Выставка "Северной черни" в Вологде

ХАЮС, Предприятие ПАС, Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика, Красное-на-Волге. Пётр Иванович Агафонов, Село Подольское. Артель По заветам Ильича
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 02 июн 2014, 11:54

«В настоящее время устюженская чернь находится на путях к новому подъему. Советская общественность давно обратила внимание на угасающий промысел. Представителем его в Великом Устюге оставался единственный мастер М.П. Чирков, хранивший традиции, умение и «секреты» составления и варки черни т своего деда выдающегося мастера XIX века М.И. Кошкова, умершего в 1896 году. При содействии Всекопромсовета и местных промыслово-кооперативных организаций в 1933 году была организована в Великом Устюге первая артель чернения по серебру с привлечением молодых сил и постановкой ученичества».
Герб СССР, серебряная шкатулка



«Мастер М.П. Чирков был привлечен к руководству и техническому инструктажу. Его обеспечивают государственной пенсией. Составы и процессы изготовления черни выясняются, уточняются и становятся достоянием артели.
М.П. Чирков, готовя смену, сам продолжает работу по черни и в дни своего трудового пятидесятилетия (1035 г.) изготовляет серебряный нож для резания бумаги, на котором гравирует изображение дома в Сольвычегодске, где находился в ссылке товарищ Сталин».
Нож для разрезания бумаги, подаренный И.В. Сталину, работа М.П. Чуркова. На одной стороне ножа – дом в Сольвыгорске, в котором И.В. Сталин жил во время ссылки; на другой стороне ножа изображение северных оленей и тундры в орнаментальном оформлении



«Среди молодежи быстро выдвигаются способные граверы и черневики. И. Угловская и М. Мелинтьева по технике своих граверных и черневых работ достигают уровня хороших мастеров».
Браслет с цветочным орнаментом
Брошь «Цветы», работа Л. Угловской




«К участию над возрождением черневого дела привлекается ряд художников».
Самолеты над Кремлем, пластинка, работа Г. Калашниковой (по рисунку художника К. Буткина)
Химкинский речной вокзал на канале Москва-Волга, работа Г. Калашниковой (по рисунку художника К. Буткина)




«Наиболее интересными образцами, сделанными в последние годы, следует признать композиции художника М.Д. Ракова, умело и тонко учитывающего художественно-технические особенности промысла. Его выразительные образы птиц и зверей Севера в браслетах и брошках являются ценным художественным приобретением для молодой артели.
Устюжское черневое искусство имеет в наших экономических и бытовых условиях широкие и увлекательные перспективы. Оно может и должно дать советской культуре памятную, яркую и вдохновляющую гравюру на бытовом серебре. Многие образы и темы нашего времени ждут подобного запечатления.»
Портрет А.С Пушкина, пластинка


Брошь с цветочным орнаментом
Салфеточное кольцо «Цветы»




«Целый ряд молодых мастеров работает успешно над освоением искусства черневой гравюры. Они дают много тонких и изящных рисунков, хорошо используя характерные устюжские приемы. Интересна работа М.Мелентьевой «Кремль», продолжающая линию устюжских пейзажных гравюр».
Москва – Кремль, портсигар, работа М. Мелентьевой


Ложки с изображением северных мотивов, работа М. Мелентьевой


Ложки с изображением северных мотивов, работа М. Мелентьевой



«Устюженские молодые мастера с помощью наших лучших графиков умножат счастливо рожденные образы на сотнях драгоценных и долговечных изделий, которые глубоко и прочно войдут в советский быт».
Пряжка «Цветы в вазе»
Накладка для ножа для разрезания книг и изображением ястреба
Бокал с цветочным орнаментом, работа Л. Ядрихинской




«Наша эпоха, обладающая огромным жизненным содержанием с творчеством, всюду бьющим ключом, небывало богатая героями, величественная в повседневных явлениях и фактах, представляет неисчерпаемый источник идей и образов для всех искусств».
Подстаканник с изображением Московского Кремля, работа М. Мелентьевой (по рисунку художника А.И. Гущина)




Текст и рисунки из книги «Народное искусство СССР в художественных промыслах», том 1, издание Научно-исследовательского института художественной промышленности Всекопромсовета, 1940 год

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 16 июн 2014, 18:57

Фотографии из книги "Народное декоративное искусство СССР", Государственное Издательство Искусство, Москва Ленинград, 1949 год

Чарка «Охота», М. Меленьтьева



«Салфеточное кольцо», М. Меленьтьева

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 22 июн 2014, 03:57

Недавно прочитала небольшую книжечку Мунина A. H. «Серебряных дел художник» - о Евстафии Павловиче Шильниковском. Очерк основан на воспоминаниях и документальном материале: каталогах, статьях, фотографиях, гравюрах… Живой рассказ о человеке непростой судьбы. Размещу отрывки и немного иллюстрированного материала из нее в нашей теме. Но предупреждаю - четкость рисунков оставляет желать лучшего - очень жаль, что такая огромная исследовательская работа напечатана на бумаге недостаточного качества.




"Еще будучи учеником Академии художеств, Шильниковский познакомился с мастером великоустюгской черни Михаилом Павловичем Чирковым. Часто заходя к нему в небольшую полутемную мастерскую, садился напротив мастера и смотрел, как тот готовил серебряную пластинку, переводил рисунок…

Окончательно поселившись в Великом Устюге, Шильниковский задумал написать портрет старого мастера. Сделав несколько карандашных набросков, художник подарил один из них Михаилу Павловичу. Мастер долго, придирчиво рассматривал рисунок и думал о чем-то своем, наконец, по обычаю, хмыкнул и, осторожно, как все старики, соблюдая достоинство, заговорил о черневом деле. Разговор кончился предложением Шильниковскому сделать несколько рисунков для колец, серебряных ложек, салфеточных колец. Неожиданная просьба вначале озадачила Евстафия Павловича. «Вечный рисунок». Заманчиво, немного страшно. Молодой художник согласился. Это был дебют Шильниковского в северной черни".
Михаил Павлович Чирков, портрет работы художника Е.П. Шильниковского, скан из книги М. Рихачева «Северная чернь»




1929 году Чиркову было предложено организовать кустарную мастерскую из пяти человек: четыре подмастерья и сам мастер. Затем мастерскую реорганизовали в промысловую артель, назвав ее «Северная чернь»…

В 1935 году артель получила первый крупный заказ на изготовление набора серебряных столовых ложек для Западного Китая. Набор получил название «Синцзянская серия». Нужно срочно решить вопрос об авторе рисунков. В артели хорошего рисовальщика не было, попросили Шильниковского. Он согласился. По замыслу художника «Синцзянскую серию» решено украсить традиционным китайским орнаментом. Альбомы китайско-японского народного творчества дали обильный материал. На эскизах, набросках появились пышные фантастические цветы, ветки цветущих яблонь, порхающие бабочки. Шильниковский сам перевел рисунки на серебро, следил за каждой линией, движением рук граверов-исполнителей П. А. Насоновской и Н. В. Тропиной.

Китайская серия окончена, но удовлетворения художнику не принесла… Северная чернь и вдруг с китайскими орнаментами? Изделия тем и ценны, что они имеют свою национальность, родину… Сейчас художник понял свои заблуждения, мучился, а исправить даже самую малость – невозможно.

И все-таки китайская серия принесла пользу. Сам Шильниковский начинает овладевать специфическим приемом оформления изделий, где точность линии, насыщенность рисунка, его плотность и заполнение фона чернью играют главенствующую роль. Мастера артели и граверы, занятые в китайской серии, получили опыт работы над сложной орнаментальной композицией. А артель в целом – возможность выполнять крупные серийные заказы, тем самым укрепив себя экономически…
Теперь Шильниковский уже навсегда связал свою жизнь с великоустюгской чернью…"
Шильковский и бригадир гравёров комсомолка Валентина Якушева, скан из книги М. Рихачева «Северная чернь»




"Первым опытом иллюстрирования литературных произведений стали рисунки к серебряным изделиям на сюжеты сказок, стихотворений А. С. Пушкина, посвященные 100-летию со дня гибели великого поэта.

Больше полугода готовил художник рисунки. Он без конца делал наброски, эскизы. Это была та черновая работа, о которой, как правило, никогда не подозревает зритель. Огромный, медленный, кропотливый труд! Не раз туманный запоздалый зимний рассвет заставал художника, все еще сидящего за столом. Он гасил свет, уходил на берег Сухоны, подолгу стоял на холодном ветру и, изрядно продрогнув, шел обратно и снова садился за стол. «Когда я работаю над пушкинскими сюжетами, я не чувствую своих лет, – говорил Евстафий Павлович корреспонденту газеты «Правда Севера» (6 февраля 1937 г.), – возьмем любую поэму, любое стихотворение Александра Сергеевича, в них столько увлекательных сюжетов, что хочется работать, работать, не уставая...»
Последний рисунок уложен в папку. Всего их свыше тридцати. В работу приняты семнадцать (некоторые рисунки гравированы на серебро только в I949 году)…

Графическим вводом в серию рисунков на темы пушкинских произведений служит рисунок пером для кубка «У лукоморья» (гравирован на серебро в 1949 году)."
Рисунок для вазы-кубка «У лукоморья», скан из книги Мунина A. H. «Серебряных дел художник»




"Центральное место в кубке занимает огромный зеленый дуб. В листве Жар-птица, павлин, русалка. У подножия, прислонясь к стволу, сидит поэт, записывает сказки. Справа и слева возвышаются скалы, замки: «...там царь Кащей над златом чахнет», «...в темнице там царевна тужит», «...там ступа с Бабою Ягой», «...и тридцать витязей прекрасных...».
Серебряная ваза-кубок «У лукоморья» (две стороны), скан из книги М. Рихачева «Северная чернь»




"В работе над пушкинской серией черневых изделий принимал участие весь коллектив артели. Мастера П. Угловская, М. Хохлова, М. Мелентьева гравировали рисунки. М. Угловская производила процесс чернения и окончательную отделку, Г. Корсаков золотил вещи. Заготовкой полуфабрикатов руководил Р. Говоров. Общее руководство принадлежало Шильниковскому и М. П. Чиркову.

«Когда принесли к нам в мастерскую рисунки к пушкинской серии изделий, – рассказывала М. Угловская («Правда Севера», 6 февраля 1937 г.), – мы встретили их прямо с восхищением. Все мы знаем и любим Пушкина. Знакомые образы его поэм и сказок мы будем проявлять на серебро! А в груди где-то точил червячок – справимся ли? Рисунки были очень сложны и трудны для воспроизводства». Нужно было немало упорства самого художника, чтобы мастера точно выполнили рисунок.

Был такой случай. Работая над гравировкой рисунка для ложки «Бой Руслана с Черномором», гравер допустил искажение. Евстафий Павлович указал на ошибку. Мастер, молодая девушка, расстроилась, обещала исправить ее. Но как? Ошибка серьезная. На следующий день художник снова подходит к ней. Он уверил себя – рисунок не исправлен. Но... что такое? Все выполнено в лучшем виде. Как оказалось, от ложки отрубили испорченный серебряный черенок и напаяли другой, причем шов совершенно незаметен. До этого случая подобного рода исправления считались невозможными
".




"Несколько рисунков для двух серебряных ложек, подстаканника и ножа для разрезания бумаги посвящено поэме «Руслан и Людмила». На ложках – сцены боя Руслана с Черномором. На одной – страшный волшебник несет витязя по воздуху, на черенке – Боян, поющий былины о славных делах предков. Композиция второй ложки: в овале огромная голова карлы со свирепо вращающимися глазами и маленьким уродливым тельцем. Он размахивает палицей. Его длинная борода переходит в узор, опускаясь на черенок. Вверх по бороде поднимается Руслан…
Сцене встречи Руслана с Головой Шильниковский посвятил рисунки для подстаканника и ножа".
Серебряный нож для бумаги (рисунок и готовое изделие), скан из книги М. Рихачева «Северная чернь»




"По «Сказке о царе Салтане» художник выполнил пять вариантов выигрышных для миниатюр сцен. Рисунки предназначены для подстаканника, стопки, портсигара, суповых и десертных ложек и ножа".
Рисунок для подстаканника «Сказка о царе Султане», скан из книги Мунина A. H. «Серебряных дел художник»




"Неоценимую помощь в работе над пушкинской серией оказал старый мастер черни М. П. Чирков.
Но вот изделия закончены и отправлены в Москву. Через несколько дней артель получила телеграмму: «Пушкинская серия изделий «Северной черни» принята на Всесоюзную выставку, посвященную памяти А. С. Пушкина». Это была первая крупная победа коллектива артели. Прошло еще немного времени, и следующая новость – артели предложили принять участие на Всемирной выставке художественных промыслов в Париже

После Пушкинской серии М. П. Чирков, окончательно поверив в Шильниковского, все реже посещал мастерские. Художественное руководство артели «Северная чернь» окончательно перешло к Евстафию Павловичу…"
Граверы Нина Ивановна Тротина и Мария Алексеевна Подсекина. Справа от М.А. Подсекиной ученица Раиса Кузнецова, скан из книги М. Рихачева «Северная чернь»




"Впоследствии, к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина (1949), цикл рисунков был расширен, появилась композиция для подстаканников с портретом поэта в обрамлении лавровых листьев и цветов".
Подстаканник Пушкин, скан из книги М. Рихачева «Северная чернь»




"…Война.
Артель «Северная чернь» выпускает ложки из алюминия, лыжные палки для нужд фронта. О гравировке не может быть и речи. Вместо зарплаты выдавались украшенные «морозом» по жести шкатулки, которые меняли на продукты. Производство подстаканников, портсигаров сократилось до самой ничтожной цифры. Искусство чернения угасало.
Чтобы поддержать в трудные годы артель, руководство научно-исследовательского института художественной промышленности в 1943 году предложило коллективу мастеров принять участие в организуемой выставке изделий художественной промышленности. Заключение выставочной комиссии во главе с заместителем председателя Совнаркома СССР и наркомом внешней торговли А. И. Микояном было коротким: «Обратить внимание на работу артели».
Через две недели в артель «Северная чернь» пришла телеграмма: «Выделить сорок продовольственных пайков для всех членов артели». В то время это было лучшей наградой. Артель ожила. Золото, серебро стало поступать регулярно. И хотя рабочие и мастера по-прежнему ковали из алюминия ложки и лыжные палки, неуклонно повышалось и количество изделий с черневым рисунком на серебре".
Портсигар Салют Победы




1946 года артель приступила к прерванной работе. На этот раз обратились к наследию великого русского баснописца И. А. Крылова. Евстафий Павлович приступил к изготовлению рисунков. Он столько ждал, вынашивал, хранил в безмолвии свои замыслы, все годы войны носил их в сердце, дожидаясь своего часа. За это время он стал относиться к себе гораздо строже. Многое передумал, что-то приобрел и что-то навсегда вычеркнул из своей жизни.
Крыловскую серию было решено изготовить из 32 различных серебряных предметов. Ни один сюжет не должен повториться. Вместе взятые, они должны дать полное представление о баснях Крылова…"
Рисунок для винной стопки «Трудолюбивый медведь», скан из книги Мунина A. H. «Серебряных дел художник»




"После «Крыловской серии» Е. П. Шильниковский обращается к известной сказке П. А. Ершова «Конек-Горбунок».
… Рисунки к новой серии почти готовы, но художнику этого мало. Серия должна быть лучшей из всего, что он и артель до сих пор делали. Опять поиски.

На этот раз Евстафий Павлович совместно с граверами решил изучить старинную технику черневых изделий. Такое решение привело их в Москву, в Государственный исторический музей, где хранится замечательная коллекция русского черневого серебра. Старейший работник музея Т. Г. Гольдберг отметила в своем исследовании «Черневое серебро Великого Устюга»: «Во время командировок в Москву Е. П. Шильниковский и некоторые работники артели знакомились в музеях с произведениями старых мастеров Великого Устюга, в частности, с превосходным собранием черни Государственного исторического музея. Они внимательно изучили приемы и навыки своих предшественников и усвоили все лучшее из художественного наследия прошлого. В результате был введен в произведениях артели опущенный золоченый канфарный фон, так эффектно выделяющий основные мотивы и окружающее их обрамление в работах старых мастеров.»

… В серию, оформленную по мотивам сказки Ершова (1947), входило 36 предметов… Серебряные подстаканники, салфеточные кольца, столовые ножи, вилки, различного назначения ложки, винные стопки, поднос, на котором размещается весь сверкающий сервиз – металл, преображенный радостным, могучим творчеством в эстетическую эмоцию, подобную, если не равную, той, которую порождает впечатление от музыки…"
Рисунок для ножа «Конек-Горбунок», скан из книги Мунина A. H. «Серебряных дел художник»
Я уже писала о качестве бумаги в этой книге. Обидно, что замечательное исследование о мастере так ужасно оформлено. Но, к сожалению, в Интернете не нашла работ, посвященных серии «Конек-Горбунок», а хочется обратить внимание, что и такая серия была, только поэтому показала этот рисунок.




Мне кажется, что в следующем отрывке из книжечки опечатка. Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году, умер в 1852. Гоголевская серия предметов северной черни, изготовленная после войны, выполнена к 100-летию со дня смерти великого писателя.

«К 100-летию со дня рождения Н. В. Гоголя Шильниковский выполнил несколько десятков набросков для подстаканников, кубков, которые положили начало новой серии. В большинстве это контурные наброски действующих лиц комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души»… К сожалению, часто обстоятельства бывают сильнее желания. Закончить и воплотить иллюстрации на серебре полностью так и не удалось. Из задуманной серии были награвированы только два рисунка для подстаканников.

В обоих рисунках художник использует портрет Гоголя, обрамляя его легкой рамкой и лавровой ветвью. Внизу дата рождения и смерти писателя. На первом по обеим сторонам портрета расположены герои комедии «Ревизор». Расположившись группами, они как бы шествуют друг за другом, сосредоточенные, приторно-сладкие или по-ноздревски наглые. Шествие открывает Хлестаков, за ним, жеманно склонив голову, идет жена городничего, семенит Мария Антоновна и, охваченный манией величия, городничий, рядом – сплетники Добчинский и Бобчинский. По другую сторону портрета – Земляника, Держиморда, слуга Хлестакова Осип, квартальный и др.

На втором рисунке персонажи «Мертвых душ» – Манилов с Чичиковым, Собакевич, Ноздрев в обнимку с зятем Межуевым, Коробочка, Плюшкин и т. д. И в большинстве гоголевских персонажей художнику удается создать психологическую характеристику того или иного литературного образа с их комизмом и нелепостью».
Рисунок для подстаканника «Ревизор», скан из книги Мунина A. H. «Серебряных дел художник»




"Не полностью осуществился замысел награвировать иллюстрации к произведениям Н. А. Некрасова. Портрет поэта для подстаканника да три сюжетных наброска – вот все, что осталось от замысла. По мысли художника центральное место в иллюстрациях должна занимать судьба русской женщины, начиная от образа крестьянки Дарьи («Мороз Красный нос»). Но «жгучая» поэзия Некрасова тематически трудно ложилась на изделия из серебра. Это понял сам художник и прекратил работу".
Шильковский Е.П., скан из книги М.П. Лукина и Н.М. Давыдовой "Умельцы Великого Устюга"




"Большое место в творчестве Шильниковского занимают северные сюжеты.
На Всемирной выставке в Париже (1937) было представлено 26 предметов с северными сюжетами. Сюда вошли две столовые и две десертные ложки, два кофейника, четыре накладки для портсигаров, два ножа для разрезания книг, три салфеточных кольца, три пудреницы, три мундштука, два браслета и три броши".
Ложки с изображением северных мотивов, работа М. Мелентьевой, скан из книги «Народное искусство СССР в художественных промыслах»




"… На Севере в эти годы происходили удивительные события. Весь мир восхищался героическим беспосадочным перелетом советских летчиков Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс (1937). Начала работать первая советская научно-исследовательская станция на дрейфующей льдине в центре Арктики «Северный полюс-1». Жизнь сама подсказывала художнику темы.

… Коллектив артели «Северная чернь» вынес решение о создании памятной серии изделий на тему «Открытие Северного полюса» из 32 предметов.
На время для Шильниковского все, не касающееся темы, отошло на последний план. Он окружил себя книгами по истории открытия Арктики, журналами, вырезками из различных газет, фотоснимками. Чем больше он изучал материал, тем сильнее гордился отважными советскими летчиками, учеными. Он видел их, трудился бок о бок с ними, переживал их ни с чем несравнимые трудности жизни в Арктике Тема ширилась, одевалась в нужную художнику одежду. И чем дальше он работал над «Открытием Северного полюса», тем больше усилий требовалось от него. Никогда раньше не осознавал художник такой ответственности перед людьми, как сейчас.

Эскизы продвинулись настолько, что был смысл показать их коллективу граверов. В миниатюрах ясно выступал контур сурового, бодрого рассказа о жизни па панинцев на льдине, о первоклассных, летающих выше всех и дальше всех советских самолетах, на которых совершены великие перелеты, о мужестве летчиков. Некоторые сюжеты снабжены схемами карт северного полюса и маршрутами перелетов. На просмотре эскизы еще раз уточнили, придали им большую стройность.
Черневые изделия, украшенные изображениями на тему «Открытие Северного полюса», были отправлены на Всемирную выставку в Нью-Йорк (1939) и имели там заслуженный успех".
Рисунок к подстаканнику «С.И. Дежнев», скан из книги Мунина A. H. «Серебряных дел художник»


Резное блюдо и изделия из серебра с изображениями С.И. Дежнёва, изготовленные мастерами Великого Устюга и представленные на выставке, посвященной 300-летию похода С.И. Дежнёва по Берингову проливу, фото 1948 года, из Питерского архива



"В конце сороковых – начале пятидесятых годов начался новый подъем советского искусства и народных промыслов. Небывало растет творческая активность художников. Появляется большое количество произведений. На первый план выдвигаются крупные идейно-тематические произведения. Мастера художественных промыслов создают сюжетные ковры, кружевные панно, изделия из кости. В эти годы Шильниковский выполняет наиболее уникальные работы.

Страна готовилась к празднованию 800-летия Москвы. Великоустюгской артели «Северная чернь» поручили изготовить серию юбилейных изделий широкого потребления и подарочные ларцы «Москва».
Серебряный с чернью портсигар «800 лет Москвы», 1947 год, скан из книги М. Рихачева «Северная чернь»




"Больше четверти века проработал Шильниковский художественным руководителем артели «Северная чернь». За это время артель превратилась в экономически сильную, оснащенную передовой техникой фабрику. Великоустюгская чернь демонстрировалась на ярмарках Лейпцига и Праги, Пловдива и Милана. Ее видели в крупнейших городах Китая, Индии, Южной Америки, Индонезии, Бирмы, Европы и Египта. Кажется, нет ни одной выставки, конкурса, в которых бы не принимала участия фабрика «Северная чернь», где бы ее изделия не получили высокой оценки. В успехе черни – заслуга и Евстафия Павловича Шильниковского. Больше десяти тысяч изделий выполнено мастерами-граверами по его рисункам.
В 1956 году по ходатайству научно-исследовательского института художественной промышленности Евстафию Павловичу присваивают почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР".

В очерке есть и такие строки: «1946 год. За плечами пятьдесят шесть до краев переполненных трудом лет. В таком возрасте человек невольно все чаще оглядывается назад… Его товарищи по Академии давно стали известными художниками. Копии их произведений издаются огромными тиражами. О них говорят, пишут рецензии, а он сидит в маленьком городке Великом Устюге, и шумная жизнь искусства проходит мимо него».
Нет, не прошла жизнь искусства мимо Евстафия Павловиче . Думаю, что без Шильниковского искусство северной черни не заглохло бы. Но без него она не стала бы такой звонкой и серебристой.



Используемая литература:
1. А.Н. Мунин «Серебряных дел художник», Северо-Западное книжное издательство, Архангельск, 1979 год
2. М. Рихачев «Северная чернь», Архангельское областное государственное издательство, 1952 год
3. М.П. Лукин и Н.М. Давыдова "Умельцы Великого Устюга", Северо-Западное книжное издательство, Архангельск, 1977 год
4. «Народное искусство СССР в художественных промыслах», том 1, издание Научно-исследовательского института художественной промышленности Всекопромсовета, 1940 год

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 21 авг 2014, 17:49

Нелунатик-увы писал(а):Недавно прочитала небольшую книжечку Мунина A. H. «Серебряных дел художник» - о Евстафии Павловиче Шильниковском
...
Страна готовилась к празднованию 800-летия Москвы. Великоустюгской артели «Северная чернь» поручили изготовить серию юбилейных изделий широкого потребления и подарочные ларцы «Москва».
Серебряный с чернью портсигар «800 лет Москвы», 1947 год, скан из книги М. Рихачева «Северная чернь»

...
Фотография этого портсигара из Музея истории Великого Устюга:



А вот еще 2 портсигара из этого музея:
Серебряный с чернью портсигар «Памятник Петру I»



Серебряный с чернью портсигар «СССР»



Портсигар из Музея Северной черни «Олень», автор Евстафий Павлович Шильниковский, 1951 год



Фотографии с сайтов:
http://ivmk.net/lithos-mglkm04.htm
http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 23 авг 2014, 21:38

Портсигар МИРУ-МИР!




Портсигар ЗА МИР ВО ВСЕМ МИРЕ




Фото из книги М. Рихачева «Северная чернь», Архангельское областное государственное издательство, 1952 год

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 19 янв 2015, 21:32

Подстаканник В гостях у Водяного, клеймо СЧ









За фото большое спасибо Зурабу :exp_minus:

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 19 апр 2015, 09:44

Шкатулка Гимн труду (Стройки коммунизма), 1957 год, серебро, чернь, гравировка, золочение
Автор: Шильниковский Евставфий Павлович
Ювелир: Титов А.Е.
Мастер по черни: Кузнецова М.Д.
Гравёр: Якушева В.А.










Фотографии с сайта Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства

nikolas
Сообщения: 78
Зарегистрирован: 05 май 2012, 17:13

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение nikolas » 21 апр 2015, 14:58

Продавался на соседнем форуме. Та же "Северная чернь"
Вложения
Выставка "Северной черни" в Вологде
Выставка "Северной черни" в Вологде

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 21 май 2015, 17:56

Е.П. Шильниковский, стопки, чернение по серебру, открытка 1959 года


Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 08 июн 2015, 21:50

Сканы из Каталога "Ювелирные изделия", Москва, 1955 год:


Прибор для вина: поднос и 6 стопок



Подстаканник, вес 152 г
Стопка, вес 42 г
Стопка «Хмель», вес 50 г
Солонка, вес 21 г
Кольцо салфеточное, вес 44 г




Бокал, вес 100 г
Подстаканник просечной «Изобилие», наружная позолота, канфарение фона, вес 100 г
Стопка, наружная позолота, канфарение фона, вес 68 г
Стопка полированная с орнаментальной полосой, вес 68 г





Ложка чайная, вес 25 г
Ложка столовая, вес 79,8 г
Вилка столовая, вес 62 г
Нож столовый, вес 40,6 г (без лезвия)
Ложка десертная, вес 45 г




Кольцо салфеточное, вес 48,1 г
Нож разрезальный, вес 105 г
Браслет-обруч, вес 25 г
Браслет, вес 27 г, запонки, вес 14 г




Пудреница (моржовая кость с серебряной вставкой)
Медальон, вес 28 г
Брошь, вес 30 г
Пудреница, вес 40 г
Портсигар «ВСХВ», вес 170 г
Мундштук костяной с серебряным ободком
Спичечница, вес 45,1 г




Кубок «Дружба народов», преподнесен украинскому народу в честь трехсотлетия воссоединения Украины с Россией

Ответить

Вернуться в «Производители подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и 10 гостей