Коллекционер Андрей Чечерс, интервью

Коллекции и их оформление
Ответить
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Коллекционер Андрей Чечерс, интервью

Сообщение Нелунатик-увы » 01 авг 2016, 21:34

ЧАЙ С ИСТОРИЕЙ - интервью с коллекционером Андреем Валентиновичем Чечерс

Каждый из нас хотя бы раз в жизни пил чай в поезде. У него всегда особый вкус. Возможно, это зависит от воды, нагреваемой в титане, самой атмосферы, упаковки сахара по 2 кусочка, хороших попутчиков и, конечно, подстаканника, без которого невозможно представить себе путешествие в поезде.



Андрей Валентинович, знаю, что раньше вы коллекционировали картины русских художников-передвижников, а потом вдруг перешли на подстаканники. Какой-то неравноценный обмен получается…
А я вам объясню. Русских художников хорошо было коллекционировать лет 30–40 назад. Тогда еще были живы древние бабульки из старой дореволюционной интеллигенции, у которых кое-что хранилось в сундуках и на антресолях. В голодные 1990-е годы все эти сокровища продавались за бесценок. Мне повезло тогда совершенно случайно купить пару картин известных русских художников XIX века. А потом наступили времена подделок, и, к сожалению, я сильно обжегся на этом. Искусство подделок достигло таких высот, что практически невозможно было разобраться, настоящий это Васнецов или Серов или умелый новодел. Но это не основная причина, почему я разочаровался в собирательстве картин. Понимаете, мне интересен прежде всего сам процесс собирания, чтобы твоя коллекция постоянно менялась – появлялись новые экземпляры, обменивались или продавались старые. С картинами или редкими книгами это трудно. Тут можно годами ждать своего часа и так и не дождаться, потому что слишком редки предложения и очень велик на них спрос. Конечно, немного легче тем, кто из первой сотни Forbes, потому что они могут позволить себе предложить цену, от которой невозможно отказаться, могут участвовать на всех ведущих аукционах, лучшие арт-дилеры будут рыскать по всему миру, чтобы найти для них что-то стоящее, – в общем, процесс как-то идет. Но все равно, скажу как на духу, удовольствия от коллекционирования подстаканников и прочей домашней утвари я получаю несравненно больше, чем от супердорогих раритетов. Понимаете?

Нет. Почему удовольствие от покупки Айвазовского должно быть меньше, чем от покупки подстаканника? Это просто вопрос желания и денег.
Не всегда. Например, я обожаю ходить по барахолкам. Почти всегда там можно купить интересный подстаканник, посуду или столовое серебро. Этого добра достаточно, есть из чего собирать свою коллекцию. Я знакомлюсь с интересными людьми, общаюсь, торгуюсь. Вместе с подстаканниками я коллекционирую впечатления, эмоции, типажи людей. Вот оно, удовольствие! А что интересного в том, чтобы сидеть у себя в замке и инкогнито по телефону пытаться купить на аукционе редкую картину, отдать за нее миллионы, а потом дрожать: а вдруг обманули? Иметь большую головную боль: как вывезти, сохранить от воров, реставрировать… Как задекларировать, наконец, и объясниться в налоговой…

Ну подстаканники ведь тоже бывают непростые. И от Фаберже, и от Хлебникова, из редких металлов, усыпанные драгоценными камнями…
…принадлежащие историческим личностям, сохранившиеся в единственном экземпляре. Да-да, вы абсолютно правы. Но средняя цена за подстаканник – 30–100 тысяч рублей, можно разгуляться. И подделок почти не бывает. Я вам не рассказал еще об одной важной причине, почему именно подстаканники. Я ведь заканчивал институт железнодорожного транспорта… Студентами мы проводниками летом на практике работали.

Тогда все ясно. Подстаканник – главный символ российских железных дорог! Кстати, с каких времен повелось угощать в поездах чаем в стаканах с подстаканниками?
Со времен графа Сергея Юльевича Витте – великого министра путей сообщения. В период с 1889 года в российских пассажирских поездах впервые появились подстаканники современной формы в металлическом окладе. В качке двигающегося по рельсам состава подстаканники оказались более устойчивее обычных стаканов и кружек. Меньше билось посуды.

Правда, что в поездах чай какой-то особенный из-за титанового котла, где греется вода?
Конечно, нет. Дело не в котле, не в подстаканниках, и чай в поездах далек от элитного даже в СВ. Все дело в атмосфере, в привычке, в чайном ритуале, которому уже не одна сотня лет.

Подстаканник – это чисто русское изобретение?
Как предмет, знакомый нам, подстаканник оформился в конце XVIII века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике как об элементе русского чаепития с самостоятельной художественной ценностью. Но я как коллекционер готов оспорить этот факт – у меня в собрании есть подстаканники из Польши, Финляндии, Германии, Англии, Ирана.

Тогда давайте развенчаем еще один миф: бытует мнение, что раньше женщины за столом пили чай из чашек, а стаканами пользовались мужчины.
С этим я скорее соглашусь. Стакан в подстаканнике выглядит несколько брутальнее, чем фарфоровая чашечка, и, на мой взгляд, больше подходит мужчине. Хотя все зависит именно от формы подстаканника. Он может быть строгим, без излишеств, а может быть очень вычурным, филигранным, украшенным всякими завитушками и драгоценными камнями. Как бы там ни было, подстаканник – это культурная ценность, он является отображением индивидуальных вкусов своего владельца. Часто он украшался разными надписями, гравировкой, художественными монограммами. Помимо утилитарных функций подстаканник выполнял роль предмета, украшающего каждодневный быт. В XIX веке из простой посудины подстаканники превратились в невероятно изящную и стильную вещь тогдашнего быта. Подстаканник становился даже показателем положения человека в обществе, особенно если он был изготовлен из серебра, ведь в то время изделия из этого материала могли позволить себе лишь исключительно состоятельные люди, имевшие высокий статус. Такой уникальный предмет часто выступал в качестве подарка, который дарили пациенты врачам, коллеги сослуживцам, студенты преподавателям; его преподносили своим близким друзьям, родственникам в дни праздников. И естественно, на этот популярный атрибут не могли не обратить внимания лучшие ювелиры того времени: Иван Хлебников, Павел Овчинников, Игнатий Сазиков и даже сам Карл Фаберже. Именно благодаря им серебряный подстаканник стал произведением искусства.

Какой подстаканник самый ценный в вашей коллекции?
Признаться, самый ценный для меня тот самый, из которого я пил чай и некоторые другие напитки, когда, будучи студентом, подрабатывал проводником. Он со мной уже более 40 лет. Ничего особенного, обычная нержавейка. Посвящен 1-й Спартакиаде народов СССР 1956 года. Ну а если вы про финансовую ценность, то есть у меня подстаканник с клеймом ювелира Хлебникова и несколько очень старых изделий XIX века.

Cамое главное в подстаканнике клеймо?
Самыми искусными элементами старинных подстаканников чаще всего являлись их ручки: они бывали овальные и круглые, с перемычками и без них, украшенные разнообразными кокетливыми завитушками, геометрическими узорами, птичками и цветочками.

Кто в России занимался изготовлением подстаканников?
Многочисленные частные и авторские мастерские. Техника исполнения – художественное литье. Упор делался на эксклюзивность изготовления и драгоценные материалы. В конце XIX – начале XX века подстаканники не только чеканили, но и штамповали. На них часто появлялись изображения животных, птиц, богатырей, сцены охоты. Самое крупное производство подстаканников было расположено в городе Кольчугино Владимирской области на заводе столовых приборов и посуды, основанном купцом А. Г. Кольчугиным в XIX веке как часть металлургической мануфактуры. Там, кстати, и в наши дни подстаканники делают. Теперь это, кажется, называется завод «Кольчугцветмет».

Что стало с подстаканниками после революции?
Их перестали выпускать вообще. С металлом в Гражданскую войну была напряженка. Хотя подстаканники продолжали занимать достойное место в быту, но уже у творцов революции. У советских вождей была в почете продукция, произведенная еще в царской России. Полюбили подстаканник и чиновники. На столе управленца, покрытом зеленым сукном, освещенный мягким светом лампы, непременно стоял подстаканник, а в нем граненый стакан – гениальное творение художницы Веры Мухиной. Возобновляется изготовление подстаканников только в период НЭПа маленькими частными артелями. А вот потом случилось чудо. Начиная с 30-х годов ХХ века подстаканник вдруг начинает нести функцию средства государственной пропаганды. Полетел человек в космос – выпустили подстаканник, прошла спартакиада – еще один. И так миллионами. Трудно сказать, кому именно из идеологов нового государства принадлежит идея пропагандировать коммунизм через подстаканники. Впрочем, светлое будущее тогда изображали и на тарелках, и на пепельницах. В то время эта тема почти всего советского искусства: от кино до посуды. Настоящий расцвет подстаканника как «рупора эпохи» приходится на период конца 1940-х – начала 1970-х годов. Производство подстаканников с этого периода становится на промышленный уровень. Меняется и сам способ производства. Теперь это высокоточная штамповка. Также появляются подстаканники, изготовленные из сплава «медь – никель – цинк» (МНЦ) с глубоким серебрением; мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки. Выпускаются многообразные серии: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, цветы, города СССР, разнообразные узоры и прочие. Интересно еще и то, что на этот временной период приходится расцвет производства самодельных подстаканников.

А сколько стоил советский подстаканник?
Как ни странно, довольно дорого. За изделие из МНЦ, мельхиора, серебра – от 2 до 5 рублей за штуку, из алюминия и нержавейки – от 1 до 2 рублей.

Почему мода на подстаканники прошла?
В 1960-е годы к нам в быт вошла синтетика, пластмасса и минимализм. В таком окружении подстаканник смотрелся несколько неуместно. Сегодня практически единственным местом, где можно увидеть подстаканники, остаются поезда. Правда, они уже не имеют тех вычурных форм и удивительных рисунков, которые можно встретить в старинных изделиях прошлого века. Кстати, информация для потенциальных коллекционеров: в поездах до сих пор встречаются очень редкие образцы советских подстаканников.

Как вы думаете, подстаканники когда-нибудь вернутся?
Мода имеет цикличный характер. Сейчас тоже выпускаются подстаканники, но, как правило, это авторские высокохудожественные работы. Современные изделия производятся из мельхиора (нейзильбера), латуни, меди и серебра. В качестве защитно-декоративного покрытия при изготовлении используется золото и никель. Подстаканник никуда не пропал, он усвоил новую роль: быть раритетом, сувениром, оригинальным подарком, гордостью чьей-то коллекции.

millionaire.ru, август – сентябрь, 2015

http://millionaire.ru/history/%D1%87%D0 ... %B5%D0%B9/

Ф.Д.С.
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 11 авг 2015, 21:34
Откуда: Новгородской губернии.

Re: Коллекционер Андрей Чечерс, интервью

Сообщение Ф.Д.С. » 01 авг 2016, 22:32

Спасибо, Наталья! Очень интересно было почитать.

Ответить

Вернуться в «Коллекции и их оформление»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 13 гостей