Автоштамп

Нелунатик-увы
Сообщения: 4959
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Автоштамп

Сообщение Нелунатик-увы » 17 апр 2015, 18:46

Артель «Автоштамп» долгие годы выпускала товары народного потребления. Высокохудожественных изделий замечено не было. Всего лишь обыкновенные кастрюли, чайники, ложки для каждодневной жизни простого человека. Простые. Но такие необходимые и нужные.
Старая фотография 1937 года. Чаепитие. Я не знаю, что за чайник согревает этих людей, но, может быть, чайник артели «Автоштамп»?
Изображение



До революции на улице Покровка находилась кустарная мастерская «хозяйчика Золотарёва» - читаем в брошюре 1938 года М.С. Анчаровой «Артель Автоштамп».

Подробнее об этом сказано в тонюсенькой книжечке 1948 года под ред. Бершадского «Зотов из артели Автоштамп»: «Золотарев был купчина…, правило «товар – лицом» было для него святая святых. Лицом к улице выходили залы, служившие выставочным помещением… Они были просторны, светлы; в окнах сверкали зеркальные стекла. Золоторев выставлял здесь свою продукцию: паникадила (он изготовлял их на заказ), всякую оправу под вазочки различных сервизов (точнее так: он покупал готовое стекло, а затем, снабдив его оправой, продавал целые сервизы – чайные, кофейные и т.п.), посеребренные подносы, частично – эмалированную посуду».

Само предприятие по описанию выглядело тоскливо: «Унылая типично-казарменная постройка; станки, не отличающиеся выдающимися качествами…; жалкие сараи складских помещений, рассчитанных на ничтожный выпуск продукции.»
Открытое письмо – Москва, улица Покровка
Изображение



«После революции хозяйчик предусмотрительно скрылся: вместе с ним исчезла значительная часть оборудования и материалов. Человек двадцать пять рабочих в 1918 году решили открыть артель на базе жалких остатков уцелевшего в мастерской оборудования.
Стали вырабатывать из отходов и, главным образом, из давальческого материала ведра, шайки, железные печки – «буржуйки», трубы и другие нехитрые изделия.» - строки из брошюры 1938 года М.С. Анчаровой «Артель Автоштамп».
Плакат Да здравствует Мировой Октябрь! Государственное издательство, 1920 год
Изображение



Сначала предприятие называлось артель «Металлоштамп». Артель находилась по адресу: улица Покровка (Покровская), которую потом переименовали в Бакунина (Бакунинская) 92 ( данные согласно справочников 1927, 1928 и 1930 годов; в справочниках 1922 и 1925 годов номера домов 82 и 32 соответсвенно – что это - опечатка ????).
Реклама из справочника «Вся кооперация Москвы и Московской губернии. Адресная и справочная книга для кооператора на 1928 год»
Изображение



«Первые годы дела шли неважно. Трудно было доставать сырье. Кроме того, у некоторых членов артели еще живы были традиции работы в мастерской хозяйчика: работать как-нибудь. Сознание, что сейчас работают на себя, что отношение к труду должно измениться, было не у всех. Но те, у кого оно было, твердо верили, что в советской стране при дружной работе они обязательно укрепят свою артель. Они мужественно одолевали трудности, мирились с неаккуратной выдачей зарплаты, которая иногда задерживалась по два-три месяца. Артель страдала от текучести. Но основное ядро держалось крепко, понемногу обрастая людьми, понявшими разницу между старой кустарной мастерской хозяйчика и советской кооперативной артелью.
При помощи руководящих кооперативных организаций и, главным образом, благодаря собственной инициативе, добыли демонтированное оборудование, привели его в порядок. Производственная база расширилась… Артель росла, число пайщиков увеличивалось», - продолжаю цитировать брошюру М.С. Анчаровой «Артель Автоштамп».
Плакат Густава Густавовича Клуциса «В бой за пятилетку, За большевистские темпы, За оборону СССР, за мировой октябрь», 1931 год
Изображение



«Как кооперативная организация, артель стала получать заказы от госпромышленности. Стал разнообразнее ассортимент изделий».
Чайник заварочный производства артели «Автоштамп»
Изображение

Изображение



«Артель освоила выработку сложных автомобильных частей: фар, подфарок, фонарей «Стоп», прожекторов (до 1930 года большинство этих деталей импортировалось в СССР из-за границы).»
Фонарь артели Автоштамп
Изображение

Изображение



В интернете нашла информацию о том, что в артель «Металлоштамп» вошли две артели: «Металлист-кооператор» (Металлокооператор) и «Красный эмалировщик» (данные из сайта выставочной индустрии ExpoHolding.ru, там говорится, что «сведения о компаниях поступают непосредственно из первоисточников).
При подготовке темы искала упоминания об этих трех артелях. Пыталась разобраться в их взаимосвязи, но получила больше вопросов, чем ответов. И все же выскажу свою версию цепочки-переименований артелей:
«Металлоштамп» - «Металлист-кооператор» - «Автоштамп» (в «Автоштамп вливается артель «Красный эмалировщик»)
Таблица, куда занесла все упоминания о трех этих предприятиях, которые нашла в справочниках до 1938 года, с адресами и телефонами
Изображение



Артель «Красный эмалировщик» находилась по адресу Нижние Котлы. Первое упоминание об этом предприятии встретила в справочнике «Вся Москва: адресная и справочная книга» за 1930 год. О судьбе артели говорится в брошюре М.С. Анчаровой «Артель Автоштамп»:
«Эмальцех артели «Автомаш" до 1934 года был самостоятельной небольшой артелью «Красный эмалировщик».

… Слияние двух артелей в одну укрупненную дало и производственный и экономический эффект. Вырабатываемую в «Автоштампе» металлическую посуду прежде транспортировали в артель «Красный эмалировщик» для покрытия эмалью, затем везли ее обратно. Теперь готовые эмалированные изделия хранятся на складах эмальцеха, и заказчик берет их непосредственно отсюда. Сократились перевозки, снизилась себестоимость. Качество эмалирования тоже улучшилось. Эмальцех обеспечен квалифицированным руководителем.

… В 1937 году артель «Автоштамп» вложила на расширение своего эмальцеха около 100 тыс. рублей. Переоборудовали складские помещения, построили кузницу, произвели капитальный ремонт помещений для жестянщиков, улучшили условия работы по всех цехах, провели канализацию, которой не было в артели «Красный эмалировщик», огородили двор, устроили вентиляцию.

… За последние три года эмальцех увеличил выпуск продукции с 1,5 млн. рублей до 2,6 млн. рублей.
Эмалевые воронки артели «Автоштамп»
Изображение

Изображение



Сталин в начале 30-х сказал: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

«Догоним и перегоним!» - таким стал главный призыв первых пятилеток. Темпы, темпы, темпы - иначе нельзя.
Летом 1935-ого года Алексей Стаханов поставил свой знаменитый рекорд производительности труда.

«Как только весть о победах Стаханова и его первых последователей появилась в газетах, партийная организация артели «Автоштамп» и культполитсовет позаботились, чтобы во время читок и бесед, проводящихся, как правило, в обеденный перерыв, был сделан упор на достижениях стахановцев… Результаты не замедлили сказаться. К секретарю партийного комитета и техническому руководителю из разных цехов стали приходить ударники с заявлениями:
-Я хочу переходить на стахановские методы работы. Помогите осуществить.» - строки из брошюры М.С. Анчаровой «Артель Автоштамп».
Плакат Густава Густавовича Клуциса «Выполним план великих работ», 1930 год
Изображение



Сейчас нередко иронизируют над невиданными успехами стахановцев, ставят под сомнение высокие цифры рекордов. Наверное, приписок и показухи хватало. Но был и самоотверженный труд, искренний энтузиазм. Читая эту книжечку понимаешь, что каждому скачку производительности труда предшествовал тщательный расчет, техническая подготовка, совершенствование производственного процесса:
«Егоров из гальваноцеха:
- Тут, видишь, сложная штука, мы погружаем в ванну только два завеса с рантами для фар, и используем электроэнергию лишь на 50 процентов. Обидно. Погрузить больше, плашмя нельзя: место не позволяет. Надо, стало быть, такой завес придумать, чтобы можно было боком ранты загружать. Тогда они меньше места займут, больше можно одновременно загружать…

Химик из гальваноцеха т. Толстихин нашел выход: он придумал остроумный завес, на который можно было надевать ранты боком и помещать их в ванну не в горизонтальном направлении, а в вертикальном. Количество одновременно хромирующих в ванне рантов сразу утроилось. Егоров стал давать тройную норму. Совместные усилия стахановца и специалиста дали прекрасный результат.» - продолжаю цитировать М.С. Анчарову «Артель Автоштамп».
Завес для деталей, а – до рационализации, б- после рационализации
Изображение



«…Была налажена живая взаимосвязь между специалистами и стахановцами…Люди кипели, увлекаясь производством и, незаметно для самих себя, расширяли свой горизонт, росли…
Прошло 2 года. В настоящее время 60 процентов всех производственников артели – стахановцы. Число их продолжает расти за счет ударников, которых к концу декабря минувшего года насчитывалось 79 человек. К декабрю 1937 года было заключено 378 индивидуальных договоров на социалистическое соревнование…» - и опять строки из брошюры М.С. Анчаровой «Артель Автоштамп»
Плакат Капитан Страны Советов ведет нас от победы к победе! – художник Ефимов Борис Ефимович, 1933 год
Изображение



В артели политиковоспитательной работе уделяли особое внимание:
«Культполитсовет организовал доставку газет в артель. Член культполитсовета договорился с районным отделением «Правды» о том, чтобы по заявкам артели давали нужное количество газет Каждый день цехи обходит уборщица Софья Павловна Милявская и спрашивает, кому нужна на завтра газета. Редко кто отказывается. Софии Павловне 65 лет. Она ликвидировала в артели свою неграмотность. Общественную работу – раздачу газет – выполняет усердно.

Каждый день в обеденный перерыв в цехах производится громкая читка основных политических статей, напечатанных в «Правде». Обеденный перерыв продолжается час. Часть членов артели обедает тут же, в просторном чистом буфете, где можно получить чай, бутерброды, сметану, горячие сосиски и т.д. Другая часть обедает в столовой, находящейся на той же улице, напротив мастерской артели. Таким образом член артели затрачивает на обед не больше 20 минут. 40 минут остается для чтения и бесед.

Большую помощь в культурном развитии членов артели оказывает библиотека-передвижка. Ежедневно в обеденный перерыв и после работы специально выделенный библиотекарь меняет книги, советует, какую книжку взять, считаясь с интересами и с культурным уровнем читателя. Читают главным образом художественную литературу. Иногда остаются после работы, чтобы вслух почитать особенно понравившуюся книжку. Так, например, вслух прочли «Как закалялась сталь» Николая Островского».

Овладев грамотой, повысив свой общеобразовательный и политический уровень, члены артели продолжают учиться дальше… Но не у всех есть возможность сесть за книжку. Особенно это касается женщин, у которых есть дети, домашнее хозяйство и т.д. Такие не всегда могут приходить на занятия, как бы они не желали учиться. В артели «Автоштамп» выделены культармейцы, которые ведут занятия на квартирах членов артели.» - цитаты из книжечки «Артель Автоштамп».
Плакат Грамота – путь к коммунизму, 1920 год
Изображение




«С быстрым ростом материального и культурного уровня в счастливой Стране советов повысились потребности трудящихся. Наш потребитель требует хороших товаров. Об этом красноречиво говорит все возрастающая емкость нашего внутреннего рынка».
Ассортимент выпускаемой продукции расширяется
Миска, артель «Автоштамп»
Изображение


Подстаканник Полет, артель «Автоштамп»
Изображение

Изображение



Строки из брошюры 1938 года:
«Стахановец Михаил Васильевич Майоров говорит: «Артель сделала из меня человека… Я горжусь тем, что я кандидат в члены партии Ленина-Сталина, Это они нам дали новую, радостную жизнь, вывели из тьмы на яркий солнечный свет. Эту счастливую жизнь хотела отнять у нас троцкистско-зиновьевская, бухаринская и всякая прочая сволочь – подлые шпионы Гитлера. Не отдадим своего счастья никому! Стеной стоим вокруг родного Сталина! Несокрушимой стеной, о которую разобьется всякий, - будь то внутренний или внешний гад, - всякий, кто посягнет на нас.

… В артели работает 15 политкружков, в которых обучаются ее беспартийные члены. Преподают члены артели партийцы, в том числе председатель артели, секретарь партийного комитета, председатель культполитсовета… Вопрос о повышении классовой бдительности обсуждали с особым вниманием. У членов артели появилось стремление тщательно исследовать каждый случай, возбуждающий сомнение.

К секретарю партийного комитета как-то зашел один из членов артели.
- Хочу с тобой посоветоваться, товарищ Тихонов. Жена у меня работает на госпредприятии. Там собирали деньги на Красный крест. А куда девали собранные деньги, неизвестно. К тому же одна из собиравших – жена врага народа… Я считаю, что все это подозрительно. Нельзя пройти мимо. Как посоветуешь поступить?
Секретарь дал совет…»

А это строки из интернета нашего времени:
«Корнилов Ф.А., слесарь з-да «Автоштамп», арестован 9.03.1938 года, приговор: 5 л. ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь);
Форбергер К.К., шофер з-да «Автоштамп», расстрелян 22.03.1938 года…»

Да, бдительность, подозрительность и что еще страшнее - репрессии, не прошли мимо артели «Автоштамп».
Плакат Искореним шпионов и диверсантов. Троцкистско-бухаринских агентов фашизма! – художник Сергей Дмитриевич Игумнов, 1937 год
Изображение



Жесткое время, которое раздавило судьбу одних, и давало веру в лучшие дни другим.
«За лучшие показатели соревнующиеся премируют денежными наградами, путевками в дома отдыха, ремонтом комнат, установкой радио. Стахановку Ильичеву премировали комнатой, стахановцу Петрову помогли отремонтировать квартиру, стахановцу Трошкину установили радио и т.д. Летом была снята дача для стахановцев и ударников.

С быстрым ростом материального и культурного уровня в счастливой Стране советов повысились потребности трудящихся. Члены артели имеют возможность хорошо обставить свои квартиры, покупать книги и предметы культурного обихода. Смирнов купил фотоаппарат. Точкин приобрел баян. Заведующий механическим цехом купил мотоцикл.

В артели есть свой духовой оркестр, интересный кружок татарской пляски и песни в эмальцехе, где работает довольно много татар.»
Открытка Стахановцы, эскиз для панно Советского павильона на Международной выставке в Париже, художник Александр Александрович Дейнека, 1937 год
Изображение



В брошюре 1938 года подведен двадцатилетний итог работы предприятия:
«Из кустарной мастерской выросло большое, хорошо оборудованное предприятие.
В 1938 году в артели работало уже 500 человек. Большой четырехэтажный корпус оборудован станками заводского типа. Работы ведутся в три смены. Основные цеха – давильный, штамповочный, слесарно-механический, гальваноцех и эмальцех.

Годовая продукция в 1937 году составляла в денежном выражении 10 млн. руб., из которых 70% приходилось на долю изделий широкого потребления1931 году артель дала продукции на 1868,1 тыс. руб., изделия широкого потребления составляли всего 39,7%).
Подстаканник Автоштамп. Стиль конструктивизм. Технологичен в производстве. Удобен в пользовании
Изображение



"- Я помню 1905 год, - говорит Ольга Александровна Лапкина, труженица артели «Автоштамп», - девчонкой бегала на собрания. Все, что еще тогда обещали нам большевики, все сбылось. Мы, трудящиеся, стали хозяевами жизни… Артель наша выросла неузнаваемо. Меня давно уже выдвинули из штамповщиц в браковщицы, артель мне отремонтировала комнату… Сейчас у нас есть право на труд, на отдых, на образование. А кто нам дал все это? Советская власть, партия, товарищ Сталин.»

«Растём всё шире и свободней!
Идём всё дальше и смелей!
Живём мы весело сегодня,
А завтра будет веселей!

Ну как не запеть, если счастье в руках,
И его никому не отнять!
Ну как не запеть, если мы в облаках
Точно соколы можем летать!
»
Строки из довоенной песни «Ну как не запеть», стихи Василия Лебедева-Кумача


Выпускной 10 «А» симферопольской средней школы № 2, 19 июня 1941 год
Изображение

Продолжение следует :a_g_a:

Нелунатик-увы
Сообщения: 4959
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Автоштамп

Сообщение Нелунатик-увы » 20 апр 2015, 20:17

Война

Из воспоминаний Фаины Шиловой: «Когда началась война, мне было восемь. Но я хорошо помню тот летний солнечный день, когда папа с мамой повели нас, а нас у них было трое, в магазин покупать брату велосипедик. У дома культуры увидели большую толпу людей, которые стояли у репродуктора. Диктор говорил о том, что началась война, люди все плакали. И вернулись мы домой без велосипеда...»
22 июня 1941. Жители Москвы слушают объявление правительства о начале войны
Изображение



В один день привычный мир перевернулся. Страна перешла на военное положение.
Из брошюры Бершадского «Зотов из артели Автоштамп»:
«Цехи завода начали пустеть с первого же дня войны, не успеть было даже прощаться со всеми уходящими.
Между тем, объем работы завода, несмотря на это, не только не уменьшался, а наоборот, во что бы то ни стало должен был быть увеличен еще и еще, потому что выполнение программы сразу же начало измеряться «ширпотребом» иного, чем прежде, ассортимента: деталями гранат и пистолетов-пулеметов.

В цехах висели наскоро написанные плакаты; «Товарищ! Каждый час твоего труда – это десятки спасенных жизней мирных советских людей, которым грозит фашист!» Окна в цехах были забраны щитами черной бумаги. За стенами завода – иной раз совсем неподалеку – ухали взрывающиеся фугаски, и мелкой дрожью отвечали на эти взрывы стены и пол здания. У станков в большинстве стояли только что пришедшие на производство домашние хозяйки и подростки, и станки под их неумелыми руками ломались чуть ли не ежечасно».
Подросток заменил отца у станка, 1941 год
Изображение



Брошюра, которую я цитирую, рассказывает о жизни и работе знатного стахановца завода «Автоштамп» Ивана Никитовича Зотова:
«Зотов работал в бригаде слесарей по ремонту оборудования. Через два месяца после двадцать второго июня из девяти человек в бригаде осталось только двое: сам Зотов и одни старик – Васильев. А успевать чинить станки надо было быстрее, чем раньше.

Что такое выспаться досыта, Зотов совсем позабыл. Три часа его езды из дому или домой все чаще превращались в четыре, пять, шесть: то бомба разворачивала трамвайные пути, и тогда вместо того, чтобы хоть в трамвае с вокзала поспать немножко, ему приходилось, клюя носом, шагать с вокзала пешком по пустынной, ощетинившейся «ежами» у застав, угрюмой, настороженной, закамуфлированной Москве…

Зотов по целым неделям перестал отлучаться с завода домой, а когда все же выбирался туда, то лишь затем, чтобы узнать, живы ли родные?

…С каким упорством он работал! Вторую ли смену подряд, третью ли, он не отходил от вышедшего из строя пресса или давильного станка или еще какой-нибудь сломавшейся машины до тех пор, пока не пускал ее в ход снова. Пока станок неисправен – никаких перерывов. Даже, чтобы выслушать по радио сводку Совинформбюро».
Фотография Зотова
Изображение



«Люди трудились с неослабевающим напряжением. Призыв "Всё для фронта, всё для победы" стал образом мысли и образом жизни. Трудности и жертвы людей не уменьшились. Война продолжала свою кровавую и бескровную жатву… На заводе "Автоштамп" работали мать и сын. Он умер прямо у станка, через некоторое время пришла с фронта похоронка на второго сына» - строки из книги Домашневой Н.А. "Басманный район Москвы. 1941-1945".
Плакат Женщины! Изучайте производство, заменяйте рабочих, ушедших на фронт! Чем крепче тыл, тем крепче фронт



«…Сводки постепенно становились все более хорошими. Да и кроме них можно было кое по чему судить, как крепнут наши силы. Например, в школе истребителей танков, в которой Зотов занимался в самом начале войны, обучали только обращению с зажигательными бутылками. А теперь «Автоштамп» уже полным ходом выпускал банки для противотанковых гранат… А разве можно гранаты сравнивать с бутылками по эффекту!».

Противотанковые гранаты несли свою службу. Как и те, кто изготавливал их в тылу, как и те, кто примерял их на фронте.

Воспоминание Ивана Тимофеевича Чубарева, кавалера трех орденов Славы о том, как он был в штрафбате:
«Командир штрафбата сказал:
—Скажу откровенно — если не трус, можешь выпутаться из роковой передряги, из штафбата.
— Это как? — загорелся я надеждой.
— Выполнишь мое задание, отправлю тебя обратно в часть. Перед нами фрицы построили дот… Сколько человек погибло, пытаясь его уничтожить. Уничтожишь его, клянусь честью, постараюсь отправить тебя в свою часть.
У меня выбора не было. Или я уничтожу это бетонированное чудище, или смерть …
В те страшные минуты перед выполнением зловещей задумки я, как ни странно, ничего и никого не видел, кроме амбразуры. Из нее изрыгалась на меня и моих друзей-штрафников свинцовая смерть. …Бросал гранату и срывался с места, бежал вперед. Разрыв укрывал меня от гитлеровцев. По расстоянию бросок был небольшой. Всего три-четыре метра. Но я упорно продвигался вперед. И так раз за разом вперед… Наверное, Господь Бог меня услышал и не допустил моей гибели … Я постепенно приблизился к доту и последнюю противотанковую гранату метнул в зловещую амбразуру... Командир штрафбата сдержал свое слово.
— Ну, герой, такого мне еще не доводилось видеть! Двигай в свою часть!
»
Плакат Разгромим фашистских налетчиков, художники Бойм и Бочков, 1941 год
Изображение



Из послевоенной брошюрки узнала, что во время войны на заводе выпускали солдатские котелки! Ложка, котелок – как это много для солдата. Несколько минут невойны???

Воспоминания Жени Фроландиной о своей бабушке: «Мимо подвала, где скрывались бабушка с сёстрами, мамой и другими семьями, бойцы шли из оврага к переднему краю. Вперёд шли крепкие, здоровые, назад ползли раненые, искалеченные… Запомнился один солдат, еле живой. Увидев детей, достал из кармана два замусоленных кусочка сахара, молча придвинул... Бойцы делились едой. Потому невольные жители подвала и остались живы.
Бабушка часто об этом думает. Однажды она поползла в овраг, туда переместилась полевая кухня. Неудобно было просить – стала собирать в ведёрко картофельные очистки. Появился военный, он всё понял. Поставил перед ней котелок, она взяла ложку и стала есть кашу, захлёбываясь слезами…
»
Фотография Советский солдат кормит мальчика кашей из своего котелка, автор А. Дитло, Литовская ССР, Вильнюсская область, 1 июня 1944 год
Изображение



И на фронте, и в тылу весь советский народ приближал Победу. Невыносимо тяжелые годы войны. Утраты, потери, лишения… Но дождались! День 9 мая 45-ого ворвался в сердце каждого долгожданным счастьем победы. Счастьем, «со слезами на глазах».

«...Утром раздались радостные крики (даже выстрелы), а днем, по Невскому проспекту шли войска Ленинградского фронта (в полевой форме) на парад, на Дворцовую площадь. Было очень жарко. Солдаты шли усталые, но радостные. Шли сквозь строй ленинградцев (вернее ленинградок и детей). У меня на глазах одна из женщин купила лоток мороженого и раздавала его проходившим мимо солдатам. Некоторые «пацаны» и девчонки, как и я и постарше, сидели на руках солдат и «висели» на пушках и автомашинах. Иногда раздавался крик, и какая-либо женщина бросалась к солдату, узнав в нем мужа, брата, отца. А я стоял, смотрел и надеялся на чудо, а вдруг какой-нибудь солдат признается, что он мой отец!!!» - воспоминания Геннадий Чарушев, жителя блокадного Ленинграда.
Солдат вернулся! Фотография Георгия Петрусова
Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 4959
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Автоштамп

Сообщение Нелунатик-увы » 26 апр 2015, 10:28

Послевоенные годы


Война нанесла экономике СССР колоссальный урон. Страну надо было поднимать из руин, восстанавливать, строить. И жить мирной жизнью. С велосипедиками, кастрюлями, каблучками.
«После победы автоштамповцы снова перешли от гранат и деталей пистолетов-пулеметов к своему исконному: к мирному царству кухонной утвари. Но этот переход не означал, что это переход без трудностей. Первая из них (и отнюдь не такая незначительная, как может показаться) заключалась в том, что мирное время немедленно предъявило требования на выпуск обширного ассортимента товаров…» - сроки из брошюры про Зотова.
Велосипедик, послевоенная фотография
Изображение



Уже 1 июля 1945 года газета "Правда" писала: «Промысловая кооперация Москвы добилась новых успехов в производстве товаров народного потребления. Артель «Автоштамп» расширила производство алюминиевых сковородок».
Мирная посуда. Сковородки, чайники, ложки - как они были нужны тем, кто восстанавливал, строил мирную жизнь!
Чайник, артель «Автоштамп»
Изображение

Изображение



«В 1946 году артель выпускала 286 тысяч кастрюль, в 1947 году – 471 тысячу. Еще более выросло количество чайников: за 1946 год – 14 тысяч, а в июне 1948 года только ежемесячно – 20 тысяч!» - строки из брошюры « Зотов из артели Автоштамп»
Кофейный сервиз: 1. Поднос; 2. Кофейник; 3. Сахарница; 4. Молочник (скан из Каталога металлической посуды, выпускаемой артелями промысловой кооперации, Москва, 1949 год)
Изображение



«Кроме того, немедленно стали строги требования к тому, о чем, казалось бы, забыли и думать во время войны, - к внешнему виду изделий. Страна не желала терпеть никакого неуважения к запросам потребителя – славного советского человека, и справедливо расценивала подобное неуважение, как преступное» - цитата из брошюры «Зотов из артели Автоштамп».
Сахарница артели «Автоштамп»
Изображение

Изображение



Предприятие развивалось, осваивало новые технологии. Так, в артели «Автоштамп» был внедрен в производство процесс пайки алюминиевых деталей по методу инженера-полковника Лоцманова Сергея Николаевича.
Акт артели «Автоштамп» от 19.10.1949 года:
«Начиная с июля 1948 года пайка припоем и флюсом 34А применяется для изготовления кофейников в количестве 2000 штук в месяц.
Причем, производство алюминиевых кофейников другими путями – методом штамповки, сварки и др. методами невозможно, а способ тов. Лоцманова С.Н. дал возможность решить задачу выпуска алюминиевых кофейников и др. видов изделий ширпотреба…
Помимо этого, пайка производится для исправления брака некоторых алюминиевых изделий и ремонта алюминиевой посуды, находящейся в обиходе у населения, что до внедрения этого способа ремонт посуды не производился».
Посиделки за чайничком
Изображение



Ассортимент продукции предприятия был довольно большим.
Девушка на кухне. Чем не рекламное фото???
Изображение



Конечно, не все гладко было на заводе. Вот критическая заметка из журнала Огонек №23 1968 год, «Турист пойдет без рюкзака?», автор - начальник «Роскультторга» Министерства торговли РСФСР В. Горчак: «В 1966 году московский завод «Автоштамп» дал 200 тысяч складных металлических стаканчиков – их быстро раскупили, хотя они могли бы быть получше и тщательнее сделаны. Эти замечания были высказаны предприятию. Но теперь мы уже жалеем об этом – в прошлом году завод полностью сорвал поставки туристических стаканчиков, а в нынешнем принял заказ только на 50 тысяч штук. Капля в море!»
Да, туристов было много. И на всех складных стаканчиков, увы, не хватало.
Изображение



Обратите внимание на заметку из Огонька, в ней «Автоштамп» уже значится не артелью, а заводом. Но когда произошло это переименование – не знаю.
Кофейник, завод «Автоштамп»
Изображение

Изображение



«В 1972 году «завод «Автоштамп», завод «Красный штамповщик» и Люблинский завод металлической посуды и тары преобразованы в государственное предприятие «Завод «Мосметаллопосуда». Решение Исполкома Моссовета от 08.04.72 г. №16/30.» (источник - http://www.lin.ru/db/emitent/399D448DF2 ... l_doc.html).

В 90-е годы начались разделы и акционирования заводов. Из ПО «Мосметаллпосуда» выделяются отдельные предприятия.
Так в 1993 году образуется ОАО «Автоштамп» ...Адрес "обновленного" "Автоштампа" - Шоссейная ул, 3 (Песчаный карьер, 3)» - цитаты из Олиной темы «Завод "Красный штамповщик" г. Москва» (Helga).

Открытое акционерное общество "Автоштамп" имеет свой сайт: http://www.avto-shtamp.ru/about.html
«В настоящий момент основной Основной вид деятельности ОАО "Автоштамп" - производство столовых, кухонных и прочих бытовых изделий, кроме столовых и кухонных приборов и их составных частей из черных металлов, меди, производство кухонной посуды и кухонного инвентаря. Продукцией обеспечивающий не менее 10 процентов объема выручки является услуги по сдаче нежилых помещений в аренду». – из ежеквартального отчета за 3 квартал 2011 года.
Сайт скучный, даже не знаю, какую из 4-х фотографий, которые есть на нем, выбрать. Может, вот эту???
Завод
Изображение



На сайте размещена следующая информация: «ОАО "Автоштамп" образовано в 1935г. как производитель ТНП из алюминия. Полная реконструкция предприятия произведена в 1990 г. Производственные площади составляют более 12 тыс. кв. м.». И это вся история???? Как будто ничего и не было.
Сахарница, артель "Автоштамп". Клеймо ели читается. Но при желании очень даже читается)))
Изображение

Изображение

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 5802
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Автоштамп

Сообщение ESol » 04 авг 2016, 01:07

Нелунатик-увы писал(а): Таблица, куда занесла все упоминания о трех этих предприятиях, которые нашла в справочниках до 1938 года, с адресами и телефонами
Изображение


Данные по артели Металлоштамп за 1924 год

Изображение

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 5802
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Автоштамп

Сообщение ESol » 04 авг 2016, 01:11

Нелунатик-увы писал(а): Обратите внимание на заметку из Огонька, в ней «Автоштамп» уже значится не артелью, а заводом. Но когда произошло это переименование – не знаю.
В 1936-м году Автоштамп тоже именовали заводом

Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 4959
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Автоштамп

Сообщение Нелунатик-увы » 20 авг 2016, 07:23

Газета "Труд", 1955 год

В кооперативной промышленности страны развертывается борьба за дальнейшее расширение ассортимента и повышение качества товаров народного потребления.
Красивы и изящны сахарницы и ларцы для чая, выпускаемые московской артелью «Автоштамп». Добротные изделия пользуются большим спросом у покупателей. Контролер отдела технического контроля артели А. Арбузова проверяет качество готовой продукции.

Изображение


Лучшие работники предприятия - мастер сборочного цеха В.С. Солдатов и контролер ОТК А.П. Блохина за проверкой качества продукции.

Изображение


Фотография 60-х годов. Композитор Людмила Лядова дома на кухне за приготовлением кофе. Знакомый кофейник ))).

Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 4959
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Автоштамп

Сообщение Нелунатик-увы » 26 авг 2018, 16:07

Нелунатик-увы писал(а):
17 апр 2015, 18:46
...
В интернете нашла информацию о том, что в артель «Металлоштамп» вошли две артели: «Металлист-кооператор» (Металлокооператор) и «Красный эмалировщик» (данные из сайта выставочной индустрии ExpoHolding.ru, там говорится, что «сведения о компаниях поступают непосредственно из первоисточников).
При подготовке темы искала упоминания об этих трех артелях. Пыталась разобраться в их взаимосвязи, но получила больше вопросов, чем ответов. И все же выскажу свою версию цепочки-переименований артелей:
«Металлоштамп» - «Металлист-кооператор» - «Автоштамп» (в «Автоштамп вливается артель «Красный эмалировщик»)
Таблица, куда занесла все упоминания о трех этих предприятиях, которые нашла в справочниках до 1938 года, с адресами и телефонами
Изображение
...
Из статьи об артели Металлист-кооператор "Бороться за честь называться лучшей артелью, лучшим ударником промкооперации", газета Труд, 1934 год, авторы - ударники завода «Металлист-кооператор» Светлов И.Г., Прокофьев Н.И., Артуганова Е.И., Кузнецова, Горбачева, Миронова Е.И.


В своем докладе на XVII партсъезде вождь партии тов. Сталин указал на необходимость «развернуть производство товаров широкого потребления», «улучшить качество выпускаемых товаров» и «обеспечить всей массе потребителей получение необходимых товаров и продуктов».
Центральная Экспериментальная База по ширпотребу ГЛАВКОТЛОТУРБОПРОМА выпустила Каталог своих разработок изделий ширпотреба из отходов, 1939 год
Изображение


Какое же место занимает наша артель «Металлист-кооператор» в производстве товаров ширпотреба?
Мы изготавляем следующие предметы ширпотреба: чайники биметаллические, подсеребренные подстаканники, кастрюли железные, луженые и эмалированные, половники, сатейники, надплитные баки, щипцы кондитерские, лопатки торговые, миски столовые, консервные ножи и наконец, столовые ложки.
У нас имеются еще не мало отрадных пример борьбы за промфинплан и качество продукции. Вот яркий пример: мы в большом количестве выпускаем железные ложки для наших столовых и для индивидуального пользования. Мы помним, как тов. Стецкий на траурном вечере в годовщину смерти Ленина отметил, что великий вождь партии тов. Сталин на политбюро ставил наряду с вопросами всемирного значения и такого рода вопросы, как обеспечение наших рабочих в столовых удобной посудой и ложками.
Мы одно время выделывали алюминиевые ложки, которые быстро ломались.
Нащи организации, укрепив систему технического контроля на фабрике, вместо алюминиевых ложек добились выпуска вполне доброкачественной железной ложки. В дальшейшем мы будем еще больше помогать партии и правительству и их борьбе за высококачественный ширпотреб.
«Борец» за новый быт:
Муж (жене): - Ты – низшее существо! Твой жизненный путь отмечен посудой!
Карикатура А. Радаков, журнал «Крокодил» №7, 1932 год

Изображение


Наряду с этим мы также изготавливаем прямоугольные и квадратные велофонари.
В 1933 году мы получили от Всекопромсовета диплом второй степени за качество нашей продукции.
План 1933 года выполнили на 100,3%. Задание 1933 года составляло 3 900 000 руб., мы дали продукции на 3 911 037 руб. Сесестоимость мы снизила на 8%.
Восемьдесят семь процентов сырья мы получили в порядке самозаготовок, что составляет 950,1 тонн железа и биметалла. Нормы мы технически обосновали на 80%. Сэкономили 80 тысыч рублей в 1933 году от рационализации.
Улучшили мы и бытовое обслуживание артельщиков. Отпустили из прибылей 7 000 рублей на столовую и на буфет 15 000 рублей.
На оборудование коопхоза мы отпустили 52 000 рублей.
Фрагмент грамоты за успехи в труде 1932 года
Изображение


Однако ни в коем случае мы не имеем право останавливаться на достигнутых успехах.
Тов. Сталин на XVII партсъезде сказал: «Не увлекаться достигнутыми успехами и на зазноваться». Мы даем обязательство работать еще лучше, мы мобилизуем все наши силы на борьбу за выполнение нашей программы.
Изучив глубоко доклад т. Сталина на XVII партсъезде, мы теперь уж отлично понимаем, что залог успеха «в правильном подборе людей и в проверке исполнения».
Так, например, в январе 1934 года наш инструментальный цех получил заказ на два комплекта штампов по заграничным образцам фар. Эти образцы привез нам из-за границы председатель МОСПК. Нам надо было изготовить 30 шт. по сигнальноай фаре и по велофаре 50 шт. Мы крепко взялись за выполнение этого боевого заказа.
Наш зав. цехом тов. Васильев прежде всего правильно расставил людей. Им было создано 7 групп. Лучшие работники тов. Горшихин и Баранов изготовляли ответсвенные детали на вело и по сигнальной фаре. Заказ был выполнен доброкачественно и в срок. Стало быть, подбор людей был правильный.
Плакат «Реальность наших планов — это мы с вами», Адольф Страхов-Браславский,1933 год
Изображение


Однако на заводе часто делают и брак. Так, токарь Москалев, изготовляя приспособления для револьвертных станков, запорол деталь (за что был переведен с пятого разряда на четвертый).
Тов. Горшков, изготовляя штамп для резки ложки, сделал неправильный конуз резки.
Тов. Зеленцов, изготовляя сушильный шкаф для просушки фар, перекосил раму шкафа, неправильно сделал дверки, неправильно рассчитал полки. Все это имело место в инструментальном цехе.
Проводились ли показательные суды над бракоделами этого цеха? Нет.
Вывешены ли в цехах черные и красные доски? – Нет.
Бичуют ли стенгазеты бракоделов из номера в номер?
Кое-что они делают, но большей массовости в работе еще нет.
Завод «Фрезер», слушатели показательного производственно-технического суда над поломкам, журнал Техника-Молодежи, 1934 год
Изображение


Важнейшей задачей в борьбе с браком является овладение техникой. Сейчас мы развернули работу по техминимуму. Артельщики наши уже почувствовали пользу в своей работе от того, что ознакомились с технологией своего производства.
Кстати, мы взяли на работу беспризорника тов. Карева и помогли ему неплохо освоить горизонтальный шлифовальный станок. Секретарь заводской парт ячейки тов. Подаев взял над Каревым шефство. Он не только старается повысить его политический и культурный уровень, но заботится и о его материально-бытовом положении.
Выросли у нас за это время и много других передовых артельщиков. Так, например, тов. Минаева, в прошлом не общественница - в настоящее время активно посещает кружок малограммотных. Тов. Силаева наблюдает за экономией электроэнергии. Тов. Качалова, тоже в прошлом не участвовавшая в общественной работе, сейчас стала активисткой и пользуется большим авторитетом среди артельщиков.
Тов. Сталин на XVII съезде партии, отмечая растущую активность женщин, сказал:
«Мы не можем допустить, чтобы эта громадная армия трудящихся прозябала в темноте и невежестве».
Совершенно беспорно, что и нам, артельщикам, надо всемерно усилить культмассовую работу среди женщин.
Ведь среди нащих артельщиков, получивших премии на 18 000 рублей за хорошую работу, но мало премий выдали передовым артельщицам, укажем хотя бы на одну из них, на тов. Потапову. За перевыполнение норм на 110% она получила в премию набор посуды и т.д.
Женщина – работница, кооперация освобождает тебя из под власти кухни и печного горшка, фрагмент плаката, 1923 год. Обратите внимание на женщину слева, как ловка она управляется столовыми приборами, имеет опыт?
Изображение


Мы помним, что в нашей работе еще много недочетов. Нам надо повысить нашу классовую бдительность, зорко присматриваться к каждому случаю выпуска бракованной продукции, внимательно следить за охраной общественной собственности. Мы не всегда даем своевременный отпор лодырям и нахлебникам.
Наша задача – на эти участки работы бросить все наши силы, всю нашу энергию.
Призываем все артели московской промкооперации по-боевому, энергично взяться за выполнение решений XVII партийного съезда и указаний вождя нашей партии т. Сталина. Каждая артель должна бороться за честь называться лучшей артелью.
Новые виды изделий, освоенные артелью «Металлист-кооператор»
Изображение

Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 4959
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Автоштамп

Сообщение Нелунатик-увы » 18 окт 2018, 17:54

Вячеслав Михайлович Молотов (революционер, политический и государственный деятель) на комбинате Трёхгорная мануфактура, 1931 год

Изображение

Изображение

Изображение

кренкель
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 08 янв 2019, 21:23

Re: Автоштамп

Сообщение кренкель » 10 янв 2019, 20:17

Нелунатик-увы, думаю, что отвечать на Ваша вопросы лучше в этой теме. Ближе по профилю)

Прибыл на завод в начале восьмидесятых, убыл в их конце.
И проанализировав воспоминания на сегодняшний день, понял, что в памяти остались не тонкости технологии, а конкретные люди. Понятно, что в большем количестве они были старше меня в то время, некоторые старше меня сегодняшнего. И опыт общения с ними осознавался мною на протяжении этих прожитых лет.

Директором в то время был Геннадий Дмитриевич Бочков. Оклад у него был 200 руб., и полтинник, как сейчас говорят, т. е. 50 руб., он доплачивал себе из директорского фонда.) Мой оклад тогда был 125. Но я знал, что к своему полтиннику я буду директором, и у меня будет квартира, машина и дача.)

Как-то по первому году меня всунули в комиссию Бауманского райкома партии по неустановленному оборудованию, на пуговичную фабрику Балакириева.
Вместо опытного коллеги, в тот момент незаменимого на производстве. "Скажешь, что ты Б.!"
Инструктор райкома, лет эдак пятидесяти: "Откуда? "Мосметаллопосуда"? Когда я заступал в должность, знакомился с организациями, на вашей проходной спрашиваю, где директора найти? Отвечают:" Да вот в цех идите, налево дверь, он там." Захожу в цех.Тишина, народу никого, пресса стоят, только у дальней стены слышен мат и шевеление. Подхожу. Двое чумазых, один наверху на прессе, второй снизу. "Мужики, где директора завода найти?" Сверху, работяга в спецовке с грязными руками: "Я директор, сейчас отпуска, народу мало, некому штамп установить, что нужно?".

Как байка? А я сам слушал, от первого лица)

Геннадий Дмитриевич мне рекомендацию в партию писал. Прошу, Господи, прими его в Царствие небесное!)

Нелунатик-увы
Сообщения: 4959
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Автоштамп

Сообщение Нелунатик-увы » 10 янв 2019, 20:45

А меня Наталья зовут. А Вас??? Если честно, то почему тянет что-то искать? Подстаканники начала собирать. Но не хватало человечности. Я понимаю, что все это штамповка по большому счету, но ведь за ними кто-то обязательно стоит, а кто мы практически не знаем. Именно поэтому мне дороги картинки-фоточки, про воспоминания я вообще молчу, о них только мечтаю. И процессы изготовления мне далеки (стыдно признаться, но все же это так). Если еще хоть одну баечку напишите, будет здорово ))).

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость