Мороз на стекле изваял...
Пейзаж на туманном экране,
Покоя душе не давал...
Строчки стихотворения Владимира Сергеева
Село Казаково находится вблизи традиционных центров металлообработки - села Павлово и поселка Вача, где издревле было развито кузнечное и слесарное дело. В старые времена в Казаково не было ювелиров, но с давних пор здесь работали замечательные металлисты, мастерски владевшими приемами обработки металла.
![](/forum/images/upload/2021/05/15/f67504611a71f6e408e49d01462214bc.jpg)
В 1927 году в Казаково открылась промысловая артель кустарей «Металлист». Предприятие изготавливало хозяйственные инструменты, столовые приборы.
Нож, клеймо "Казаковская артель металлистов"
![](/forum/images/upload/2021/05/15/6a652bbd436844fd4dfdb921dae07488.jpg)
![](/forum/images/upload/2021/05/15/e3a0776a1ffa62d60aed6f6101cfcc9c.jpg)
В 1939 году в артели был организован цех филигранных изделий. Организаторами нового производства были председатель артели М.И. Зинцов и технолог О. И. Тараканова.
Ольга Ивановна Тараканова в 1938 году закончила Красносельский техникум художественной обработки металлов. Работала, набиралась опыта и уже через год двадцатидвухлетнюю девушку направили в Горьковскую область, где предполагалось организовать новый художественный промысел филиграни.
Фотография Ольги Таракановой
![](/forum/images/upload/2021/05/15/99aad1450c84a0abb656484a0a6b6803.jpg)
В открывающий цех Тараканова набрала двенадцать артельщиц и стала обучать их неведанному ранее здесь искусству скани. Ветеран филигранного дела Анна Дмитриевна Жлудова вспоминала: «Как пошли разговоры о новом производстве, заинтересовало это меня, и я пошла в артель. Тараканова вначале собрала будущих филигранниц, познакомила их с привезенными из Красного села образцами филигранного производства, а затем в течение нескольких занятий разъяснила им принципы и способы изготовления сканных изделий». Клавдия Ивановна Михеева, которой в 1939 году было восемнадцать лет, рассказывала: "Единственным нашим наставником была Ольга Ивановна Тараканова, которая все делала, чтобы мы не только научились плести "кружева" из скани, но и полюбили свою профессию. Во всем нам помогала, где советом, а где и делом. Стремилась развить у нас чувство художника, терпеливо учила, филигранному мастерству».
Девушки артели Металлист, фотография 1952 года
![](/forum/images/upload/2021/05/15/5398edabb8362b6f17a3c9ebb40b0125.jpg)
Уже в ноябре 1939 года в новом цехе была изготовлена первая развертка подстаканника «Парашют». В том же месяце группа ювелиров-монтажников, под руководством молодого технолога, собрала подстаканник (обработав развертку, припаяв к тулову поддон и ручку).
Первую партию филигранных подстаканников Ольга Ивановна сама повезла в Москву, где на базе Ювелирторга вначале не хотели брать на комиссию изделия неизвестной артели. Но все подстаканники были распроданы - легкое ажурное металлическое плетение понравилось покупателям. Тараканова заключила договор о снабжении Казаковской артели серебром и поставки готовых изделий на базу Ювелирторга.
Подстаканник Парашют, Казаково
![](/forum/images/upload/2021/05/15/fd5f5cc3b0f4d0da2c66d3aa6ef577c2.jpg)
В 1940 году новое производство встало на прочную основу. В это время на предприятии изготавливали подстаканник "Бабочка", портсигар "Виноград ", вазочки, дамские пряжки, пуговицы, запонки.
Пряжка Кружевная, Казаково
![](/forum/images/upload/2021/05/15/4ed9ae01e330a1a5c3a20c8425eaaed5.jpg)
В годы Великой Отечественной войны казаковцы, как и весь советский народ, работали под лозунгом "Все силы тыла на поддержку фронта!". Артель точно и в срок, а часто и раньше выполняла специальные фронтовые задания - выпускала металлические лыжные крепления; производила сборку гранат образца РГ-41; изготавливала серебристые звездочки для погон; а в 1944 году делала портсигары.
Граната РГ-41, найдена поисковиками на местах сражений
![](/forum/images/upload/2021/05/15/d539d689136102e8db193dc09ad0d83f.jpg)
Послевоенные годы для артели были не простые, к концу 40-х годов даже наметилась тенденция к свертыванию филигранного производства. К огромному сожалению, организационные неурядицы вынуждают Тараканову уйти из артели. Позже она писала: «с 1948 года в работе артели …главным вопросом стало количество, т.е. больше - дешевле, а я считаю, что искусство не должно этого терпеть, это уже не искусство." В это время в артели ведущим становится ножево-вилочное производство и в небольшом количестве, около одной – трех тысяч в год, выпускались филигранные портсигары и подстаканники.
Подстаканник Казаково, автор Ольга Тараканова, 1948 год
![](/forum/images/upload/2021/05/15/d27b92a5b2a1a92118dcb9b1559ec067.jpg)
Портсигар Чайка, Казаково, автор Ольга Тараканова, 1948 год
![](/forum/images/upload/2021/05/15/8b1da32abd1a9ea3521752d37227582b.jpg)
Письменный прибор Казаково, автор Ольга Тараканова, 1947 год
![](/forum/images/upload/2021/05/15/8ff0247bd06b18e1044f53ea066c5d52.jpg)
В начале 50-х годов председателю артели Н.С. Евтееву совместно с правлением пришлось приложить немало сил для расширения и как бы второго рождения филигранного цеха. На предприятии осваивались новые изделия, увеличивался ассортимент выпускаемой продукции, большое внимание уделялось художественной проработки сканных изделий. И создаются новые подстаканники с лирическими названиями «Лепесточек», «Ромашка», «Цветы» … Интересно, что в каждом однотипном изделии просматривается индивидуальная рука мастера. Или частичка его души?
Подстаканник и конфетница Казаково
![](/forum/images/upload/2021/05/15/b76838d0167c38f7e1ea2f10b1d6bed7.jpg)
В 1956 году артель реорганизуется в Казаковский завод художественных изделий (КЗХИ). Ликвидируется ножево-вилочное производство, ширится стахановское движение, осваивается новое оборудование, увеличиваются производственные площади. Изделия предприятия экспонируется на оптовых ярмарках, советских и зарубежных выставках и домой они практически всегда возвращаются с дипломами и другими наградами.
Проект подстаканника Леонтьевой Г.П. (НИИХП) для Казаково, 1966 год
![](/forum/images/upload/2021/05/15/6b72466861c32d099c9c109b748b0b5a.jpg)
Уже к середине 50-х годов изделия предприятия приобретают характерные черты, свойственные лишь казаковской филиграни, в которой преобладает геометрический орнамент самых разнообразных комбинаций. В изделии используется гладкая и скрученная проволока разной толщины, что подчеркивает узорность и выразительность рисунка. Излюбленные элементы казаковской филиграни: лепесток (напоминает собой лепесток ромашки); грушечка (близка по форме капельке); головочка (похожа на перевернутую вверх ногами запятую); завиток (дужка с концами, завитыми внутрь); колечко (небольшой кружочек). Довольно часто лепесток и грушечка представляют собой сборные составляющие – внутрь их вставляются несколько однотипных соответствующих элементов меньшего размера. В орнаменте можно выделить основные, крупные элементы из более толстой проволоки (розетки, круги, полусферы и другие). Эти крупные формы четко выделяются на фоне мельчайших филигранных элементов, набранных из более тонкой проволоки и сплошным узором заполняющие поверхность изделия. В построение орнамента важную роль играет не только сканные переплетения, но и рисунок просветов, незаполненных проволочками. Пустоты – это «как паузы в музыке», «острова в море вьющихся завитков скани»... Казаковской узор очень разный – то пышный и замысловатый, то геометрически сдержанный, но в нем всегда присутствует общая гармония, художественный такт и вкус.
Ваза Казаково, 1952 год
![](/forum/images/upload/2021/05/15/a8249f6d79b1867d798d45799c1441ed.jpg)
Порой филигрань украшалась специально выполненными металлическими накладками, тогда они становились ведущими элементами, вокруг которых компоновался орнамент.
Коллекционерам хорошо известны подстаканники с медальонами «6-й фестиваль молодёжи и студентов Москва 1957», «Спартакиада народов СССР 1959», «40 лет Октября», «9 мая», «День Победы», «1 мая», «С новым годом», «Горький». Небольшие по размерам металлические накладки имеют емкие, лаконичные, выразительные рисунки и надписи, отличаются тонким, тщательным, высокохудожественным исполнением. Некоторые медальоны, например, два вида «С новым годом»: пингвин со снежинкой и дед Мороз с луной покрывали цветной эмалью. К сожалению, в настоящее время довольно трудно найти подстаканники с целой эмалью на накладках, ведь при их изготовлении использовали эмаль холодную, которая не отличается при бытовом использовании большой долговечностью.
Подстаканник Спартакиада СССР, Казаково
![](/forum/images/upload/2021/05/15/922e9b0e88129b7a2ec84ea524e095b1.jpg)
90-е годы – были трудными для казаковского завода. Плановая экономика страны переходила к рыночной, и предприятию приходилось выживать и осваиваться в новом экономическом пространстве. Цены на сырье росли, ломались устоявшие связи с поставщиками, сократились заказы, все это ставило завод в довольно сложное положение. Производство лихорадило, приходилось сокращать кадры. В эти же годы произошла приватизация, предприятие было реорганизовано сначала в Товарищество «Казаковское предприятие художественных изделий», а затем в закрытое акционерное общество с тем же названием. Несмотря на все трудности удалось сохранить завод, удержать кадровый костяк, сберечь специализацию предприятия.
Шкатулка Яблоко, Казаково
![](/forum/images/upload/2021/05/15/cee084ba707bb3b134b93dd983be247c.jpg)
С уважением можно констатировать, что Казаковский завод сумел освоить, сохранить и развить ценнейшие традиции филигранного мастерства. На протяжении многих лет ведется поиск художественного обогащения сканного узора, в орнамент вводятся природные камни, кость, финифть. Завод выпускает самые разнообразные художественные изделия: вазы, кубки, музыкальные шкатулки, оклады к иконам, панагии, женские украшения, чайные ложки, значки… И конечно, подстаканники. А как иначе, ведь с подстаканника «Парашют» когда-то начался казаковский филигранный промысел.
![](/forum/images/upload/2021/05/15/2b3374152fc4f450ca6939c561fc3a15.jpg)