Кубачи, Дагестанская АССР

ХАЮС, Предприятие ПАС, Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика, Красное-на-Волге. Пётр Иванович Агафонов, Село Подольское. Артель По заветам Ильича
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 13 июн 2014, 17:28

У нас есть тема «Портсигары с клеймом ЮКМ (или все же ЮХМ?)":
viewtopic.php?f=36&t=396
Кроме клейм «ЮКМ» в теме размещены материалы по довоенной и военной истории кубачинского промысла.

Хочу процитировать отрывки из книги «Народное искусство СССР в художественных промыслах», том 1, издание Научно-исследовательского института художественной промышленности Всекопромсовета, 1940 год, а также показать рисунки из нее. Но так как в теме о портсигарах будут не совсем уместно смотреться рисунки оружия, посуды, поэтому все задуманное решила разместить в другом месте. В книге есть немного об истории промысла, поэтому рискну разместить все это в разделе Производители :smu:sche_nie: .


«Кубачинское искусство художественной обработки металла (Дагестанская АССР) имеет за собой давность, значительно превосходящую тысячелетие. О нем говорят восточные авторы с IX нашей эры. Века истории отразили в искусстве Кубачей, при всей его самобытности, воздействие иранской, арабской, позднее турецкой и европейской культур, вплоть до соприкосновения с культурой Московского государства (с XVI-XVII веков). Территория, занимаемая Кубачами, была присоединена силой оружия к владениям России в 1844 году…

Период возрождения и расцвета для Кубачей наступил только после Великого Октября…
Аул Кубачи находится в Дахадаевском районе Дагестанской АССР, на высоте около 1,5 км над уровнем моря. Кубачинцы являются особой национальностью (всего около двух тысяч четырехсот человек). Мужчины почти поголовно заняты производством металлических изделий. До четырехсот мастеров работают сейчас в мастерских кубачинского промыслово-кооперативного объединения – промколхоза им. Тельмана…»
Кувшинчики «мучал». Серебро, обработанное гравировкой, чеканкой и чернью. Работа А. Кишева



Про кубачинский орнамент мы уже говорили в теме:
viewtopic.php?f=36&t=396&start=10

Но повторение – мать учения :a_g_a: :
«Для стиля Кубачей характерно часто применяющееся сплошное заполнение поверхности густым растительным орнаментом. Скелет орнамента одет, как дерево листвой, мелкими лепестками, почками и цветами, причем в самом характере рисунка можно различить его два основных типа: «тутта» и «мархарай».
Тутта (т.е. ветвь) – симметричный орнамент, подобный стилизованной ветке или построенный более сложно из нескольких таких веток…»
Стаканчики. Серебро, обработанное гладкой чернью. Работа Абдуллы Топчиева
Это пример композиции, построенной на равномерном заполнении поверхности однородным орнаментом без выделения пятен – узором тутты




«Мархарай (т.е. заросль) – орнамент несимметричный, имеющий вид разбегающихся во все стороны спиралей, где нет ни верха, ни низа, ни определенного центра».
Зеркало ручное. Серебро, обрамленное чернью. Работа А. Марцаева
Зеркало покрыто густым узором типа мархарай (заросли); на нем, как на фоне, глубоко прорезана крупная тутта (ветка), отдельные ветки которой украшены мелкими срезами серебра.




«На мелкий сплошной узор, как на фон, может быть наложен другой орнамент, построенный по тем же законам, но более крупный и редкий, выделяющийся на первом декоративными пятнами и выполненный преимущественно уже иной техникой. Так, например, на фоне делается узор из крупных пятен – рельефно – техникой глубокой гравировки, без черни, но с чеканкой и позолотой.

Построение композиции с использованием приема пятен достигается также введением в узор «тамги» (рисунка в виде медальона или картуша с четко очерченным контуром) или оформлением поверхности при помощи накладок, отдельно изготовленных частей или «кусков», как говорят кубачинцы. Этот последний случай часто встречается при обработке ножен оружия, когда на серебряную основу, украшенную гравировкой, кладутся, например, пластинки из слоновой кости с золотой насечкой…

Упомянутый композиционный принцип применяется кубачинскими мастерами и в обратном соотношении: на поверхности вещи, покрытой более или менее крупным гравировочным и негладким светлым орнаментом, располагаются гладкие полированные куски или пятна, испещренные сплошным, очень мелким черным узором».
Сахарница в форме кубачинского котла. Серебро, обработанное гравировкой, чеканкой, чернью. Работа А. Кишева
В обработке сахарницы применены разнообразные технические приемы и сложные сочетании орнаментов




«Для Кубачей характерны различные технические приемы обработки металла. Наиболее типично и распространено, как в Великом Устюге, чернение по серебру – своеобразная гравировка, с последующим заполнением узора черневым составом и прокалкой на огне.
Искусны кубачинцы в технике гравировки разных видов и филиграни: в составлении мелких крученых узоров из тонких проволочек; употребляют они насечку золотом по кости и металлу, цветные эмали. Нередко встречается соединение черневого узора с белым, вырезанным на серебре, что придает живописность изделиям. Очень часто указанные технические приемы соединяются на одном предмете, обогащая и украшая его».
1. Кривой кинжал. Серебро с неглубокой гравировкой и чернью
2-3. Кавказские шашки. Серебро с чернью, гравировкой и филигранью
4. Рукоять сабли. Золоченое серебро с гравировкой, чеканкой фона, чернью и филигранью
5-6. Детали ножен холодного оружия. Серебро с чернью и гравировкой
й





«Лучшие кубачинские мастера подготовили экспонаты для советских павильонов на международных выставках в Париже в 1937 году и в Нью-Йорке в 1939 году».
Флакон. Серебро, позолоченное, обработанное гравировкой, чеканкой и чернью



«Мастера стремятся к разрешению задач высокого художественного порядка. Их интересуют работы, в которых можно проявить творчество. В частности, они стремятся к введению в орнамент советской тематики, к освоению портретов и композиций с людскими фигурами, чего раньше не допускал ислам.

В одном из экспозиционных залов Музея В.И. Ленина в Москве можно видеть оригинальную пятиконечную филигранную звезду с миниатюрным портретом Ленина, изготовленным в Кубачах в 1934 году. На серебряных кубачинских портсигарах, в окружении пышного орнамента, появляются изображения рабочих, колхозников, красноармейцев, школьников и пионеров. Эти изображения нередко бывают недостаточно совершенны по технике, они часто заимствуются из книг и газет. Однако это не умаляет их ценности как ростков нового искусства современных Кубачей.

Наряду с удачным внесением в орнамент советских гербов, эмблем и лозунгов, кубачинские мастера в послереволюционные годы создали ряд ценных произведений, отражающих построение социализма в нашей стране».

Именно здесь хочется показать один из портсигаров из темы «Портсигары с клеймом ЮКМ (или все же ЮХМ?):
viewtopic.php?f=36&t=396

Но все же я цитирую книгу, поэтому скан рисунка из нее ))):
Портсигар, покрытый неглубокой резьбой (на одной створке тутта, на другой - мархарай




Текст и рисунки из книги «Народное искусство СССР в художественных промыслах», том 1, издание Научно-исследовательского института художественной промышленности Всекопромсовета, 1940 год

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 14 июн 2014, 12:08

Альбом «Народное декоративное искусство СССР», Государственное Издательство «Искусство», Москва Ленинград, 1949 год

«Настоящий альбом произведений народного декоративного искусства СССР составлен по материалам Всесоюзной художественной выставки народного декоративного и прикладного искусства, устроенной Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР и Управлением Промкооперации при Совете Министров РСФСР в 1946 году в Москве в залах Государственного музея восточных культур.
…На выставке было много произведений искусства, созданных в годы Великой Отечественной войны
».


Р. Алиханов, Г. Магомедов. «Чернильный прибор». Гравировка с позолотой по серебру



Г. Килев. «Рюмки». Гравировка с позолотой



Сабли и кинжалы с гравировкой и чернением по серебру



А. Ахмедов. «Сахарница». Гравировка с позолотой



И. Ильянов. «Портсигар». Гравировка с позолотой



Г. Каннаев. «Портсигар». Гравировка с позолотой

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 17 июн 2014, 18:44

Нелунатик-увы писал(а):...
Г. Каннаев. «Портсигар». Гравировка с позолотой
А вот еще пара портсигаров, украшенные гравировкой с позолотой.

Портсигар Солнечный ромб



Портсигар Звезда





Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 23 дек 2014, 21:03

Недавно была в библиотеке, и там для просмотра в читальном зале выдали две небольших книжечки 1926 года о дагестанских мастерах села Кубачи. Авторы – профессор Николай Феофанович Яковлев и сотрудник Центрального музея народоведения Евгений Михайлович Шиллинг. Надеюсь, что кому-то будет интересно почитать отрывки из книжечек тех далеких лет.


А начну с конца текста, чтобы было понятно, для чего все это тогда писалось.
Е.М. Шиллинг, "Дагестанские кустари", этнологические очерки №1, Москва, 1926 год: «Если настоящая книга достаточно ярко сумела изобразить обстановку и характер работы кубачинского златокузнеца, если она заинтересует кого-либо из могущих ему помочь, если она хоть немного поспособствует улучшению его положения и облегчит ему выход из того тупика, куда загнала его вечно изменяющая, беспощадная жизнь, то автор будет считать достигнутой свою цель и исполненным свой долг перед кубачинскими мастерами, так радушно принимавшими его, так доверчиво рассказывающими о своих работах, о нуждах и горестях и с такой надеждой ожидающими помощи и поддержки отсюда, из центра, из далекой им Москвы.»


Немного истории. Куда без нее????
Н.Ф. Яковлев " Кубачинская ювелирная кустарно-художественная промышленность", Махачкала, 1926 год:
«…Кубачи известны из местных арабских источников под персидским именем «делатели кольчуг», что должно указывать на ранние торговые связи с Закавказьем и Персией, отчасти сохранившиеся у кабачинцев до последнего времени. Завоевание Кавказа русскими положило предел этим связям и Кубачи приспособляются к новому рынку.
Казачество, русские войска, в особенности их привилегированные слои - офицерство, администрация - быстро становятся потребителями кавказского оружия, оценивая всю практичность и оригинальность его местной отделки. В городах и на вновь основанных курортах серебряные ложки, портсигары, мундштуки, брошки и прочие безделушки, отделанные в кавказском стиле, начинают служить предметом оживленного спроса русской буржуазии. Предприимчивые от природы кубачинцы, привыкшие к непосредственной работе на заказчика, выезжают из своих гор, и их маленькие мастерские, под именем лезгинских, рассеиваются по всем крупным центрам Кавказа, Закавказья и даже России. Безделушки, покрытые черневым рисунком с надписью «Кавказ», становятся почти неизбежной подробностью курортного быта и в массе появляются далеко за пределами Кавказа.
Однако, этот расцвет с самого начала таит в себе признаки неизбежного увядания. Появляются фабричные подделки под кавказское серебро. Сами кубачинцы стремятся удешевить производство и частично усваивают фабричные способы работы: начинают штамповать узор, переходя на дешевые сплавы и имитации сложных приемов выделки. Так возникают в Кубачах новые отрасли производства: «варшавский мастер», изготовляющий изделия из польского серебра - дешевую и аляповатую подделку под серебряную чернь, и, как выражаются кубачинцы, «накладывающий линии мастер» - особый вид работы, имитирующий золотую насечку…
До революции прочным спросом пользовалась кавказская отделка холодного оружия, но революция и гражданская война смели основной кадр его покупателей и даже в этой области кубачинский кycтapь сидит сейчас без работы.
Кубачинское производство умирает медленной, но верной смертью. Оно потеряло своих потребителей в городах. Современная налоговая политика не имеет оснований щадить кустаря - ювелира. И все меньше и меньше мастерских остается в городских центрах и все больше безработных кустарей стекается обратно в родной аул.
»



Да, довольно много цитат. Но книги и естественно отрывки из них не претендуют на легкое чтиво, ведь авторы в 1925, 1926 годах оказались свидетелями плачевной ситуации в кубачинском ювелирном промысле. Но особенно ценно то, что авторы ищут выход из создавшего положения.

«…Кубачинским мастерам пришлось совсем плохо. Начало вымирать их искусство, а вместе с ним и мастера, голодные от безработицы, вместе с ними стал разрушаться и аул, среди каскада домов которого появились зловещие пустые места развалин.
Наиболее ценный навык, единственный в своем роде, взлелеянный сотнями лет, с которым кубачинские златокузнецы, несмотря на всю тяжесть своего положения, не хотят и не могут расстаться, поразительная их способность к орнаментации, оказывается без спроса.
Машинально продолжают изготовляться щегольские кинжалы, никому не нужные; покрываются золотой насечкой газыри – символ уже несуществующих зарядов для умершего шомпольного ружья, выделываются и украшаются чернью верховая сбруя, когда кавалерийская лошадь скоро исчезнет даже из армии, заменившись мотоциклеткой или аэропланом и во всяком случае поскольку останется, не будет нуждаться в богато отделанном, но не научно-рассчитанном седле; украшается традиционно черкесский поясок большим количеством разных бляшек и привесок, вызывая презрение городского покупателя, который купив его, выбрасывает все побрякушки, сохраняя всего три штуки, необходимые для ношения пояса… И, конечно, эта замирающая, судорожно вспыхивающая случайными жалкими заказами, деятельность не может прокормить кубачинца.
» - Е.М. Шиллинг, Дагестанские кустари, этнологические очерки №1, Москва, 1926 год


Старик из аула Кубачи - старейший кубачинский мастер, 78 лет. Рисунок Д. Федорова, аул Кубачи, 1925 года, рисунок хранится в Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музеи-заповеднике им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве



«…Редкие заказы, присылаемые иногда из соседних административных центров, настолько случайны, что вычислить, сколько-нибудь типичный бюджет отдельного мастера оказывается совершенно невозможным. В прежнее время самой низкой платой для мастера, нанимавшего в владельцу мастерской, был 1 рубль в день. Лучшие мастера вырабатывали до 3-х рублей и дороже. Теперь даже лучшие мастера сидят неделями без работы… Сейчас весь громадный аул, похожий на старый средневековый город, лепящийся по обрыву, недавно насчитывающий до шести тысяч населения, пустеет и постепенно разрушается.
Экономическая необходимость, заставлявшая прежде рано использовать труд подростка в производстве, с малолетства в семье приучала кубачинцев и к мастерству; это был единственный способ, каким веками устоявшиеся прием кубачинского искусства и образцы его орнаментов и стиля передавались от старшего поколения к младшему и поддерживали его неумирающую традицию. Теперь, как жаловался нам один из старых мастеров, подростков не на чем обучать мастерству: нет заказов, пройдет некоторое время, умрут, или разбредутся лучшие старики, мастера и традиция порвется окончательно. Древнее ювелирное искусство Дагестана исчезнет и не останется никаких данных, на которых можно было 6ы строить его возрождение.
» - Н.Ф. Яковлев «Кубачинская ювелирная кустарно-художественная промышленность, Махач-кала, 1926 год


«…Что же будет дальше? Можно ли оставить умирать производство, которое, по недостатку гибкости, хотя и обладая ценными качествами, не умеет само приспособиться к новой жизни? Люди, конечно выживут, голод заставит найти тот или иной выход, но златокузнецы вымрут, вымрут без надежды на воскресение, … как вымирают ненужные для жизни органы человека, как вымирают отжившие, излишние для экономики природы животные.
Остается решить вопрос, действительно ли так уж не нужны способности кубачинцев? Если они сами не могут приспособиться, нельзя ли помочь им в этом? Нельзя ли найти новые пути для их продукции и рынки для сбыта этой продукции? Ознакомление с их производством, с их способностями, стремлениями, бытом указывает, что все это еще настолько органически жизнеспособно, что создав подходящие экономические условия, можно было бы поддерживать еще тлеющую искру, которая затем может снова разгореться ярким огнем.
Производство кубачинцами целого ряда предметов домашнего обихода, хотя бы и не первой необходимости, вполне возможно наладить. Мелкие принадлежности женского и мужского туалета, брошки, запонки, булавки, перстни, браслеты, подвески, медальоны, пряжки для поясов, зеркальца, карманные и ручные пудреницы, портсигары, зажигалки, мундштуки, трубки для курения; канцелярские принадлежности, ручки для перьев, футляры для карандашей, чернильницы, коробочки для марок, перьев и всякой мелочи, пресс-бювары, разрезные ножи, пепельницы; ряд столовых принадлежностей, одним словом вся та мелочь, которая, имея некоторое утилитарное значение, в то же время требует известной художественной обработки и может изготовляться из серебра, меди и др. металлов, кости, рога, вся эта мелочь может с успехом производиться кубачинцами при необходимом условии только, чтобы при сохранении своей самобытности, технические приемы их работы были настолько усовершенствованы, что они могли бы конкурировать с ценою фабричного производства. Трудно, конечно, вернее, невозможно совершенно сравнивать эти цены. Но оригинальность и художественные качества кубачинских продуктов оправдывают некоторую их дороговизну, и сбыт мог бы быть обеспечен сначала за границей, а потом, улучшится внутреннее финансовое положение, и в Республике
». - Е.М. Шиллинг, Дагестанские кустари, этнологические очерки №1, Москва, 1926 год
Открытое письмо, 1907 год



«…Кубачинская художественная промышленность имеет все данные, чтобы возродиться и приобрести в современных условиях государственное значение. Своеобразный восточный колорит, тщательность и вместе с тем примитивная традиционность ручной художественной отделки, могли бы сообщить кубачинским изделиям особую привлекательность в глазах западно-европейского и в особенности американского покупателя-коллекционера и ценителя кустарного искусства. Вспомним, каким прочным и большим успехом пользуются ручные художественные изделия на заграничном рынке.
Чтобы завоевать такое прочное положение и стать высокоценным экспортным товаром, кубачинское производство требует коренной переорганизации…Первое, что необходимо сделать на этом пути – это выработать новый ассортимент товаров, которые могли бы служить предметом экспортного спроса… Формы таких вещей широкого потребления, как портсигар, мундштук, металлические части сервировки, принадлежности письменного стола, дамского туалета и прочих вещей, в большинстве Кубачами не производившихся, должны быть вполне приноровлены ко вкусам избалованного в этом отношении, привыкшего даже в мелочах к комфортабельной целесообразности иностранца. Достигнуть этого при современном уровне своей техники кубачинские монтировщики и литейщики не могут. Поэтому можно идти двумя путями: во-первых, обучать кубачинских мастеров технически-современным способам изготовления форм (токарный станок, нарезка винтов, гальванопластика и проч.), и, во-вторых, пробовать ввозить в Кубачи готовые изделия, организуя их художественную отделку. Какой из двух способов окажется практичнее, заранее сказать нельзя.
Организация производства в самих Кубачах – это лишь одна сторона работы. Другой стороной должно явиться ознакомление будущего покупателя с лучшими образцами местных изделий… Отсюда вытекает другая сторона предварительной работы: выпуск в свет богато иллюстрированного, предназначенного для за границы издания или ряда изданий, посвященных кубачинской промышленности, а так же интереснейшему внешнему облику и быту аула, его древностям и истории. Все вместе взятое заинтересует известные круги буржуазии, в особенности, в Америке, где интерес к Кавказу вообще велик, и создаст благоприятную атмосферу для развития будущего спроса.
Самым же действительным средством для этой цели будет устройство специальной выставки образцов кубачинских изделий, которая объехала бы западно-европейские центры и, как другие кустарные выставки, явилась бы одновременно органом для завязывания коммерческих связей и приема заказов. Для выставки должно быть собрано или изготовлено под специальным научно-художественным наблюдением достаточное количество действительно совершенных образцов, которые в будущем могли бы производиться кубачинскими кустарями…
Кубачи сейчас насчитывают до 2-х тысяч жителей. В ауле налицо до 180 взрослых мастеров различных специальностей; считая горскую кубачинскую семью в среднем в 6 человек, мы приходим к выводу, что в каждом кубачинском семействе имеется мастер, и что все население аула целиком состоит из кустарей-профессионалов.
Если скинуть из этого количества около 40 человек кинжалообделочников, ружейников и других специалистов, которые нас пока не интересуют, останется круглым счетом до 150 мастеров, на которых и должно базироваться кубачинское производство в ближайшие годы своего развития…
Кубачинская промышленность, как видели, не может назваться грандиозной по своему размеру. Однако, она имеет перспективы дальнейшего расширения. При первом же успехе экспортных операций в Кубачи вернутся и примут участие в производстве еще до 50 человек кубачинских мастеров, рассеянных сейчас по городам Кавказа… Сюда же, в конце концов, будут привлечены и те рассеянные по многим аулам Дагестана одиночки кустари-ювелиры, число которых сейчас учесть чрезвычайно трудно
». - Н.Ф. Яковлев «Кубачинская ювелирная кустарно-художественная промышленность, Махач-кала, 1926 год


«Отрадно отметить, что часть намеченных мероприятий уже осуществляется. После работ экспедиции Северо-Кавказского Комитета Главнауки (ныне Комитет по изучению Восточных народов), в Кубачах по докладу членов экспедиции, сделанному в административном центре Дагестана, с характеристикой бедственного положения кустарей, с демонстрацией методов их работы и предметов производства, Дагсовнархоз и Дагкустпром решили поддержать падающую отрасль кустарной промышленности, организовать в Кубачах артель и сделать ей в виде опыта заказ на ряд вещей домашнего обихода для экспозиции их на выставке художественной промышленности в Париже летом 1925 года.
Организация нового дела, художественно-техническое инструкторство было поручено членам Комитета, его председателю проф. Н.Ф. Яковлеву и автору настоящей статьи. В результате опыта кустарями изготовлено более сотни различных предметов и время покажет, насколько оправдаются надежды руководителей и организаторов дела.
1 мая 1925 года в Этно-Парке Центрального музея Народоведения Дагестанской обстановочный зал открылась выставка, рассказывающая о кубачинских мастерах.
». - Е.М. Шиллинг, Дагестанские кустари, этнологические очерки №1, Москва, 1926 год
Современные Кубачи

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 28 дек 2014, 10:54

Е.И. Шиллинг «Кубачи», Пятигорск, 1937 год
«…Пришла Октябрьская революция. В годы гражданской войны кубачинцы испытали на себе власть турок и нашествие контрреволюционных казачьих отрядов. Подкатились также к ним банды Гоцинского. С советизацией Дагестана и объявлением в Буйнакске в ноябре 1920 года товарищем Сталиным автономии ДАССР для Кубачей начался новый период существования и расцвета – период строительства социализма.

… Летом 1935 года Дагестанская АСССР праздновала юбилей пятнадцатилетия… Кубачи изменили свой облик. Они не отстали от жизни… Здесь был организован колхоз имени Тельмана и металлообрабатывающая артель «Кубачинский художник»...

Колхоз имени Тельмана был организованным в 1929 году...
Гораздо раньше создания колхоза возникла в Кубачах артельная организация мастеров. Артель «Кубачинский художник» зародилась в 1923-1924 годах...

В колхозе в 1936 году состояло 276 хозяйств. В настоящее время колхоз имеет мельницу с двумя моторами, скотский двор на 200 голов крупного скота, две хорошо оборудованные кошары (помещение для пастуха и скота на зимних пастбищах в Дербентском районе, силосную яму, пекарню, детские ясли, детскую площадку и столовую…В ауле имеются 2 школы (начальная и неполная средняя), врачебный пункт, изба-читальня, почта, телеграф… Сельское хозяйство, несмотря на его успехи, однако, и теперь не может стать и не стало базой кубачинской экономики. Вот почему ведущим звеном колхоза здесь становится недавно организованный цех металлистов, в общих мастерских которого уже работает по монтировке, гравировке, насечке и филиграни около 250 колхозных мастеров.

По видимому, этот вновь созданный цех в какой-то форме сольется вскоре с кубачинской художественной артелью. Такое объединение было бы весьма желательно
".



Е.И. Шиллинг «Кубачинская серебряная доска», Москва, 1938 год
«Начало артельной организации было положено в 1924 году. В настоящее время мастеров объединяет крепкая промколхозная организация имени Тельмана, куда входят все лучшие мастера, образовался от слияния промкооперативной артели с колхозом, где был до этого особый металлический цех. Промколхоз имеет свои помещения, оборудование, материалы. Он получает крупные и ответсвенные заказы и задания…
В текущем году промколхоз и сельсовет Кубачей организовывает в ауле музей…
»

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 28 дек 2014, 11:56

Е.И. Шиллинг «Кубачи», Пятигорск, 1937 год:

"... Артель «Кубачинский художник» зародилась в 1923-1924 годах. Первые шаги ее были трудные. Не хватало опыта и средств, отсутствовало сырье, не налаживались заказы. Много раз дело вовсе распадалось. Однако настойчивость мастеров одержало победу.

Об этом периоде из жизни артели интересно рассказывает мастер Хартумов, как передает его повествование в своем очерке Р.Фатуев (Р. Фатуев «Кубачи» (в сборнике «Дагестан», составленной бригадой советских писателей. Гос. Литиздат, Москва, 1936 год):
«Обсуждали: артель будет у нас или нет. Многие говорили: не нужна наша работа, и в книжках об этом даже пишут разные профессора. – Что другое мы можем делать? - спросил я тогда. – Что? И какие кубачинцы мы будем тогда?
Артель… Что Артель! Один человек в ней, и тому работы нет…
Это верно: в артели у нас тогда оставалось всего один человек. А без артели сырье совсем не получим.
- Не верят нам или не знают как мы работаем? – спрашивает меня тогда Гаджи Гусейн.
- Почему сырья не дают?
- Отвечаю, что не знаю.

И предлагает тогда Гаджи: Давайте все соберем, что есть у каждого… Отдадим все артели. Поможем сами себе. Расплавим все, потом будем делать что нужно. Привезем тогда и покажем.
Верно сказал, Гаджи, так и нужно делать. Только я еще выступил и сказал:
- Не нужно вести это в Махач-Калу, - прямо в Ростов.

Весь джамаат одобрил это. Тридцать восемь человек принесли свое серебро, старые замки от поясов, Абдула бросил бляху в груду серебряно хлама – кольца, серьги, лом разный. Все это переправили и приступили к работе. По моему расчету выходило: надо месяц работать. Но этого мало оказалось, - проработали полтора. По-многому работали: каждый хотел сделать лучшее, что он может. Портсигары делали, пудреницы, брошки с самым тонким и сложным орнаментом. Зарплату никто ни откуда не получал. Как жили не знаю. Но чувствовали себя хорошо – опять художниками стали. Один хотел сделать лучше другого. Много сделали вещей, настоящих. И снова я поехал с ними. Пришел в Крайкустпромсоюз, рассказал, вынул вещи, разложил по столу. Все учреждение сбежалось… решили послать меня и Замчука в Москву, заключить договор с Мосторгом. А кустпрому составить нужную бумажку и послать в Дагкустпромсоюз.
В Москве все вещи отправили в экспортную комиссию; та посмотрела и решила, что все они пойдут за границу. Нам заказали 1000 портсигаров и 1000 трубок и выдали сырья
».
Рисунки из альбома Саида Магомедова. «Мастер проявил недюжие способности по рисованию. Никогда до этого не рисуя на бумаге, он быстро освоился с этим делом…» (из книги Шиллинг «Кубачи», 1937 год)



После этого положение артели на некоторое время укрепилось. Тем не менее вскоре из-за неумелого руководства мастерам пришлось снова переживать неприятные времена. Перестали поступать заказы. Многие члены артели остались без дела.
На помощь кубачинцам своевременно пришли руководящие органы Дагестанской АССР. Были созданы соответствующие условия, и артель снова стала нормально работать…

В 1925 году Кубачи посетила приехавшая из Москвы научная экспедиция в составе Н. Яковлева, Н. Бакланова и автора этих строк. Работы экспедиции были поддержаны местными организациями, которые уже занялись и изучением культуры Кубачей, и оказанием мастерам помощи… В Дагестанском государственном музее сосредоточивались кубачинские экспонаты и образцы орнамента…

В задачи экспедиции 1925 года входило, кроме сбора коллекций, изучение кубачинских художественных производств, укрепление артели и инструктирование в деле создания новых изделий (с сохранением подлинности народного орнамента).
Мне припоминаются неоднократные собрания артели в долгие зимние вечера при свете керосиновых ламп. Здесь горячо обсуждались наши предложения. Мастера приносили наброски и эскизы будущих работ, уточняли детали, вносили в дело творческую инициативу. Они создали прекрасные вещи, которые были доставлены в Москву и попали на выставку в Париж.
Дела артели из года в год расширялись. Мастера овладевали новыми темами, развивались, двигались вперед. Кубачи стали готовить заказы не только для внутреннего рынка, но и на экспорт.
Мархарай - накыш. Мотив для обложки. Рисунок из альбома кубачинского мастера Саида Магомедова (скан из книги Шиллинг «Кубачи», 1937 год)



… Особого типа орнаментом можно считать монограмму или надпись из декоративно трактованных знаков арабской письменности… После Великой Октябрьской Революции характер надписей изменился… Кубачинцы научились делать надписи на русском языке… Так умерший несколько лет тому назад талантливый гравировщик Магомед Алиджанов дал очень интересную композицию: в рамку, окаймленную поясным орнаментом лум, он вписал крупную тамгу, внутреннее поле тамги занято пышной, увенчанной изображением серпа и молота арабской монограммой в вычурной вязи «Советская республика».
Декоративные надписи – орнаменты, выполняемые на вещах современными мастерами, часто содержат лозунги, строки мемориального характера, имена заказчика или исполнителя…
Мастер Куртаев в 1935 году дал рисунок крупной пятиконечной звезды. Ее расходящиеся лучу трактованы в рисунке легкими полосками соприкасающихся розеток пархикуан, узенькими поясами лум и простейшими вариантами тута. Рисунок прост и по-кубачински оригинален.

Значительной новизной для Кубачей является смелое введение в композицию изображений животных, человеческих фигур, лиц, ландшафтов, зданий. Мне удалось приобрести в Кубачах серебряный портсигар с двумя довольно искусно сделанными сценами: на одной изображена борьба со львом, на другом – рыцарский поединок.
Серебряный портсигар кубачинской работы (рисунок из книги Шиллинг «Кубачи», 1937 год)



Я видел эстампажи (бумажные оттиски) с вещей, на которых в орнаментальном обрамлении были хорошо скомпонованы фигуры рабочих, крестьян, красноармейцев, индустриальные ландшафты, изображения школьников за учебой, мавзолей Ленина, самолеты и многое другое. Изделия с новой тематикой находят очень скорый сбыт…
Точно так же самостоятельными изображениями являются гравируемые теперь на серебряных портсигарах общие виды Кубачей, очень хорошо передающие характерный облик аула в художественном упрощенном претворении…

Заказы поступают главным образом от ювелирных объединений Мосторга (при Дагпромсоюзе в г. Махач-Кале) и от Промснабсбыта. Так эта последняя организация в марте 1936 года заказала артели Кубачи целую партию латунных изделий (по 1 тыс. штук портсигаров, подстаканников и спичечниц, по 10 тыс. штук вилок и ложек столовых и чайных, по 4 тыс. штук вставок для карандашей, перьев и т.п.) всего на 165 тыс. рублей.
Изделия кубачинских мастеров гравировки.
Сверху – медный оксидированный портсигар (пример удачного использования для художественной работы дешевого материала). Снизу – серебряный портсигар; на правой створке – мархарай, на левой тута (рисунки из книги Шиллинг «Кубачи», 1937 год)




Все это – сравнительно дешевые и малохудожественные изделия массового производства (к массовым изделиям как раз следует предъявлять особенно внимательное требование в отношении хорошего стиля). «У нас не было хороших заказов, - говорят мастера, - вот мы и взялись за латунь». В результате и опытные, и неопытные, и простые монтировщики, и владеющие резцом художники, и мастера гравировки, и мастера надсечки, как я сам наблюдал, занялись лихорадочным производством сотен аляповатых одинаковых подстаканников, которыми были наводнены артельные мастерские. Рассматривая на них жиденький бесцветный рисунок, типа москов-накыш, я не хотел верить, что это сделано в Кубачах. А между тем, это было как раз то, что удовлетворяло Промснабсбыт.

Мне вспомнилась в Кубачах и стала особенно понятной заключительная фраза из письма артели, направленного в Москву: «Просим помочь нам, чем можете. Не забывайте художников наших кубачинцев, т.е. работы художественной, которая отпадает совсем».
Стаканчик – гладкая чернь (рисунок из книги Шиллинг «Кубачи», 1937 год)



К счастью за последнее время положение несколько изменилось к лучшему. Артель получила более интересные и более крупные заказы на художественные изделия из ценных металлов (пояса, газыри, оружие)… Кубачинские мастера должны быть обеспечены твердо и систематически такими заданиями, которые соответствуют их квалификации и специализации.
Вопрос о сырье и оборудовании… В снабжении сырьем нет налаженности и часты случаи, когда механизм артели вдруг останавливается из-за отсутствия тех или иных нужных для производства веществ.
Правда, организации, заказывающие что-либо Кубачам, при крупных заказах обычно снабжают артель основным материалом. Но во-первых, получив от заказчика главный материал, артель не получает (и может в данный момент не иметь) веществ подсобных, без которых работа останавливается; во-вторых, не все заказы бывают обеспечены даже и основным материалом; в-третьих за неимением некоторого количества свободного серебра или кости в распоряжении артели, мастера лишаются возможности проявить творческую инициативу и готовить задуманные или отдельные оригинальные вещи.

Что касается оборудования и инструментария, то артель, конечно, имеет, и то и другое. Однако имеющийся инвентарь очень недостаточен (ножной токарный станок, ручная вальцевая машина, изношенный набор инструментов, частично самодельных).
Недостаток оборудования очень тяжело сказывается на развитии кубачинских производств и на работе артели. Необходимо иметь: двигатель для процессов никелировки, золочения, серебрения; станки шлифовальные и вальцовочные; прессы для штамповки; сверлильный станок, токарный станок, станок для выбивания мата, различный мелкий инструментарий и др… Вопрос об оборудовании должен быть разрешен специальной технической экспертизой.

Отсутствует в Кубачах ответственный и планомерный инструктаж как художественный, так и производственный… Кубачинцы должны познакомиться со всеми последними техническими достижениями тех отраслей метеллообработки, которыми они занимаются… Художники должны помочь Кубачам в разработке новых форм изделий, в разрешении тематических задач, в вопросах орнамента и графики.
Серебряные изделия кубачинских мастеров гравировки. Орнамент – мархарай (рисунок из книги Шиллинг «Кубачи», 1937 год)



В 1936 году в артели зародилась мысль создать местный музей, который послужил бы для кубачинцев художественной лабораторией и базой для изучения работ лучших современных и старых мастеров.

В 1936 году план выпуска продукции оказался с избытком перевыполнен. Наряду с заказами малоценными с точки зрения творческой, Кубачи получили такие важные и ответственные задания, как подготовка экспонатов для советского павильона к Международной парижской выставке 1937 года, или художественное оформление оружия для советского казачества.

Летом 1936 года в артели числилось 90 мастеров, не считая нескольких десятков вновь поступивших…
Артель имеет свои помещения, имущество и оборудование.

В текущем году будет строиться специальное здание для общих мастерских.
Строительство нового здания – начинание чрезвычайно важное. Общие мастерские занимают сейчас помещение ликвидированной мечети и бывшего кулацкого дома.
Оба помещения для работы очень мало подходит. Новое здание будет выстроено по типу городских построек, с железной крышей, просторными комнатами и большими окнами… Вследствие недостатков помещений общей мастерской, мастера частично работают на дому, в своих домашних мастерских".
Серебрянные изделия кубачинских мастеров гравировки. Орнамент: на чайнике мархарай и тамга; на кувшине преобладает тута (рисунки из книги Шиллинг «Кубачи», 1937 год)

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 15 фев 2015, 14:07

Портсигар без клейма. Но думаю, что все же Кубачи :ni_zia: .






Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 08 апр 2015, 22:45

Вот такой портсигар промелькнул на Молотке. Одно фото. Страшненькое ))). Есть ли клеймо - не знаю. Но все же предположу, что портсигар не будет лишним в этой теме.


Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 09 июн 2015, 21:21

Сканы из Каталога "Ювелирные изделия", Москва, 1955 год
Артель «Художник»
Дагестанская АССР, Даходаевский район, аул Кубачи:


Поднос черневой с дагестанской чеканкой



ЧЕРНЕВЫЕ ИЗДЕЛИЯ С ДАГЕСТАНСКОЙ ЧЕКАНКОЙ
Кувшинчик, вес 217 г
Сахарница, вес 211 г
Стопка, вес 40 г
Щипцы для сахара, вес 35 г




ЧЕРНЕВЫЕ ИЗДЕЛИЯ С ДАГЕСТАНСКОЙ ЧЕКАНКОЙ И НАРУЖНОЙ ПОЗОЛОТОЙ
Сахарница, вес 440 г
Бокал, вес 44 г
Стопка, вес 62 г




ИЗДЕЛИЯ ЧЕРНЕВЫЕ ПОЛИРОВАННЫЕ
Молочник, вес 245 г
Вазочка, вес 145 г
Стопка, вес 40 г
Перечница, вес 71 г




Молочник (с применением дагестанской чеканки), вес 138 г
Чайник, вес 202 г
Вазочка, вес 37 г
Ложка десертная, вес 23 г
Ложка чайная, вес 19 г




ЧЕРНЕВЫЕ ИЗДЕЛИЯ С ДАГЕСТАНСКОЙ ЧЕКАНКОЙ
Чайник, вес 175 г
Молочник, вес 121 г
Кольцо салфеточное, вес 22 г




Зеркало туалетное с дагестанской чеканкой
Пудреница с эмалью
Пудреница черневая с дагестанской чеканкой
Пудреница овальная


Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 23 окт 2015, 20:21

Статья проф. Башкирова «Восстановить художественные промыслы Страны гор» - газета Труд, 1934 год:

«… В настоящее время промысел (художественная обработка металла) сохранился в аулах с. Кубачи и едва теплится в других местах.
В ауле Кубачи имеется артель, насчитывающая несколько десятков человек, организионно-слабая и слаба работающая в художественном отношении.

Помимо артели, есть значительная группа (до 100 человек кустарей-одиночек), работающая за свой собственный риск, сбывающая свою продукцию на местном рынке на заказ, или реализующая ее по мелочам в крупных закавказких городах и курортах.

Кубачинская артель возникла в 1929 году. За время своего существования она то росла, то затухала. Одно время она работала на Мосторг, на его давальческом материале, но не сумела укрепить свои отношения с крупной товаропроизводственной организацией, т.к. не выполняла договора. Мосторг вынужден был расторгнуть договор.

… В следствии плохой организации производства, промысел в ауле Кубачи приходит в упадок…, ценнейший художественный промысел быстро исчезает и кустари вынуждены искать других видов труда…

Необходимо не только организованная помощь, нужна помощь в регулярном снабжении кустарей сырьем, надо наладить сбыт изделий путем заключения договоров с кавказскими и центральными торгующими организациями. В частности – возобновить связь с Мосторгом и по договоренности с ним выработать определенный и возможно разнообразный ассортимент изделий; надо внедрить социалистические методы труда и помочь дагестанским ювелирщикам (кубачинским в первую очередь) в поднятии их художественного уровня, снабдить кустарей необходимым инструментом, металлами и химикатами и отдельными процессы по возможности механизации
».

Ответить

Вернуться в «Производители подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 13 гостей