Ажурный узор филиграни,
Мороз на стекле изваял...
Пейзаж на туманном экране,
Покоя душе не давал...
Строчки стихотворения Владимира Сергеева
Село
Казаково находится
вблизи традиционных центров металлообработки - села Павлово и поселка Вача, где
издревле было
развито кузнечное и слесарное дело. В старые времена в Казаково не было ювелиров, но с давних пор здесь работали замечательные металлисты, мастерски владевшими приемами обработки металла.
В
1927 году в Казаково открылась
промысловая артель кустарей «
Металлист». Предприятие изготавливало хозяйственные инструменты, столовые приборы.
Нож, клеймо "Казаковская артель металлистов"
В
1939 году в артели был организован
цех филигранных изделий. Организаторами нового производства были председатель артели
М.И. Зинцов и технолог
О. И. Тараканова.
Ольга Ивановна Тараканова в 1938 году закончила
Красносельский техникум художественной обработки металлов. Работала, набиралась опыта и уже через год двадцатидвухлетнюю девушку направили в Горьковскую область, где предполагалось организовать новый художественный промысел филиграни.
Фотография Ольги Таракановой
В открывающий цех Тараканова набрала двенадцать артельщиц и стала обучать их неведанному ранее здесь искусству скани. Ветеран филигранного дела
Анна Дмитриевна Жлудова вспоминала: «К
ак пошли разговоры о новом производстве, заинтересовало это меня, и я пошла в артель. Тараканова вначале собрала будущих филигранниц, познакомила их с привезенными из Красного села образцами филигранного производства, а затем в течение нескольких занятий разъяснила им принципы и способы изготовления сканных изделий».
Клавдия Ивановна Михеева, которой в 1939 году было восемнадцать лет, рассказывала: "
Единственным нашим наставником была Ольга Ивановна Тараканова, которая все делала, чтобы мы не только научились плести "кружева" из скани, но и полюбили свою профессию. Во всем нам помогала, где советом, а где и делом. Стремилась развить у нас чувство художника, терпеливо учила, филигранному мастерству».
Девушки артели Металлист, фотография 1952 года
Уже в
ноябре 1939 года в новом цехе была изготовлена первая развертка подстаканника «
Парашют». В том же месяце группа ювелиров-монтажников, под руководством молодого технолога, собрала подстаканник (обработав развертку, припаяв к тулову поддон и ручку).
Первую партию филигранных подстаканников Ольга Ивановна сама повезла в Москву, где на базе Ювелирторга вначале не хотели брать на комиссию изделия неизвестной артели. Но все подстаканники были распроданы - легкое ажурное металлическое плетение понравилось покупателям. Тараканова заключила договор о снабжении Казаковской артели серебром и поставки готовых изделий на базу Ювелирторга.
Подстаканник Парашют, Казаково
В 1940 году новое производство встало на прочную основу. В это время на предприятии изготавливали подстаканник "Бабочка", портсигар "Виноград ", вазочки, дамские пряжки, пуговицы, запонки.
Пряжка Кружевная, Казаково
В годы Великой Отечественной войны казаковцы, как и весь советский народ, работали под лозунгом "
Все силы тыла на поддержку фронта!". Артель точно и в срок, а часто и раньше выполняла специальные фронтовые задания - выпускала металлические лыжные крепления; производила сборку гранат образца РГ-41; изготавливала серебристые звездочки для погон; а в 1944 году делала портсигары.
Граната РГ-41, найдена поисковиками на местах сражений
Послевоенные годы для артели были не простые, к концу 40-х годов даже наметилась тенденция к свертыванию филигранного производства. К огромному сожалению, организационные неурядицы вынуждают Тараканову уйти из артели. Позже она писала: «
с 1948 года в работе артели …главным вопросом стало количество, т.е. больше - дешевле, а я считаю, что искусство не должно этого терпеть, это уже не искусство." В это время в артели ведущим становится ножево-вилочное производство и в небольшом количестве, около одной – трех тысяч в год, выпускались филигранные портсигары и подстаканники.
Подстаканник Казаково, автор Ольга Тараканова, 1948 год
Портсигар Чайка, Казаково, автор Ольга Тараканова, 1948 год
Письменный прибор Казаково, автор Ольга Тараканова, 1947 год
В начале 50-х годов председателю артели
Н.С. Евтееву совместно с правлением пришлось приложить немало сил для расширения и как бы второго рождения филигранного цеха. На предприятии осваивались новые изделия, увеличивался ассортимент выпускаемой продукции, большое внимание уделялось художественной проработки сканных изделий. И создаются новые подстаканники с лирическими названиями «Лепесточек», «Ромашка», «Цветы» … Интересно, что в каждом однотипном изделии просматривается индивидуальная рука мастера. Или частичка его души?
Подстаканник и конфетница Казаково
В
1956 году артель реорганизуется в
Казаковский завод художественных изделий (КЗХИ). Ликвидируется ножево-вилочное производство, ширится стахановское движение, осваивается новое оборудование, увеличиваются производственные площади. Изделия предприятия экспонируется на оптовых ярмарках, советских и зарубежных выставках и домой они практически всегда возвращаются с дипломами и другими наградами.
Проект подстаканника Леонтьевой Г.П. (НИИХП) для Казаково, 1966 год
Уже к середине 50-х годов изделия предприятия приобретают характерные черты, свойственные лишь казаковской филиграни, в которой преобладает геометрический орнамент самых разнообразных комбинаций. В изделии используется гладкая и скрученная проволока разной толщины, что подчеркивает узорность и выразительность рисунка. Излюбленные элементы казаковской филиграни: лепесток (напоминает собой лепесток ромашки); грушечка (близка по форме капельке); головочка (похожа на перевернутую вверх ногами запятую); завиток (дужка с концами, завитыми внутрь); колечко (небольшой кружочек). Довольно часто лепесток и грушечка представляют собой сборные составляющие – внутрь их вставляются несколько однотипных соответствующих элементов меньшего размера. В орнаменте можно выделить основные, крупные элементы из более толстой проволоки (розетки, круги, полусферы и другие). Эти крупные формы четко выделяются на фоне мельчайших филигранных элементов, набранных из более тонкой проволоки и сплошным узором заполняющие поверхность изделия. В построение орнамента важную роль играет не только сканные переплетения, но и рисунок просветов, незаполненных проволочками. Пустоты – это «как паузы в музыке», «острова в море вьющихся завитков скани»... Казаковской узор очень разный – то пышный и замысловатый, то геометрически сдержанный, но в нем всегда присутствует общая гармония, художественный такт и вкус.
Ваза Казаково, 1952 год
Порой филигрань украшалась специально выполненными металлическими накладками, тогда они становились ведущими элементами, вокруг которых компоновался орнамент.
Коллекционерам хорошо известны подстаканники с медальонами «6-й фестиваль молодёжи и студентов Москва 1957», «Спартакиада народов СССР 1959», «40 лет Октября», «9 мая», «День Победы», «1 мая», «С новым годом», «Горький». Небольшие по размерам металлические накладки имеют емкие, лаконичные, выразительные рисунки и надписи, отличаются тонким, тщательным, высокохудожественным исполнением. Некоторые медальоны, например, два вида «С новым годом»: пингвин со снежинкой и дед Мороз с луной покрывали цветной эмалью. К сожалению, в настоящее время довольно трудно найти подстаканники с целой эмалью на накладках, ведь при их изготовлении использовали эмаль холодную, которая не отличается при бытовом использовании большой долговечностью.
Подстаканник Спартакиада СССР, Казаково
90-е годы – были трудными для казаковского завода. Плановая экономика страны переходила к рыночной, и предприятию приходилось выживать и осваиваться в новом экономическом пространстве. Цены на сырье росли, ломались устоявшие связи с поставщиками, сократились заказы, все это ставило завод в довольно сложное положение. Производство лихорадило, приходилось сокращать кадры. В эти же годы произошла приватизация, предприятие было реорганизовано сначала в Товарищество «Казаковское предприятие художественных изделий», а затем в закрытое акционерное общество с тем же названием. Несмотря на все трудности удалось сохранить завод, удержать кадровый костяк, сберечь специализацию предприятия.
Шкатулка Яблоко, Казаково
С уважением можно констатировать, что Казаковский завод сумел освоить, сохранить и развить ценнейшие традиции филигранного мастерства. На протяжении многих лет ведется поиск художественного обогащения сканного узора, в орнамент вводятся природные камни, кость, финифть. Завод выпускает самые разнообразные художественные изделия: вазы, кубки, музыкальные шкатулки, оклады к иконам, панагии, женские украшения, чайные ложки, значки… И конечно, подстаканники. А как иначе, ведь с подстаканника «Парашют» когда-то начался казаковский филигранный промысел.