Казаково. Ажурный узор филиграни

ХАЮС, Предприятие ПАС, Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика, Красное-на-Волге. Пётр Иванович Агафонов, Село Подольское. Артель По заветам Ильича
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Казаково. Ажурный узор филиграни

Сообщение Нелунатик-увы » 15 май 2021, 10:32

Ажурный узор филиграни,
Мороз на стекле изваял...
Пейзаж на туманном экране,
Покоя душе не давал...


Строчки стихотворения Владимира Сергеева


Село Казаково находится вблизи традиционных центров металлообработки - села Павлово и поселка Вача, где издревле было развито кузнечное и слесарное дело. В старые времена в Казаково не было ювелиров, но с давних пор здесь работали замечательные металлисты, мастерски владевшими приемами обработки металла.



В 1927 году в Казаково открылась промысловая артель кустарей «Металлист». Предприятие изготавливало хозяйственные инструменты, столовые приборы.

Нож, клеймо "Казаковская артель металлистов"





В 1939 году в артели был организован цех филигранных изделий. Организаторами нового производства были председатель артели М.И. Зинцов и технолог О. И. Тараканова.
Ольга Ивановна Тараканова в 1938 году закончила Красносельский техникум художественной обработки металлов. Работала, набиралась опыта и уже через год двадцатидвухлетнюю девушку направили в Горьковскую область, где предполагалось организовать новый художественный промысел филиграни.

Фотография Ольги Таракановой



В открывающий цех Тараканова набрала двенадцать артельщиц и стала обучать их неведанному ранее здесь искусству скани. Ветеран филигранного дела Анна Дмитриевна Жлудова вспоминала: «Как пошли разговоры о новом производстве, заинтересовало это меня, и я пошла в артель. Тараканова вначале собрала будущих филигранниц, познакомила их с привезенными из Красного села образцами филигранного производства, а затем в течение нескольких занятий разъяснила им принципы и способы изготовления сканных изделий». Клавдия Ивановна Михеева, которой в 1939 году было восемнадцать лет, рассказывала: "Единственным нашим наставником была Ольга Ивановна Тараканова, которая все делала, чтобы мы не только научились плести "кружева" из скани, но и полюбили свою профессию. Во всем нам помогала, где советом, а где и делом. Стремилась развить у нас чувство художника, терпеливо учила, филигранному мастерству».

Девушки артели Металлист, фотография 1952 года



Уже в ноябре 1939 года в новом цехе была изготовлена первая развертка подстаканника «Парашют». В том же месяце группа ювелиров-монтажников, под руководством молодого технолога, собрала подстаканник (обработав развертку, припаяв к тулову поддон и ручку).
Первую партию филигранных подстаканников Ольга Ивановна сама повезла в Москву, где на базе Ювелирторга вначале не хотели брать на комиссию изделия неизвестной артели. Но все подстаканники были распроданы - легкое ажурное металлическое плетение понравилось покупателям. Тараканова заключила договор о снабжении Казаковской артели серебром и поставки готовых изделий на базу Ювелирторга.

Подстаканник Парашют, Казаково



В 1940 году новое производство встало на прочную основу. В это время на предприятии изготавливали подстаканник "Бабочка", портсигар "Виноград ", вазочки, дамские пряжки, пуговицы, запонки.

Пряжка Кружевная, Казаково



В годы Великой Отечественной войны казаковцы, как и весь советский народ, работали под лозунгом "Все силы тыла на поддержку фронта!". Артель точно и в срок, а часто и раньше выполняла специальные фронтовые задания - выпускала металлические лыжные крепления; производила сборку гранат образца РГ-41; изготавливала серебристые звездочки для погон; а в 1944 году делала портсигары.

Граната РГ-41, найдена поисковиками на местах сражений



Послевоенные годы для артели были не простые, к концу 40-х годов даже наметилась тенденция к свертыванию филигранного производства. К огромному сожалению, организационные неурядицы вынуждают Тараканову уйти из артели. Позже она писала: «с 1948 года в работе артели …главным вопросом стало количество, т.е. больше - дешевле, а я считаю, что искусство не должно этого терпеть, это уже не искусство." В это время в артели ведущим становится ножево-вилочное производство и в небольшом количестве, около одной – трех тысяч в год, выпускались филигранные портсигары и подстаканники.

Подстаканник Казаково, автор Ольга Тараканова, 1948 год


Портсигар Чайка, Казаково, автор Ольга Тараканова, 1948 год


Письменный прибор Казаково, автор Ольга Тараканова, 1947 год



В начале 50-х годов председателю артели Н.С. Евтееву совместно с правлением пришлось приложить немало сил для расширения и как бы второго рождения филигранного цеха. На предприятии осваивались новые изделия, увеличивался ассортимент выпускаемой продукции, большое внимание уделялось художественной проработки сканных изделий. И создаются новые подстаканники с лирическими названиями «Лепесточек», «Ромашка», «Цветы» … Интересно, что в каждом однотипном изделии просматривается индивидуальная рука мастера. Или частичка его души?

Подстаканник и конфетница Казаково



В 1956 году артель реорганизуется в Казаковский завод художественных изделий (КЗХИ). Ликвидируется ножево-вилочное производство, ширится стахановское движение, осваивается новое оборудование, увеличиваются производственные площади. Изделия предприятия экспонируется на оптовых ярмарках, советских и зарубежных выставках и домой они практически всегда возвращаются с дипломами и другими наградами.

Проект подстаканника Леонтьевой Г.П. (НИИХП) для Казаково, 1966 год


Уже к середине 50-х годов изделия предприятия приобретают характерные черты, свойственные лишь казаковской филиграни, в которой преобладает геометрический орнамент самых разнообразных комбинаций. В изделии используется гладкая и скрученная проволока разной толщины, что подчеркивает узорность и выразительность рисунка. Излюбленные элементы казаковской филиграни: лепесток (напоминает собой лепесток ромашки); грушечка (близка по форме капельке); головочка (похожа на перевернутую вверх ногами запятую); завиток (дужка с концами, завитыми внутрь); колечко (небольшой кружочек). Довольно часто лепесток и грушечка представляют собой сборные составляющие – внутрь их вставляются несколько однотипных соответствующих элементов меньшего размера. В орнаменте можно выделить основные, крупные элементы из более толстой проволоки (розетки, круги, полусферы и другие). Эти крупные формы четко выделяются на фоне мельчайших филигранных элементов, набранных из более тонкой проволоки и сплошным узором заполняющие поверхность изделия. В построение орнамента важную роль играет не только сканные переплетения, но и рисунок просветов, незаполненных проволочками. Пустоты – это «как паузы в музыке», «острова в море вьющихся завитков скани»... Казаковской узор очень разный – то пышный и замысловатый, то геометрически сдержанный, но в нем всегда присутствует общая гармония, художественный такт и вкус.

Ваза Казаково, 1952 год



Порой филигрань украшалась специально выполненными металлическими накладками, тогда они становились ведущими элементами, вокруг которых компоновался орнамент.
Коллекционерам хорошо известны подстаканники с медальонами «6-й фестиваль молодёжи и студентов Москва 1957», «Спартакиада народов СССР 1959», «40 лет Октября», «9 мая», «День Победы», «1 мая», «С новым годом», «Горький». Небольшие по размерам металлические накладки имеют емкие, лаконичные, выразительные рисунки и надписи, отличаются тонким, тщательным, высокохудожественным исполнением. Некоторые медальоны, например, два вида «С новым годом»: пингвин со снежинкой и дед Мороз с луной покрывали цветной эмалью. К сожалению, в настоящее время довольно трудно найти подстаканники с целой эмалью на накладках, ведь при их изготовлении использовали эмаль холодную, которая не отличается при бытовом использовании большой долговечностью.

Подстаканник Спартакиада СССР, Казаково



90-е годы – были трудными для казаковского завода. Плановая экономика страны переходила к рыночной, и предприятию приходилось выживать и осваиваться в новом экономическом пространстве. Цены на сырье росли, ломались устоявшие связи с поставщиками, сократились заказы, все это ставило завод в довольно сложное положение. Производство лихорадило, приходилось сокращать кадры. В эти же годы произошла приватизация, предприятие было реорганизовано сначала в Товарищество «Казаковское предприятие художественных изделий», а затем в закрытое акционерное общество с тем же названием. Несмотря на все трудности удалось сохранить завод, удержать кадровый костяк, сберечь специализацию предприятия.

Шкатулка Яблоко, Казаково



С уважением можно констатировать, что Казаковский завод сумел освоить, сохранить и развить ценнейшие традиции филигранного мастерства. На протяжении многих лет ведется поиск художественного обогащения сканного узора, в орнамент вводятся природные камни, кость, финифть. Завод выпускает самые разнообразные художественные изделия: вазы, кубки, музыкальные шкатулки, оклады к иконам, панагии, женские украшения, чайные ложки, значки… И конечно, подстаканники. А как иначе, ведь с подстаканника «Парашют» когда-то начался казаковский филигранный промысел.


Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Казаково. Ажурный узор филиграни

Сообщение ESol » 16 май 2021, 11:02

Замечательный завод, замечательные люди на нём работают!
В 2017 году я побывал там. Правда, фотик тогда у меня был не очень, поэтому и не стал делать тему.
Но на заводе хороший музей, поэтому уж и добавлю в тему Натальи фотографии (за качество прошу не судить - что получилось, то получилось :a_g_a: )
На завод пропустили без проблем, посещение музея было бесплатным, ещё и экскурсию организовали! :co_ol:









Фотографии из заводского музея добавлю чуть позже


Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Казаково. Ажурный узор филиграни

Сообщение ESol » 19 май 2021, 12:46

Экспозиция музея начинается с краткой истории предприятия. Наталья в начале темы раскрыла её более полно!
К сожалею, в экспозиции музея артельных подстаканников совсем мало((
Мало и пояснительного текста к экспонатам, а рассказ экскурсовода за 4 года из памяти подстёрся, поэтому будут только фотографии.
Близко подходить к экспонатам было нельзя, фотографировать разрешалось только из-за барьерчика.














Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Казаково. Ажурный узор филиграни

Сообщение ESol » 19 май 2021, 12:54















(продолжение следует)

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Казаково. Ажурный узор филиграни

Сообщение Нелунатик-увы » 19 май 2021, 19:33

Евгений, спасибо за фотографии ))).Я когда готовила материал, вроде много что просмотрела, видела только одну фотографию Ольги Таракановой, и то расплывчатую, может кто-то сфотографировал ее в музее ))). Где-то прочитала, что она вышла замуж за председателя артели Зинцова М.И., но негде так и не смогла найти его имени-отчества. Приятно было увидеть знакомые подстаканники. И не знакомые ))). Украшения хорошо что показали, более полная картина продукции предприятия. Две парочки нашла подстаканник и вазочка, в которых рисунок созвучен, очень красиво рядом смотрятся. Алюминька приятная ))).

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Казаково. Ажурный узор филиграни

Сообщение ESol » 20 май 2021, 03:01

Нелунатик-увы писал(а):
19 май 2021, 19:33
Где-то прочитала, что она вышла замуж за председателя артели Зинцова М.И., но негде так и не смогла найти его имени-отчества.
Наталья, вот небольшая выдержка из книги Валерия Шамшурина "Казаковская филигрань" :

"...Да, в Казакове любили петь... И конечно, такие спевки не могли не привлечь молодую серьёзную девушку из костромского знаменитого села Красного, которая сама не обладала звучным голосом и не решалась запеть при народе, но слушать песни могла часами.
Впрочем, всё же не это было главной причиной её появления у заповедной муромской сторонки, в славном селе Казакове, где от околицы можно разглядеть край знаменитых былинных лесов, сквозь которые протекала тихая речка Серёжа. Главной была любовь. И не сама по себе пожаловала в эти места Ольга, а привёз её сюда коренной казаковец, главный механик районного "Металлопромсоюза" Иван Павлович Иванов, побывавший в командировке по делам в Красном и нашедшем там своё сокровище.
Однако любовь любовью, свадьба свадьбой, а работать талантливой художнице, мастерице сканых кружев было в Казакове негде. Но вовсе не слабым нравом обладала Ольга Тараканова, ставшая по мужу Ивановой, чтобы вешать голову. И увлекла она разбитных казаковских певуний красотой филиграни, и договорилась с ними о создании своей, особой артели. Мало того, она решила её основать на производственной базе уже давно поднаторевшей на выпуске ножей артели "Металлист". Муж всячески содействовал Ольге, зная об успехах и доходах красносельских филигранщиков и понимая, каким прибыльным может стать новое дело. Естественно, оно должно было строиться на расчёте.
Музы необычного в Казакове художества не пугались прокопчённых артельных мастерских, мутных окошек и нехватки нужных приспособлений, они горели желанием помочь своей подружке, покорённой их пением, создать необыкновенную красоту, образцы которой уже видели. Им повезло, председатель артели металлистов Михаил Ильич Зинцов принял решение поддержать новаторство. 1 августа 1939 года Ольга Иванова (Тараканова) уже не просто Ольга, а Ольга Ивановна, вместе с двенадцатью работницами, из которых несколько были её подругами, взялись налаживать новое производство....

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Казаково. Ажурный узор филиграни

Сообщение ESol » 20 май 2021, 10:58

Ну что, продолжим нашу экскурсию по музею Казаковского завода?)














Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Казаково. Ажурный узор филиграни

Сообщение ESol » 20 май 2021, 11:02
















(продолжение следует)

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Казаково. Ажурный узор филиграни

Сообщение Нелунатик-увы » 20 май 2021, 19:26

Евгений, спасибо, все таки филигранными подстаканниками занимались многие, но такое разнообразия нет больше ни у кого!

Очень часто мы повторяем, то-то, того-то.
Когда писала материал, естественно, на основе источников, часто натыкалась именно на повторы, перепечатывания с одного в другое. Причем, не только в интернете, но и в книгах. Например, фраза, которая нередко цитируется, мол, в Казаково «в 1927 году основался металлический промысел». А до 1927 года его не было? Во всех соседних окрестностях металлом занимались, он был одним из основных занятий, край славился металлическим промыслом, а здесь он отсутствовал? А ведь еще до революции местные умельцы изготавливали детали к павловским ножам. В 1927 году в Казаково не основался металлический промысл, а открыли промысловую артель кустарей «Металлист».

О характерных чертах казаковской филиграни. Многие и многие пишут: «основная деталь – «завивка» - овальный моточек уплощенной проволоки, сочетающий и ажур, и плотный непросвечивающий виток». Стала в справочниках и книгах искать, что это за «завивка», и столкнулась с тем, что там все основные элементы филиграни классифицированы. Есть лепесток, головочка, грушечка… Причем названия те, что и десятки лет назад. А «завивки» нет. Может это местное название, может, раньше так называли, но не повернулась у меня рука писать об этом характерном элементе, если я сама не очень понимаю, что это за завиток такой. Писала от себя про огурчики и лепестки, предварительно сравнивая узоры на подстаканниках, старалась увидеть «свои» характерные элементы Казаково))).

Или вот об Ольге Таракановой ))). Почти везде пишут о том, мол выпускницу Красносельской школы направили в Казаково (например, формулировка из архивной справки Фонда № Р-27, ЗАО "КПХИ").
Я писала, что «работала, набиралась опыта и уже через год двадцатидвухлетнюю девушку направили в Горьковскую область». И у меня тоже направили ))). Ольга окончила училище в 1938 году, в ноябре 1939 года была изготовлена первая развертка подстаканника, поэтому от себя написала, что «работала, набиралась опыта» - по логике не сидела же дома год, а поработала, а потом уже поехала в Казаково.

О муже. Я была уверена, что молодая, умная, творческая девушка приглянулась председателю артели, и она вышла за него замуж ))). То, что они вместе - прочитала в книге 1970 года «Ювелирное искусство «Казаково»: «О.И. Тараканова и ее муж – председатель артели, мастер по обработке металлических изделий, организовали филигранный цех».

Неужели правда благодаря переезду к близкому человеку, благодаря любви родилась Казаковская филигрань )))?

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Казаково. Ажурный узор филиграни

Сообщение ESol » 21 май 2021, 09:18












Ответить

Вернуться в «Производители подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей