Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ
Добавлено: 18 дек 2018, 15:30
Для меня эта тема началась с совместного письма 1925 года людей, «имеющим здоровые руки и умеющим хорошо работать». Но не буду забегать вперед. Итак.
На правом берегу Невы Васильевского острова стоит здание Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Ефимовича Репина. Высшее учебное заведение было основано в далеком 1757 году и носило гордое имя – Императорская Академия художеств. После революции Академию упразднили, на её базе создавались различные художественные учебные заведения, которые периодически меняли свои названия. Было много реорганизаций, преобразований, переименований, но суть остается прежней – по большому счету все это Академия художеств.
Открытое письмо Петроград Академия Искусств
![](/import_images/2/c845421/v845421818/15858a/Y1VBgnaZ5ho.jpg)
Меня интересует период истории Академии художеств 20-х годов, поэтому относительно переименований Академии обращусь за помощью к профессионалам. Вероника Ирина Трояновна Богдан, кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ, статья «Академия художеств 1920-е начало 1930-x», журнал «Третьяковская галерея» №2, 2013 год (цитаты):
«1918 год - Императорская Академия художеств упразднена. Вместо Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств открылась Свободная художественная школа, которая через несколько месяцев стала называться Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ, СВОМАС)
1921 год - Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские переименовывают в Академию художеств
1922 год - Академию объединили с бывшим Центральным училищем технического рисования барона А.Л. Штиглица, и новое учебное заведение стало называться Петроградским ВХУТЕМАСом
1930 год - реорганизация московского и ленинградского ВХУТЕИНов. Живописный и скульптурный факультеты из Москвы переведены в Ленинград, а полиграфический факультет - из Ленинграда в Москву. Создается новый объединенный Института пролетарского изобразительного искусства…»
Аладжарова Елена, картина «Праздник 1 мая», дипломная работа 1927 года, отделение живописи, Ленинградский ВХУТЕИН
![](/import_images/2/c851532/v851532675/6b469/Y1y9oQVJcI4.jpg)
И хотя Академию художеств в 20-х годах переименовывали, но в теме это высшее учебное заведение все же буду называть по старинке Академией художеств (АХ), тем более в Справочниках «Весь Ленинград» оно так и значится (порой после названия АХ стоит уточнение - «Высший Худож.-Техн. Институт»).
Если обратиться к справочникам «Весь Ленинград» 20-х годов, можно попытаться проследить историю Академии. К сожалению, в Справочнике от 1922 года не удалось найти упоминание об этом учебном заведении – может плохо искала?
Поэтому начну с 1923 года:
![](/import_images/2/c851532/v851532675/6b476/c-7S_Oo3DXw.jpg)
В следующие годы структура АХ претерпит ряд изменений, но обратим внимание, что с 1924 года в объявлениях будут фигурировать Производственное Бюро с мастерскими:
1924 год, в состав АХ входит Производственное Бюро с мастерскими (подчеркнула металлическую мастерскую)
![](/import_images/2/c852232/v852232675/6d72f/dapHaVcHxHA.jpg)
![](/import_images/2/c852232/v852232675/6d737/kUOTuc_cpOM.jpg)
1925 год, в состав АХ входит Производственное Бюро с мастерскими (подчеркнула металл.-ювел. мастерскую)
![](/import_images/2/c845418/v845418818/15942a/Poqp68DuKE0.jpg)
![](/import_images/2/c845418/v845418818/159432/TlT5au--ztI.jpg)
1926 год, в состав АХ входит Производственное Бюро с мастерскими (подчеркнула металл. ювел. мастерскую)
![](/import_images/2/c846016/v846016818/1534bc/XhKPeXtPitU.jpg)
![](/import_images/2/c846016/v846016818/1534c4/CkbFplt_xOU.jpg)
1927 год, в состав АХ входит Производственное Бюро с мастерскими (подчеркнула металл. ювел. мастерскую)
![](/import_images/2/c850136/v850136818/94566/SQzfTEhPSxo.jpg)
![](/import_images/2/c850136/v850136818/9456e/4p9o2oXg_OY.jpg)
1928 год, в справочнике отсутствуют сведения о Производственном Бюро и о мастерских (в Справочниках 1929, 1930 гг. их тоже нет):
![](/import_images/2/c851136/v851136675/6cf17/gS7JdiSE-kQ.jpg)
Итак, при Академии Художеств ориентировочно в 1924-1927 гг. существовало Производственное Бюро, в которое входили мастерские. Как видим из справочников, структура Производственного Бюро в разные годы менялась (количество мастерских, названия). Производственные мастерские были оборудованы «механическими двигателями и приспособлениями для выполнения любых заказов, как массового, так и индивидуального характера». Проспект АХ 1924 года утверждает, что «заказы исполняются под наблюдением и руководством профессоров и специалистов высококвалифицированными силами».
Реклама Производственного Бюро Ленинградской Академии Художеств, Справочник Весь Ленинград, 1925 год
![](/import_images/2/c846017/v846017818/154b27/G5NSZF0OPWw.jpg)
Чем же занимались мастерские Производственного Бюро?
Бронзово-литейная мастерская выполняла заказы на отливки из бронзы статуй, бюстов, барельефов, надгробных памятников, всевозможных архитектурных украшений. А какой большой перечень бюстов, которые изготавливались в мастерской: Ленина работы Харламова, Калинина работы Блезе-Манизер, Рыкова работы Козельского, Троцкого работы Симонова, Зиновьева работы Астафьева…
Порой в мастерской для выполнения нового заказа переливали изделия до 1917 года, «не представляющие художественной ценности». Такая невеселая судьба постигла скульптуру великого князя Михаила Николаевича, установленную в 1914 году в Петергофе, и перелитую в бронзово-литейной мастерской в изделия на потребу дня. Увы, из песни слов не выкинешь.
Памятник Великому Князю Михаилу Николаевичу, с самого рождения и в течение дальнейших 77 лет 1 Августейшему шефу Лейб-гвардии Конно-Гренадёрского полка
![](/import_images/2/c847017/v847017818/14dfaa/U0X8FthaSiU.jpg)
Архитектурно-строительная мастерская осуществляло строительство новых гражданских сооружений, проводила капитальный ремонт зданий, работы по устройству центрального отопления, вентиляции, освещения, реставрация памятников старины и искусства. Так были произведены ремонт купола Мусульманской Мечети, проведено центральное отопление в помещении Сельсхозбанка, выполнялись работы по ремонту мостовой, канализации и помещений АХ, вызванные последствиями наводнения 23 сентября 1924.
Последствия наводнения на проспекте 25-го Октября
![](/import_images/2/c846420/v846420818/14b9c5/riZRpJ3yWto.jpg)
Но, пожалуй, я отклонилась в сторону. Просто хотелось на примере двух мастерских Производственного Бюро показать уровень, величину, и объем работ мастерских Производственного бюро АХ. Меня же всех больше интересует металлическая, или как она названа в некоторых справочниках – металлическо-ювелирная мастерская Производственного Бюро
На правом берегу Невы Васильевского острова стоит здание Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Ефимовича Репина. Высшее учебное заведение было основано в далеком 1757 году и носило гордое имя – Императорская Академия художеств. После революции Академию упразднили, на её базе создавались различные художественные учебные заведения, которые периодически меняли свои названия. Было много реорганизаций, преобразований, переименований, но суть остается прежней – по большому счету все это Академия художеств.
Открытое письмо Петроград Академия Искусств
![](/import_images/2/c845421/v845421818/15858a/Y1VBgnaZ5ho.jpg)
Меня интересует период истории Академии художеств 20-х годов, поэтому относительно переименований Академии обращусь за помощью к профессионалам. Вероника Ирина Трояновна Богдан, кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ, статья «Академия художеств 1920-е начало 1930-x», журнал «Третьяковская галерея» №2, 2013 год (цитаты):
«1918 год - Императорская Академия художеств упразднена. Вместо Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств открылась Свободная художественная школа, которая через несколько месяцев стала называться Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ, СВОМАС)
1921 год - Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские переименовывают в Академию художеств
1922 год - Академию объединили с бывшим Центральным училищем технического рисования барона А.Л. Штиглица, и новое учебное заведение стало называться Петроградским ВХУТЕМАСом
1930 год - реорганизация московского и ленинградского ВХУТЕИНов. Живописный и скульптурный факультеты из Москвы переведены в Ленинград, а полиграфический факультет - из Ленинграда в Москву. Создается новый объединенный Института пролетарского изобразительного искусства…»
Аладжарова Елена, картина «Праздник 1 мая», дипломная работа 1927 года, отделение живописи, Ленинградский ВХУТЕИН
![](/import_images/2/c851532/v851532675/6b469/Y1y9oQVJcI4.jpg)
И хотя Академию художеств в 20-х годах переименовывали, но в теме это высшее учебное заведение все же буду называть по старинке Академией художеств (АХ), тем более в Справочниках «Весь Ленинград» оно так и значится (порой после названия АХ стоит уточнение - «Высший Худож.-Техн. Институт»).
Если обратиться к справочникам «Весь Ленинград» 20-х годов, можно попытаться проследить историю Академии. К сожалению, в Справочнике от 1922 года не удалось найти упоминание об этом учебном заведении – может плохо искала?
Поэтому начну с 1923 года:
![](/import_images/2/c851532/v851532675/6b476/c-7S_Oo3DXw.jpg)
В следующие годы структура АХ претерпит ряд изменений, но обратим внимание, что с 1924 года в объявлениях будут фигурировать Производственное Бюро с мастерскими:
1924 год, в состав АХ входит Производственное Бюро с мастерскими (подчеркнула металлическую мастерскую)
![](/import_images/2/c852232/v852232675/6d72f/dapHaVcHxHA.jpg)
![](/import_images/2/c852232/v852232675/6d737/kUOTuc_cpOM.jpg)
1925 год, в состав АХ входит Производственное Бюро с мастерскими (подчеркнула металл.-ювел. мастерскую)
![](/import_images/2/c845418/v845418818/15942a/Poqp68DuKE0.jpg)
![](/import_images/2/c845418/v845418818/159432/TlT5au--ztI.jpg)
1926 год, в состав АХ входит Производственное Бюро с мастерскими (подчеркнула металл. ювел. мастерскую)
![](/import_images/2/c846016/v846016818/1534bc/XhKPeXtPitU.jpg)
![](/import_images/2/c846016/v846016818/1534c4/CkbFplt_xOU.jpg)
1927 год, в состав АХ входит Производственное Бюро с мастерскими (подчеркнула металл. ювел. мастерскую)
![](/import_images/2/c850136/v850136818/94566/SQzfTEhPSxo.jpg)
![](/import_images/2/c850136/v850136818/9456e/4p9o2oXg_OY.jpg)
1928 год, в справочнике отсутствуют сведения о Производственном Бюро и о мастерских (в Справочниках 1929, 1930 гг. их тоже нет):
![](/import_images/2/c851136/v851136675/6cf17/gS7JdiSE-kQ.jpg)
Итак, при Академии Художеств ориентировочно в 1924-1927 гг. существовало Производственное Бюро, в которое входили мастерские. Как видим из справочников, структура Производственного Бюро в разные годы менялась (количество мастерских, названия). Производственные мастерские были оборудованы «механическими двигателями и приспособлениями для выполнения любых заказов, как массового, так и индивидуального характера». Проспект АХ 1924 года утверждает, что «заказы исполняются под наблюдением и руководством профессоров и специалистов высококвалифицированными силами».
Реклама Производственного Бюро Ленинградской Академии Художеств, Справочник Весь Ленинград, 1925 год
![](/import_images/2/c846017/v846017818/154b27/G5NSZF0OPWw.jpg)
Чем же занимались мастерские Производственного Бюро?
Бронзово-литейная мастерская выполняла заказы на отливки из бронзы статуй, бюстов, барельефов, надгробных памятников, всевозможных архитектурных украшений. А какой большой перечень бюстов, которые изготавливались в мастерской: Ленина работы Харламова, Калинина работы Блезе-Манизер, Рыкова работы Козельского, Троцкого работы Симонова, Зиновьева работы Астафьева…
Порой в мастерской для выполнения нового заказа переливали изделия до 1917 года, «не представляющие художественной ценности». Такая невеселая судьба постигла скульптуру великого князя Михаила Николаевича, установленную в 1914 году в Петергофе, и перелитую в бронзово-литейной мастерской в изделия на потребу дня. Увы, из песни слов не выкинешь.
Памятник Великому Князю Михаилу Николаевичу, с самого рождения и в течение дальнейших 77 лет 1 Августейшему шефу Лейб-гвардии Конно-Гренадёрского полка
![](/import_images/2/c847017/v847017818/14dfaa/U0X8FthaSiU.jpg)
Архитектурно-строительная мастерская осуществляло строительство новых гражданских сооружений, проводила капитальный ремонт зданий, работы по устройству центрального отопления, вентиляции, освещения, реставрация памятников старины и искусства. Так были произведены ремонт купола Мусульманской Мечети, проведено центральное отопление в помещении Сельсхозбанка, выполнялись работы по ремонту мостовой, канализации и помещений АХ, вызванные последствиями наводнения 23 сентября 1924.
Последствия наводнения на проспекте 25-го Октября
![](/import_images/2/c846420/v846420818/14b9c5/riZRpJ3yWto.jpg)
Но, пожалуй, я отклонилась в сторону. Просто хотелось на примере двух мастерских Производственного Бюро показать уровень, величину, и объем работ мастерских Производственного бюро АХ. Меня же всех больше интересует металлическая, или как она названа в некоторых справочниках – металлическо-ювелирная мастерская Производственного Бюро