Кострома, Музей ювелирного искусства

Подстаканники в кино, подстаканники в фотонатюрморте, подстаканники на фото, подстаканники на ТВ, Подстаканники в рекламе, реклама на подстаканниках, подстаканники в музеях
Ответить
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Кострома, Музей ювелирного искусства

Сообщение Нелунатик-увы » 12 ноя 2013, 15:49

Костромские ювелирные традиции имеют глубокие вековые корни. Здешняя сторона издавна славились своими мастерами, изготовлявшими недорогие женские украшения, предметы сервировки стола и церковного культа. Традиции старых мастеров продолжают современные мастера. Но в Костроме, которую называют «Ювелирной столицей России», не было музея о ювелирном промысле. Не было до недавнего времени. А теперь есть!
1 октября 2013 года в центре Костромы открылся частный Музей ювелирного искусства. Музей расположился на цокольном этаже старинного здания. Как гласит вывеска при входе, здесь можно познакомиться с историей костромского ювелирного промысла от кустарей до современности, рассказанная в фотографиях, инструментах, украшениях.



Сейчас экскурсии проводит директор музея Денис Сергеевич Иванцов, который руководил проектом по созданию музея. Очень интересная подача материала, но неблагодарное дело пересказывать. Если сами окажетесь в Костроме, обязательно посетите музей, не пожалеете. А я покажу то, на что обратила внимание, что осталось в памяти.
Заглянем?
Небольшой светлый холл, отделанной в духе последних веяний строительной моды, в которую органично вписываются фотографии старой Костромы, что позволяет уже со входа погрузиться в историческое прошлое этого богохранимого города. Деревянная лестница с коваными перилами ведет вниз. Спускаюсь. И сразу невольно улыбаюсь – ко мне спешит обаятельный приказчик: «Чего изволите?»



Глаза забегали по витринам с товарами. «Хочу портсигар!» Так хочу, что даже забыла, что не курю.



Вот она, костромская ювелирная сторонушка. Красное-на-Волге, Сидоровское, Подольское… Серебряное ремесло здесь, на бедных северных землях, было спасением для многих и многих. Плёс с его археологическими ювелирными находками также был долгое время заштатным городом Костромской губернии.



Створка складная, латунь, литье, эмаль, 2-ая половина XIX века, работа сидоровских мастеров-ювелиров.



Мастерская кустаря-ювелира. Слева стоит волочильный станок, с помощью которого волочили-протягивали проволоку (помните, похожий станочек был изображен на подстаканнике студента КУХОМа Валерия Исаченко, который мы обсуждали в теме «Красное-на-Волге»).



Инструмент кустаря: ручная дрель, тиски, всевозможные молоточки, чеканы, штихеля…



Вроде нехитрый инструмент. А вон что выходило из рук мастеров!
Пуговицы, металл, эмаль, начало XIX века, работа сидоровских мастеров-ювелиров



Главный зал. Это не искусственные стены под старину, напомню, музей находится в здании второй половины XVIII века. Так здорово, что старый кирпич не прикрыли современными материалами, есть ощущение времени, ведь сохранились клейма, загрузочные окна, фрагменты колонны.



В 1904 году открылась Красносельская Художественная ремесленная учебная мастерская золотосеребряного дела (на базе Школы художественного рисования при поддержке народного и губернского земств, училища барона Штиглица). Это стало мощным толчком к дальнейшему развитию костромского ювелирного промысла. Рассматриваю витрину с работами мастерской начала XX века. Как много поисков, желание сделать вещь художественной.
Поясное украшение, серебро, работа Красносельской Художественной ремесленной учебной мастерской, начало XX века.



В зале есть небольшая, но очень интересная экспозиция красносельских революционных знаков и жетонов.
Знак X лет Октябрьской революции. Агитационный, лаконичный, с использованием красной эмали. А с каким художественным мастерством выполнен знак!



Набор для завтрака: блюдце, ложечка, стаканчик под яйцо; мельхиор, золочение, горячие перегородчатые эмали работа выпускника КУХОМа (КУХОМ - Красносельское училище художественной обработки металлов), 1950-ые годы.
Я помню, у меня в детстве был стаканчик под яйцо (конечно, не такой красивый, но был). Сейчас все проще. А может жалко, что проще, жизнь с ускорением, суета, не до стаканчиков.



Пудреница Кострома, мельхиор, роспись, работа выпускника КУХОМа, 1950-ые годы. Хочу обратить внимание – здесь присутствует роспись по эмали! Хочется подчеркнуть связь училища и ювелирной артели, которая затем реорганизовалась в ювелирную фабрику. Когда недавно на Антике сказали, что первые опыты с финифтью на Красносельской фабрике были начаты в 80-е годы (сославшись на Википедию), честно говоря, меня это возмутило. Исследователь красносельского ювелирного промысла Александр Иванович Бузин говорит именно о финифтяных вставочках на изделиях Художественной ремесленной учебной мастерской.



Подстаканник. Ну как я могла пройти мимо и не сфотографировать )))? Тоже работа выпускника КУХОМа, 1950-ые годы. Медная проволока, скань, фианит. Красота!





Сережки Красносельского ювелирного завода с финифтевыми вставками, 80-е годы. Это массовая продукция. Финифтевые вставки расписывались на самом предприятии.



Панно «КРАСНОЕ-НА-ВОЛГЕ ЦЕНТР ЮВЕЛИРНОГО ПРОМЫСЛА», медь, бронза, скань; работа выпускника КУХОМа Кирилова, 1970-ые годы



В музее находятся авторские работы костромских ювелиров. Это большая удача иметь в фондах такие ювелирные изделия.
Работы Ивана Степановича Щедова: колье «Лето» - серебро, агат; брошь «Пижма» - серебро; 1980-ые годы. Увы, фотография получилась не очень. Когда готовила материал, попыталась найти работы мастера в Интернете. Но не нашла. Это человек, который много внес в развитие костромского ювелирного промысла: он работал художником на Красносельской ювелирной фабрике, главным художником на Костромском ювелирном заводе. Очень здорово, что музей знакомит нас с костромскими ювелирами с большой буквы.



Современная работа выпускника КУХОМа – портсигар и зажигалка. Вот это мастерство!



Еще одна современная работа, которая еще раз подчеркивает уровень обучения в КУХОМе. А какая роспись по эмали!


Вроде бы и много фотографировала. А вернулась домой – мало, ой как мало! Хочется вернуться и повторить ))).


Рада, что удалось поговорить с директором музея Денисом Сергеевичем Иванцовым. И задать вопросы. Никогда не брала интервью, но тут не могла удержаться, так что не судите строго.
На фотографии: известный искусствовед Александр Иванович Бузин дарит музею уникальную авторскую работу ювелира Льва Павловича Прилуцкого «Золотой петушок». Денис Сергеевич Иванцов – справа с микрофоном, в середине - бизнесмен Смирнов Андрей Витальевич


- Денис, если можно, немного о себе. Откуда родом?
- Корни костромские. Дедушка, бабушка из Красного, работали на Красносельской фабрике. Мама вышла замуж, уехала в город Шарью. 300 км от дома, но это тоже костромской край. До 17 лет жил там, но обязательно навещали родных в Красном, так что многому там научился (улыбается).
- Закончена школа. Что дальше? Может быть, хотели стать ювелиром?
- А многие ли пацаны и девчата в 17 лет понимают, что им близко? Но про себя думал, что ювелирка – не мое. Прислушался к совету мамы, пошел на исторический факультет Костромского государственного педагогического университета. И не пожалел. Окончил институт, аспирантуру по культурологии, защитился.
- Денис, Денис Серегеевич, так Вы кандидат наук? (немного растерялась я, и где мне найти умные вопросы???). И какая тема диссертации?
- «Феномен Пролеткульта в культурно-историческом аспекте (на материалах Костромской губернии)». Хотелось показать, что и пролетариат не оставался в стороне от культуры.
- А дальше? Связали жизнь с наукой?
- В науку целиком не погрузился, но она всегда была со мной рядом. Работал и в музее Ипатьевского монастыря ( впоследствии его передали Русской православной церкви), в областной администрации … В свободное время продолжал заниматься краеведением, писал статьи.
- А музей ювелирного искусства? С чего все началось?
- Со звонка. Обыкновенного телефонного звонка. Смирнов Андрей Витальевич, костромской предприниматель, предложил возглавить проект по созданию ювелирного музея. «Вам это интересно?» - спросил он. Это было довольно неожиданно. Но я слукавил бы, если бы сказал, что меня это не заинтересовало.
- Как выстраивалась музейная концепция?
- Концепцию продиктовало само помещение, работы искусствоведа Александра Ивановича Бузина, мы просто его конкретизировали. Мне как историку близка концепция хронологическая, которая и проходит лейтмотивом выставки.
- А дальше?
- А дальше работа. От восхода до заката))). Начинали-то с нуля. Было помещение. Но только стены. Шли работы по расчистке, ремонту, одновременно искали экспонаты. Клич в газете, информация о создании ювелирного музея в интернете. Здорово помогла Тисова Надежда Борисовна, тоже музейщик (в свое время с ней, и еще с несколькими неравношными товарищами делали музей в Галиче). Очень тесное у нас сотрудничество с КУХОМом, за что им большое спасибо. Да, и наши костромичи поддержали. Например, буквально на днях жительница нашего города передала на ответственное хранение музею подстаканники и серебряный портсигар. Бывший мэр Костромы Борис Коробов передал в дар уникальный крест, предположительно сидоровских мастеров. Так с миру по нитке и заполнились наши витрины.
- В селе Красном Костромской области существует Музей ювелирного и прикладного искусства. Нет ли противопоставления этих двух музеев?
- С моей стороны не просматривается, чем больше мы будем изучать и пропагандировать успехи наших ювелиров, тем лучше всем: и музейным работникам, и любителям истории края, и местным производителям (и, соответственно, областным и местным администрациям по целому ряду причин). Мы рады любому сотрудничеству и всегда открыты для диалогов!!!
- А сколько времени прошло от того звонка-предложения до первого посетителя?
- Около семи месяцев.
- Всего??? И уже столько понаделали! Устали? Может, хочется отдышаться?
- Так еще не все задумки выполнены. Работаешь и видишь, что существует огромнейший пласт неизвестного. Есть задумки по временным выставкам, например, о ростовской финифти, было бы здорово организовать интерактивные элементы (чтобы посетитель музея сам попробовал себя в роли кустаря, который умеет штамповать и протягивать проволоку). Кто не идет вперёд, тот …
- Денис, я не успела записать, повторите еще раз!
Смеется. – Кто не идет вперёд, тот идёт назад: стоячего положения нет.

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кострома, Музей ювелирного искусства

Сообщение Нелунатик-увы » 29 ноя 2015, 10:10

Неделю назад ездила в Кострому. Целенаправленно ))). В музей ювелирного искусства. В нем была два года назад, хотела вернуться и посмотреть, что там сейчас.

Встретил меня знакомый товарищ. Приказчик ювелирной лавки ничуть не изменился, ну разве что усы стал подкручивать более щеголевато. Разве я могла его не запечатлеть еще раз?


Я приехала рано, музей только открылся, я была одна и как мне это нравилось ))). Старые кирпичные стены, неяркий свет и прошлое.
Изделия красносельской Художественной ремесленной учебной мастерской, начало XX века













А здесь удалось даже запечатлеть клеймо! ХРА - Художественно-ремесленная артель





Фотография Пробирного Управления села Красного меня удивила. Какие молодые пробирщики!



Знаки. Агитационные, горячие!







Недавно Евгений спрашивал про звезды Звездного цеха Сидоровского промколхоза.
Пожалуйста!



Продукция советского периода. О, эти сканевые портсигары!





И подстаканники ))). Помню, в прошлый раз был один.


Но сегодня он уже не одинок. Красносельская классика.



А сейчас покажу, что мне особенно хотелось увидеть. Вот эти витрины. В музее проходила выставка Искусство Северной черни!


Вот это энергетика красоты и блеска! А как же было тяжело фотографировать, свет на поверхности предметов так и играет!
Много современных изделий - промысел живет и развивается.


И самая удивительная витрина. Эх, и пусть фотографии только такие, но зато какие экспонаты!


Шильниковский Е.П. коробочка туалетная "Большой театр"




Шильниковский Е.П. спичечница "Цветы"



Наперстки


На витрине лежали исторические ложечки из Пушкинской и Крыловской серии. Сами фото слишком блестючие, поэтому покажу хотя бы черенки ложечек.





А это, если не ошибаюсь, брошь Руслан и Людмила, 1937 год. На общей фотографии ее можно увидеть сверху справа - посмотрите, ее размер совсем небольшой. Но какая тонкая работа!







Когда я уже все осмотрела, послышались голоса, много голосов. В залы ворвались молодые посетители лет 12.
- Сюда!
- Ты лучше здесь посмотри!
- Меня на фоне продавца зафоткай!
Всю эту неорганизованную массу взяла под свой контроль экскурсовод музея. Своим спокойствием и интересным рассказом она сумела обуздать толпу подрастающего поколения, которая внимала и даже задавало вопросы. Кстати, а один из вопросов был:
- А это что такое? - и экскурсовод начала объяснять, что это подстаканники ))).


Приятно, что музей живет, развивается. Очень приятно :co_ol:

Андрей 62
Сообщения: 455
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 15:46
Откуда: Новосибирск, наукоград Кольцово

Re: Кострома, Музей ювелирного искусства

Сообщение Андрей 62 » 01 дек 2017, 20:52


Ответить

Вернуться в «Подстаканник в искусстве и в жизни»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей