Мастерская Александра Барщевского

Ответить
Нелунатик-увы
Сообщения: 5186
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Мастерская Александра Барщевского

Сообщение Нелунатик-увы » 26 июн 2020, 20:28

Санкт-Петербург издавна славился мастерами ювелирного дела. Блистательные имена Болина, Фаберже, Гана, братьев Грачевых и многих других навечно вписались в историю искусства. Но кроме мастеров золото-серебряного дела первой величины, было много просто хороших мастеров, которые украшали жизнь людей разного материального достатка, делая ее ярче и красивее.

Изображение
Портсигар фирма К. Гана, 1888-1890 годы, ГИМ


В этой теме хочу остановиться на золотых и серебряных дел мастере Александре Васильевиче Барщевском.
Барщевский А.В. родился в 1864 году. По всей видимости он был родом с Украины, поскольку известно, что учился в Киевской гимназии. В Киеве фамилия Барщевский не редкая, так, например, здесь жил писатель и книгоиздатель Василий Гаврилович Барщевский (1822 - 1915) – а нет ли между этими двумя людьми родственной связи?
Александр учился средне, были среди его одноклассников более способные ученики, но дошли ли их имена до нас? Закончил он только 4 класса, дальше учебу пришлось оставить, потому что родители разорились. В 14 лет был отдан в учение к своему дяде, в Москву, где изучал азы серебряного дела. В учении пришлось не сладко, позднее вспоминал, что «дядя обращался с ним очень плохо». Впоследствии даже хотел написать об этом статью, но увы, не сложилось.

Изображение
Одна из гимназий Киева – Первая Киевская гимназия. Возможно, здесь учился Александр Барщевский


Первые сведения о ювелирной мастерской Барщевского А.В. встретила в Адресном справочнике Санкт-Петербурга 1906 года. И дальше его судьба будет связана с городом на Неве. В разных справочниках его адрес и адрес мастерской был то в доме на Фонтанке 91, то в доме на Фонтанке 89.

Изображение
Адресная книга Весь Петербург, 1906 год, раздел Золото и Серебряные изделия


Обратимся к современным справочникам мастеров золотых и серебряных дел мастеров и ювелиров.

Изображение
Скурлов Валентин Васильевич

Изображение
Иванов Александр Николаевич


Как видим, в справочниках указывается, что золотых и серебряных дел мастер «изготовлял столовые и чайные сервизы, блюда, церковную утварь». К сожалению, осталось не так много изделий мастера, мне удалось найти только два предмета с клеймом «Барщевский».

Изображение

Изображение
Портсигар Неодинокая дама, клеймо «БАРЩЕВСКIЙ»


Изображение

Изображение

Изображение Изображение
Портсигар двойной Казаки и Медведи, клеймо «БАРЩЕВСКIЙ»


Александр Васильевич женился в 37лет, «по желанию родных, но жену очень любил». У него было трое детей, но поднять их он не успел -
Александр Васильевич Барщевский умер в 1912 году, было ему всего 48 лет. Последние годы жизни были тяжелыми - личные проблемы следовали одна за другой. Ссора с родителями, которые грозились вычеркнуть его из наследства не давала ему покоя. Скончался его дядя-миллионер, у которого он был в учениках, дядя ничего ему не оставил, и это потрясло его. К сожалению, пагубная привычка к зеленому змию привела к душевной болезни и Барщевский Александр Васильевич скончался 7 апреля 1912 года, оставив жену и детей.

Изображение

Изображение
Почтовая открытка с поздравлением Рождества и Нового года Ее Высокородию Марии Рейнгольдовне Барщевской на адрес: Фонтанка, 89, 1914 год


Мария Рейнгольдовна продолжила дело своего мужа. Мастерская продолжала работать, и в Адресных справочниках СПб с 1913 по 1917 года содержатся сведения об этом.

Изображение
Адресная книга Санкт-Петербрурга, 1915 год


Иванов Александр Николаевич в справочнике «Мастера золотого и серебряного дела в России» дает сведения о клеймах Барщевской М.Р.
К сожалению, у меня в архиве нет предметов с клеймами «МБ» и «МРБ», может кто-то ими богат и покажет?

Изображение
Из справочника Иванова А.Н.

Революция 1917 года перевернула все и вся, бесцеремонно вторглась в судьбу страны, экономики, людей.

Изображение
Красноармеец поет Вставай проклятьем заклейменный… Рисунок из журнала Крокодил, 1922 год

Новой власти было необходимо всю экономику взять под свой контроль. Национализация промышленности была направлена для решения этой задачи. Вначале власть большевиков приступила к национализации крупнейших предприятий. И вот за подписью Ленина 28 июня 1918 года принимают «Декрет о национализации предприятий ряда отраслей промышленности, предприятий в области железнодорожного транспорта, по местному благоустройству и паровых мельниц».

А дальше последовал новый документ, в котором национализация, как спрут, захватывала своими щупальцами уже и более мелкие предприятия:
29 ноября 1920 года. Постановление ВСНХ РСФСР «О национализации предприятий»:
«1. Все промышленные предприятия, находящиеся во владении частных лиц или обществ, имеющие число рабочих свыше 5 при механическом двигателе, или 10 без механического двигателя, объявляются национализированными…»
По всему выходило, что мастерскую Барщевской М.Р. должны были национализировать. Но так как государство Рабочих и крестьян преподносило себя как правовое государство, существовали процедуры (обследование, приемочный акт, резолюции и т.д.), для осуществления которого нужно было время. Это хоть временно, но отодвинуло решение по некоторым мелким предприятиям, в том числе и по мастерской Барщевской М.Р.

Весной следующего года был принят новый декрет, касающийся вопросов национализации:
17 мая 1921 года. Декрет СНК РСФСР «Об отмене, приостановке и пересмотре некоторых постановлений о мелкой и кустарной промышленности и кустарной сельско-хозяйственной кооперации»:
«…отменить на будущее время действие Постановления Высшего Совета Народного Хозяйства от 29 ноября 1920 г. "О национализации предприятий" (Собр. Узак., 1920, N 93, ст. 512), не отменяя всех национализаций, произведенных на основе упомянутого Постановления до 17 мая 1921 г…»
Судьба мастерской Барщевской находится в подвешенном состоянии.

В декабре приняли еще один декрет, который коснулся многих и многих, в том числе и нашу героиню:
10 декабря 1921 года. Декрет ВЦИК СНК РСФСР «О предприятиях, перешедших в собственность республики»:
«…1. Все промышленные предприятия, подлежащие национализации на основании Постановления Высшего Совета Народного Хозяйства от 29 ноября 1920 г. (Собр. Узак., 1920, N 93, ст. 512), признаются перешедшими в собственность Республики, если в отношении их на время до 17-го мая 1921 года фактически осуществлена национализация…Все прочие указанные в Постановлении Высшего Совета Народного Хозяйства от 29 ноября 1920 года предприятия, в отношении коих фактическая национализация не произведена…, принадлежат прежним их владельцам и могут быть использованы последними согласно существующим узаконениям…»

В Санкт-Петербургском архиве сохранились несколько документов 1922 года, в которых есть отрывочные сведения о мастерской на Фонтанке. Предприятие не национализировали, «как не подошедшую ни под один из признаков декрета от 10-го декабря 1921 года о национализации», а потому она оставалась «считаться собственностью владелицы Барщевской, ни разу опечатанной не была и все время находилась в ведении владельца».

Работала ли мастерская - сказать трудно. Но в июле 1922 года Барщевская М.Р. обратилась с просьбой в бюро закрытых заводов Ленинграда «о вывозе инвентаря мастерской ввиду просьбы правления дома очистить помещение занимаемой мастерской».

Инспектор бюро Закрытых Заводов ПСНХ Курицын В.Г обследовал помещение мастерской, сохранилось ее описание, это, пожалуй, единственное на сегодняшний день описание помещения и оборудования предприятия, которое удалось обнаружить: «Мастерская помещается на 1-ом этаже каменного 2-х этажного дома, занимаемые 63 ½ квадратных сажень, рассчитана на 15-20 рабочих. Имеется водопровод, печное отопление. В помещении находится плавильная кузница, серебряная, штамповочная». Из оборудования в наличии записаны «плавильная кухня, молот, точило, горн плавительный, верстаки, токарные станки, пресс, ножницы рычажные, штампы…»

В результате обследования отделом Арендных и закрытых заводов было принято решение, что «мастерская, как не подошедшая ни под один из признаков п.2 декрета от 10-го дек.1921 года о национализации на основании п.3 того же декрета должна считаться собственностью владелицы Барщевской».

Итак, в октябре 1922 года на руках Марии Рейнгольдовне Барщевской оказался документ, подтверждающий ее право собственности на мастерскую. И предписание о том, что весь инвентарь и оборудование необходимо вывезти из стен мастерской. Что стало с оборудованием? По всей видимости, по возможности все было распродано. Что стало с владелицей и тремя ее детьми? Увы, это установить не удалось.

Вот и все, что удалось найти по мастерской Барщевкого. Надеюсь, что тема пополнится и другими сведениями

Изображение

Изображение
Мастерская А. Барщевского. Очевидно, фото до 1917 года

Андрей 62
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 15:46
Откуда: Новосибирск, наукоград Кольцово

Re: Мастерская Александра Барщевского

Сообщение Андрей 62 » 27 июн 2020, 10:14

Спасибо! Как всегда прекрасная работа, поднимающая планку исследований! Вот теперь и гадай- фото при жизни мастера и есть ли он там или уже после его ухода. Т.к. супруга не присутствует, то возможно....
Отправляю на почту всё что собралось по Барщевскому, может и пригодится. Удачи!

Нелунатик-увы
Сообщения: 5186
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Мастерская Александра Барщевского

Сообщение Нелунатик-увы » 27 июн 2020, 13:48

Андрей, спасибо :ro_za:

Андрей 62
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 15:46
Откуда: Новосибирск, наукоград Кольцово

Re: Мастерская Александра Барщевского

Сообщение Андрей 62 » 27 июн 2020, 19:11

Изображение

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 6236
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Мастерская Александра Барщевского

Сообщение ESol » 07 окт 2020, 23:25

Нелунатик-увы писал(а):
26 июн 2020, 20:28
Мария Рейнгольдовна продолжила дело своего мужа. Мастерская продолжала работать, и в Адресных справочниках СПб с 1913 по 1917 года содержатся сведения об этом.

Изображение
Адресная книга Санкт-Петербрурга, 1915 год
Комплект ножей к клеймом М.Р. Барщевской (ручки ножей серебряные, 84 пробы)

Изображение

Клейма на ножах двух видов. Можно предположить, что клейма на ножах владельческие, но, вполне вероятно так же, что это клейма мастерской Марии Рейнгольдовны Барщевской.

Изображение

Изображение

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя