А.Ю.С. - Артель Ювелирная Самоцветы

ХАЮС, Предприятие ПАС, Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика, Красное-на-Волге. Пётр Иванович Агафонов, Село Подольское. Артель По заветам Ильича
Ответить
Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6937
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

А.Ю.С. - Артель Ювелирная Самоцветы

Сообщение Нелунатик-увы » 15 сен 2024, 16:03

Первые годы советской власти: гражданская война, хозяйственная разруха, голод. Производство ювелирных изделий стремительно сокращается. Кто-то еще пытается выжить, к примеру бывшие фабрики Эдуард и Хлебникова, но в целом картина в этой отрасли, весьма удручающая и опустошающая.
Те, кто жил «дорого-богато», пытаются сберечь хоть часть того, что было, а если это не удается, то остается одно желание - сохранить самое ценное что есть – свободу и жизнь. Подавляющему большинству населения не до украшений, о благополучии и безбедной жизни можно пока только мечтать. Поэтому неудивительно, что спрос на предметы роскоши катастрофически упал.

Все в прошлом, карикатура из журнала Чудак, 1922 год




Май, 1918 год, газета «Труд», статья «Обольстительный обман», автор Хряпин Н. (К?):
«Революционная эпоха наложила на нашу нынешнею жизнь свой неизгладимый отпечаток.
Она понизила жившее во всех почти слоях общества стремление к роскоши, моде, изяществу. Утратили свое значение опьяняющие запахи тонких духов, унизанные драгоценными кольцами пальчики, одежда из изящных шелковых тканей.
Признаки всего этого оскудения уже наблюдаются в широком масштабе. Взгляните на выставки наших магазинов: как они скудны в сравнении с недавним прошлым. Ювелиры, в виду декрета о выработке изделий из золота более низкопробного, чем шло в обработку до сих пор, прекратили свою деятельность.
Весь тот мировой пролетариат, который вырабатывал предметы роскоши перешел на новые отрасли труда, не имеющий ничего общего с роскошью
».

Плакат Возрождение производства в рабочей стране есть дело самих рабочих, 1921 год




Для каждого государства крайне важно, чтобы граждане поддерживают его политику. Молодая страна Советов вела активную пропаганду веры в торжество социалистических идей среди всех слоев населения.
Со страниц газет неслись призывы и разъяснения: «Жертвы, лишения, трудности, все это ступени в новое, светлое будущее!». «В советском человеке не должно быть мещанства, он должен быть чужд буржуазной роскоши, его украшением должен стать полезный труд и общественные интересы».
Лирические строки из стихотворения строгальщика завода Динамо Алексея Демина - «Девушка работница», опубликованное в газете «Правда» в те годы:

Стране Советов нет краю, не видно, как в море, причал.
Много я девушек знаю, но лучше своих не встречал.
Стоишь ли ты за станком, иль к тискам идешь, - безразлично.
С размаху, сверкнув молотком, ты бьешь по зубилу привычно.
Лишь выше вздымается грудь, да пот на лице, точно бусы, -
Взглянуть бы, еще раз взглянуть на вьющийся волос твой русый…


Александр Николаевич Самохвалов. Женщина с напильником. 1929 год




С началом Новой Экономической Политики ювелирное производство стало возрождаться. Работники искусств приспосабливались к новому рынку, платежеспособность потребителя увеличивалась, спрос на художественный труд возрастал. Открывались частные часовые и ювелирные мастерские. В газетах и журналах все чаще печатали объявления о покупке, продаже, изготовлении ювелирных изделий.
Конечно, немногие могли себе позволить ювелирные изделия из драгоценных металлов, но сохранившиеся броши, кольца, портсигары с клеймами МЮТ, ВХТМ, ДАР, ПЭ, ПГ, ПАС… говорят о том, что спрос был. И изделия выпускали далеко не в единичных экземплярах.

Она звалась Татьяной, фотография 1928 года




В середине 20-х еще остро стояла проблема безработицы.
Газета Труд, 1925 год, из статьи «В ожидании работы»:
«К десяти часам утра в залах этого бывшего особнячка у Тверского бульвара тесно и душно. У проволочной решетки черные буквы: «Посылка на работу». Люди стоят, напирая один на другого. Люди слушают, затаив дыхание, прикладывая ладони к ушам.
- Валютное управление Наркомфина. Требуется ювелир-оценщик.
Из трех ювелиров надо выбрать одного.
- Здесь! – торопливо кричит маленький старый человек и расталкивает толпу.
- Я со стажем, - бормочет ювелир, прыгающими пальцами поправляя тесный воротничок…
- Я тоже ювелир, специалист, - говорит лысый, сутулый старичок
».
В день посылают на работу человек в среднем 40-50. Работа в большинстве временная, спустя месяц опять биржа. В Москве всего 104950 безработных».
Конечно, НЭП, стал спасательным кругом для многих и многих. Появились частники, создавались артели.

Кустарь изготавливает детали для часов-ходиков, фотография 1920-х годов, экспонат Смоленского государственного музея-заповедника




В 1928 году прошел суд над сотрудниками Машиностреста. На процессе выступил государственный обвинитель, зам. Губпрокурота тов. Б.Я Арсеньев с речью: «С начала НЭПа и до второй половины 1926 года условия развития для частного капитала были весьма благоприятны. При небольшом капитале частник мог получить большую прибыль Но это время прошло и Совесткая общественность начала усиленную борьбу с частником. Советская власть сократила их элементы. Что это означало? Полное изгнание частного капитала? Нет, совесткая власть хотела поставить частника на путь кооперции, чтобы иметь возможность регулировать его деятельность. Наметился правильный путь – кустарная кооперация, которой государство всегда идет навстречу».
К концу 20-х годов количество самостоятельных частников, занятых ювелирным промыслом, стремительно уменьшалось.
Справочники «Вся Москва», количество частных мастеров, которые указаны в разделах, связанных с ювелирным делом:
"1925 год – 37 человек;
1927 год – 16 человек;
1928 год – 16 человек;
1930 год – 5 человек
".
Государство проводила политику вытеснения частника. Ставились задачи кооперирования населения и развертывание промысловой кооперации, которая должна была объединить одиночек-кустарей в трудовые артели.

Плакат Все трудящие поголовно в кооперацию! 1929 год




В начале темы приводила строки из статьи 1918 года «Обольстительный обман» об утрате значения роскоши в революционную эпоху. Автор статьи – Хряпин Н. (К ?) заканчивает статью словами:
«Мы не исключаем возможности восстановления и той промышленности, какая производит роскошь. Ведь в предметах роскоши осуществляются элементы лучшего и наиболее совершенного творчества человеческих рук и человеческого разума».
Какие емкие слова, глубокие, по сути, и предвиденью. Автор предрекает, что будут потребности не в богатстве, помпезности, чрезмерности, а в красоте, эстетики, творчестве.

Карикатура 1929 года: «… Нина Балтазаровна с утра до вечера твердит мужу, что теперь все умные люди покупают бриллианты»




В 1929 году вышла книга профессора Эйснера Алексея Петровича «Школа рисования и живописи». Автор был художником, педагогом, исследователем, собирателем, до революции он сотрудничал с фирмой Фаберже.
Небольшая глава издания посвящена рисункам для ювелирных изделий. Не могу не процитировать строки, наполненные тонкостью и вкусом: «Берется камень драгоценный, как главная задача, вокруг которого, или около которого будет сделано украшение… Если и само украшение состоит из камней, конечно гораздо мельче самого камня…, в этом случае дело особенно усложняется тем, что и их величину надо взять точно, да еще поместить эти «розочки», в почти волосяную оправу платины…
У первоклассных ювелиров (не просто у золотых дел мастеров) обыкновенно металл, как обрамление камня, вовсе не имеет места. Он (платина) служит лишь украшением, в которое одновременно вкрапляются мелкие камни… Камни подбираются в последовательной возрастающей или понижающей величине и обрамлению их дается желаемая форма, каковою и строится весь рисунок. И не только легкость, и изящество должен дать художник, по рисунку которого исполняется вещь; но должен четко показать все точки соприкосновения металла к металлу для необходимой прочности. И пространство должно пополнять форму и легкость (в смысле наглядном), а не веса этого ювелирного изделия, в то же самое время с расчетом таким, чтобы пошло наименьшее количество дорогого металла, и чтобы вещь была богатой и бросалась в глаза своею пышностью, изяществом и красотой
».

Рисунок для ювелирных изделий - брошь с пандлоком (сапфиры в бриллианта), рисунок автора книги




В самом начале 30-го года был зарегистрирован Устав Кооперативной промысловой производственной артели под наименованием «А.Ю.С.» - «Артель ювелиров Самоцветы». Как указано в документе «артель организует на коллективных началах труд своих членов в области ювелирных и других работ». Правление артели находилось в городе Москве, по адресу: Чернышевский переулок, дом 7, кв. 1.

Оттиск печати артели А.Ю.С.




Учредителями артели были опытные мастера, все они до революции являлись специалистами ювелирного дела:
Егоров Иван Несторович, до революции работал серебрянником
Коробков Павел Николаевич (Никитович?), до революции работал ювелиром
Прокофьев Афанасий Севостьянович, до революции работал ювелиром
Кабанов Иван Васильевич
, до революции работал серебрянником
Федоров Николай Автономович, до революции работал ювелиром

Перстень Макушка лета, клеймо АЮС








В справочнике «Вся Москва» за 1928 год, в разделе «Ювелирные изделия и часы», содержатся объявления частников, среди них указана мастерская Федорова Николая Автономовича.




Выше сказано, что в 1930 году Федоров Н. А. являлся учредителем АЮС. В артели Самоцветы он работал техническим руководителем.
Адрес его мастерской 1928 года и адрес правления артели Самоцветов одинаковый, вполне возможно, что АЮС образовалась из мастерской Федорова.

Удостоверение Федорова Н. А.




Сохранился Журнал общего собрания членов промкооперативной Артели ювелиров Самоцветов от 5 июля 1930 года. На нем присутствовали 31 человек. Несколько вопросов, рассматриваемых:
- О принятии в члены артели: Принять в члены артели, состоящих на стаже (по всей видимости стажировке – примечание мое): Шелтмана и Александрова. Рульнова оставить в качестве стажера, впредь до выполнения заказа.

- Об исключении из членов артели т. Сухарева: Принимая во внимание объяснения членов правления, технорука т. Федорова И. А. и членов артели работающих в общих мастерских, выяснивших, что Сухарев обвинял из в краже не хватающего у него золота, исключить т. Сухарева из членов артели предъявив к нему иск в сумме стоимости золота, сообщив о чем правлению Государственного Акционерного Общества «Русские Самоцветы».

- О принятии артели в систему Меткоопромоюза: Выслушав заявление о принятии Артели «А.Ю.С.» в систему Меткоопросоюза, как самостоятельной единицы, поручить правлению ходатайствовать пред Меткоопромсоюзом о содействии его на приобретение материалов для пошива спец-одежды и для проведения ремонта.

- О слиянии с Артелью «Гальвано-Спайка»: Принимая во внимание заявление Артели «Гальвано-Спайка», желание ее влиться в Артель «А.Ю.С.» постановили единогласно принять Артель «Гальвано-Спайка» со всем активом и пассивом в артель «А.Ю.С.».

- Об аренде помещения и предстоящем ремонте его: Поручить правлению и ревизионной комиссии выявить сумму арендной платы и другие обязательства по аренде и произвести надлежащий ремонт.


Объявление о влиянии артели «Гальвано-Спайка» в артель «А.Ю.С.». Обратите внимание, адрес артели уже Ново-Слободская, 49




Артель «Самоцветы» как самостоятельное предприятие просуществовало совсем недолго. В начале 1931-ого года произошла реорганизация, А.Ю.С. слилась с несколькими артелями, почти все они были с ювелирным уклоном. Впереди будут и другие преобразования. В Москве к концу 30-х годов будет работать крупная 1-ая Ювелирная фабрика. Предприятие с опытными специалистами ювелирного дела. Возможно, среди них были и те, кто когда-то работал в артели «Самоцветы».

Серьги Весенние самоцветы, клеймо АЮС




Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 10908
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: А.Ю.С. - Артель Ювелирная Самоцветы

Сообщение ESol » 16 сен 2024, 05:46

Наталья, шикарный материал!!!!!!!!!!!!!!!
Браво!!! :bra_vo: :co_ol:
У меня была версия по этому клейму - Артель ювелиров "Самородок" (существовала и такая), но Ваш материал гораздо убедительнее!

Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6937
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: А.Ю.С. - Артель Ювелирная Самоцветы

Сообщение Нелунатик-увы » 18 сен 2024, 20:32

Застежка для галстука Темные воды, клеймо АЮС




Ответить

Вернуться в «Производители подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость