Уральские кустари-самоучки за обработкой самоцветов
![](/import_images/2/c852220/v852220043/135f1a/RD5XDGi5IQg.jpg)
После революции буржуазная роскошь вызывала непримиримость и агрессию. Очевидец вспоминал о погроме ювелирного магазина: «трещали двери и доски прилавков, хрустели стекла витрин, трещали грани крышки». Один из погромщиков «в руках держал пригоршню колец и брошек, они падали на землю, он топтал хрустящие, как семечки, драгоценные камни и кричал: - Покрасовались! Понаряжались! Будя!» (газета Труд, 1935 год)
Фотография девушек, 20-е годы. На свитере одной из них приколото украшение – бант и заколка с портретом Ленина
![](/import_images/2/c852220/v852220043/135f0a/iBnCKr7FGQ8.jpg)
С переходом к НЭП, с возрождением частной собственности, ювелирная промышленность начала понемногу восстанавливаться. В статье 1924 года констатируются перемены, связанные с приходом новой хозяйственной политики: «Исчезала суровая однотонность, на сцену снова выступили, понемногу нащупывая почву, краски, голоса, искушения и обманы. Умопомрачительные предметы роскоши в витринах магазинов, драгоценности у ювелиров - все это дразнит, волнует, призывает…».
Семейное фото, середина 20-х годов. Молодую женщину украшают бусы
![](/import_images/2/c852220/v852220043/135f12/qIeRWRB8mUI.jpg)
В Березовке камни опять стали в цене. Но для опытных мастеров-гранильщиков тяжелые времена продолжались, они оказались в «постыдной кабале у хозяйчиков, … работали у них по восемнадцать часов всей семьей – мастер огранивает аметист, жена шлифует брошь, дети вертят круг». И тогда «решили они объединиться в артель», «решили работать сообща», а «это было в 1924 году», - вспоминал один из зачинателей артели Цветные камни Михаил Николаевич Мельников.
Продукция артели Цветные камни, фотография из статьи газеты Труд, 1936 год
![](/import_images/2/c853424/v853424043/5c69b/UqA8c6KE7TU.jpg)
Не просто дались первые годы работы артели. Много было трудного: помещение тесное, копоть, едкий запах кислоты, нехватка оборудования. Артели не выделяли серебра, и природный самоцвет приходилось оправлять в простую медную оправу. С горечью вспоминал один из членов артели о том, что однажды видел на свердловском вокзале иностранца в роскошной шубе, который купил в киоске артели на семьсот рублей колец, тут же вынул из них камни - крупногранные, сильные аметисты - ссыпал небрежно их в карман, а оправу бросил на пол. И ничего нельзя было сделать мастеру артели, побелел он от обиды и горечи, но пришлось промолчать. Ясное дело, что медью не годится оправлять первосортные аметисты, ограненные лучшими мастерами артели.
Уральские аметисты
![](/import_images/2/c853424/v853424043/5c6dc/8VElB8HUxt0.jpg)
Постепенно производство и сбыт налаживались. Организовали выпуск яшмовых брошек, серёг из аметиста, слонов из ангидрида, портсигаров из калканской яшмы…
Артель Цветные камни, бусы из горного хрусталя, мастер Дермачев
![](/import_images/2/c853424/v853424043/5c6ab/KbPn90uTnN8.jpg)
Много для артели сделал технический руководитель Петров Петр Алексеевич. В начале 30-х годов, когда заказы на аметисты прекратились, а брошки и кольца не шли (то было суровое время, когда в комсомоле с похвальной серьезностью обсуждался вопрос - может ли комсомолец носить галстук и может ли комсомолка танцевать), Петров организовал производство красных пятиконечных звездочек из бутылочного стекла.
Как отыскал он склад разбитых бутылей для перевозки кислот — неизвестно и сейчас. Но толстые горлышки бутылей превосходно гранились, их можно было окрашивать. И закипела работа. Маленькие, красивые пятиконечные звездочки пользовались большим спросом. Артель была спасена.
Выживали как могли. В старом Екатеринбурге купцы любили солидные вывески - толстое черное стекло и золотые буквы: «Торговый дом...». Петров решил и разбитые старые вывески пустить в дело: из черного стекла можно делать кольца, бусы для ожерелья, брошки. Он собрал вывески со всего города, и артель стала выпускать красивые, а главное, очень дешевые кольца и бусы из черного стекла.
Артель Цветные камни, броши, оникс, латунь, точение. Фотография из книги Перфильевой И.Ю. «Русское ювелирное искусство XX века в контексте европейских художественных тенденций, 1920-2000-е годы»
![](/import_images/2/c853424/v853424043/5c73a/BJPphZ2Uyss.jpg)
В начале 30-х в артели начали выпускать школьные коллекции уральских самоцветов. Идея оказалась довольно удачной: нехитрое дело — собрать дешевые, захудалые камни, вычистить их, отсортировать, снабдить печатным указателем. А сколько благодарственных писем из школ приходило в артель!
Коллекция цветных поделочных камней в форме прямоугольных плиток, наши дни
![](/import_images/2/c853424/v853424043/5c693/3S12MAGbwlA.jpg)
Изделия артели сбывались главным образом на месте. Но газета Труд в статье 1926 года пишет о том, что изделия артели отправлялись в Москву, где они «продавались в Государственных магазинах - в магазине Кустарного Музея ВСНХ, Леонтьевский пер., часть изделий Госторгом, а часть сбывали частники».
Забавная зарисовка корреспондента о картине, которую он увидел в конторе предприятия: «ругается и кричит кооператор из Восточной Сибири, он предлагает кредиты, машет договором и требует для колхозниц тысячи брошек, браслеты, запонки, заколки. Бухгалтер приносит на подпись договор - Винница и Житомир покупают аметистовые кольца и яшмовые портсигары. На столе лежит телеграмма: «Шлите коллекции бусы цепочки часов пудреницы слонов наложенным Ташкент Госторг».
Артель Цветные камни, шкатулки, яшма, мастер Толина
![](/import_images/2/c853424/v853424043/5c6c3/xV1hCagqjCg.jpg)
На всемирную выставку в Париж артель отправила самоцветную горку. Ее изготавливал опытный гранильщик и художник Кубин Дмитрий Кузьмич. Остались воспоминания старого мастера:
«Летом 1936 года я приступил к работе… Мне пришла фантазия показать не только богатстве нашей уральской природы, но и того, кому принадлежит и служит это богатство. Я, как теперь говорят, вкладывал в свою работу всего себя, со всеми своими мыслями, чувствами, знанием...
На постаменте из молодого каменного угля – гагата - стоит гора. В середине горы шахта. Вернее штрек. В штреке горняк. Он разрабатывает, богатейшие недра горы, грудью налегая на перфоратор. Над горняком нависли руда, бурый железняк, фиолетовый липитамет и десятки других пород... В эту горку я вложил 117 пород кристалла…
Приведу только один случай: у меня хранился кристалл горного хрусталя. Мой собственный, не артельный, редкий кристалл... При работе над горкой летом этого года я вдруг заметил, что в одном месте горки надо было бы поместить кристалл горного хрусталя»! Форма горки, расположение всех других кристаллов потребовало, чтобы в ней был хрусталь именно такой формы, какой хранится у меня. И я поставил этот свой кристалл. Я был очень рад, когда увидел, что он пришёлся как раз по месту… Я думал о чести нашей артели. Я даже забывал себя. Пусть те, кто будет смотреть на нашу горку, скажут: «Хорошо работает артель «Цветные камни»...
Артель Цветные камни, минералогическая горка, авторы Зверев Д.К., Кубин Д.К .. Надпись: "В день X годовщины Великой Октябрьской Революции Уральскому Областному Музею". Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, Екатеринбург
![](/import_images/2/c853424/v853424043/5c6d4/Gcm83gKlDUU.jpg)
Артель Цветные камни на выставку в Париж вместе с самоцветной горкой отправила каменных животных. Изготовить их поручили старому камнерезу Баскову А.А. Остались воспоминания мастера, в которых он с любовью вспоминает о заказе на обезьянку и слоника, лягушечку, свинку и собачку, описывая каждое животное:
«Обезьянка вышла хорошенькая. Из жадеита сделанная. Жадеит - это зеленоватый такой камень. Иначе он называется нефрит.. Обезьянка сидит. Положила ножку на ножку. А ручка одна на коленке, а другая возле мордочки и пальчик к носику тянет.
Свинку сделал из обсидиана. Это - лава вулкана застывшая. Она - сероватый камень. Дымчатый. Если её хорошо отполировать, покажется прозрачная. Свинка вышла тоже хорошенькая, по модели. Мордочку с пятачком протягивает вперёд и сзади хвостик закрутился. Словно просит кушать. Сама серьёзная. И в теле. И на спинке жирок насквозь просвечивает.
Потом слоников сделал. Из колыванского кварца. И из яшмы. Слоников делал долго. Слоников сделал по модели Фаберже. Была такая мастерская в Питере. На царя вещи делала…
Понёс я своих животных в артель. Там они сильно понравились. И мне объявили, что пошлют их на выставку. В Париж. На всемирную. И 300 рублей премии мне объявили».
Артель Цветные камни, фигурки животных, мастер Басков А.А., кварц, яшма, жедонит, топаз
![](/import_images/2/c853424/v853424043/5c6bb/hRXdNFOtZA0.jpg)
Как видим, артель Цветные камни изготавливала изделия как для массового потребителя, так и выставочные образцы. Но какие бы не были изделия предприятия – простые, или более сложные, замысловатые, в их создание мастере артели вкладывали умение, опыт, силы и душу. А самоцветная красота непросто рождается. На свинцовых кругах, приводимых в движение ногою, огранивают камни. Одна неверная грань, и камень уже потух, он брак, заваль, его нужно выбросить на свалку.
Твердо поставлен локоть мастера, годами выверено каждое движение руки, властно ведет он грань, и вот уже световой луч, пересекая камень, рождает внутри отблеск кровавого огня. Одному камню он даёт одну форму, другому - другую. Старается все качества камня проявить. Сделать его как можно красивее. Спрятать все его природные недостатки.
Так, после долгих часов вдохновленного труда, создается первоклассный камень, полный света, прохлады, сиянья.
Уральские самоцветы
![](/import_images/2/c853424/v853424043/5c6e4/fIvhcey-NBc.jpg)
При подготовке материала были использованы:
Книга Порфирия Илларионовича Ратушного Счастливые камни, 1937 год
Довоенные статьи газеты Труд