ВХУТЕМАС

ХАЮС, Предприятие ПАС, Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика, Красное-на-Волге. Пётр Иванович Агафонов, Село Подольское. Артель По заветам Ильича
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

ВХУТЕМАС

Сообщение Нелунатик-увы » 17 янв 2014, 21:01

ВХУТЕМАС – Московские Высшие Государственные Художественно-Технические Мастерские

ВХУТЕМАС был образован в 1920 году на основе Первых и Вторых Свободных Государственных художественных мастерских, которые были созданы в 1918 году из Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества. Целью нового учебного заведения была «подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности».
Афиша Александра Веснина - Здание ВХУТЕМАС, праздничное оформление к 10-летию Октября, 1927 год



Из воспоминаний художника Андрея Дмитриевича Гончарова: «Весной 1921 года я стал учиться в ВХУТЕМАСе. В той задаче, которую ставили перед собой его создатели, очень ярко выразился дух времени: готовить не художников-станковистов в узком смысле этого слова, а художников – мастеров широкого профиля, связанных с новой жизнью страны, с промышленностью, людей, способных активно участвовать в развитии социалистической культуры… Мы жили идеалами создания большого искусства, пронизанного пафосом революционных идей…»
Трибуна на Красной площади, автор проекта студент ВХУТЕМАСа Тимофей Макарычев (в будущем инженер-архитектор Тимофей Игнатьевич), фотография 1926 года



Из воспоминаний архитектора Надежды Александровны Быковой: «Во ВХУТЕМАС поступила я не совсем обычно. Хотела стать, как отец, врачом. В пору моей юности в институт поступали по направлениям. И давались они, как ни странно, не нам, а нашим родителям. Отец попал в число таких счастливчиков. Направление он получил. Но, не в медицинский институт, а во ВХУТЕМАС. Я – в слезы, ведь мечтала-то о другом. Однако экзамены я выдержала… и была принята в институт. Так я окунулась в очень интересную жизнь…»
Студенты ВХУТЕМАСа на демонстрации со знаком ячейки коммунистов мастерских, 1923 год



Из воспоминаний бывшего студента ВХУТЕМАСа Сергея Егорьевича Евлампиева «Для общей характеристики тогдашней молодёжи ВХУТЕМАСа может служить прилагаемое фото… На фотографии, которая была снята в сентябре 1923 года, видно, что многие из нас только что пришли из рядов Красной Армии, будённовки, папахи и шинели выпирают прямо в глаза, даже у некоторых девушек сохранилась элементы красноармейской формы. Часть чисто гражданской молодёжи также прибыла на учёбу во ВХУТЕМАС со всех концов необъятной страны... Огромная жажда знаний и энтузиазм молодёжи — вот сила, которая сколотила большой коллектив студенчества ВХУТЕМАСа».
Комсомол ВХУТЕМАСа (ячейка РКСМ ВХУТЕМАСа и его рабфака), осень 1923 год



Во ВХУТЕМАСе преподавали художники, разные по своему творческому складу, здесь скрещивались (и довольно горячо!) разные концепции: от чисто академических - до новаторских; от традиционных - до экспериментальных. Это было время, когда низвергались старые идолы, появлялись новые кумиры.
Эскиз к « Музею Красной Москвы», Л. Славина, 1924 год



ВХУТЕМАС состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, графического, текстильного, керамического, живописного и скульптурного.
В 1922 году Александр Родченко стал деканом металлообрабатывающего факультета (с конца 1920 по начало 1922 года профессор Родченко вел дисциплину "Графика" на младших курсах живописного факультета).
Александр Родченко, автопортрет, 1920 год



В своей автобиографии Александр Родченко писал: «Начал работу металлообрабатывающего факультета на пустом месте, на месте кустарной мастерской бывшего Строгановского училища. Делала она чеканные ризы. Поставил задачу выпустить конструктора для нашей промышленности по художественно-технической обработке металла — вплоть до внутреннего оборудования автомобиля и аэроплана, конструктора-художника с творческой инициативой и технически подкованного».
Александр Родченко в комбинезоне собственной конструкции, 1922 год (некоторые исследователи считают, что это совместный проект А. Родченко и В. Степановой, его жены и соратницы по духу). Воротник, борта, манжеты, верхняя часть карманов, пояс сделаны из кожи, так как эти элементы подвергаются большому воздействию при носки и работе. А сколько удобных карманов! Я эту одежду старомодной не назову ))).



Студенты метфака изучали общеобразовательные предметы и специальные: машиноведение, химию, детали машин, электротехнику, технологию металлов, теория художественной обработки металлов, организация производства. Проводились практические занятия в мастерских по кузнечному, слесарному, токарно-давильному и литейному делу, чеканке, монтировке, эмали, гальванопластике, декоративной обработке металлов. Предусматривалась также практика на фабриках и заводах. Небольшие изделия изготовлялись в натуральную величину и в реальном материале. Крупные элементы оборудования студенты метфака выполняли в макетах, в уменьшенном виде.
Практические занятия в мастерской ВХУТЕМАС



Александр Родченко считал, что вещь должна быть удобной и конструктивной. Осип Брик в статье «В производство!» писал о Родченко: «… Для него полное отсутствие украшательства – это необходимое условие целесообразного построения вещи… Быт не должен иметь ничего общего ни с буржуазной роскошью, ни с «мещанством» простых обывателей, ни с кромешной нищетой угнездившихся классов. Новый быт должен быть комфортен, вместе с тем функционально разумен, мобилен и прост. Простота подразумевала отказ, от какого бы то ни было декора» (журнал ЛЕФ, 1924 год).
Интерьер рабочего клуба, изготовленный для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1925 год, автор проекта – А. Родченко. Родченко писал из Парижа домой: «… клуб готов, посылаю снимки. …он такой простой и чистый и светлый, что в нем поневоле не заведешь грязь...Каждый день туда забираются русские и читают журналы и книги, несмотря, что вход завешен веревкой…»



«Не просто проект, а изобретательское предложение, новое решение должен уметь делать инженер-художник металлообрабатывающего факультета», - говорил Родченко. Он уделял много внимания трансформируемым изделиям, выполняющим несколько функций, например складной чайник в котелок для туристов; книжная полка, она же витрина; кресло-кровать; книжный киоск, складывающийся в тару для перевозки книг или стол для черчения и обеда. Ректор металлообрабатывающего факультета учил студентов мыслить свободно, не замыкаться в узких шаблонных рамках).
Эскиз складного чайника и котелка



В 1926 году факультеты метфак и дерфак были слиты в единый дерметфак с двумя автономными отделениями.
В 1926 году ВХУТЕМАС был преобразован в институт (ВХУТЕИМ), который просуществовал до 1930 года. В 1930 году на его базе был создан ряд отдельных институтов: Московский архитектурный, Московский полиграфический, художественный факультет Московского текстильного института.



Продолжение следует :a_g_a:

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: ВХУТЕМАС

Сообщение Нелунатик-увы » 19 янв 2014, 10:48

Вот изделия, которые изготавливали в производственной металлообрабатывающей мастерской ВХУТЕМАСа.

Довольно интересны знаки, награды первых лет советской власти. Это агитационные рассказы о главных событиях и преобразованиях того времени.
Знак Всероссийский почтово-телеграфный союз в память 20-летия Первой русской революции. 1905-1925. Клейма: именник - ВХТМ; специальное клеймо овальной формы, заключающее: знак удостоверения (женская головка в кокошнике), шифр округа (Московский - дельта) и 84-ую пробу; круглый знак удостоверения (женская головка в кокошнике)






В теме Ложки ВХТМ Александр показывал ложки с таким клеймом, здесь я размещу одну из них.
Красивую. Жаль, не мою ))).
Ложечка Славная. Клейма: именник - ВХТМ; специальное клеймо овальной формы, заключающее: знак удостоверения (женская головка в кокошнике), шифр округа (Московский - дельта) и 84-ую пробу








Подстаканник Достойный. Клейма: именник - ВХТМ; специальное клеймо овальной формы, заключающее: знак удостоверения (женская головка в кокошнике), шифр округа (Московский - дельта) и 84-ую пробу; круглый знак удостоверения (женская головка в кокошнике)
Особенности: Ручка лебединая; Рельеф на тулове - Венки славные






Подстаканник Видный. Клейма: именник - ВХТМ; круглый знак удостоверения (женская головка в кокошнике)
Особенности: Рельеф на тулове - Венки славные






Подстаканник Важный. Клейма: именник - ВХТМ; специальное клеймо овальной формы, заключающее: знак удостоверения (женская головка в кокошнике), шифр округа (Московский - дельта) и 84-ую пробу; круглый знак удостоверения (женская головка в кокошнике)
Особенности: Ручка Видная; Рельеф на тулове - Венки славные






Подстаканник Видный. Клейма: именник - ВХТМ; круглый знак удостоверения (женская головка в кокошнике)
Особенности: Ручка Видная






Кофейная пара Кофейный Дуэт. Клейма: именник - ВХТМ; специальное клеймо овальной формы, заключающее: знак удостоверения (женская головка в кокошнике), шифр округа (Московский - дельта) и 84-ую пробу
Особенности: Ручка Цветочный менуэт






Если в эту тему кто-то еще добавит изделия с клеймом ВХТМ, то будет здорово.


Продолжение следует :smu:sche_nie:

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: ВХУТЕМАС

Сообщение Нелунатик-увы » 22 янв 2014, 20:46

Ректор металлообрабатывающего факультета Александра Родченко был сторонником нового в искусстве. Он считается одним из основоположников конструктивизма. Но почему тогда изделия (кроме знаков), изготовленные в производственной металлообрабатывающей мастерской, несут на себе отпечаток духа предметов дооктябрьского, царского периода?
В справочнике «Вся Москва адресная и справочная книга на 1925 год» читаем: «ВХУТЕМАСвысшее учебное заведение с производственной частью при нем». Перечислены все факультеты, в том числе указано, что на Рождественке, 11 расположен металлообрабатывающий факультет (декан - Родченко А.М.). А также напечатано:
«При ВХУТЕМАСе находятся:
по Рождественке, 11.
Производственные мастерские: графическая (типография, Тлф. 4-77-88. Цинкография, литография, фото-механика) – зав. Шмелев Ал-ей Тих., Тлф 4-77-88; металлообрабатывающая (ювелирная, ложечная, посудное отделение) – зав. Александров Сем. Ал-др.; деревообделочная – зав. Каменев Валер. Павл.; краскотерочная - зав. Ширяев Григ. Ал-еев.
».




Родченко Александр Михайлович был деканом металлообрабатывающего факультета. Он составлял планы занятий, читал лекции студентам, вел с ними практические занятия в производственных мастерских. Производственные мастерские являлись структурной единицей ВХУТЕМАСа, были тесно связаны со своими факультетами. Но обратите внимание - каждая мастерская имела своего заведующего.
В производственных мастерских ВХУТЕМАСа шли практические занятия студентов. Но время для страны было не простое, и оборудование мастерских стали использовать для выполнения заказов для сторонних организаций.
Есть письмо Владимира Маяковского к ректору производственного бюро Е.В. Равдееву ВХУТЕМАСа от 2 октября 1922 года. Писатель разрывает договор, который был заключен на издание его книг, ввиду «полной небрежности» в отношении печатанья книг писателя (полное собрание сочинений В. Маяковского, том 13 – «Письма, наброски и другие материалы». Интересно, что предполагалось напечатать 10 000 экземпляров книг.
Почтовая карточка Крым. Деревня Гурзуф, фототипия ВХУТЕМАС




Изготовление наград, знаков находилось под контролем молодого советского государства, поэтому выпуск знаков в металлообрабатывающей мастерской – это были государственные заказы.
Памятный членский знак ОДВФ Урала. Клейма: именник - ВХТМ; специальное клеймо овальной формы, заключающее: знак удостоверения (женская головка в кокошнике), шифр округа (Московский - дельта) и 88-ую пробу






Посудное, ложечное отделения металлообрабатывающей производственной мастерской также работали для населения. Изделия с клеймом ВТХМ большая редкость, но все же встречаются не единичные экземпляры, например - ложки.
Ложечки Славная. Клейма: именник - ВХТМ; специальное клеймо овальной формы, заключающее: знак удостоверения (женская головка в кокошнике), шифр округа (Московский - дельта) и 84-ую пробу






Вспомним, что ВХУТЕМАС образовался в результате слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества.
Мастерские ВХУТЕМАС, по Рождественке, 11, когда-то были мастерскими Императорского Строгановского училища. Согласно его Устава 1902 года был узаконен «принцип необходимости совмещения теоретического и практического обучения». В Строгановском училище большое внимание уделяли практическим занятиям.
Открытое письмо, Москва, Строгановское училище, 1903 год




Федунов Сергей Николаевич, профессор кафедры художественной обработки металла МГХПА им. С.Г. Строганова: «В нем были открыты 18 основных мастерских, в том числе и по художественной обработке металла, такие как: чеканная, монтировочная, эмалевая (1902 год); в 1906 году гальванопластическая, а в 1909 ювелирная (литейная была организована чуть раньше, в 1900 году)… Обучение в мастерских велось совместно с рабочими мастерами, которые исполняли работы чисто технического характера, что ставило учеников в условия, близкие к производственным… Занятия в учебно-ремесленных мастерских проходили от 8 до 10 часов в неделю, а также допускалась в них работа учащихся с 16 до 19 часов…"
Чеканная мастерская 1900-е годы. Федунов С.Н. «Чеканная, эмалевая, монтировочная мастерские находились при училище, на Рождественке… В чеканной мастерской учащиеся работали уже с первого класса, так как умению виртуозно владеть этим ремеслом требовало много времени. Пять лет учащиеся мастерской посвящали «постановке руки» и умению работать инструментом, чеканя по рисункам и готовым образцам. И только, начиная с VI класса, исполняются художественные изделия по собственным проектам (всего полный курс обучения в училище составлял 8 лет)».




«Обучение в Строгановском училище было тесно связано с производством. Еще будучи учениками, проходили летнюю практику на фабриках московского региона, приобретали навыки опытных мастеров и знакомились с технологической частью изучаемого производства. Руководители фирм по достоинству оценивали такое построение учебного процесса и с удовольствием принимали предложения директора училища Н.В. Глобы о практике воспитанников на своих фабриках.
Появились ежемесячные ученические «частные конкурсы», на которых выставлялись рисунки по прикладному мастерству. Владельцы фабрик приобретали подходящие для своего производства оригиналы. Суть «частных конкурсов» заключалось в том, что какой-либо заказчик объявлял тему, условия, давал деньги на премии и в конце получал 3 премированных рисунка, выбранных из 40-50 композиций. Учениками делались композиции, лучшие из которых отбирались фабрикантами для дальнейшего изготовления в материале.
Многие выпускники в дальнейшем становились художниками и мастерами на предприятиях, а преподаватели совмещали педагогическую деятельность с творческой работой на крупных ювелирных фирмах, а значит, вкладывали свои знания и умение, вкусы и стилистические пристрастия, заложенные в годы обучения в стилистику той или иной фирмы. На московской фабрике И.П.Хлебникова работал ведущим художником преподаватель Строгановского училища Иван Васильевич Барков, он так же делал проекты для других мастерских Москвы
».
Может быть, Лебединая ручка была придумана и разработана первоначально в стенах Строгановского училища, а потом появилась в изделиях знаменитой ювелирной фирмы Хлебникова?
Сахарница Девы с цветочными гирляндами. Ручки Лебеди. Клейма: пробирное "84" с женской головкой в кокошнике вправо, фирмы "Хлебниковъ" под двуглавым орлом, пробирного управления в круглом щитке с "женской головкой повернутой вправо", клеймо "Р" в круглом щитке , "МЮФ"
Подстаканник Достойный. Клейма: именник - ВХТМ; специальное клеймо овальной формы, заключающее: знак удостоверения (женская головка в кокошнике), шифр округа (Московский - дельта) и 84-ую пробу; круглый знак удостоверения (женская головка в кокошнике)
Особенности: Ручка лебединая; Рельеф на тулове - Венки славные
Жалко, что не знаю размеров предметов, хотелось бы сравнить предметы в масштабе.







Заведующим производственной металлообрабатывающей мастерской ВХУТЕМАС в 1925 году был Александров Семен Александрович (справочник «Вся Москва адресная и справочная книга на 1925 год»). Понимаю, имя и фамилия обычные, вполне вероятно, что в огромном городе могли жить однофамильцы, у которых совпадали к тому же имя-отчество. Но все же решила через Интернет поискать информацию об этом человеке. Нашла только одно упоминание, у искусствоведа Валентина Васильевича Скурлова, в Списке сотрудников фирмы Фаберже читаем: «Александров Семен Александрович. Помощник заведующего серебряной фабрикой в Москве М. М. Чепурнова. «Вся Москва, 1913": Б. Кисельный, 4 (дом Московской фабрики)».
А М.М. Чепурнов был заведующим фабрикой Фаберже.
Может быть, это один и тот же человек??? Хочется верить, что это так. После революции жизнь продолжалась. Многие "буржуа" не покинули родной город, и жить было надо. Жить, работать, содержать семью. Да просто заниматься тем, что ты умеешь и знаешь.

В московском отделении Фаберже с 1900 по 1918 годы работал Николай Алексеевич Шевердяев. Сергей Михайлович Гонтарь, кандидат искусствоведения пишет: «Работая в Московском отделении фирмы Фаберже, Шевердяев очень много времени уделял проектированию вещей. Нет никаких сомнений, что благодаря его склонностям произведения Московского филиала отличает характерная сочная красочность в орнаменте русского стиля». С 1920 года Шевердяев преподавал во ВХУТЕМАСе офорт, являлся деканом графического факультета.
Василий Лапин. Офорт Диплом об окончании ВХУТЕИНа, 1926 год, автор студент Василий Лапин, мастерская Н. Шевердяева




Хочу еще раз показать подстаканник Достойный.


И вазу Фаберже






Сравним элементы рельефа подстаканника с клеймом "ВХТМ" и вазы с клеймом "К.ФАБЕРЖЕ". Похожи???



Не хочется, чтобы это был конец темы :smu:sche_nie: . Все мы мечтаем о продолжении ))).




Используемые материалы:
1. «От ВХУТЕМАСА к МАРХИ», архитектурные проекты из собрания Музея МАРХИ, 2005 год
2. Фильм "Конструктивисты. Опыты для будущего. Родченко"
3. Статья Юлии Поповой «Невиданные вещи», журнал «Энергия промышленного роста» № 6, 7, 2008 год
4. Статья "Инженеры искусства, изобретатели будущего"
5. Статья Андрея Манчук "Александр Родченко – Варвара Степанова"
6. Статья А.Н. Лавреньева "Александр Родченко: начало карьеры дизайнера"
7. Грандиозный труд Селим Хан-Магомедова "Архитектура советского авангарда"
8. Сайт http://ka2.ru/hadisy/evlampiev.html
Боюсь, это очень малая часть того, чьи работы я использовала для этой темы.

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: ВХУТЕМАС

Сообщение Нелунатик-увы » 30 янв 2014, 20:03

Нелунатик-увы писал(а): ... Не хочется, чтобы это был конец темы :smu:sche_nie: . Все мы мечтаем о продолжении )))...
Когда искала информацию по металлообрабатывающему факультету ВХУТЕМАС, все не могла понять, а когда в мастерских появился сам факультет? Первые упоминания о нем, которое я встречала, были связаны с деканом Родченко, и относились к 1923 году (напомню, сам ВХУТЕМАС был создан в 1920 году). Вчера искала методы избавления подстаканников от ржавчины. И на одном из сайтов прочитала документ о консервации железа. Под ним были ссылки на другие работы автора. Взгляд случайно зацепился за слово «ВХУТЕМАС». Ниже было написано: «сентябрь 1918 г. – июнь 1922 г. - профессор и декан металлообрабатывающего факультета Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС)».
Так что вот оно, продолжение ))).



Мишуков Федор Яковлевич (1881-1966) – исследователь, художник, педагог, реставратор, потомственный ювелир.



Федор Мишуков родился в семье староверов. Батюшка его, Яков Федорович, имел собственную ювелирную мастерскую по изготовлению церковной утвари, основанную в 1880 (возможно с 1884 года). Ювелирных предприятий в Москве было не мало, но эта выделялась своим отношением к сохранению древнерусской техники обработки металла. С 1900 года после смерти Якова Федоровича мастерская наследует его вдова - Павла Александровна Мишукова и дети: Федор, Алексей и Василий (1900 - 1912 гг.). Федор работает в мастерской и одновременно учится в Императорском Строгановском училище (1896 – 1903 гг.). Образование открыло перед молодым человеком новые горизонты. Внимательно изучает он памятники древнерусского художественного ремесла, что помогает ему в период всеобщего увлечения псевдорусским стилем создавать изделия, близкие высоким традициям русского средневековья. М.М Постникова-Лосева пишет, что Федор Яковлевич «продолжал дело отца с 1912 года» (два других брата еще раньше отошли от ювелирных дел).



Но В.И. Ивановская склонятся к тому, что существовало два параллельных предприятия: приблизительно в 1907 году Федор организует свое собственное дело, в 1912 году предприятие Федора Яковлевича носило название «Фабрика серебряных и бронзовых изделий Ф.Я. Мишукова».
Рекламное объявление фабрики Ф.Я. Мишукова, опубликованное в журнале «Архитектурный мир» за 1914 год, подтверждает мнение, что приблизительно с 1907 года существовало два параллельных предприятия (обратите внимание на две надписи «Золотая медаль 1907 г»). Хотя В.В. Скурлов в Списке Ювелиры Москвы 1850-1917 гг. указывает, что ювелирные предприятия отца, матери и сына находились на одной улице (или переулке?) – Госпитальной. Я запутала вас этими подробностями :smu:sche_nie: ? Просто хотела поделиться тем, что нашла, уж слишком противоречивые сведения читала в разных аукционах и сайтах. Ведь сами видите, даже среди именитых специалистов нет полной ясности :du_ma_et: .



Федор Яковлевич Мишуков был Мастером, который стремился раскрыть технические секреты старых мастеров. Как реставратор старинных предметов он был хорошо известен в среде коллекционеров и антикваров своей страстью восстанавливать разбитые и поломанные вещи, интересные по форме или по технике обработки.
Икона «Господь Вседержитель» в серебряном окладе, именник мастера «ФМ» - Федора Яковлевича Мишукова



Фабрика Федора Яковлевича работала до 1917 года, в 1917 году Федор Яковлевич закрыл свою мастерскую и ушел добровольцем в Красную Армию.
В 1918 демобилизовался, и дальше всю жизнь делал то, что знал и любил. Смена власти, строя. Это для всех поворот привычной жизни на 180 градусов. Но Мастер делал то, что было ему всегда близко. После демобилизации он посвящает себя делу охраны памятников культуры, ставших достоянием революционного народа. Осенью 1918 года Мишуков становится профессором, а затем деканом металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАС (сентябрь 1918 – июнь 1922 гг.). К сожалению не нашла никакой информации о работе и преподавании Федора Яковлевича в мастерских. Но он оставил немало трудов, в которых раскрывал секреты ювелирного мастерства, делился своими находками.
Одновременно с преподаванием в ВХУТЕМАС Мишуков назначается членом Всероссийской эвакуационной комиссии, ведавшей передачей частных коллекций и произведений искусства из церковных сокровищниц в музеи. 15 ноября 1919 году началась его плодотворная и многолетняя деятельность в Государственной Оружейной палате, не прерывавшаяся до конца жизни. Даже в те годы, когда Федор Яковлевич не значился в штате сотрудников палаты, он оставался в числе самых деятельных ее консультантов.
Мишуков пишет теоретические работы, рассчитанные на внедрение в широкую практику музейного реставрационного дела, занимается реставрацией уникальных памятников искусства.
Вот маленькая история реставрации хранящегося в экспозиции Оружейной палаты уникального щита, выполненного в сложной технике таушировки по булату. Этот щит, принадлежавший воеводе Федору Ивановичу Мстиславскому, не имеет аналогов в мировых собраниях. В руки Мишукова он попал, покрытый коррозией и ржавчиной, с утратами некоторых деталей. Темные пятна коррозии покрывали даже изысканный золотой орнамент.
Жаль, что в Интернете нашла только черно-белое фото щита, «не имеющего аналогов в миром собрании».



Федор Яковлевич вспоминал: «Я привлек к реставрационным работам современную научную технологию, разработанную не для музейных работ, а для борьбы с коррозией вообще». Сочетая химические и механические способы, Мишуков удалил коррозию, восстановил некоторые детали, и этот бесценный экспонат обрел новую жизнь. Позднее, в статье, посвященной этому памятнику, Мишуков не только подробно остановился на технологии реставрации, но и дал ему свою атрибуцию, определив щит как произведение восточной работы.
Деталь щита восточной работы, XVI век



Мастер с большой буквы. Еще при жизни его имя стало легендой. Воспоминание митрополита Питирима (Нечаева) о Федоре Яковлевиче: «Когда мы с ним приходили в Исторический музей, старейшие хранители сбегались, чтобы просто поклониться ему издали… Помню великолепный эпизод. В Оружейной палате делали выставку посуды XVIII в. Пригласили и его, как знатока. «Ну как, Федор Яковлевич?» — «Хорошо, хорошо, очень хорошо! Только странно как-то: сосуд XVIII века, а автор-то жив!» — «Как так?!» — «А вот так!» Вызывают коменданта, снимают пломбу, открывают витрину. Федор Яковлевич берет сосуд в руки: «Да, это я делал. К 300-летию дома Романовых», — и показывает клеймо. Смотрят — действительно: ФЯМ"
Да, это был человек большого таланта, сочетавший в себе ум исследователя, вкус художника и ювелирное мастерство. Жизнь, достойная уважения. Федор Яковлевич Мишуков.
Большая Ордынка. Марфо-Мариинская обитель. Иконостас Покровского храма исполнение фабрики Мишукова по проекту А.В. Щусева в «стиле древнерусского искусства», 1912 год. Сейчас обитель восстановлена, есть и иконостас, но к сожалению, эта слабая копия того, что было.



Мы можем только одно – сохранить то, что сделано. И помнить.

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: ВХУТЕМАС

Сообщение ESol » 10 мар 2014, 10:43

Портсигар Красное знамя С.С.С.Р. Клеймо ВХТМ







Дарственная надпись на портсигаре:
На память товарищу и командиру 3й роты
Ив. Воз. пех. шк. им. т. Фрунзе
С.И. Ковалеву от выпускников 3й роты 4го выпуска



Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: ВХУТЕМАС

Сообщение Нелунатик-увы » 10 мар 2014, 12:03

ESol писал(а):Портсигар Красное знамя С.С.С.Р. Клеймо ВХТМ

Очень красивый портсигар :co_ol: .

Добавлю немного в этой теме про эмалевую мастерскую Строгановского училища. База была знатная, поэтому вот такие вещи изготавливали в ВХУТЕМАСе :ni_zia: .

Федунов Сергей Николаевич, профессор кафедры художественной обработки металла МГХПА им. С.Г. Строганова: «В нем были открыты 18 основных мастерских, в том числе и по художественной обработке металла, такие как: чеканная, монтировочная, эмалевая (1902 год)...

В мастерских Строгановского училища широко применялись разные техники эмали - перегородчатая, выемчатая, витражная, эмаль по скани, эмаль по гильяшированной поверхности, живопись эмалевыми красками по серебряным и медным пластинам.
Обязательной частью учебной программы в эмальерной мастерской, была роспись эмалевыми красками по медным и серебряным пластинам «88» пробы. Сюжетами служили как собственные композиции учащихся, так и популярные картины известных художников – М. Врубеля, А. Иванова, С. Иванова, Г. Семирадского и других.

Учебная программа в эмальерной мастерской в первом и втором классах не отличается от чеканной и ювелирной. В ней, также, изучалась технология металлов и материаловедение. В этих трех специализациях есть одно общее – металл. Поэтому они находятся в прямой зависимости друг с другом.
В III - IV классах, делая копии, изучают перегородчатую эмаль. Перегородки изготавливали на серебряных и медных пластинах чеканом-расходником или другими чеканами делали углубления, «поднимая» или «опуская» металл, или напаивали гладкие и сученные проволоки с помощью февки. Эмали использовали как глухие, так и прозрачные, сочетая их между собой в изделиях.
В IV – V классах знакомились в фарфоровой мастерской с росписью надглазурной и подглазурной эмалями. Заготавливали медные и серебряные пластины, эмалировали их белой эмалью и «расписывали эмалевыми красками, испольняя или копии известных живописных произвдений, или композиции учащихся».
Учениками VI, VII, VIII классов исполнялись работы особой сложности. Используя собственные рисунки и ознакомившись в начальных классах со всеми видами эмали, включая витражную и выемчатую, учащиеся продолжали совершенствоваться в эмальерном искусстве. Исполненные в мастерской эмали применяли для украшения изделий, которые изготавливались в других мастерских училища – чеканной, фарфоровой, керамической, мебельной и др
".

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: ВХУТЕМАС

Сообщение Нелунатик-увы » 20 окт 2014, 19:04

Сегодня впервые увидела вот этот знак, мне показался очень интересным, решила разместить в этой теме.

Знак Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев в Сибири. Клейма: именник - ВХТМ; специальное клеймо овальной формы, заключающее: знак удостоверения (женская головка в кокошнике), шифр округа (Московский - дельта) и 88-ую пробу




Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: ВХУТЕМАС

Сообщение Нелунатик-увы » 12 июл 2015, 15:54

ESol писал(а):Портсигар Красное знамя С.С.С.Р. Клеймо ВХТМ






Куйбышев Валериан Владимирович, революционер, а затем советский партийный и политический деятель




Кадры из кинохроники 1935 года:

"... произошло непредвиденное. 25 января заместитель Председателя Совнаркома Куйбышев с утра работал в своем кабинете.


Здесь бессонными ночами рождались планы первых пятилеток.


В этот день он подписал последнее постановление о юбилее пионерского лагеря Артек. В 14 часов 30 отказало больное сердце, Куйбышев скончался. Он отдал нам всю мощь, весь ум, всю волю. Железный, скромный боевой..."





Кадры из кинохроники Летопись полувека, 1935 год

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: ВХУТЕМАС

Сообщение Нелунатик-увы » 16 сен 2015, 19:38

Портсигар Ирис, клеймо ВХТМ (фотография Александра -alexenys64)




Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: ВХУТЕМАС

Сообщение Нелунатик-увы » 30 дек 2015, 22:07

Подстаканник Воспоминание. Клейма: именник - ВХТМ; круглый знак удостоверения (женская головка в кокошнике)




Ответить

Вернуться в «Производители подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей