?

Нам известны подстаканники Ленинградской ювелирной фабрики, на которых ставились клейма ЛФ и цифры.
Вот, к примеру, такие:




С 1 января 1961 года была создана Объединенная Ленинградская Ювелирная Фабрика. В ее состав, кроме Ювелирной фабрики по Мучному переулку вошла Ленинградская Ювелирно-часовая фабрика, ранее размещавшаяся в Гостином Дворе, помещение № 111. На ней работало около 2000 работников. Эта фабрика производила украшения из золота и серебра, а также посуду из серебра. По сути дела она вобрала в себя традиции всей ювелирной школы дореволюцион¬ного Санкт-Петербурга, так как оставшиеся после революции ювелиры в основном работали на этой фабрике. Одной из наиболее значительных заслуг фабрики было восстановление производства эмалево-филигранной посуды из серебра. Уникальная технология производства такой посуды была разработана еще в фирме Фаберже. В конце 1950-х и в начале 1960-х гг. специалисты ювелирной фабрики во главе с главным художником Н. Э. Фогт восстановили эту технологию и усовершенствовали ее. Отдельные технологические переходы теперь выполнялись ювелирами узкой специализации. Такой подход позволил производить посуду в значительном количестве при сохранении высочайшего качества.

К началу 70-х годов в Ленинграде находились уже три крупных ювелирных предприятия: Ленинградская ювелирная фабрика (производила золотые и серебряные украшения и посуду), завод "Русские самоцветы" (изготавливал камнерезные изделия и украшения из серебра, продолжая традиции Петергофской гранильной фабрики), Ленинградский ювелирный завод (производил изделия из недрагоценных металлов).
В 1971 году было решено объединить три этих предприятия (а также ВНИИювелирпром) под общим названием — ЛПО (Ленинградское производственно-техническое объединение) "Русские самоцветы". Новое здание для объединения было построено на Охте (на том месте, где территориально располагался Ленинградский ювелирный завод). Ныне объединение называется Акционерное общество "Русские самоцветы" – одно из крупнейших ювелирных производств в России.
Среди выпускаемой продукции есть и посуда из серебра. Увы, подстаканников немного. Но есть:



Таким образом, прослеживается прямая преемственность предприятий – эмальерно-филигранная фабрика Лен-ИЗОЛенинградская ювелирная фабрика - Ленинградское производственное объединение «Русские самоцветы».
Буду рада, если кто-нибудь дополнит эти сведения новыми фактами. Спасибо.

Re: Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фаб

Добавлено: 23 май 2012, 15:06
Helga
На Молотке продается подстаканник с родной коробкой:



- этикетка на коробке.

Re: Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фаб

Добавлено: 03 июн 2012, 23:39
Улар
Ольга, если можно, то в Вашей теме размещу знак ВСХВ, просто год клеймения хорошо просматривается.

Знак ВСХВ 1939 год

Re: Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фаб

Добавлено: 07 дек 2012, 21:39
Helga
Из книги Т.Ф.Фаберже, А.С.Гордыни и В.В.Скурлова "Фаберже и петербургские ювелиры" - Санкт-Петербург, 1997.
с.643.


Re: Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фаб

Добавлено: 03 фев 2013, 11:06
Нелунатик-увы
Подстаканник Оконце,украшенный полихромными эмалями по скани. Клейма: "915 пробы с головой рабочего с молотком", "ИЗО"
Информации по клейму в Справочнике Постниковой-Лосевой не нашла :ne_vi_del: .


Re: Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фаб

Добавлено: 03 фев 2013, 15:59
ajuv
Нелунатик-увы писал(а):Подстаканник Оконце,украшенный полихромными эмалями по скани. Клейма: "915 пробы с головой рабочего с молотком", "ИЗО"
Информации по клейму в Справочнике Постниковой-Лосевой не нашла :ne_vi_del: .

Ленинград, 1930е гг. Товарищество "ИЗО"

Re: Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фаб

Добавлено: 03 фев 2013, 18:00
ajuv
Товарищество художников ЛЕНИЗО существовало в Ленинграде с 1929 по 1954 год. После образования в 1932 единого ЛССХ представляло собой многопрофильное производственное подразделение творческого Ленинградского Союза художников. С 1931 года находилось в подчинении Горкома ИЗО. Входила во ВСЕРАБИС (Всероссийский союз работников искусств). Подчинялось Всекохудожнику. Распределяла заказы, вела продажу работ через сеть своих магазинов. В структуре имело различные мастерские и производства, разбросанные по разным адресам и районам города, в том числе копийные, архитектурно-художественные, мозаичные, оформительские мастерские, эмальерно-филигранную фабрику, типографию, сеть художественных салонов, другие подразделения. Ленизо осуществляло контрактацию между организациями-заказчиками художественно-оформительских работ и художественной продукции и художниками разных специальностей: живописцами, скульпторами, графиками, мастерами декоративно-прикладного искусства. В 1930-е годы, а также в первое послевоенное десятилетие Ленизо обеспечивало работой не только «несоюзных» художников, но и большую часть художников — членов творческого Союза. Членами художественного совета Ленизо были известные мастера изобразительного искусства Ленинграда. В 1950 году эмальерно-филигранная фабрика Ленизо перешла к Ленинградской межобластной конторе «Главювелирторга»......

Re: Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фаб

Добавлено: 27 июн 2013, 18:02
leonid123
Спасибо создателям темы, поучительно.

Re: Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фаб

Добавлено: 08 сен 2013, 18:44
skievbashka



вопрос
а какое покрытие на этих подстаканниках?
многие пишут что позолота
понятно что нет.
вопрос - а чем их покрывали?
кто знат? подскажите плиз

Re: Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фаб

Добавлено: 04 ноя 2013, 00:06
Нелунатик-увы
Helga писал(а):Сведения об Эмальерно-филигранной фабрике Лен-ИЗО скрайне скудны....Подозреваю, что была и другая продукция, не случайно фабрика называлась «филигранная».
По поводу слова "филигранная", которое присутствует в названии фабрики.
Для меня примером скани, филиграни всегда были мстерские сканевые подстаканники, т.е. изделия, изготовленные из скрученной проволочки, спаянные между собой. Но сегодня углядела :smu:sche_nie: в какой-то статье, что филигранная работа бывает сквозною, а бывает, что филигранный узор напаивается на металлический фон. Посмотрела по толковым словарям, есть разные толкования: есть коротенькие, где про напайку на фон ничего не говорится; есть более развернутые формулировки. Приведу формулировку из Большого энциклопедического словаря: "СКАНЬ (от древнерусского скать - свивать), филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки".
Тогда и получается, что не зря фабрику называли и филигранной - на ее изделиях проволочки напаивались на гладкий фон.