Те, кто жил «дорого-богато», пытаются сберечь хоть часть того, что было, а если это не удается, то остается одно желание - сохранить самое ценное что есть – свободу и жизнь. Подавляющему большинству населения не до украшений, о благополучии и безбедной жизни можно пока только мечтать. Поэтому неудивительно, что спрос на предметы роскоши катастрофически упал.
Все в прошлом, карикатура из журнала Чудак, 1922 год

Май, 1918 год, газета «Труд», статья «Обольстительный обман», автор Хряпин Н. (К?):
«Революционная эпоха наложила на нашу нынешнею жизнь свой неизгладимый отпечаток.
Она понизила жившее во всех почти слоях общества стремление к роскоши, моде, изяществу. Утратили свое значение опьяняющие запахи тонких духов, унизанные драгоценными кольцами пальчики, одежда из изящных шелковых тканей.
Признаки всего этого оскудения уже наблюдаются в широком масштабе. Взгляните на выставки наших магазинов: как они скудны в сравнении с недавним прошлым. Ювелиры, в виду декрета о выработке изделий из золота более низкопробного, чем шло в обработку до сих пор, прекратили свою деятельность.
Весь тот мировой пролетариат, который вырабатывал предметы роскоши перешел на новые отрасли труда, не имеющий ничего общего с роскошью».
Плакат Возрождение производства в рабочей стране есть дело самих рабочих, 1921 год

Для каждого государства крайне важно, чтобы граждане поддерживают его политику. Молодая страна Советов вела активную пропаганду веры в торжество социалистических идей среди всех слоев населения.
Со страниц газет неслись призывы и разъяснения: «Жертвы, лишения, трудности, все это ступени в новое, светлое будущее!». «В советском человеке не должно быть мещанства, он должен быть чужд буржуазной роскоши, его украшением должен стать полезный труд и общественные интересы».
Лирические строки из стихотворения строгальщика завода Динамо Алексея Демина - «Девушка работница», опубликованное в газете «Правда» в те годы:
Стране Советов нет краю, не видно, как в море, причал.
Много я девушек знаю, но лучше своих не встречал.
Стоишь ли ты за станком, иль к тискам идешь, - безразлично.
С размаху, сверкнув молотком, ты бьешь по зубилу привычно.
Лишь выше вздымается грудь, да пот на лице, точно бусы, -
Взглянуть бы, еще раз взглянуть на вьющийся волос твой русый…
Александр Николаевич Самохвалов. Женщина с напильником. 1929 год

С началом Новой Экономической Политики ювелирное производство стало возрождаться. Работники искусств приспосабливались к новому рынку, платежеспособность потребителя увеличивалась, спрос на художественный труд возрастал. Открывались частные часовые и ювелирные мастерские. В газетах и журналах все чаще печатали объявления о покупке, продаже, изготовлении ювелирных изделий.
Конечно, немногие могли себе позволить ювелирные изделия из драгоценных металлов, но сохранившиеся броши, кольца, портсигары с клеймами МЮТ, ВХТМ, ДАР, ПЭ, ПГ, ПАС… говорят о том, что спрос был. И изделия выпускали далеко не в единичных экземплярах.
Она звалась Татьяной, фотография 1928 года

В середине 20-х еще остро стояла проблема безработицы.
Газета Труд, 1925 год, из статьи «В ожидании работы»:
«К десяти часам утра в залах этого бывшего особнячка у Тверского бульвара тесно и душно. У проволочной решетки черные буквы: «Посылка на работу». Люди стоят, напирая один на другого. Люди слушают, затаив дыхание, прикладывая ладони к ушам.
- Валютное управление Наркомфина. Требуется ювелир-оценщик.
Из трех ювелиров надо выбрать одного.
- Здесь! – торопливо кричит маленький старый человек и расталкивает толпу.
- Я со стажем, - бормочет ювелир, прыгающими пальцами поправляя тесный воротничок…
- Я тоже ювелир, специалист, - говорит лысый, сутулый старичок».
В день посылают на работу человек в среднем 40-50. Работа в большинстве временная, спустя месяц опять биржа. В Москве всего 104950 безработных».
Конечно, НЭП, стал спасательным кругом для многих и многих. Появились частники, создавались артели.
Кустарь изготавливает детали для часов-ходиков, фотография 1920-х годов, экспонат Смоленского государственного музея-заповедника

В 1928 году прошел суд над сотрудниками Машиностреста. На процессе выступил государственный обвинитель, зам. Губпрокурота тов. Б.Я Арсеньев с речью: «С начала НЭПа и до второй половины 1926 года условия развития для частного капитала были весьма благоприятны. При небольшом капитале частник мог получить большую прибыль Но это время прошло и Совесткая общественность начала усиленную борьбу с частником. Советская власть сократила их элементы. Что это означало? Полное изгнание частного капитала? Нет, совесткая власть хотела поставить частника на путь кооперции, чтобы иметь возможность регулировать его деятельность. Наметился правильный путь – кустарная кооперация, которой государство всегда идет навстречу».
К концу 20-х годов количество самостоятельных частников, занятых ювелирным промыслом, стремительно уменьшалось.
Справочники «Вся Москва», количество частных мастеров, которые указаны в разделах, связанных с ювелирным делом:
"1925 год – 37 человек;
1927 год – 16 человек;
1928 год – 16 человек;
1930 год – 5 человек".
Государство проводила политику вытеснения частника. Ставились задачи кооперирования населения и развертывание промысловой кооперации, которая должна была объединить одиночек-кустарей в трудовые артели.
Плакат Все трудящие поголовно в кооперацию! 1929 год

В начале темы приводила строки из статьи 1918 года «Обольстительный обман» об утрате значения роскоши в революционную эпоху. Автор статьи – Хряпин Н. (К ?) заканчивает статью словами:
«Мы не исключаем возможности восстановления и той промышленности, какая производит роскошь. Ведь в предметах роскоши осуществляются элементы лучшего и наиболее совершенного творчества человеческих рук и человеческого разума».
Какие емкие слова, глубокие, по сути, и предвиденью. Автор предрекает, что будут потребности не в богатстве, помпезности, чрезмерности, а в красоте, эстетики, творчестве.
Карикатура 1929 года: «… Нина Балтазаровна с утра до вечера твердит мужу, что теперь все умные люди покупают бриллианты»

В 1929 году вышла книга профессора Эйснера Алексея Петровича «Школа рисования и живописи». Автор был художником, педагогом, исследователем, собирателем, до революции он сотрудничал с фирмой Фаберже.
Небольшая глава издания посвящена рисункам для ювелирных изделий. Не могу не процитировать строки, наполненные тонкостью и вкусом: «Берется камень драгоценный, как главная задача, вокруг которого, или около которого будет сделано украшение… Если и само украшение состоит из камней, конечно гораздо мельче самого камня…, в этом случае дело особенно усложняется тем, что и их величину надо взять точно, да еще поместить эти «розочки», в почти волосяную оправу платины…
У первоклассных ювелиров (не просто у золотых дел мастеров) обыкновенно металл, как обрамление камня, вовсе не имеет места. Он (платина) служит лишь украшением, в которое одновременно вкрапляются мелкие камни… Камни подбираются в последовательной возрастающей или понижающей величине и обрамлению их дается желаемая форма, каковою и строится весь рисунок. И не только легкость, и изящество должен дать художник, по рисунку которого исполняется вещь; но должен четко показать все точки соприкосновения металла к металлу для необходимой прочности. И пространство должно пополнять форму и легкость (в смысле наглядном), а не веса этого ювелирного изделия, в то же самое время с расчетом таким, чтобы пошло наименьшее количество дорогого металла, и чтобы вещь была богатой и бросалась в глаза своею пышностью, изяществом и красотой».
Рисунок для ювелирных изделий - брошь с пандлоком (сапфиры в бриллианта), рисунок автора книги

В самом начале 30-го года был зарегистрирован Устав Кооперативной промысловой производственной артели под наименованием «А.Ю.С.» - «Артель ювелиров Самоцветы». Как указано в документе «артель организует на коллективных началах труд своих членов в области ювелирных и других работ». Правление артели находилось в городе Москве, по адресу: Чернышевский переулок, дом 7, кв. 1.
Оттиск печати артели А.Ю.С.

Учредителями артели были опытные мастера, все они до революции являлись специалистами ювелирного дела:
Егоров Иван Несторович, до революции работал серебрянником
Коробков Павел Николаевич (Никитович?), до революции работал ювелиром
Прокофьев Афанасий Севостьянович, до революции работал ювелиром
Кабанов Иван Васильевич, до революции работал серебрянником
Федоров Николай Автономович, до революции работал ювелиром
Перстень Макушка лета, клеймо АЮС




В справочнике «Вся Москва» за 1928 год, в разделе «Ювелирные изделия и часы», содержатся объявления частников, среди них указана мастерская Федорова Николая Автономовича.

Выше сказано, что в 1930 году Федоров Н. А. являлся учредителем АЮС. В артели Самоцветы он работал техническим руководителем.
Адрес его мастерской 1928 года и адрес правления артели Самоцветов одинаковый, вполне возможно, что АЮС образовалась из мастерской Федорова.
Удостоверение Федорова Н. А.

Сохранился Журнал общего собрания членов промкооперативной Артели ювелиров Самоцветов от 5 июля 1930 года. На нем присутствовали 31 человек. Несколько вопросов, рассматриваемых:
- О принятии в члены артели: Принять в члены артели, состоящих на стаже (по всей видимости стажировке – примечание мое): Шелтмана и Александрова. Рульнова оставить в качестве стажера, впредь до выполнения заказа.
- Об исключении из членов артели т. Сухарева: Принимая во внимание объяснения членов правления, технорука т. Федорова И. А. и членов артели работающих в общих мастерских, выяснивших, что Сухарев обвинял из в краже не хватающего у него золота, исключить т. Сухарева из членов артели предъявив к нему иск в сумме стоимости золота, сообщив о чем правлению Государственного Акционерного Общества «Русские Самоцветы».
- О принятии артели в систему Меткоопромоюза: Выслушав заявление о принятии Артели «А.Ю.С.» в систему Меткоопросоюза, как самостоятельной единицы, поручить правлению ходатайствовать пред Меткоопромсоюзом о содействии его на приобретение материалов для пошива спец-одежды и для проведения ремонта.
- О слиянии с Артелью «Гальвано-Спайка»: Принимая во внимание заявление Артели «Гальвано-Спайка», желание ее влиться в Артель «А.Ю.С.» постановили единогласно принять Артель «Гальвано-Спайка» со всем активом и пассивом в артель «А.Ю.С.».
- Об аренде помещения и предстоящем ремонте его: Поручить правлению и ревизионной комиссии выявить сумму арендной платы и другие обязательства по аренде и произвести надлежащий ремонт.
Объявление о влиянии артели «Гальвано-Спайка» в артель «А.Ю.С.». Обратите внимание, адрес артели уже Ново-Слободская, 49

Артель «Самоцветы» как самостоятельное предприятие просуществовало совсем недолго. В начале 1931-ого года произошла реорганизация, А.Ю.С. слилась с несколькими артелями, почти все они были с ювелирным уклоном. Впереди будут и другие преобразования. В Москве к концу 30-х годов будет работать крупная 1-ая Ювелирная фабрика. Предприятие с опытными специалистами ювелирного дела. Возможно, среди них были и те, кто когда-то работал в артели «Самоцветы».
Серьги Весенние самоцветы, клеймо АЮС

