Иосиф Маршак. Документальные зарисовки

Ответить
Нелунатик-увы
Сообщения: 5210
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Иосиф Маршак. Документальные зарисовки

Сообщение Нелунатик-увы » 06 окт 2016, 19:20

"Фабрика ювелирных изделий Иосифа Маршака", Киев, 1900 год

Иосиф Абрамович Маршак

Изображение


«В последние годы фабрика занималась почти исключительно изготовлением золотых и бриллиантовых, а также выполняемых художественных работ из серебра по заказам, перерабатывая в год до 7 пуд. Золота и до 2 пуд. Серебра.
По части исполнения художественных работ фабрика Маршака успешно конкурирует даже со старейшими такими же фабриками Москвы, Петербурга и Варшавы.
Часть главной ювелирной мастерской
Изображение

Граверный отдел
Изображение


Число рабочих на фабрике простирается до 100 человек; среди них есть до 15 женщин.
Женский труд в ювелирном деле впервые стал применяться в России на фабрике Маршака, который, ознакомившись в 1889 году с работой женщин на заграничных таких же фабриках, принял по возвращению в Киев на свою фабрику несколько девушек. Теперь из них вышли очень хорошие мастерицы, занимающиеся шлифовкой, полировкой изделий и даже изготовлением тоненьких золотых цепочек…
Изделия фабрики находят себе сбыт главным образом в Киеве, и вообще в Юго-Западном крае России, а также в Москве, Варшаве, Тифлисе и на ярмарках Харьковской и Полтавской.
Шлифовальный отдел
Изображение


Сам Маршак называл некоторые свои работы как бы памятниками в честь выдающихся событий общественной жизни.

Серебряный пароход
Поднесен от Общества Пароходства по Днепру и его притокам Л.И. Бродскому в 1892 году; он представляет собою модель днепровского парохода «Держава» и весит 20 фунтов. Все отдельные части его, как, например, руль, машина для подъема и спуска якоря, колеса с лопастями и т.п., помимо художественной отделки, изготовлены таким образом, что могут быть приводимы в движение, соответственно своему назначению. Пароход приспособлен для письменного прибора, причем четыре входа в нем служат для письменных принадлежностей, верхние просветы 1 и 2 класса – для чернильницы и песочницы, а шесты – ручками для перьев. На пароходе имеются также все необходимые его атрибуты, как то: шлюпка, спасательные круги, фонари правый и левый с красным и зеленым освещением, тент, покрытый полотном, в точности выполненным из оксидированного серебра и т.п. Пароход этот премирован уже двумя медалями при почетном дипломе на всемирной выставке в Чикаго в 1893 году и на выставке в Антверене в 1894 году.
Модель парохода «Держава», принадлежащего 2-му Обществу Пароходства по Днепру и его притокам, поднесенная одному из учредителей – в день его юбилея
Изображение


Золотая миниатюрная модель человеческого скелета
Около 2 вершков высотою. Каждая мельчайшая косточка скелета, вплоть до суставов на пальцах, сделана отдельно и, затем, все они соединены вместе золотой проволокой. В общем-же, модель приспособлена для того, чтобы служить цепочкой для часов.


Альбом киевской первой гимназии
Большой альбом, изготовленный по заказу Киевской первой гимназии для экспонирования на всемирной выставке в Париже 1900 года, заключает в себя 24 фотографических снимка с видами зданий гимназии, внутреннего устройства различных помещений ее и изображением некоторых моментов из обычной жизни гимназии. На верхней крышке переплета, сделанного из светло-зеленой кожи, прикреплена серебряная пластинка, формата кабинетных карточек, на которой художественно вычеканен, по фотографии, рельефный вид здания гимназии, со стороны фасада. Вид части Бибиковского бульвара, против здания гимназии, передан также рельефно со всеми мельчайшими подробностями, как то: деревьями, уличными фонарями, тротуарными тумбами и т.д. Рамка с описанным рельефным видом окружена скромной, но в тоже время сильной по характеру рисунка вычеканенной из серебра виньеткой в стиле рококо, под отдельными частями которой просвечивает согласующаяся с цветом переплета светло-зеленая эмаль. Вверху по фону эмали сделана надпись: «Premier gymnase de Kieff», а внизу – годы основания гимназии и открытия Парижской выставки – 1789 – 1900.
Альбом киевской первой гимназии
Изображение


Альбом Флорина
По случаю состоявшегося в 1898 году перевода Начальника Киевского Округа Путей Сообщения, инженера Н. В. Флорина, на Кавказ, сослуживцами поднесен был ему роскошный кожаный альбом, художественно отделанный в серебре. Сверху, по левой стороне крышки альбома, на серебряной, вправленной в рамку доске изображена карта Киевского Округа Путей Сообщения, выполненная эмалью, с нанесением всех шоссейных, речных и железных дороги и их станций. Над нею, на изящном орнаменте, красуется золотая наложенная монограмма «Н. В. Ф.», а кругом вся карта обвита переплетенными между собой судоходными принадлежностями; в рисунке рельефно выделяются: русский национальный флаг, спасательные круги, весла, багры, сигнальные трубы, а также принадлежности шоссейного пути: мелкий дробный камешек с воткнутым заступом, столб верстовой и проч. По правой противоположной стороне высоко подымаются сигнальные флаги, обвешенные фонарями, указывающими путь; ниже, - черпак для чистки, снопы из лоз, камни, а рядом инженерный знак «Якорь и топор». На средине крышки альбома крупная наложная надпись: Глубокоуважаемому Николаю Викторовичу Флорину от признательных сослуживцев».
Альбом Флорина
Изображение


Коронационные блюда
На Киевской ювелирной фабрике Иосифа Маршака к предстоящему торжеству Священного Коронования изготовлено несколько блюд и солонок для поднесения хлеба-соли Их Императорским Величествам от различных сословий края. Некоторые блюда в настоящее время уже отправлены в Москву, другие заканчиваются. По заказу Киевского Городского Управления изготовлено большое круглое серебряное блюдо, диаметром 12 1/2 вершков, отделанное в византийском стиле и украшенное оксидированными орнаментами. По середине блюда помещается золотая мантия, окруженная эмалированными цветными орнаментами. На мантии изображена монограмма Их Императорских Величеств, вокруг же мантии помещается надпись: «В день Священного Коронования Их Императорских Величеств Государю Николаю II и Супруге Его Императрице Александре Федоровне от жителей города Киева». Блюдо украшено восьмью медальонами, на которых изображены: Государственный герб, города Киева, памятник Св. Владимиру, памятник Императору Николаю Павловичу, Андреевская церковь, Владимирский собор и на двух боковых медальонах год и число Священного Коронования – 14 Мая 1896 года. Солонка к блюду изображает собою шапку Мономаха, украшенную разноцветными камнями.
Блюдо художественно-чеканной работы с эмальированным Государственным гербом и видами Киева. При нем солонка, в виде шапки Мономаха. Заказано для поднесения «хлеба-соли» Их Императорским Величествам, Государю Императору Николая II и Государыне Императрице Александре Федоровне, в день священного коронования, 14 мая 1896 года, от жителей г. Киева
Изображение


Второе блюдо, подносимое Киевским биржевым обществом, тоже серебряное, вызолоченное. По середине блюда помещается монограмма Их Императорских Величеств на золотой мантии, вокруг же мантии изображена сплошною синею эмалью подпись: «Их Императорским Величествам Государю Всероссийскому Николаю II и Государыне Императрице Александре Федоровне, в день священного Коронования 1896 г.» По ободку блюда такою же эмалью изображена надпись «От Киевского Биржевого Общества». Ободок блюда украшен четырьмя медальонами, на которых изображены: герб города Киева, памятник cв. Владимиру, памятник Императору Николаю I и здание биржи; солонка к блюду изображает собою шапку Мономаха.
Блюдо, заказанное Киевским Биржевым Обществом для поднесения «хлеба-соли» Их Императорским Величествам, Государю Императору Николая II и Государыне Императрице Александре Федоровне, в день священного коронования, 14 мая 1896 года"
Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 5210
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Иосиф Маршак. Документальные зарисовки

Сообщение Нелунатик-увы » 07 окт 2016, 19:16

«Россия на всемирной выставке в Париже в 1900 году», издательство СПБ, 1900 год

«Фабрика ювелирных, золотых и серебряных изделий Иосифа Маршака в Киеве пользуется громкою известностью по своей специальности и считается первою в Юго-Западном крае.

Основана фабрики была в 1872 году в более чем скромных размерах. В этом году И. Маршак открыл маленькую мастерскую и работал в ней сам всего с одним помощником мастером. Аккуратность, тщательность и художественность исполнения изделий обратили на себя внимание публики; увеличение заказов дало возможность увеличить число рабочих, так что в настоящее время на фабрике их состоит свыше ста человек мужчин и женщин.

К Священному Коронованию и приезду Их Императорских Величеств в Киев все подношения были заказаны г. Киевом фирме Иосифа Маршака и за художественность исполнения фирма удостоена многих благодарностей от разных учреждений и частных лиц.

При фабрике, находящейся теперь в самом центре города, на Крещатнике, имеется роскошный магазин для продажи бриллиантовых, золотых, серебряных и т.п. вещей исключительно собственной работы.
Выбор чрезвычайно богат и цены не дорогие.

Фирма неоднократно экспонировала свои произведения на выставках и имеет награды: за Всемирную Колумбову выставку в Чикаго в 1893 году медаль при почетном дипломе; за Всемирную выставку в Антверпене 1894 году - золотую медаль; и в 1897 году за Киевскую Сельскохозяйственную и Промышленную выставку – почетный отзыв (высшая награда).

«Фабрика Иосифа Маршака на Всемирной выставке в Париже была награждена серебряной медалью».

Русский павильон на Всемирной выставке в Париже

Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 5210
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Иосиф Маршак. Документальные зарисовки

Сообщение Нелунатик-увы » 08 окт 2016, 10:45

«Применение труда учеников и учениц и обучение их на фабрике Иосифа Маршака в Киеве», Киев, 1902 год

«Фабрика ювелира Иосифа Маршака в Киеве возникла в 1878 году в форме небольшой мастерской, в которой находила применение исключительно рабочая сила самого владельца, 1 подмастерья и 3 учеников.
В сравнительно небольшой в торговом мире промежуток времени – 24 года скромное предприятие это, как по тщательности и художественности выполнения разнообразных изделий из золота и серебра, так и по солидным размерам производства, приобрело широкую известность не только в Юго-Западном крае России, где оно в данное время является единственным в своем роде, но и повсеместно в России и отчасти за границей.

Фирма удостоена медалей и заслуг:
Медаль при почетном дипломе на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго в 1893 году.
Золотая медаль на Всемирной выставке в Антверпене в 1894 году.
Высшая награда, Почетный отзыв на Сельскохозяйственной и Промышленной выставке в Киеве в 1897 году.
Серебряная медаль на Всемирной выставке в Париже 1900 года.

Реклама фабрики ювелира Иосифа Маршака, 1901 год
Изображение

Быстрый рост фабрики ярче всего обрисовывается при взгляде на следующие таблицы.
Рабочую силу составляли:
1878 год (как указано выше) – сам владелец, 1 подмастерье и 3 ученика
1885 год – кроме владельца работало 10 подмастерьев и 8 учеников
1890 год – кроме владельца работало 26 подмастерьев и 13 учеников
1895 год – кроме владельца работало 53 подмастерьев и 15 учеников
1890 год – кроме владельца работало 55 подмастерьев и 18 учеников
Наконец, в настоящем 1902 году – фабрика применяет труд 87 рабочих рук, из коих:
Подмастерьев – 61 чел.
Учеников – 21 чел.
учениц шлифовщиц – 3 чел.
чернорабочих – 2 чел.
Помимо этого при магазинах и конторе фабрики заняты 12 человек служащих.

За все время существования фабрики на ней перебывало 56 учеников. Для большинства из них фабрика явилась школой в основательном изучении той или иной специальности и приготовила многих к самостоятельной плодотворной деятельности. Часть же из них и в настоящее время продолжает служить фирме в качестве подмастерьев при высокой заработной плате.

Гальванопластика и золочение
Изображение

Применение труда учеников приобретает на фабрике более широкие размеры с 1882 года, т.е. почти с того момента, когда владелец предприятия постепенно обращает его в значительное фабричное заведение.
Затем в 1889 году, после детального ознакомления с постановкой данного дела за границей, фабрикант, обратив внимание на широкое применение женского труда в западной Европе, вводит его и у себя, причем девушки – ученицы главным образом обучаются шлифованию и отчасти выработке тонких золотых цепей. Все, как ученики, так и ученицы, работают под непосредственным наблюдением опытных мастеров, и, так как I. Маршак помимо изготовления всевозможных ювелирных изделий ставит своей неуклонно задачей постоянное усовершенствование в области исполнения разнообразных художественных работ из золота и серебра, то в этом направлении и подготовляются все ученики и ученицы. Наиболее способные из них посещают рисовальную школу; некоторые из них, заканчивающие обучение, командировались за счет фабриканта на выставки в России и за границей с целью ближайшего ознакомления их с избранной специальностью и возбуждения в них живого интереса к делу.

Что касается условий, на которых применяется труд учеников и учениц на фабрике, то в кратких чертах они сводятся к следующему. Ученик, или ученица, желающие поступить в обучение, принимаются в возрасте от 13 до 15 лет, преимущественно грамотные и исключительно живущие на квартире своих родителей, или родных, под непосредственным наблюдением последних.

Срок обучения различен, смотря по отрасли, каковую избирают поступающие в учение. Девушки шлифовщицы заканчивают свое учение в трехлетний период, причем за все время кроме обмундирования получают от фабриканта небольшое вознаграждение и деньгами в размере:
20 р. за 1-ой год;
25 р. за 2-ой год;
30 р. за 3-ий год.
Затем их вознаграждение постепенно достигает до 1 р. 25 копеек в день.

Мальчики ученики заканчивают свое обучение в 5, 4 и 3 года, смотря по специальности, избранной ими. Более тонкая, художественная работа требует, разумеется, и более продолжительного обучения.

Ученикам, также как и ученицам, в течение всего времени предоставляется на счет фабриканта обмундировка; жалованье же деньгами они начинают получать только со второго года в размере от 10 до 25 руб. в месяц, опять-таки в зависимости от отрасли производства, способностей и производительности труда каждого из них. Затем по окончании обучения вознаграждение их, начиная с 1 р. 25 к. за день, сравнительно быстро возрастает и у наиболее способных мастеров достигает 4 р. в день.

Продолжительность рабочего дня на фабрике I. Маршака определяется 10-ю часами для взрослых и 7-ю – 8-ю часами для учеников и учениц не старше 16 лет.
Работа учеников начинаются в летнее время в 8 часов утра и продолжаются до 6 часов вечера, с перерывом для обеда от 1 ч. до 3 ч. пополуд.; в зимнее время работы начинаются часом позднее, и оканчиваются часом позднее, чем летом.

Площадь помещения фабрики, где производятся работы, равняется 49,61 кв. саж.; кубическое содержание в помещении составляет 101,12 саж.
Врачебная помощь предоставляется работающим на фабрике безвозмездно».

Кабинет И.А. Маршака
Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 5210
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Иосиф Маршак. Документальные зарисовки

Сообщение Нелунатик-увы » 08 окт 2016, 10:54

«Фабрика ювелира Иосифа Маршака в Киеве", 1905 год

«Открытая в 1878 году самая маленькая мастерская, состоящая из владельца с одним помощником – подростком, путем внимательного отношения к заказчикам и старанием все более и более улучшать способы производства, в 1889 году достигла уже больших размеров, находя сбыт своих изделий далеко за пределами Юго-Западного края, как-то: В Москве, Одессе, Варшаве, Харькове и Тифлисе.

В 1889 году владелец впервые поехал заграницу, дабы познакомиться с тамошней постановкой ювелирного дела. По его возвращению мастерская была переведена в более обширное помещении, заведен был художественно-граверный отдел и вообще разделение труда было доведено до возможных пределов; более легкий труд, как шлифование вещей и изделий тоненьких цепочек – поручен был женщинам (первый пример применения в этой области промышленности женского труда).

С тех пор большое количество заказов на художественные изделия из золота и серебра не давало уже возможности так часто сбывать изделия за пределы Юго-Западного края, и торговцы преимущественно сами стали приезжать в Киев, вояжеры же фабрики посещали только два раза в году самые крупные центры Империи.

В 1895 году предприятие настолько расширилось, что владелец заказал большое помещение по Крещатику, №4, где в бельэтаже, по фасаду 15,67 саж. и вышины 2,27 саж., помещается фабрика, а внизу магазин. На фабрике постоянно работают до 100 человек, из коих 9 женщин. Изделия фабрики неоднократно отмечались местной прессой, в особенности художественные юбилейные работы.

Фабрика имеет медали: медаль при почетном дипломеЧикаго 1893 год, золотую медаль Антверпен 1894 год, серебряную медальПариж 1900 год, высшую награду «Почетный отзыв» - Киев 1887 год и золотую медальПетербург 1902 год; кроме этого, в портфеле фабрики имеется много благодарностей от разных правительственных и частных учреждений за художественные работы.

В память исполнившегося 2-го мая 1903 года 25-ти летия существования фирмы, учреждена для рабочих ссудно-сберегательная касса, с основным капиталом в 7000 руб., внесенных владельцем в Государственный банк, и такая же сумма роздана единовременно наличному составу подмастерьев.

На фабрике постоянно имеются в большом выборе всевозможные драгоценные камни для приема заказов, а магазин снабжен новейшими готовыми изделиями из камней, золота и серебра; так же столовое серебро обыкновенное и в разных стилях».

Альбом, поднесенный Государю Императору Николаю II и Государыне Императрице Александре Федоровне во время пребывания Их Императорских Величеств в Киеве, 19 августа 1896 года, от Общества Пароходства по Днепру и его притокам
Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 5210
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Иосиф Маршак. Документальные зарисовки

Сообщение Нелунатик-увы » 08 окт 2016, 11:06

Кузнецов Глеб Романович «Революционная борьба и погромы в период первой русской революции 1905 – 1907 гг.», 2011 год

Речь идет о Киевском погроме 1905 года, последовавшим за оглашением Манифеста 17 октября.
«…Появление революционеров с красными флагами, хождение их по городу с революционными песнями и криками, быстро разнесшееся по городу известие, что толпа изорвала в зале думы портрет государя, все это к концу дня вызвало страшное негодование во всех классах населения. Масса населения приписывала все эти возмутительные действия евреям, так как в толпе действительно было много молодых евреев и евреек. И на евреев обрушилась месть за оскорбление народных чувств революционерами», - докладывал в столицу начальник Киевского ГЖУ.

Из письма неизвестного жителя Киева, чье письмо с описанием погрома было перлюстрировано полицией: «Начали их гнать дружно до Подола (революционную толпу, собравшуюся в центре города и рассеянную войсками. – Г.К.). Но здесь их собралось более 5 тысяч и большинство из них были вооружены. Открылась страшная пальба, и русские не устояли, начали отходить. Отогнали их обратно за Думу, здесь появились пулеметы, и когда русские прошли, по евреям был открыт огонь. Вся улица была устлана трупами, но этим не окончилось дело. Во всех домах евреев начали стрелять по народу. Тогда разъяренная толпа пошла обратно на Подол, и начались поджоги. Весь Подол был объят пламенем, картина была величественная, которую навряд ли когда придется видеть».

Сенатор Турау пишет о том, что к патриотической манифестации примкнули: «чернорабочие, бездомные обыватели толкучего рынка и береговые босяки», следствием чего стал погром.

Город превратился в «слоеный пирог» - в нем смешались погромщики, еврейская самооборона, войска, полиция.

«Разгромив Подол, толпа явилась на Крещатик, и вот здесь начался знаменитый погром. Все предыдущие погромы: Кишиневский, Гомельский и тому подобные – бледнеют перед Киевским. Были уничтожены все еврейские магазины и квартиры. Знаменитый ювелирный магазин Маршака был уничтожен в какие-нибудь 5 минут. Бриллианты, золотые часы и другие драгоценные вещи выносились на улицу, и все предавалось уничтожению. Толпа так была зверски и мстительно настроена, что даже не брала золота, а все уничтожалось. Правда, были люди, которые не прочь были поживиться добром, но здесь их избивали до полусмерти. Что из себя представлял Крещатик, я даже не могу вообразить. Это был какой-то ад, где все помешалось и подверглось разгрому. Вся улица была в дорогих коврах, перьях; валялись разбитые рояли, чудные стоячие лампы, разбитые зеркала и домашняя утварь. Извозчику трудно было даже проехать», - пишет тот же автор письма».

Серебряный отдел магазина Иосифа Маршака
Изображение

Часовой отдел магазина Иосифа Маршака
Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 5210
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Иосиф Маршак. Документальные зарисовки

Сообщение Нелунатик-увы » 09 окт 2016, 09:03

Мурашко Николай Иванович «Киевская Рисовальная Школа 1875-1901, Воспоминания Старого Учителя», Киев, 1907 год

«… Официальное существование Киевской рисовальной школы можно считать 16 сентября 1876 год.

… Обучая ремесленников, составляющих около 50% от общего числа учащихся, Киевская рисовальная школа подняла значительно качество таких местных художественно-промышленных работ, так и иконописная, ювелирная, типографская, фотографическая, столярная и пр.
Доказательством служат возникновение и широкое развитие таких фирм, как Кульженко, Маршак, Ал. Ив. Мурашко, Кимаер и др., где много работало бывших учеников школы».

Работы учащихся школы

Изображение


Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 5210
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Иосиф Маршак. Документальные зарисовки

Сообщение Нелунатик-увы » 09 окт 2016, 09:14

«Отчет Киевского Отделения Общества распространения просвещения между евреями в России», Киев, 1909 год

«В отчетном году Комитет Отделения имел 19 очередных заседаний.

… В отчетном году, благодаря строго выработанной и утвержденной Общим Собранием программ деятельности Отделения и значительному притоку средств на нужды его, Комитету удалось фактически проводить в жизнь свои задачи и неоднократно выраженные Общим Собранием членов Отделения пожелания. На всех общих собраниях особенно ярко отмечалось стремление к созданию в Киеве своего образцового хедера, который мог бы служить действительным образцом для общественных школ г. Киева и провинции. Крайне трудно было Комитету осуществить эту идею, не смотря на все желания и стремления. На содержание хедера в г. Киев необходимо тратить минимум 5000 руб. Сумма эта всегда казалась для Комитета недостижимой… В отчетном году Комитету удалось взять в свое ведение хедер в г. Киев, бюджет которого на текущий год составляет 4500 руб.

Публичные лекции.
С большими трудностями были устроены в отченом году 3 публичные лекции: д-р. Лукомович прочел лекцию для учащих и учащихся – «Школа и здоровье»; Н.С. Сыркин прочел лекцию на тему «Критические очерки еврейской литературы»; известный скульптор И.Я. Гинзбург – на тему: «Скульптура у евреев». Тот живой интерес, с которым еврейское население относится к лекциям специально еврейским, заставило Комитет и Комиссию изыскать пути и способы к тому, чтобы возможно часто устраивать такие лекции, имеющие, кроме материального, весьма важное общеобразовательное значение. Устройству таких лекций мешают, однако административные условия (лекция Ю.И. Гессена, например, по истории евреев в России – не была разрешена).

Помощь курсисткам
Вопрос о необходимости оказания помощи курсисткам высших учебных заведений г. Киева давно был предметом забот Комитета. Киев, с открытием высших женских курсов и медицинского Института, привлекает тысячи слушательниц из черты оседлости. Говорить о крайне бедственном положении еврейских курсисток совершенно не приходится и Комитет, естественно, не мог не думать о том – каким образом хоть несколько облегчить страдания несчастных девушек, которые в погоне за грошовыми уроками – лишены возможности создавать необходимые суммы для платы за правоучения.

Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 5210
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Иосиф Маршак. Документальные зарисовки

Сообщение Нелунатик-увы » 09 окт 2016, 11:09

"ФАБРИКА ювелира IОСИФА МАРШАКА в Киеве 1878-1913", Киев, 1913 год, 43.19.9.70

"Настоящий краткий очерк устройства и развития фабрики Iосифа Маршака в Киеве является не только очерком, приуроченным к Всероссийской Киевской выставке 1913 г., но и юбилейным, так как в текущем году (2 мая) исполнилось 35-ти летие со дня основания фирмы.

Иосиф Абрамович Маршак
Изображение

Фабрика потомственного почетного гражданина, купца 1-й гильдии Iосифа Абрамовича Маршака возникла 2 мая 1878 г., в форме скромной ювелирной мастерской, где, в качестве простого трудового ремесленника, работал сам владелец. Но уже спустя год I. Маршаку удалось подготовить некоторых учеников, и он решился перевести свою мастерскую с Подола на Крещатик в д. №4 во дворе. Мастерская все развивалась и постепенно увеличился штат мастеров и учеников, работающих в ней. Путем внимательного отношения к заказчикам и старанием все более и более улучшать способы производства, скромное предприятие это, прогрессируя из года в год, мало-помалу превратилось в крупную фабрику ювелирных изделий.

В указанном помещении на Крещатик мастерская оставалась 11 лет, и за этот период времени при ней создался штат из мастеров, подмастерьев и учеников свыше 40 человек. В этот же период мастерская сбывала свое производство среди киевских магазиновладельцев, торгующих драгоценностями, снабжая из не только ходовым рыночным товаром, но и ценными ювелирными изделиями своего производства.

В 1889 году мастерская достигла уже больших размеров, находя сбыт своих изделий и далеко за пределами юго-западного края. Изделия мастерской обратили на себя общее внимание чистотой, солидностью и тонкостью своей работы и торговцы стали охотно забирать этот товар. Тогда помещение в доме Верле оказалось уже тесным длявсе разрастающейся мастерской, и она была переведена в более обширное помещение по Крещатику 8, которое средствами владельца было перестроено и приспособлено под ювелирную фабрику. Здесь был заведен художественно-граверный отдел и, вообще, разделение труда на фабрике было доведено до возможных пределов; более легкий труд, как шлифование мелких вещей и выделка тоненьких золотых цепочек, поручен был женщинам.
Шлифовальный отдел ювелирных изделий
Изображение

В 1890 году владелец впервые совершил поездку по Западной Европе, где посетил всемирную выставку в Париже и другие крупные центры ювелирного дела для ознакомления с тамошней постановкой этой отросли.
Поездка эта убедила I. А. Маршака в необходимости ввести в своем деле целый ряд улучшений и усовершенствований, к осуществлению которых он приступил немедленно по своему возвращению, не жалея средств и энергии. Вскоре удалось поставить производство мастерской, благодаря предпринятым реформам, на высоту, отвечающую требованиям европейского ювелирного искусства.
Не останавливаясь на одной чисто ювелирной специальности, фабрика стала развивать и культивировать у себя область художественных работ из золота и серебра.
Серебряный отдел
Изображение

Постепенно художественно-промышленный характер фабрики, в самом широком смысле этого слова, все более утверждался и развивался, вытесняя шаблонное производство предметов оптового спроса, и фирма стала почти исключительно заниматься изготовлением ценных ювелирных изделий и художественных работ.
В 1895 году предприятие настолько разрослось и расширилось, что владелец перевел фабрику в новое, более просторное и специально оборудованное помещение по Крещатику д. №4, где она находится и по настоящее время, занимая весь бельэтаж по Крещатику и по Трехсвятительской ул., в первом же этаже того же дома помещается обширных магазин фабрики.
Ювелирный отдел и кабинет шефа
Изображение

За свои изделия фабрика удостоена следующих медалей и наград:
1) Медали при почетном дипломе на Всемирной Колумбийской выставке в г. Чикаго в 1893 г.,
2) Золотой медали на Всемирной выставке в Антверпень в 1894 г.,
3) Высшей награды «Почетного Отзыва» на Сел.-хоз. и промышленной выставке в Киеве в 1897 г.,
4) Серебряной медали на Всемирной выставке в Париж 1900 г.,
5) Золотой медали на Всероссийской выставке ювелирных изделий в С.-Петербурге в 1902 г. и
6) Высшей награды «GrandPrix» на Выставке в Льеж в 1905 г.
Кроме того, в портфель фабрики имеется еще много благодарностей от разных правительственных, общественных и частных учреждений и лиц за художественные работы.
Блюдо, поднесенное Ему Императорскому Величеству в августе 1911 года
Изображение

Оборудование фабрики устроено согласно новейшим требованием техники ювелирного дела.
Пресс
Изображение

Литейная
Изображение

Фабрика I. Маршака явилась пионером применения у нас женского труда в ювелирном производстве и служила и продолжает служить образцовой практической школой для учеников и учениц.
Шлифовальный отдел золотых изделий
Изображение

С целью развития художественного вкуса мастеров, фабрикант посылал наиболее способных из них на свой счет на выставки в России и за границей. В тех же целях он предоставил возможность своим мастерам и ученикам посещать Киевскую рисовальную школу.
Рисовально-скульптурный отдел
Изображение

Фотографический отдел
Изображение

Площадь помещения фабрики, где производятся работы, равняется 50 квадратных сажен., вышиною 2,27 саж.и кубическое содержание воздуха в нем составляет 101 скуб. саж. Все отделения фабрики светлые и просторные и содержатся в отменной чистоте и опрятности.
Ювелирный отдел
Изображение

Формовочная
Изображение

Чеканный отдел
Изображение

Врачебная помощь предоставляется рабочим на фабрике безвозмездно, за счет владельца.

В ознаменовании исполнившегося 2 мая 1913 года 35-ти-летнего юбилея фирмы, решено, по инициативе служащих и рабочих, устроить при фабрике ремесленную школу имени I. А. Маршака и супруги его, для обучения бедных детей г. Киева ремеслам: слесарно-механическому, столярно-разчицкому и граверному по стали, тесно связанным с ювелирным мастерством. По утверждению устава школы и ее открытии владелец фабрики принимает на себя расходы по ее содержанию".

Серебряная модель сооруженного С.С. Могилевцевым по проекту П. Алешина Педагогического музея имени ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ЦЕСАРЕВИЧА и ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА
Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 5210
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Иосиф Маршак. Документальные зарисовки

Сообщение Нелунатик-увы » 16 окт 2016, 09:19

"Киев", издание 1904 года:

"Кращатик – это главная артерия Киева, от которой расходятся во все стороны второстепенные пути… Название свое Крещатик получил от источника, находящегося в конце Крещатицкой долины, где, по преданиям, происходило крещение киевлян".

Киев. Крещатик, открытка издательства Гранберга, начало XX века

Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 5210
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Иосиф Маршак. Документальные зарисовки

Сообщение Нелунатик-увы » 12 янв 2017, 18:35

Подстаканник со стаканом в стиле модерн, фабрика по производству золотых и серебряных изделий И.А. Маршака.
Фото с сайта Музея «СОБРАНИЕ» Давида ЯКОБАШВИЛИ

Изображение

Изображение

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость