Фрагмент височной подвески с конями, находка из Ахалгорийского района Грузии, IV век до н.э., Национальный музей Грузии


Грузия находится на перекрестке Востока и Запада, и именно этим объясняется ее богатое культурное разнообразие, в котором восточные и европейские мотивы, переплетаясь друг с другом на протяжении веков, придали стране неповторимый колорит. Ассортимент грузинских ювелирных изделий довольно широк и насчитывает десятки наименований. Это и женские украшения: серьги, браслеты, кольца, пряжки, пояса; и столовая посуда: кубки, кувшины, чаши, рога-канци… И, конечно, мужское оружие, обильно украшенное чеканкой, сканью, чернью: пистолеты, кинжалы, портупеи… Лучшие образцы ювелирных изделий создавались в Тбилиси, Ахалцихе, Гори, Кутаиси, Зугдиди и Телави. Рядом с грузинами работали армяне, русские и дагестанцы.
Кинжалы в ножнах, XXI век, мастер Е. Джинджория, экспонат из Государственного музея Грузии

На юго-западе Грузии, среди величественных гор в долине реки Поцховис-Цкали находится древний город Ахалцихе. В переводе с грузинского языка «ахал» и «цихе» означает - «новая крепость». В литературе встречала разное написание названия города:




Штрихи истории.
Давным-давно, около 4000 – 2200 гг. до нашей эры здесь было поселение древней Куро-Аракской культуры.
Современный Ахалцихе, в пределах Грузинского царства, был основан в первой половине XII века нашей эры. С XIV века до 80-х годов XVI века Ахалцихе являлся центром древней провинции Грузии - Месхетии.
В 1578 году город попал под власть Османской империи и с 1628 года город стал центром Ахалцихской провинции Османской империи.
Война 1828-1829 гг. закончилась поражением Турции и по итогам Адрианопольского мира крепость Ахалцих была присоединена к Российской империи.
В результате жесткой политики в отношении местного турецкого населения большинство местных жителей переселилось в Турцию, а взамен началось массовое заселение территорий армянами…
Почтовая открытка Вид Ахалциха, начало 20 века

В небольшой книге Л. Загурского «Поездка в Ахалцихский уезд в 1872 году» даются сведения об армянах, переселившихся в Россию в результате Адрианопольского мира. В своём подавляющем большинстве это были высококвалифицированные ремесленники со своими семьями. По свидетельству Загурского, жители Эрзрума осели в Ахалцихе. Автор пишет, что Ахалцих может в особенности гордиться своими филигранными серебряными изделиями. Сколько в их отделке чистоты, тонкости и изящества!
Подстаканник, Тифлисская окружная пробирная палатка, 1896-1908 гг., именник ?


В первой половине XIX века Ахалцих славился обработкой меди, бронзы, золота и серебра, там проживало 15 тыс. человек и большинство из них занимались ремеслом и торговлей. Улицы города представляли собой отдельные цеха ювелиров, каменотесов, медников, оружейников, ковроткачей… Город был связан торговыми путями со всем Закавказьем, Россией, Турцией, Ираном. Сюда приезжали издалека купцы и путешественники, увозившие с собой шерсть, ситец, кожевенные изделия и изделия из золота и серебра.
В 20-х годах XIX века небольшой провинциальный город Ахалцих и близлежащие села были центром производства филигранных ажурных изделий из серебра. Мастера создавали произведения тончайшей ювелирной работы. О виртуозности ювелирных мастеров поется в народной песне: «Подковы выкуй мне для птиц, златокузнец ты мой…»
Подстаканник Ахалцыхъ, Закавказкое окружное пробирное управление, именник М…?



Филигранный орнамент был в основном растительный – стилизованные лепестки, листья, стебли, веточки, побеги и т.д. Завитки сильно закрученные или наоборот плавные, спокойные. Собранные детали пропаивались на небольшом огне, потом на них накладывалась зернь в соответствии с узором. Припой узора требовал абсолютной чистоты и безукоризненности. Очищенные от копоти вещи осторожно вычищали и иногда золотили. Сквозной узор превращал поверхность предмета в сплошное кружево.
Фрагмент оправы для кисти на головной убор, Ахалцих, XXI век, из коллекции собирателя Миллера А. А., Российский Этнографический музей


Развитие предметной среды в конце XIX понуждает ахалцихских мастеров расширить свой ассортимент.
Растет производство предметов бытового характера, с большим утилитарным назначением. В модный обиход входят подстаканники, чернильные приборы и ручки для перьев, бокалы, пудреницы, рамки для фотографий, наперстки, портсигары, табачницы и табакерки и другое. Эти сувенирные изделия были популярны в таких курортных городах, как Кисловодск, Пятигорск и другие. Все более декоративный характер принимает в это время и традиционное национальное оружие, в связи с этим на ручках кинжалов, ножей стала применяться ажурная филигрань.
Фрагмент рамки, Грузия, последняя четверть XXI века, ГИМ


Научный сотрудник Российского этнографического музея Лусинэ Гущян сообщает: «Изделия, исполненные в технике филиграни, которой владели эрзрумско-ахалцихские мастера, постепенно завоевывали ювелирный рынок Южного и Северного Кавказа, что привело к частичной миграции ахалцихских ювелиров в Тифлис и в курортные города Предкавказья в последние десятилетия XIX в».
Сумочка Ахалцыхъ, Закавказкое окружное пробирное управление



Ахалцихская филигрань с большим успехом демонстрировалась на всесоюзных и международных выставках в Петербурге, Париже, Лондоне.
Подстаканник Мелодия Кавказа, Тифлисская губерния



Известный исследователь армянского искусства Нонна Степанян пишет: «Репутация армян ювелиров была очень высока, в XIX веке в городах Закавказья и всего юга России это были известные люди, мастера, которым давались разнообразные официальные и частные заказы, у которых были ученики и право на вывод их в мастера своего дела. Ювелиры воспринимались обществом как элита среди ремесленников, и не случайно именно потомком ахалцихских ювелиров был основоположник советской армянской графической школы Акоп Коджоян: подросток, которого отец учил ювелирному делу, обнаружил большое дарование, был послан сначала в Москву, затем — в Мюнхен, стал художником в том смысле слова, который установился в новое время".
Акоп Коджоян, Жар-птица (иллюстрация к сказке Степана Зорьяна «Азаран блбул» («Жар-птица»), 1925 год. Поэзия, фантазия, лиризм звучат на холсте и в металле ахалцихских художников-мастеров

В Тбилиси находится Музей народного и прикладного искусства, который занимался и занимается изучением кустарных промыслов Грузии. Это один из старейших музеев Кавказа и Грузии, начало сбора коллекций относится к 1899 году. До революции и уже в советское время сотрудники музея отправлялись в экспедиции по всему Кавказу, фотографировали изделия местных кустарей, отбирали предметы для пополнения коллекций музея.
В 1946 году была опубликована статья директора музея Грузии Ткешелашвили Г. И. (в это время музей назывался Кустарный музей Грузинской СССР). Он писал: «Отдел металлообработки музея представлен коллекцией ажурных серебряных изделий, выполненных техникой «ахалцихской филиграни», по большей части работы тбилисского мастера-лезгина Гаджи-Али-Эфендиева за 1910-1912 гг. Эти экспонаты - вазы, шкатулки, чернильные приборы, тончайшей выделки и сложного орнамента украшают стеклянную витрину музея».
Буду благодарна тому, кто найдет фото филигранного предмета из музея, у меня это сделать не получилось.
Фотография Грузинских изделий из ажурной филиграни, 30-50 годы, экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства

Когда готовила материал, все пыталась понять - сохранился ли ювелирный промысел в Ахалцихе в советское время?
В 1939 году в газете «Труд» вышла статья о городе Ахалцих. Советским маршем звучат газетные строки: «В царской России Ахалцихе был заштатным, захолустным городишком, с извилистыми узкими уличками. Теперь он украшен новыми, широкими асфальтированными улицами, площадями, скверами с памятниками Ленину и Руставели». Но особо примечательна в статье информация о музее города: «Ахалцихский музей существует третий год. В отдельной витрине – произведения местных мастеров из серебряной нити, ажурно-филигранные изделия: шкатулка, ручка, подстаканники, браслеты. Эти произведения экспортировались за границу».
Фотография Сумочки филигранная, Грузия, 30-50 годы, экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства

Жаль, что очень мало информации о судьбе ахилцихского промысла в советское время. Но факт остается фактом, оставались мастера филигранного узорочья, об этом пишет в своей статье "Ахалцихская филигрань" Ирина Дауцова: «на Всемирной выставке в Бельгии в 1958 году браслеты и броши ахалцихских мастеров пользовались особенным успехом».
Подстаканник с блюдцем Традиции, Бакинская ювелирная фабрика, 916 проба



Ахалцихская филигрань. Эта малая толика того, что есть в многогранном ювелирном искусстве Грузии. Это красота. Это национальные традиции. Это искусство души и сердца.
Подстаканник Ахалцихские мотивы, Тифлисская губерния, именник «ПБ»




Большое спасибо за помощь Андрею (Андрей 62), который указал нужное направление к ахалцихской филиграни )))