Артель Цветные камни. Довоенное время

Ответить
Нелунатик-увы
Сообщения: 5186
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Артель Цветные камни. Довоенное время

Сообщение Нелунатик-увы » 03 июн 2019, 22:01

О Берёзовском заводе на Урале знают многие. С давних пор золотом славен Березовский завод. Золотом богаты берёзовские земли. Издавна старатели копали по всему заводу, на пруду, на улицах, в ограде школы, на огородах, промывали в тазах землю, жадно следили, не блеснет ли драгоценная крупица. Трудно, почти невозможно выяснить, почему именно в Берёзовском заводе возникло суровое и мужественное ремесло огранки самоцветов. Исследователи считают, что гранением камней в Берёзовском занимались еще с конца XVIII века. Удивительно, ведь аметистов в Берёзовском заводе нет.

Уральские кустари-самоучки за обработкой самоцветов
Изображение


После революции буржуазная роскошь вызывала непримиримость и агрессию. Очевидец вспоминал о погроме ювелирного магазина: «трещали двери и доски прилавков, хрустели стекла витрин, трещали грани крышки». Один из погромщиков «в руках держал пригоршню колец и брошек, они падали на землю, он топтал хрустящие, как семечки, драгоценные камни и кричал: - Покрасовались! Понаряжались! Будя!» (газета Труд, 1935 год)

Фотография девушек, 20-е годы. На свитере одной из них приколото украшение – бант и заколка с портретом Ленина
Изображение


С переходом к НЭП, с возрождением частной собственности, ювелирная промышленность начала понемногу восстанавливаться. В статье 1924 года констатируются перемены, связанные с приходом новой хозяйственной политики: «Исчезала суровая однотонность, на сцену снова выступили, понемногу нащупывая почву, краски, голоса, искушения и обманы. Умопомрачительные предметы роскоши в витринах магазинов, драгоценности у ювелиров - все это дразнит, волнует, призывает…».

Семейное фото, середина 20-х годов. Молодую женщину украшают бусы
Изображение


В Березовке камни опять стали в цене. Но для опытных мастеров-гранильщиков тяжелые времена продолжались, они оказались в «постыдной кабале у хозяйчиков, … работали у них по восемнадцать часов всей семьей – мастер огранивает аметист, жена шлифует брошь, дети вертят круг». И тогда «решили они объединиться в артель», «решили работать сообща», а «это было в 1924 году», - вспоминал один из зачинателей артели Цветные камни Михаил Николаевич Мельников.

Продукция артели Цветные камни, фотография из статьи газеты Труд, 1936 год
Изображение


Не просто дались первые годы работы артели. Много было трудного: помещение тесное, копоть, едкий запах кислоты, нехватка оборудования. Артели не выделяли серебра, и природный самоцвет приходилось оправлять в простую медную оправу. С горечью вспоминал один из членов артели о том, что однажды видел на свердловском вокзале иностранца в роскошной шубе, который купил в киоске артели на семьсот рублей колец, тут же вынул из них камни - крупногранные, сильные аметисты - ссыпал небрежно их в карман, а оправу бросил на пол. И ничего нельзя было сделать мастеру артели, побелел он от обиды и горечи, но пришлось промолчать. Ясное дело, что медью не годится оправлять первосортные аметисты, ограненные лучшими мастерами артели.

Уральские аметисты
Изображение


Постепенно производство и сбыт налаживались. Организовали выпуск яшмовых брошек, серёг из аметиста, слонов из ангидрида, портсигаров из калканской яшмы…

Артель Цветные камни, бусы из горного хрусталя, мастер Дермачев
Изображение


Много для артели сделал технический руководитель Петров Петр Алексеевич. В начале 30-х годов, когда заказы на аметисты прекратились, а брошки и кольца не шли (то было суровое время, когда в комсомоле с похвальной серьезностью обсуждался вопрос - может ли комсомолец носить галстук и может ли комсомолка танцевать), Петров организовал производство красных пятиконечных звездочек из бутылочного стекла.
Как отыскал он склад разбитых бутылей для перевозки кислот — неизвестно и сейчас. Но толстые горлышки бутылей превосходно гранились, их можно было окрашивать. И закипела работа. Маленькие, красивые пятиконечные звездочки пользовались большим спросом. Артель была спасена.

Выживали как могли. В старом Екатеринбурге купцы любили солидные вывески - толстое черное стекло и золотые буквы: «Торговый дом...». Петров решил и разбитые старые вывески пустить в дело: из черного стекла можно делать кольца, бусы для ожерелья, брошки. Он собрал вывески со всего города, и артель стала выпускать красивые, а главное, очень дешевые кольца и бусы из черного стекла.

Артель Цветные камни, броши, оникс, латунь, точение. Фотография из книги Перфильевой И.Ю. «Русское ювелирное искусство XX века в контексте европейских художественных тенденций, 1920-2000-е годы»
Изображение


В начале 30-х в артели начали выпускать школьные коллекции уральских самоцветов. Идея оказалась довольно удачной: нехитрое дело — собрать дешевые, захудалые камни, вычистить их, отсортировать, снабдить печатным указателем. А сколько благодарственных писем из школ приходило в артель!

Коллекция цветных поделочных камней в форме прямоугольных плиток, наши дни
Изображение


Изделия артели сбывались главным образом на месте. Но газета Труд в статье 1926 года пишет о том, что изделия артели отправлялись в Москву, где они «продавались в Государственных магазинах - в магазине Кустарного Музея ВСНХ, Леонтьевский пер., часть изделий Госторгом, а часть сбывали частники».
Забавная зарисовка корреспондента о картине, которую он увидел в конторе предприятия: «ругается и кричит кооператор из Восточной Сибири, он предлагает кредиты, машет договором и требует для колхозниц тысячи брошек, браслеты, запонки, заколки. Бухгалтер приносит на подпись договор - Винница и Житомир покупают аметистовые кольца и яшмовые портсигары. На столе лежит телеграмма: «Шлите коллекции бусы цепочки часов пудреницы слонов наложенным Ташкент Госторг».

Артель Цветные камни, шкатулки, яшма, мастер Толина
Изображение


На всемирную выставку в Париж артель отправила самоцветную горку. Ее изготавливал опытный гранильщик и художник Кубин Дмитрий Кузьмич. Остались воспоминания старого мастера:
«Летом 1936 года я приступил к работе… Мне пришла фантазия показать не только богатстве нашей уральской природы, но и того, кому принадлежит и служит это богатство. Я, как теперь говорят, вкладывал в свою работу всего себя, со всеми своими мыслями, чувствами, знанием...
На постаменте из молодого каменного угля – гагата - стоит гора. В середине горы шахта. Вернее штрек. В штреке горняк. Он разрабатывает, богатейшие недра горы, грудью налегая на перфоратор. Над горняком нависли руда, бурый железняк, фиолетовый липитамет и десятки других пород... В эту горку я вложил 117 пород кристалла…
Приведу только один случай: у меня хранился кристалл горного хрусталя. Мой собственный, не артельный, редкий кристалл... При работе над горкой летом этого года я вдруг заметил, что в одном месте горки надо было бы поместить кристалл горного хрусталя»! Форма горки, расположение всех других кристаллов потребовало, чтобы в ней был хрусталь именно такой формы, какой хранится у меня. И я поставил этот свой кристалл. Я был очень рад, когда увидел, что он пришёлся как раз по месту… Я думал о чести нашей артели. Я даже забывал себя. Пусть те, кто будет смотреть на нашу горку, скажут: «Хорошо работает артель «Цветные камни
»...

Артель Цветные камни, минералогическая горка, авторы Зверев Д.К., Кубин Д.К .. Надпись: "В день X годовщины Великой Октябрьской Революции Уральскому Областному Музею". Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, Екатеринбург
Изображение


Артель Цветные камни на выставку в Париж вместе с самоцветной горкой отправила каменных животных. Изготовить их поручили старому камнерезу Баскову А.А. Остались воспоминания мастера, в которых он с любовью вспоминает о заказе на обезьянку и слоника, лягушечку, свинку и собачку, описывая каждое животное:
«Обезьянка вышла хорошенькая. Из жадеита сделанная. Жадеит - это зеленоватый такой камень. Иначе он называется нефрит.. Обезьянка сидит. Положила ножку на ножку. А ручка одна на коленке, а другая возле мордочки и пальчик к носику тянет.
Свинку сделал из обсидиана. Это - лава вулкана застывшая. Она - сероватый камень. Дымчатый. Если её хорошо отполировать, покажется прозрачная. Свинка вышла тоже хорошенькая, по модели. Мордочку с пятачком протягивает вперёд и сзади хвостик закрутился. Словно просит кушать. Сама серьёзная. И в теле. И на спинке жирок насквозь просвечивает.
Потом слоников сделал. Из колыванского кварца. И из яшмы. Слоников делал долго. Слоников сделал по модели Фаберже. Была такая мастерская в Питере. На царя вещи делала…
Понёс я своих животных в артель. Там они сильно понравились. И мне объявили, что пошлют их на выставку. В Париж. На всемирную. И 300 рублей премии мне объявили
».

Артель Цветные камни, фигурки животных, мастер Басков А.А., кварц, яшма, жедонит, топаз
Изображение


Как видим, артель Цветные камни изготавливала изделия как для массового потребителя, так и выставочные образцы. Но какие бы не были изделия предприятия – простые, или более сложные, замысловатые, в их создание мастере артели вкладывали умение, опыт, силы и душу. А самоцветная красота непросто рождается. На свинцовых кругах, приводимых в движение ногою, огранивают камни. Одна неверная грань, и камень уже потух, он брак, заваль, его нужно выбросить на свалку.
Твердо поставлен локоть мастера, годами выверено каждое движение руки, властно ведет он грань, и вот уже световой луч, пересекая камень, рождает внутри отблеск кровавого огня. Одному камню он даёт одну форму, другому - другую. Старается все качества камня проявить. Сделать его как можно красивее. Спрятать все его природные недостатки.
Так, после долгих часов вдохновленного труда, создается первоклассный камень, полный света, прохлады, сиянья.

Уральские самоцветы
Изображение


При подготовке материала были использованы:
Книга Порфирия Илларионовича Ратушного Счастливые камни, 1937 год
Довоенные статьи газеты Труд

Нелунатик-увы
Сообщения: 5186
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Артель Цветные камни. Довоенное время

Сообщение Нелунатик-увы » 05 июн 2019, 20:13

Отрывок из книги Порфирия Илларионовича Ратушного Счастливые камни, 1937 год

Первым мастером печаток в Берёзовском посёлке был Брусницын. Жил он в конце XVIII века. Он обучил местного жителя Чермянинова. От Чермянинова искусство перенял Ощуковых. К 1887 году Ощуковых насчитывали в своем роду три поколения мастеров. Столько же поколений насчитывали и Дуровы.
Но в редких случаях искусство, огранки развивалось путем обучения у мастеров. Как известно, на первых порах искусство гранить камни хранилось в тайне. Тем не менее промысел развивался. О конце XVIII века П. Н. Зверев пишет:
«Весьма нередко рабочие самоуком постигали технику промысла. Чехломов гранил броши, пуговицы из стекла. Екатеринбургский купец предложил ему гранить их из камня. Чехломов выучился. Потом он увидал, как одна старуха огранивала искру. Чехломов рассказал сыну. Сын не поверил. Отец достал искру и показал сыну. Сын самоуком дошел до такого искусства, что вскоре умел огранивать до 50 искорок в день».
К 1887 году в Берёзовском поселке гранением камней занималось 917 крестьян. Летом они пахали, сеяли, убирали хлеб, а зимой садились к станочкам и выпускали бусы и искорки.

По подсчетам земства заработок рядового гранильщика-кустаря составлял 60 - 70 рублей в год. Наиболее квалифицированные, славившиеся среди других мастерством, зарабатывали в год до 300 рублей. Таких были единицы — Чигарев, Гаврилов,— и всё…

Свою продукцию гранильщики сдавали екатеринбургским купцам, которые даже на изделиях из яшмы зарабатывали до 350 процентов!

Какова была зависимость гранильщиков от купцов, - показывает случай с мастером Чигаревым.
Чигарев считался одним из лучших мастеров Берёзовского поселка. Не один год он сдавал свою продукцию купцам, но к 1884 году ему надоела зависимость от купцов, и он решил поехать лично на Ирбитскую ярмарку и продать свои изделия,- главным образом бусы,- не купцам, а потребителям.

1 февраля 1884 году Чигарев приехал в Ирбит. Выхлопотал себе палатку. Открыл торговлю. Бусы он продавал только на 10 копеек дороже, чем продавал купцам в Екатеринбурге. Покупатели рассматривали товары Чигарева и удивлялись их дешевизне. В первый день торговля шла бойко: Чигарев продал около половины всего своего запаса. На следующий день торговля шла тише. Покупатели толпились у изделий, но поглядывали на Чигарева с опаской. А на третий день покупатели обходили палатку Чигарева стороной. Редко кто подходил, брал в руки связку бус и спрашивал:
- А каменные ли они?.. Не стекло ли это?.. И откуда они?...
Оказалось, что купцы усиленно распространяли по ярмарке слухи, будто, во-первых, у Чигарева товар поддельный, а во-вторых, происхождение этого товара тёмное...
- Конечно, - говорили купцы, - покупателю всё это неизвестно, но неприятностей потом не оберёшься... Суд, урядник, тюрьма...

Еле дожил Чигарев до конца ярмарки. Часть товара привез домой. «Больше не поеду»,- сказал он домашним.
Чигарев был уверен, что на том всё и кончится. Но дело только началось.
Через несколько дней Чигарев поехал в Екатеринбург сдать оставшиеся вещи. Однако в магазине Лагутяева, которому он всегда сдавал товар, его ждало разочарование. Доверенный магазина холодно сказал: «Нам ваши товары не подходят». Чигарев обошёл все палатки мелких торговцев, - и всюду слышал один и тот же ответ: «Нам ваши товары не подходят».

Злой вернулся Чигарев в Берёзовский посёлок. А там его ждали новые неприятности. Трое берёзовских гранильщиков ездили в Екатеринбург - сдать изделия, и трое вернулись, не сдав. Купцы не хотели и смотреть на изделия берёзовцев. Купцы говорили: «У вас новый купец завелся - Чигарев... Ему и сдавайте... А нам ваш товар не подходит...»
Вскоре с таким же известием пришло к Чигареву и еще несколько гранильщиков.
Это был настоящий локаут екатеринбургских купцов. Березовские гранильщики сначала пробовали сбывать свои товары на екатеринбургском базаре. Но вскоре отказались от этого намерения: рынок был во власти купцов.
Целый год купцы держали в осаде берёзовских гранильщиков.
Лишь в мае 1885 года купцы «сжалились» над берёзовцами и стали принимать от них изделия. Но цены были понижены процентов на 50...

Подарок Тулееву А.Г. от жителей Новокузнецка, 2008 год

Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 5186
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Артель Цветные камни. Довоенное время

Сообщение Нелунатик-увы » 17 июн 2019, 20:40

В ноябре 1936 года в газете Труд вышла статья «Ювелиры Урала»:
«... Спрос на ювелирные и камнерезные изделия растет. Лучшей оценкой работы артели является предоставление ей Всекопромсоветом права послать свои образцы на международную Парижскую выставку.
Артель уже готовит экспонаты на Парижскую выставку. Лучший уральский мастер-камнерез стахановец т. Шелков Иван Николаевич работает над оригинальнейшим изделием.
Легендарный тульский левша, как известно, подковал блоху. Но старый артельный мастер Шелков, до тонкости изучивший ювелирное искусство, готовится не в легенде, а на деле… подковать майского жука. Он готовит для выставки изображения майских жуков из уральских самоцветов.
Мастер-стахановец вкладывает в свою работу богатый опыт, который он накопил с 1902-1913 гг. в ювелирных мастерских Москвы и с 1913 года на Урале.
С тов. Шелковым соревнуются другие мастера-стахановцы т. Алексеев, Насонов, Казанцев и Кокорин.
Мы все работаем с любовью, - говорит т. Алексеев…»

Брошь «Жук», артель «Цветные камни», 1936 год. Серебро, аметист, демантоид, гранат, литьё, монтировка, позолота. Фотография с выставки «Брошь ХХ века. Мир русской ювелирной миниатюры». Предположу, что это та самая брошь, которая описана в статье

Изображение


Фотография из статьи-репортажа с выставки
https://www.livemaster.ru/topic/2806397 ... a-v-moskve

Нелунатик-увы
Сообщения: 5186
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Артель Цветные камни. Довоенное время

Сообщение Нелунатик-увы » 22 июн 2019, 07:58

Изделия артели Цветные камни, 1935 год, фотография С.И. Короткова, архив РГАЛИ

Изображение

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость