Кубачи, Дагестанская АССР

ХАЮС, Предприятие ПАС, Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика, Красное-на-Волге. Пётр Иванович Агафонов, Село Подольское. Артель По заветам Ильича
Нелунатик-увы
Сообщения: 6590
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 26 фев 2023, 09:10

Газета "Труд", октябрь 1926 года:
"Дагестанская автономная республика занимает самую восточную часть Кавказа. Это дикая горная страна. Спутанные горные хребты и их отроги здесь тянутся во всех направлениях, образуя то неприступные вершины, то глубокие ущелья, то пропасти. Здесь нет никаких дорог. Путями сообщения служат горные тропинки, и путникам все время приходится карабкаться по головоломным и безжизненным утесам.
В Дагестане вы не найдете широких долин, с пышной растительностью, здесь почти нет лесов – одни дикие скалы да утесы.




Все эти глубокие и длинные ущелья, похожие на черные трещины, в которых глубоко бьется горная река – накладывают на страну суровый отпечаток. Вообще природа Дагестана не гостеприимна. Дождей здесь мало, между каменных стен – несносная жара, а зимы малоснежные и холодные. Только ближе к ледникам, к границе вечных снегов, попадаются альпийские луга с сочной травой да небольшие березовые рощицы.
Дикость страны должна наложить свой отпечаток и на ее обитателей. И действительно, лезгины – дики, воинственны и свободолюбивы. Царскому правительству ни одна часть Кавказа не досталась более дорогой ценой, чем Дагестан.

Русский Художественный Листок, № 32. Портрет имама Шамиля. Тимм В.Ф., Мюнстер А.Э.




Жители Дагестана живут в аулах, которые можно сравнить с нашими деревнями. Только эти деревни по большей части расположены где-нибудь высоко в горах, на самом краю пропасти, куда даже заглянуть жутко. Аул состоит из нескольких саклей, сложенных из камней. Сакля имеет плоскую крышу и часто на одной из них построена вторая и даже третья. Эти серые неприступные аулы также производят угрюмое впечатление.

Литография по рисунку Густава Адольфовича Гиппиус, 1861 год




Жители равнин рассказывают, что в бурю им жутко в такой сакле – ласточкином гнезде почивать. Кажется, во-вот порыв ветра подхватит ее и снесет в пропасть, как игрушку. А дагестанцу буря нипочем. Он привык к своему убогому жилищу, знает, что оно сделано прочно, и спит ночью так же спокойно, как мы в своих домах.

Лансере Евгений Евгеньевич, автолитография Аул в Дагестане, 1926 год




К такой природе, какова природа Дагестана, надо быть хорошо приспособленным. Лезгины обладают крепким телосложением, у них широкая, выпуклая грудь, они гибки, ловки и терпеливы. Характер лезгина отличается от жителей остальных частей Кавказа. Он необычайно смел и храбр; его гостеприимство даже вошло в поговорку Он привязан к своей родине и любит обычаи страны.

Иллюстрация к книге «Сказки народов Дагестана», художник Александр Евгеньевич Скородумов




Главное занятие дагестанцев – земледелие и скотоводство (овцеводство). С большим трудом они обрабатывают свои крохотные кусочки земли, затерявшиеся где-нибудь между скал. Очень часто землю сюда приносили в корзинах. Конечно, обрабатывать такие «поля» очень трудно.

Конопацкая Галина Павловна Эстамп 1965 год




Значительную роль в хозяйстве дагестанца играют кустарные промыслы. Они приготовляют бурки, сукна, ковры, изделия из серебра с чернь, разные безделушки с узорами и насечкой, которые пользуются известностью во всем мире".

Кумух. Рекламный лист мастера Джабраила Ибрагимова, с. Кумух, конец XIX - начало XX в.




Нелунатик-увы
Сообщения: 6590
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 15 янв 2024, 20:27

Нелунатик-увы писал(а):
28 дек 2014, 10:54
Е.И. Шиллинг «Кубачи», Пятигорск, 1937 год
«…Летом 1935 года Дагестанская АСССР праздновала юбилей пятнадцатилетия… Кубачи изменили свой облик. Они не отстали от жизни… Здесь был организован колхоз имени Тельмана и металлообрабатывающая артель «Кубачинский художник»...

Колхоз имени Тельмана был организованным в 1929 году...
Гораздо раньше создания колхоза возникла в Кубачах артельная организация мастеров. Артель «Кубачинский художник» зародилась в 1923-1924 годах...
...»

Портсигар Воспоминание, клеймо АКХ, надпись-гравировка 1938 года, возможно, Артель Кубачинский художник





Нелунатик-увы
Сообщения: 6590
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 25 янв 2024, 18:50

По материалам статьи Бориса Оленина, газета «Труд», 1934 год

Путник, турист, исследователь, идущий от Махач-Калы по гористым путям Дагестана, на повороте одной из троп внезапно останавливается в изумлении. Он видит перед собой многоэтажный небоскреб с венчающей его квадратной башней. Небоскреб в горах Дагестана?
Аул Кубачи построен таким образом на отвесе скал, что крыши нижних саклей служат дворами для верхних. Целые улицы стоят вертикально одна на другой. Но и улицы -только коридоры, проходящие по краю жилищ нижней улицы. И для того, чтобы подняться в саклю одного из верхних этажей, приходится, цепляясь, как кошка, карабкаться вверх по лестнице, которая отличается от пожарной только тем, что состоит из вырубки в скале.
Каменными лестницами, выступами, узкими тоннелями и коридорами улиц карабкаешься вверх. Туда, где стоит на самом верху древняя башня с бойницами. Звуки ударов по наковальням, глубокие вздохи мехов, раздувающих пламя в горах, дробный стук молотков, тонкое скрежетание напильников звучат в галереях улиц. Сакли работают.

Фотография южной части аула Кубачи, 1924 год, экспонат ГИМ




Аул Кубачи с древнейших времен славится во всем мире замечательными своими изделиями, произведениями высокого мастерства чеканки обработки камня, костей и металла. Все население аула занимается художественно-кустарным промыслом. В этих горных селах живут чеканщики меди, литейщики, сталекузнецы, гравировальщики по серебру и стали, мастера насечек по железу и кости, филигранщики. Они создавали оружие, клинки которого ценились не меньше дамасских, они создавали рукоятки кинжалов такой тонкой работы, такого изощренного искусства, что они оставались неповторимыми образцами.
Британский музей в Лондоне, Люксембургский музей в Париже, венский и гамбургский музеи с почетом хранят в стеклянных витринах художественные изделия Кубачей. Из глубокой древности идут сведения о кубачинских мастерах. Надир-шах взял как выкуп кубачинскую саблю, над которой работали пять лет лучшие мастера, Хаджи-Мурат приезжал в Кубачи заказать для себя кинжал. Устные летописи хранят имена военачальников и поэтов, эмиров и ханов, профессоров и литераторов, хранивших, как редчайшее сокровище, изделия кубачинских мастеров. Их клинки, сгибающиеся в кольцо, с рукоятками тончайшей работы. Их кольчуги, тонкие, как шелковая сеть, и непроницаемые, как гранит.

Кинжал в ножнах, принадлежал наследнику - цесаревичу Алексею Николаевичу, Кубачи, 1913 год, экспонат ГИМ




Сакли мастеров бедны обстановкой. На глиняном полу индийские и лезгинские ковры. В каждой сакле аула Кубачи, в самой бедной и самой темной сакле можно найти художественную сокровищницу, ее собирали сотни лет, от деда она переходила к сыновьям внукам.
Здесь хранятся старинный фарфор, фаянс, мозаика, стекло, бронза, медь. Кувшины, бронзовые светильники XIII, XIV, XV веков. Кольчуги, секиры, мечи, кинжалы, седла, сбруя… Это - настоящие маленькие музеи, и эти музейные уникумы ни один кубачинец не продаст ни за какие деньги.

Мучалы - кувшины для воды. Вода в ней становится особой, как будто наполнена свежестью и дыханием гор. Экспонаты музея Ахмедхана Абу-Бакара




Высокая художественная культура кубачинских мастеров, замечательное их искусство, прославленное веками, медленно умирало еще недавние годы. Кубачинские мастера жили изолированно. Каждый мастер передавал сыну секреты мастерства. Иногда они умирали вместе с ним.
Сейчас мастера объединены в артели, и древнее кубачинское искусство возродилось, Старинная сторожевая ирканская башня на самом верху аула превращена в мастерские ювелирного и чеканного промысла.
В свое время с кубачинскими мастерами сильно начудил Дагкустпром в Махачкале. В полном и святом неведении того, что представляют собой Кубачи, Дакуствром потребовал от них, чтобы они производили столы, деревянные ложки и обыкновенные штампованные замки. Виртуозных мастеров резьбы и чеканки, неподражаемых ювелиров заставили изготовлять замочки для сараев. Замочки выходили плохонькие. Старые кубачинские мастера взваливали на спины хурждины (дорожные сумки) и плелись в Махач-Калу предъявлять свои права на художественное мастерство. Они показывали рукоятки кинжалов, бронзовые чернильницы, браслеты. Прозаический Дагкустпром пренебрежительно мотал головой и продолжал требовать штампованных дверных замков. Тончайшие штихели граверов и иглы ювелиров ржавели в бездействии.

Зажигалки, Кубачи, 1920-е годы




Все это - в прошлом. Прозаики из Дагкустпрома получили по заслугам. Кубачинским мастерам предоставлены возможности для возрождения их древнего исключительного мастерства.
В старинной башне, где когда-то из узких стрельчатых бойниц отбивались кубачинцы от врагов, сидят теперь искуснейшие мастера. Бьют тяжелые молоты по серебряным пластинкам. Меха раздувают огонь под плавильными тиглями. Стучат резальные станки, лязгают стальные ножи. В граверном цехе тишина. Мастера сидят за досками с штихелями в руках. Тончайший орнамент, грозные композиции поединка всадников, вооруженных лучников, геральдических зверей и фантастических птиц выходят из-под тонкого история штихеля.
Старый кубачинский мастер Хартумов неотступно следит за каждой рукой. И стоит только ошибиться мастеру, стоят только дрогнуть руке, и уже полуготовая вещь расплющивается молотом бракеража, превращаясь в бесформенный кусок металла. Мастер должен начать сначала. Только продукция высокого, виртуозного искусства выходит из этих диковинных цехов, расположенных в горном ауле, в древней каменной башке.

Ручка трости, автор и исполнитель Тубчиев Абдулла, 1930-е годы, экспонат Всероссийского музея декоративного искусства




Есть в Кубачах артель мастеров, которая носит смешное на первый взгляд название: «Долой кинжал». Но это совсем не смешно. Кубачинские мастера не хотят быть прежними мастерами кольчуг и мечей. Они объединены в кустарные артели. Они хотят быть советскими мастерами. Они хотят давать, высокохудожественную продукцию мирного ширпотреба.
Отдельные мастера чутьем, на ощупь приходят к новой тематике, к новым композициям. И вот в далеком горном ауле видишь вдруг среди изумительной резьбы и черни по серебру и стали очертания парящего самолета и с трогательной неграмотностью начертанные слова: "НАШ ОТВЕТ ЧЕМБЕЛЕНУ». Артель «Долой кинжал».

Портсигар СССР, Кубачи, 1930-е годы, экспонат Российского этнографического музея


Ответить

Вернуться в «Производители подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 89 гостей