Сообщение
Нелунатик-увы » 10 дек 2016, 20:57
Газета "Правда", 1940 год:
"Мастера из Великого Устюга
При слияние двух рек – Сухоны и Юга – живописно раскинулся один из замечательных станинных русских городов – белокаменный Устюг Великий. Это родина народных художественных промыслов, издавна славившихся на весь мир резьбой по бересте, финифтью (эмаль на металле, филигранью (тонкое серебряное пленение), чернью, чеканом. Эти замечательные виды искусства перед Великим Октябрем были обречены на полное вымирание. Теперь же, в эпоху великой Сталинской Конституции, народы нашего Союза развивают свое творчество, отражая в замечательных произведениях величие социализма.
Искусство черни проникло в Великий Устюг из Сольвычегодска. Мастера черневых изделий строго хранили тайну составления черни, передавая секрет из рода в род.
Перед Октябрьской революцией оставался в Великом Устюге один мастер – Кошков, - который передал секрет состава черни своему ученику Михаилу Павловичу Чиркову. В первые годы после революции Михаил Павлович был единственным мастером черни и хранителем тайны ее состава. По его инициативе и была организована артель «Северная Чернь», в которой мастер учил молодежь гравированию. Секрет состава тов. Чирков передал самым талантливым ученикам комсомольцам Угловской и Говорову.
В цехе ювелиров артели «Северная чернь» составляется и вальцуется сплав серебра, заготовляется форма, затем предмет поступает к граверам. В большой светлой комнате, за квадратными столами на низких табуретах, сидят граверы – мастера и ученицы, - почти все молодые женщины. У каждой имеетсяч «варник» и «цеер» - инструменты для гравировки, - рисунок на бумаге и особый предмет – «рисовальщик». Лучшему граверу Марусе Милентьевой только что принесли серебряную чайную ложку. Маруся взяла «варник» - брусочек с сургучом, - нагрела ложку на лампочке и приложила е к варнику. Сургуч растопился, ложка прилипла к нему. Маруся перевела с бумажной формы рисунок, подрисовала «рисовальщиком» и закрепила рисунок лаком. Затем она взяла «цеер» и приступила к гравировке; ловко делала углубления вокруг контура рисунка, наносила штрихи на листья и цветы. Придавала им форму. То и дело проводила она по рисунку углем. Уголь заполнял углубленные места, от чего контур становился более ясным.
Покрытая гравировкой вещь поступает в обработку чернью.
Здесь ее тщательно моют, покрывают чернью. На черном фоне рисунок выделяется более рельефно. Вполне законченную вещь покрывают позолотой.
Сочетание серебра, черни и золота необычайно красиво.
Мастер Мария Алексеевна Угловская показала нам готовые изделия: серебряные ложки, портсигары, наперстки, пудреницы. Поверхностью серебра была покрыта замечательными рисунками: цветами, фруктами. На столовых ложках мы увидели композиции на сюжеты сказок Пушкина. На отдельной пластинке был сделан портрет великого поэта.
Тихо в цехе, девушки склонили головы над работой. Они выводят замечательные узоры на серебре. Эти девушки – талантливые художницы высоко несут культуру черневого искусства.
Артель «Северная чернь» выделывает также искусственные цветы…"