Было это в конце
1932 года. Союз советских республик праздновал сорокалетие литературной деятельности Алексея Максимовича Горького. Редактор журнала «Огонек» Михаил Кольцов предложил построить в
честь Горького невиданный агитационный самолет-гигант. Идея была поддержана. Начался организованный сбор денег среди населения.
Не почтовая агитационная марка, призывающая к сбору средств на строительство самолета «Максим Горький»
Его строила вся страна: «
и академики и дети, врачи и рыбаки, партизаны и официанты ресторанов, водолазы и журналисты, свинари Ачаирского совхоза и квартет имени Глазунова… И Павлик Клинчевский, пионер ленинградской школы, внёсший на постройку «Максима Горького» 1 р. 56 к., совершил такое же большое дело, как совершили его вологодские слесаря, отдавшие на «Максимыча» всю свою зарплату, которая им причиталась за выпуск нового мощного паровоза», - из книги Н. Боброва «Самолет «Максим Горький», 1933 года
За работой внутри крыла самолета-гиганта
В
середине июня 1934 года самолет "Максим Горький" впервые
поднялся в воздух. «
Гигант современной авиации «АНТ-20», получивший имя величайшего пролетарского писателя Максима Горького, является самым большим сухопутным самолетом в мире», - изоматериал «Авиация и воздухоплавание», 1934 год.
Из газеты тех лет: «Д
а, Страна советов! Гордись! Любуйся своим детищем! Равного «Максиму Горькому» нет в мире!»
Самолет "Максим Горький" над Красной площадью
Как пассажирский самолет, он был рассчитан на 76 человек экипажа и пассажиров.
«
Основное назначение «Максима Горького» - быть агитатором» - технические требования на самолет «Максим Горький», - из книги Н. Боброва.
На самолете были установлены: типография, фотолаборатория, киноустановка, автоматическая телефонная станция, радиоприемная и передаточная станция и прочее.
Много внимания уделялось комфорту на борту самолета. В пассажирских отсеках были ковры, просторные кресла, занавески на окнах, столики с настольными лампами. Имелись также спальные каюты, электрифицированный буфет с горячими и холодными закусками, склад для провизии, библиотека, багажное отделение, умывальники и туалеты.
Столики кафе на самолете
Трагедия случилась
18 мая 1935 года. Над Центральным московским аэродромом, располагавшимся на Ходынке, проходил демонстрационный полет гордости советской авиации, самолета-гиганта «Максим Горький». Во время полета сопровождавший его самолет, делая мертвую петлю, врезался в крыло «Максима Горького», проломив его, и самолет с экипажем и пассажирами погиб.