Немного истории
Красное-на-Волге – это старинный центр русского ювелирного искусства. Серебряное ремесло здесь, на бедных северных землях, было спасением для многих. Неудивительно, что местные жители еще в XVII столетии почти полностью забросили земледелие и переключились на кустарные промыслы.
Зима в Красном-на-Волге. Картина костромского художника Валерия Михайловича Сырова
Выбор конкретного ремесла определился благодаря уездной Костроме. В эпоху первых царей из династии Романовых этот поволжский город славился как один из центров ювелирного производства на Руси. Именно ювелирным делом - выполнением заказов для местных церквей и изготовлением дешевых серебряных украшений для крестьян и небогатых горожан, и занялись жители Красного. Особенностью красносельских изделий являлось то, что они были сравнительно дешевы. Это и обручальные кольца, и серьги "калачи", и нательные крестики. Но профессионально-художественных школ не было. Обучение ограничивалось домашними условиями, секреты технологии изготовления ювелирных изделий свято хранились и передавалось по наследству от отца к сыну.
Семья ювелира-кустаря за работой. Фото начала ХХ века
Кустарный отдел Костромской уездной земской управы
10-12 марта 1893 года подготовил доклад "Об учреждении рисовального класса при Красносельской земской школе". В течении нескольких лет решались финансовые и организационные проблемы.
С
1 января 1897 года заведующим классом технического рисования с разрешения Министерства Финансов становится Сергей Григорьевич Монастырский.
12 марта 1897 года 11 детей начали учебу в классах технического рисования. Занятия проходили в доме купца Никанора Осиповича Зотова, который за плату в 432 рубля в год предоставил помещение для оборудования мастерской, классов и комнаты директора.
Классы технического рисования открылись и работали при прямом участии и помощи Строгановского училища. Учебные программы по общеобразовательным и художественным предметам специально для школы были разработаны преподавателями центрального училища. С первых же лет основания она становится образцовым и благоустроенным учебным заведением. В селе Красном сооружается двухэтажное каменное здание, построенное специально по проекту архитектора А.Н. Бенуа, с производственными мастерскими, светлыми, просторными кабинетами рисования, живописи и скульптуры.
Художественно-ремесленная учебная мастерская, фото начала XX века
Местные прасолы (оптовые скупщики) неодобрительно отнеслись к открытию школы, они отстранились от строительства здания и не выделили ни одного рубля на её оборудование и содержание.
Вместе с тем в Костромском государственном музее хранится интересный документ - письмо Василия Дмитриевича Поленова, который сообщал: "Уже давно интересуясь делом кустарного серебряного производства в с.Большом Красном и окрестных сёлах… я счёл возможным тогда же выразить принципиальное согласие и оказать этому делу помощь и выделить из имеющихся в нашем распоряжении 30600 рублей". Совет училища барона Штиглица принимает специальное решение об ассигновании средств на оплату преподавателей, приобретение учебного оборудования, библиотеки и музея.
Рисовальная школа технического рисования барона Штиглица
В
мае 1904 года Министерство финансов утвердило "Устав художественно-ремесленной учебной мастерской золото-серебряного дела в селе Большом Красном Костромской губернии". При мастерской рекомендовалось открыть вечерние и воскресные классы рисования и лепки для взрослых.
И в
1904 году классы технического рисования преобразовываются в художественно-ремесленную учебную мастерскую золото-серебряного дела (ХРУМ).
Курс обучения в мастерской продолжался три года. В первый класс принимались лица обоего пола, окончившие начальную школу и в возрасте не моложе двенадцати лет. Преимущественное право при замещении вакансий в мастерской имели дети кустарей. За обучение и содержание в общежитии взималась плата 30 рублей. По окончании срока обучения выпускники получали свидетельство на звание подмастерья с правом получения не ранее как через три года звания мастера по золото-серебряному делу при условии представления в совет мастерской отчёта о трёхлетней работе.
Учащиеся художественной-ремесленной учебной мастерской золото-серебряного дела
План учебных мастерских все время усовершенствуется. С
1906 года вводятся не только специальные, но и общеобразовательные дисциплины: русский язык, отечествоведение. С
1910 года, кроме практических занятий в области граверного дела, чеканки и литья создаются новые мастерские по обучению эмали и скани.
Три года обучения порой неграмотных учащихся – это много или мало? Давайте посмотрим, что давала школа ученикам.
Программа первого года по рисованию: рисование с таблиц, оригиналов и геометрических тел.
Второй год: рисование с натуры оригиналов, гипсовых слепков, натюрмортов.
Третий год: композиционные задания по составлению рисунков для практических работ, академические рисунки портрета и фигуры с живой модели. Ученики составляют рисунки для практических работ в мастерских с готовых вещей, исполненных по рисункам преподавателей. Причем учителя намечали основные формы предметов, предоставляя учащимся самостоятельную разработку орнамента и мелких деталей изделия.
Хочется немного написать о первом директоре нового учебного заведения.
Сергей Григорьевич Монастырский (1875-1925) - выпускник московского Строгановского училища. В 22 года он уже возглавил новое учебное красносельское заведение.
Сергей Григорьевич был истинным русским интеллигентом, человеком передовых взглядов, прекрасным учёным-рисовальщиком.
Картина Монастырского «Пристань в Плесе».
Рядом разместил свою фотографию из Плеса, которую сделал этим летом. Жаль, что раньше не видел эту работу Монастырского, но может, удастся еще раз посетить эти волжские берега и попытаться найти место, откуда была написана эта картина?
Архивные документы Костромского полицейского управления говорят об активной политической и просветительной позиции передовой группы педагогов, в том числе и директора. В 1909 году Монастырского отстранили от руководства художественно-ремесленной мастерской и выслали под надзор полиции в Тулу.
С 1909 по 1924 годы Сергей Григорьевич исполнял обязанности заведующего Тульской художественно-ремесленной учебной мастерской по художественной обработке металла.
С 1911 года он получает еще одну должность – становится заведующим Кустарно-промышленного музея. И здесь проявилась его кипучая деятельность. Под его руководством было открыто бронзо-литейное отделение, учреждены воскресные классы, он делал все от него зависящее, чтобы пополнить коллекцию Музея (в том числе и изделиями красносельских кустарей).
В 1919 году Монастырского обвинили в неправильном ведении дел, его отстранили от должности. Ученики устроили свой «заочный суд», на котором припомнили трудоемкие заказы для военного комитета, уничтожение листовок и многое другое.
Однако процесс над Сергеем Григорьевичем был прекращен (дело закрыли за отсутствием состава преступления). Монастырский продолжает работать, болея за дело, которому он отдал не один год своей жизни. Так в 1919 году Пролеткульт начал реквизицию музея и мастерских. Работники мастерской сделали все, что было в их силах, и в конце концов реквизиция была остановлена.
Это только малая часть того, что я нашел об этом удивительном человеке.
В стенах мастерских работали профессионалы и энтузиасты своего дела.
Это и
Иов Алексеевич Дерябин, который успешно прошел обучение в Костроме в ювелирной мастерской братьев Савельевых, где получил специальность мастера сканно-филигранного дела. Он был первым, кто научил красносёлов тонкому искусству скани. Именно скань впоследствии прославила красносельский промысел.
Иов Алексеевич Дерябин
Это и выпускники Московского Строгановского училища:
Клавдия Александровна Апухтина (Соколова) - руководительница живописно-эмальерным классом; художники по прикладному искусству
Вячеслав Александрович Апухтин и
Владимир Михайлович Анастасьев.
Воспоминания воспитанника учебных мастерских А.А. Шустова: «В.А. Апухтин на занятиях по творческому рисованию обычно приносил из музея или библиотеки экспонаты художественных изделий русских мастеров… и непременно требовал от нас не простого копирования чужих образцов, а сочинения собственных композиций».
Наиболее способные учащиеся третьего года обучения самостоятельно или под руководством педагогов выполняли ответственные заказы, которые учебная мастерская получала от частных лиц и различных организаций. Некоторые талантливые ученики впоследствии сами стали преподавателями.
Так Ратьков Александр Константинович - выходец из бедной семьи кустаря-серебряника села Сидоровского, в 1898 году поступает в класс технического рисования. Еще в школе он проявил особый интерес к заданиям гравировки по стали. По вырезанным штампам Александра Константиновича Ратькова учебная мастерская выпускала небольшими сериями женские украшения, медные жетоны и значки. В 1907 году он закончил обучение и был оставлен в учебной мастерской как мастер-гравер по стали. Впоследствии А.К. Ратьков – автор первых революционных значков.
В интернете не нашел описания медного жетона, посвященного 100-летию со дня рождения Карла Маркса и выпущенного в 1918 году, а потому позволю себе немного написать о нем. Автором эскиза и исполнителем гравировочного штампа являлся преподаватель художественно-промышленных мастерских Ратьков, который к тому времени уже возглавлял профессиональный союз кустарей-металлистов.
Медный жетон выполнен в форме медальона. Обращает на себя внимание портретное сходство, тщательная проработка лица и обрамления жетона. Юбилейные значки, посвященные этой дате, чеканились в мастерских Красной Пресни в Москве, но они явно в художественном плане уступают Красносельскому жетону.
В 1924 году Ратькова пригласили на Монетный двор, где он принимал непосредственное участие в чеканке первого советского рубля с гербом.
Один рубль 1924 года
А какая библиотека была при мастерских! Уже к 1912 году насчитывалось 2 тысячи томов. Это художественная и специальная литература. В её фондах были лучшие издания по декоративно-прикладному искусству, зарубежные журналы по этой отрасли, богатейшие альбомы орнаментов, таблиц и других пособий.
Кроме того был открыт музей, куда из собрания школы барона Штиглица, а так же губернского кустарного музея и от частных лиц поступили интересные предметы художественной обработки металла и старинные вещи древнерусского народного творчества.
Ежегодно в конце учебного года в стенах мастерской устраивались отчётные выставки ученических работ, на которые приглашались родители и местные кустари. Эти выставки посещали до 100 и более человек. Лучшие работы учеников посылались в Санкт-Петербург, Москву и другие города. Учебная мастерская успешно выступала со своими изделиями на художественно-промышленных выставках в Екатеринославе в 1910 году и Петербурге в 1913 году. Интересно, что часто работы выполнялись в характерном для этого времени стилях «псевдорусский» и «модерн».
В мастерских устраивались бесплатные воскресные классы рисования. Посетителями были кустари, женщины и дети, работающие на дому. В мастерскую стали обращаться кустари за всевозможными советами и заказами на штампы. Для изготовления художественных образцов мастерская предоставляла своё помещение группе окончивших школу и оставшихся в промысле подмастерьев в количестве 15 человек для производства изделий на продажу. Это начинание было сочувственно встречено Костромским губернским земством, которое пришло на помощь, организовав сбыт их товаров. Позднее, в 1912 году, из числа этих воспитанников организуется художественно-ремесленная артель.
Соприкосновение "учёных" - художников с промыслом происходило непросто. Об этом горячо говорил в своём выступлении на Всероссийском съезде художников в 1911 году В.А.Апухтин: "Мне приходилось много и подробно разговаривать с кустарями, и все мне говорили одно, что и хотели бы учиться, что, конечно, лучше сделать пару запонок, чем сто крестиков, но … "пока дети будут обучаться делать запонки, мы все умрём с голоду".
Но как бы ни было трудно, учебные мастерские жили, работали, а главное – развивались.