Нелунатик-увы писал(а):
... Не хочется, чтобы это был конец темы
. Все мы мечтаем о продолжении )))...
Когда искала информацию по металлообрабатывающему факультету ВХУТЕМАС, все не могла понять, а
когда в мастерских появился сам факультет? Первые упоминания о нем, которое я встречала, были связаны с
деканом Родченко, и относились к
1923 году (напомню, сам ВХУТЕМАС был создан в
1920 году). Вчера искала методы избавления подстаканников от ржавчины. И на одном из сайтов прочитала документ о консервации железа. Под ним были ссылки на другие работы автора. Взгляд случайно зацепился за слово «
ВХУТЕМАС». Ниже было написано: «
сентябрь 1918 г. – июнь 1922 г. - профессор и декан металлообрабатывающего факультета Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС)».
Так что вот оно, продолжение ))).
Мишуков Федор Яковлевич (1881-1966) – исследователь, художник, педагог, реставратор, потомственный ювелир.
Федор Мишуков родился в семье староверов. Батюшка его,
Яков Федорович, имел собственную
ювелирную мастерскую по изготовлению церковной утвари, основанную в
1880 (возможно с 1884 года). Ювелирных предприятий в Москве было не мало, но эта выделялась своим отношением к сохранению
древнерусской техники обработки металла. С 1900 года после смерти Якова Федоровича мастерская наследует его вдова -
Павла Александровна Мишукова и дети: Федор, Алексей и Василий (
1900 - 1912 гг.).
Федор работает в мастерской и одновременно учится в
Императорском Строгановском училище (
1896 – 1903 гг.). Образование открыло перед молодым человеком новые горизонты. Внимательно изучает он памятники древнерусского художественного ремесла, что помогает ему в период всеобщего увлечения псевдорусским стилем создавать изделия, близкие высоким традициям русского средневековья. М.М Постникова-Лосева пишет, что Федор Яковлевич «
продолжал дело отца с 1912 года» (два других брата еще раньше отошли от ювелирных дел).
Но В.И.
Ивановская склонятся к тому, что существовало
два параллельных предприятия: приблизительно в
1907 году Федор организует свое
собственное дело, в
1912 году предприятие Федора Яковлевича носило название «
Фабрика серебряных и бронзовых изделий Ф.Я. Мишукова».
Рекламное объявление фабрики Ф.Я. Мишукова, опубликованное в журнале «Архитектурный мир» за 1914 год, подтверждает мнение, что
приблизительно с 1907 года существовало два параллельных предприятия (обратите внимание на две надписи «Золотая медаль
1907 г»). Хотя В.В. Скурлов в Списке Ювелиры Москвы 1850-1917 гг. указывает, что ювелирные предприятия отца, матери и сына находились на
одной улице (или переулке?) –
Госпитальной. Я запутала вас этими подробностями
? Просто хотела поделиться тем, что нашла, уж слишком противоречивые сведения читала в разных аукционах и сайтах. Ведь сами видите, даже среди именитых специалистов нет полной ясности
.
Федор Яковлевич Мишуков был Мастером, который стремился раскрыть технические секреты старых мастеров. Как реставратор старинных предметов он был хорошо известен в среде коллекционеров и антикваров своей страстью восстанавливать разбитые и поломанные вещи, интересные по форме или по технике обработки.
Икона «Господь Вседержитель» в серебряном окладе, именник мастера «ФМ» - Федора Яковлевича Мишукова
Фабрика Федора Яковлевича работала до
1917 года, в 1917 году Федор Яковлевич закрыл свою мастерскую и ушел
добровольцем в
Красную Армию.
В
1918 демобилизовался, и дальше всю жизнь делал то, что знал и любил. Смена власти, строя. Это для всех поворот привычной жизни на 180 градусов. Но Мастер делал то, что было ему всегда близко. После демобилизации он посвящает себя делу охраны памятников культуры, ставших достоянием революционного народа. Осенью 1918 года Мишуков становится профессором, а затем
деканом металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАС (
сентябрь 1918 – июнь 1922 гг.). К сожалению не нашла никакой информации о работе и преподавании Федора Яковлевича в мастерских. Но он оставил немало трудов, в которых раскрывал секреты ювелирного мастерства, делился своими находками.
Одновременно с преподаванием в ВХУТЕМАС Мишуков назначается членом Всероссийской эвакуационной комиссии, ведавшей передачей частных коллекций и произведений искусства из церковных сокровищниц в музеи. 15 ноября
1919 году началась его плодотворная и
многолетняя деятельность в Государственной Оружейной палате, не прерывавшаяся до конца жизни. Даже в те годы, когда Федор Яковлевич не значился в штате сотрудников палаты, он оставался в числе самых деятельных ее консультантов.
Мишуков пишет теоретические работы, рассчитанные на внедрение в широкую практику музейного реставрационного дела, занимается реставрацией уникальных памятников искусства.
Вот маленькая история реставрации хранящегося в экспозиции Оружейной палаты уникального щита, выполненного в сложной технике
таушировки по булату. Этот
щит, принадлежавший воеводе Федору Ивановичу
Мстиславскому, не имеет аналогов в мировых собраниях. В руки Мишукова он попал, покрытый коррозией и ржавчиной, с утратами некоторых деталей. Темные пятна коррозии покрывали даже изысканный золотой орнамент.
Жаль, что в Интернете нашла только черно-белое фото щита, «
не имеющего аналогов в миром собрании».
Федор Яковлевич вспоминал: «
Я привлек к реставрационным работам современную научную технологию, разработанную не для музейных работ, а для борьбы с коррозией вообще». Сочетая химические и механические способы, Мишуков удалил коррозию, восстановил некоторые детали, и этот бесценный экспонат обрел новую жизнь. Позднее, в статье, посвященной этому памятнику, Мишуков не только подробно остановился на технологии реставрации, но и дал ему свою атрибуцию, определив щит как произведение восточной работы.
Деталь щита восточной работы, XVI век
Мастер с большой буквы. Еще при жизни его имя стало легендой. Воспоминание
митрополита Питирима (Нечаева) о Федоре Яковлевиче: «
Когда мы с ним приходили в Исторический музей, старейшие хранители сбегались, чтобы просто поклониться ему издали… Помню великолепный эпизод. В Оружейной палате делали выставку посуды XVIII в. Пригласили и его, как знатока. «Ну как, Федор Яковлевич?» — «Хорошо, хорошо, очень хорошо! Только странно как-то: сосуд XVIII века, а автор-то жив!» — «Как так?!» — «А вот так!» Вызывают коменданта, снимают пломбу, открывают витрину. Федор Яковлевич берет сосуд в руки: «Да, это я делал. К 300-летию дома Романовых», — и показывает клеймо. Смотрят — действительно: ФЯМ"
Да, это был человек большого таланта, сочетавший в себе ум исследователя, вкус художника и ювелирное мастерство. Жизнь, достойная уважения. Федор Яковлевич Мишуков.
Большая Ордынка. Марфо-Мариинская обитель. Иконостас Покровского храма исполнение фабрики Мишукова по проекту А.В. Щусева в «стиле древнерусского искусства», 1912 год. Сейчас обитель восстановлена, есть и иконостас, но к сожалению, эта слабая копия того, что было.
Мы можем только одно – сохранить то, что сделано. И помнить.