Выставка "Северной черни" в Вологде

ХАЮС, Предприятие ПАС, Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика, Красное-на-Волге. Пётр Иванович Агафонов, Село Подольское. Артель По заветам Ильича
Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение ESol » 08 июн 2015, 22:23

Красота!!!!! :co_ol:

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 05 июл 2015, 13:11

Подстаканник 30 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне








Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 05 июл 2015, 13:39

Портсигар Пулемет, клеймо СЧ




Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 05 июл 2015, 14:13

Портсигар Салют Москвы, клеймо СЧ5




Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 05 июл 2015, 14:15

Портсигар Салют Москвы, клеймо СЧ






Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 05 июл 2015, 14:22

Портсигар Рабочий и колхозница, клеймо СЧ5




Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 23 июл 2015, 20:00

"Как цари и генсеки спасали северную чернь", Людмила Бутузова, газета Культура, 24.01.2013 год

"...Главный секрет, который невозможно ни скопировать, ни подделать, — состав того самого чернения, благодаря которому изделия Великого Устюга остаются вне конкуренции.

— Даже китайцы, которые тащат все, что плохо лежит, не разгадали наши технологии, — не без гордости говорит генеральный директор великоустюгского предприятия «Северная чернь» Сергей Юферицин. — Как ни экспериментируют над составом, все равно получается не чернь, а мазня.

— А вы секрет знаете?

— Нет, — отвечает Юферицин. — У меня элементарные познания, что чернь — это сплав серебра, свинца, серы и других компонентов. В какой пропорции их смешивать, на фабрике знают всего несколько человек. Но это ничего не дает, потому что вторую часть секрета — у кого приобретаются сера, свинец и прочее — знают другие несколько человек. А они не догадываются, что у разных производителей состав компонентов тоже разный, и уж тем более «не в теме», сколько и чего надо добавить, чтобы получился настоящий сплав.

Корреспондент «Культуры» вконец запуталась, кто и что знает на великоустюгском заводе, тем более что 120 человек в кризис 2008 года уволились. Остались только те, кому производственные секреты дороже зарплаты. Она, к слову, не больше 13 тысяч рублей, что по меркам бедствующего городка составляет целое состояние, но для серебряного промысла, в котором на 80% ручного труда, — сущие копейки.

Поднять зарплату, по словам директора, невозможно — она вторая (после сырья) составляющая в себестоимости изделия. Добавишь работникам по рублю — цена на безделушку подскочит так, что ее вообще не продашь. На заводе люди сознательные, терпят и уповают на милосердие Лондонской биржи, которая каждый день устанавливает мировую цену на серебро. А стоимость унции все время прет вверх и ставит под угрозу уже не только личные доходы рабочих, но и существование самого промысла. Ведь те времена, когда в Великий Устюг серебро возили на подводах и оно кучами лежало в каждой лавке, давно прошли. Теперь драгметалл закупается в банках, к мировой цене родное государство накручивает еще 18% НДС и получается, что наше серебро — самое серебряное в мире. Во всяком случае, заводским мастерам оно уже не по карману.

— Ой, да зачем нам дома эти брошки-кольца, мы ж и так в серебре с ног до головы, — всплескивает руками заслуженная художница Людмила Бобылева.

К концу смены работники и впрямь обсыпаны драгметаллом — в серебряной пыли по самую макушку. Мастера обряжены в спецодежду, которую надо снимать при каждом выходе из цеха. После смены спецовки стираются, грязная вода проходит через фильтр, и в нужном месте скапливается щепотка серебра. В отходах производства набирается уже не щепотка, а полновесная горсть. За год из 10 тонн мусора извлекают 200 килограммов чистого серебра. По этому косвенному признаку можно представить количество драгоценного металла, которым ворочает народный промысел, а точная цифра в тоннах — государственная тайна, чтобы не завидовали лихие люди. Но и без тайн есть чему поудивляться: в год на заводе выпускается больше тысячи наименований изделий, не похожих друг на друг ни формой, ни предназначением, ни рисунком. Художников всего шестеро, а мастеров, вручную воплощающих творческий замысел от заготовки до полировки, — человек двести. При таких объемах у них тут, похоже, не работа, а каторга.

— Для случайных людей, наверное, так и есть, а мы этого не чувствуем, — говорит Людмила Бобылева. — Серебро весь негатив убивает. Для душевного равновесия многие готовы сидеть тут сутками...

Сутками и сидят, особенно если заводу поступает заказ от какого-нибудь важного клиента. Например, от Газпром Газпромыча, — так величают здесь «национальное достояние». «Газпром» раз за разом заказывает серебряные письменные приборы со своей символикой и платит, не жадничая. Лукойл Лукойлыч — тоже довольно щедрый, но бывает трудно на стопках рядом с традиционным хмелем уместить еще и нефтяную вышку, и московский офис компании. Для Валентины Матвиенко делали поднос с надписью «От Деда Мороза». Бывший вологодский губернатор Позгалев в неимоверных количествах одаривал чернью бывшего коллегу Лужкова. Ассоциация юристов России заказала отлитый в серебре Уголовный кодекс, по тяжести превосходящий все статьи УК. Серебряные столовые наборы из 24 предметов с фамильными вензелями на заказ (от 200000 рублей) — в ходу у низшей московской знати типа помощников и советников депутатов Госдумы.

— В принципе, индивидуальные заказы нам не выгодны, — говорит Сергей Юферицин. — Все сбивают цену, торгуются как на базаре. И еще — быстрей-быстрей! А ведь у нас эксклюзив, надо понимать, что он делается полгода, а то и больше.

Делать «чернь» быстро и дешево, к негодованию устюжан, навострились в дагестанском селе Кубачи. Строго говоря, там это умеют давно — браслеты и кувшины с восточными мотивами встречались на рынке еще при царе Горохе, но реальной конкуренции для могучего великоустюгского промысла ремесленники никогда не представляли. «Да они варят серебро на дому, из аккумуляторов, и чернят его, не отходя от печки», — сплетничают заводчане, уже позабывшие, что их прадеды тоже начинали от печки, и еще неизвестно, как бы поступали с аккумуляторами, если бы в то время таковые имелись в наличии. Но дело не в этом. Вражда пошла, когда кто-то из сельских умельцев спер рисунок с великоустюгской ложки и запустил изделие в продажу в самой Москве под маркой «Северной черни». Разоблачили, судились, победили.

Что стало с контрафактными ложками — неизвестно. Но помощники депутатов их точно не купили — кому охота хлебать щи изделием с подмоченной репутацией? Стоят, как миленькие, в очереди за эксклюзивом. Ну и правильно, — считают на заводе: их много, а настоящая чернь на весь мир одна."



Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 14 сен 2015, 18:55

Статья Н. Анова "Мастер Северной черни", 1935 год

"Еще до революции приезжали к мастеру северной черни, знаменитому граверу Михаилу Павловичу Чиркову, безыменные студенты, и смотрели с уважением его работы. Мастер не знал, что это были за люди. Они держались скромно, и приезд их в Великий Устюг проходил для обывателей города незаметно.

Заглядывали иногда к мастеру и сановные люди из Петербурга, доставляя много неприятных хлопот и забот великоустюгской полиции. Мастер был далек от политики, но слишком тесная связь между полицейским участком и великокняжеской археологией вызвали негодование гравера, вышедшего из простой семьи кузнеца-пролетария.

Потом приезжали иностранцы. Мастер учился в детстве очень мало, в школу ходил только ползимы, в науках был не силен и не разобрал толком из какой страны гости: из Германии или из Англии. Чужеземные люди почти не интересовались достижениями мастера в области графики, но проявляли большое любопытство к составу черни и способам закрепления ее на серебре. А состав в те годы знал только один мастер Чирков, один на всю Россию, и не было другого, который мог бы работать северную чернь.

Иностранные гости, подметившие нужду хозяина, сделали предложение продать секрет северной черни заграничной фирме. Иностранцы предлагали мастеру переехать на постоянное жительство в Лондон и назвали довольно крупную сумму - 10 тыс. руб. Это были очень хорошие деньги. Мастер был беден, имел большую семью, ему приходилось кормить 11 человек; он сильно нуждался в деньгах, был вынужден работать на рынок, задыхался в кабале у великоустюженских купцов Дербенева и Полднева, - и все же мастер не продал секрета приезжим иностранцам.Он не переменил берега Сухони на Темзу. Он не нарушил старинный вековой обычай передавать из рода в род тайну северной черни. У мастера рос сын Петр. Сыну своему хотел передать мастер секрет, полученный от знаменитого деда Кошкова.

Тайна северной черни хранилась в непревзойденной мире прочности. Работают черневые изделия в Москве, работают в Туле, работают в Дагестане, откуда идут они по всему Кавказу. Загорелые курортники и туристы, возвращаясь с Кавказа, привозят из Кисловодска, из Сочи, из Махач-Калы поясные ремни с серебряной отделкой. На серебре вычерчены узоры несложных орнаментов, названия кавказских городов, имя заказчика или же лирическое напутствие в дальнюю дорогу "на память о Кавказе". Но пройдет пять лет, и дешевая кавказская чернь бесследно сойдет с серебра, и не останется никакой памяти об южном курорте, где был приобретен кавказский пояс.

Но в Великом Устюге мастер показал однажды прочность северной черни приезжим москвичам. Он принес серебряную пластинку с традиционным рисунком города Великого Устюга, положил ее на наковальню и сокрушительным ударом кузнечного молота расплющил так, что она стала вдвое больше. И после этого опыта изумленные москвичи увидели, что чернь на серебре нисколько не испортилась. Рисунок на пластинке лишь равномерно раздался во все стороны, ни малейшая частица черни не отпала от серебра.

Вот тайну этой вечной прочности и хотели купить пронырливые иностранцы, приезжавшие перед империалистической войной в Великий Устюг. Но тайну бережно сохранил мастер до наших дней и передал ее девушке – подмастеру Марии Алексеевне Угловской…


Махаил Павлович Чирков и Маруся Угловская за работой по черни



Детство мастера Чиркова прошло в мастерской деда Михаила Ивановича Кошкова, чьи работы раньше шли из Великого Устюга во дворцы царей, а сейчас их собирают коллекционеры за границей и тщательно разыскивают наши музейные работники. Михаил Кошков унаследовал достижения художественной техники черневой работы у Александра Жилина – лучшего мастера северной черни, умершего в сибирской ссылке. Михаил Кошков был замечательный гравер, и благотворное влияние его на работы Чиркова несомненно сказалось. У деда мастер научился безошибочно владеть резцом, научился понимать красоту рисунков, разбираться в орнаментах и ценить скупость художественной линии. Но жизнь в мастерской деда была крайне тяжела. Годы ученичества остались в памяти мастера, как беспросветные и безрадостные годы. Он месил тесто на кухне у бабушки, бегал для подмастерьев за табаком и водкой, заменял дворника и домашнюю прислугу, и только в редкие часы досуга, стоя около кресла деда, с волнением следил за резцом своего учителя, изучая трудное граверное искусство.

5 апреля (по старому стилю) 1885 года кончилось восьмилетнее ученичество. Теперь не надо было помогать ворчливой бабушке месить квашню. В мастерской появился новый ученик – он и стал послушно бегать за вином и папиросами для подмастерьев, а восемнадцатилетний Чирков гордо занял место за верстаком.

Вот с этого счастливого дня, когда самостоятельно был закончен первый подстаканник с художественной гравировкой, считает мастер полвека своей работы.

Мастеру через два года исполнится семьдесят лет. Это – большой срок жизни. Мастер пережил трех царей, четыре войны, три революции. Он помнит кровавое воскресенье 1905 года, когда пролилась первая кровь питерских рабочих у Зимнего дворца. Мастер ходил с красным флагом и пел марсельезу, узнав о свержении Николая второго, самого бесталантливого и бескультурного царя из дома Романовых, кстати сказать не сделавшего , в отличии от своих предков, ни одного заказа на черневые изделия в Великом Устюге. И мастеру выпало счастье дожить до наших дней социалистического строительства и увидеть расцвет бывшей нищей России. Северный край, родина мастера, край дремучих лесов, непроходимых болот и непуганых птиц, из места каторги и ссылки превратился на его глазах в край радостной колхозной жизни. Мастеру выпало великое счастье сделаться участником социалистического строительства, ибо под его руководством в годы первой пятилетки была создана мастерская под названием «Северная чернь». Мастеру выпала великая честь восстанавливать старинное искусство северной черни и передать богатейший опыт советской молодежи. Под руководством мастера это молодежь вырабатывала на экспорт высокохудожественные изделия из серебра для Западной Европы, Монголии, Китая, приводя в восхищение требовательных заказчиков. Мастер безвыездно прожил в Великом Устюге шесть с лишним десятков лет. Но редкий житель шумной столицы имел в своей жизни столько интересных встреч, сколько имел их Чирков, живя в тихом небольшом городе. К мастеру приезжали знаменитые писатели, художники, археологи, искусствоведы. О мастере писали статьи, художественные очерки. Мастеру создали славу, но об этой славе мастер даже не подозревал, и когда приехавший из Парижа наш советский писатель Илья Эренбург пришел в полутемную мастерскую «Северной черни», мастер с недоумением подумал:
«Откуда же этот человек меня знает?»

Писатель Алексей Платонов в книге «Сплав» назвал Чиркова «последним мастером». Платонов писал очерки в 1931 году, и тогда, верно, Чирков был единственным и последним мастером северной черни.

Но Чирков не захотел унести с собой в могилу тайну северной черни. Мастер, создавший мастерскую «Северная чернь», подготовивший советскую молодежь к черневой работе, передал секрет прикрепленному к нему подмастеру.
И вот сейчас уже два мастера – семидесятилетний старик Чирков, справляющий юбилей полувековой работы, и молодая девушка Маруся Угловская, которая годится ему во внучки: она встречает только двадцатую весну своей жизни…
Цветущая молодежь окружает на работе старого мастера, и в этом – прекрасный символ возрождения старинного искусства. Равнодушие буржуазии в свое время чуть не погубило северную чернь. Вкус буржуа определял варшавский ювелир, делавший аляповатые, тяжеловесные сервизы с эмалью, очень удобные для заклада в ломбарде. Тонкую черневую работу буржуазия не умела ценить, для этого у нее не хватало эстетики.

В наши годы величайшего подъема культуры и искусства северную чернь возрождают молодые девушки, ученицы последнего мастера, проработавшего полвека за верстаком гравера и тиглем черневика. Среди этих девушек есть большие искусницы, которые по праву вернут Великому Устюгу былую славу города северной черни.

Пятидесятилетний юбилей работы мастера северной черни Михаила Павловича Чиркова явился большим культурным праздником для Северного края. На торжественное заседание, устроенного в великоустюженском театре, явилось около пятисот человек, пришедших приветствовать знаменитого мастера, передавшего социалистической родине технику северной черни.
Краевед В.В. Комаров, выступивший с докладом об истории северной черни, рассказал о значении Михаила Павловича Чиркова.

Выдающаяся заслуга мастера не только в том, что он в совершенстве овладел сложным художественным искусством черневой работы, но что он первый подарил это замечательное искусство пролетарскому государству, поставил северную чернь на службу социалистическому строительству.

Михаил Павлович воспитал и выучил молодых мастеров из советской молодежи, которые не только сохранят северную чернь, но и разовьют этот высокохудожественный промысел.

На имя юбиляра поступили многочисленные приветствия из Москвы, Архангельска, Холмогор, Тотьмы, Сольвычегодска и от ряда великоустюженских организаций. Прислали приветствия писатели Ф. Гладков, Л. Леонов, А. Малышкин, редактор «Нового мира» И.М. Гронский, зам. председателя правления Всекопромсовета И.Е. Павлов, председатель Севкрайисполкома Прядченко и др. Оргкомитет северных художников избрал М.П. Чиркова своим почетным членом."

Изделия северной черни


Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 29 сен 2015, 07:16

Портсигар Орден Суворова, надпись-гравировка: "Работу выполняла арт. "Северная Чернь"






Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 18 окт 2015, 21:07

Почтовая карточка
"Кремль". Чернение по серебру. Пластина. Артель "Северная чернь" в Великом Устюге, Вологодской области. Мастер М. Меленьтьева 1938 г."


Ответить

Вернуться в «Производители подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и 8 гостей