Из книги Телесова М.С. и Ветрова А.В.

Реставрация подстаканников, реставрация покрытий подстаканнкиков
Ответить
Аватара пользователя
Helga
Основатель форума
Сообщения: 1618
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 19:59

Из книги Телесова М.С. и Ветрова А.В.

Сообщение Helga » 19 сен 2013, 18:35

Михаил Семенович Телесов, Алексей Васильевич Ветров "Изготовление и ремонт ювелирных изделий"
Сдано в набор 09.01.86. Подписано в печать 10.03.86.



10 глава. Ремонт ювелирных изделий

Ремонт является наиболее сложным и трудоемким процессом ювелирного производства. В процессе ремонта восстанавливают или изготовляют различные элементы ювелирных изделий,. выполняют монтировочные и отделочные операции.

Процесс восстановления ювелирных изделий можно подразделить на ремонт и реставрацию. Изделия, в которых требуется восстановление отдельных элементов конструкции или узора, подлежат реставрации. Однако для упрощения классификации все работы как по ремонту, так и по реставрации назовем ремонтом ювелирных изделий.

По причине разнообразия работ ремонтные работы выполняют индивидуально, и в основном вручную.

Определение степени дефекта ювелирных изделий, поступающих в ремонт, должно проводиться квалифицированными приемщиками. При поступлении изделия к ювелиру он должен проверить соответствие массы и комплектность изделия, а также ознакомиться с перечнем работ, определенных заказом.

При ремонте изделия для сохранения его первоначального товарного вида необходимо соблюдать некоторые обязательные условия. Так, для сохранения на изделии блеска необходимо перед проведением работ, связанных с нагревом, поместить его в борную кислоту и прокипятить. При достижении кипения процесс нагрева следует прекратить.

В процессе ремонта не все изделия можно подвергать паянию твердыми припоями. Так, изделия, поверхности которых имеют декоративное покрытие (золочение, эмалирование, чернение), нельзя подвергать высокому температурному нагреву. При ремонте таких изделий необходимо использовать такие методы соединения деталей, которые бы исключили сгорание декоративного покрытия. Если по конструкции изделия это возможно, то соединение может быть выполнено с помощью заклепок. В крайнем случае по согласованию с заказчикам паяние может быть выполнено мягкими припоями (оловянно-свинцовыми).

При паянии изделий, в которых имеются различные вставки (камни, граненое стекло, перламутр, пластические массы), необходимо определить материал вставки и, если он по своим свойствам боится высокотемпературного нагрева, вставку перед паянием раскрепить и вынуть. После окончания всех работ, связанных с нагревом изделия, вставку устанавливают на прежнее место и закрепляют в оправе. При этом необходимо учитывать свойства вставки. При работе с хрупкими камнями и стеклом, а также камнями, имеющими трещины, необходимо проявлять повышенную осторожность.

Раскрепляют вставку, осторожно проводя острием ножа между оправой и вставкой, при этом нож действует, как клин, отжимая стенку оправы. Усилие нажима регулируют в зависимости от прочности и состояния вставки. Надо стараться направлять его больше на оправу, чем на вставку. Нельзя перекашивать нож или действовать им как рычагом для отбортовки оправы. Особенно трудно раскрепить такие оправы, у которых край был плотно пригнан к вставке с помощью друкера. В этом случае находят такое место, где можно вставить острие ножа между вставкой и ободком оправы, а затем проводят ножом несколько раз вокруг вставки под оправой, пока рант царги оправы не отодвинется настолько, что можно будет вынуть вставку.

Если в изделии оправа толстая и ее невозможно раскрепить таким способом, то ее распиливают лобзиком с одной стороны. В случае необходимости оправу можно распилить и в двух противоположных местах. Эти места разреза впоследствии запаивают и зачищают, после чего подгоняют по камню оправу и закрепляют камень. Крапановые и корнеровые оправы раскрепляют с помощью флахштихеля, которым осторожно оттесняют в стороны крапаны, удерживающие камень. Очень мелкие камни выдавливают штифтом, диаметр которого почти соответствует размеру камня.

Заменяемые элементы изготовляют из сплава той же пробы, из которой изготовлено ювелирное изделие. Материалы определенного состава (пробы) и профиля подготовляют по общей технологии выполнения заготовительных операций.

...................................................................

11. Предметы сервировки стола

К группе предметов сервировки стола относятся столовые приборы, ложки, вилки, ножи, подстаканники, сахарницы, чайники, стопки, рюмки, кофейники, солонки и др. Предметы сервировки стола в основном изготовляются из сплавов серебра или мельхиора как в чистом виде, так и с последующим серебрением отдельных частей изделия. Некоторые предметы сервировки стола подвергаются частичному золочению, причем для золочения изделий из мельхиора предварительно производится серебрение необходимой части поверхности.

Рассмотрим технологию ремонта некоторых из предметов сервировки стола, изготовленных из сплавов серебра. Изделия из мельхиора ремонтируются по той же технологии, что и изделия из серебра, с применением тех же серебряных припоев, отличие составляют лишь режимы пайки.

Ремонт ложек и вилок. Наиболее часто в ремонт поступают чайные, десертные, а иногда и столовые ложки. В них бывают обломы ручек (черенков). Устранить этот облом можно методом пайки встык по месту облома. Однако при этом соединение будет недостаточно прочным. Поэтому рекомендуется по торцам изломов обеих частей сделать профильное запиливание (рис. 87), вставить одну часть в другую и затем запаять серебряным припоем, после чего опилить и зачистить место пайки, отбелить ложку и в случае необходимости произвести механическое полирование.

Рис. 87. Метод запиливания и соединения черенка ложки перед пайкой

Если головка или ручка ложки, а в некоторых случаях и вся ложка позолочены, то при тепловой обработке (пайке) часть позолоты в зоне пайки обгорает, поэтому позолоту сознательно обжигают и ложку после ремонта (пайки) полируют, она приобретает единый цвет натурального серебра.

В вилках встречаются обломы ручки (черенка), а также изгиб или облом заостренных рожков. Облом ручки (черенка) в вилках устраняется так же, как и в ложках.

При изгибе рожков может быть произведена их рихтовка на наковальне с помощью молотка или выравнивание рожков плоскогубцами. В случае облома рожка может быть произведена пайка встык, а в случае необходимости может быть изготовлен (выпилен) новый рожок и произведена его пайка встык к упорной части вилки. В случае облома части рожка и наличия на вилке его части (корешка) необходимо для большей прочности оставшуюся часть рожка (корешок) и доделанную взамен отломанной запилить и, соединив ступенчато (рис. 88), запаять. После этого места пайки необходимо опилить и зачистить, отбелить вилку и в случае необходимости произвести механическое полирование.

Рис. 88. Метод запиливания и соединения рожков вилки перед пайкой

У вилок, как и у ложек, может быть позолочена ручка (черенок), в этом случае, учитывая конкретное место облома, принимают решение о возможности сохранения позолоты либо о снятии ее путем обжига.

Наряду с позолотой, ручки (черенки) ложек и вилок могут быть подвергнуты чернению или художественному эмалированию. Процесс восстановления чернения ремонтируемого изделия несложен, поэтому в таких случаях можно производить тепловую обработку (пайку). Восстановить эмалевое покрытие сложно как технологически, так и в связи с необходимостью подбора цвета эмали. Поэтому если облом произошел вдали от места покрытия эмалью, то перед пайкой зону эмалирования необходимо закрыть асбестом и только после этого приступать к пайке. Если же облом произошел в зоне покрытия эмалью или вблизи ее, то при пайке приходится эмаль выжигать по всей поверхности или части узора с последующим эмалированием или применением другого метода отделки (чернение, полирование).

Ремонт подстаканников.
В подстаканниках наиболее часто встречается облом ручки в местах соединения (пайки) с боковой поверхностью (рис. 89), что может повлечь за собой деформацию боковой поверхности и художественного орнамента. Реже встречается облом (разрыв) ручки в местах удержания.

Рис. 89. Облом (отрыв) ручки у подстаканника

Облом ручки, происшедший в местах удержания ее, устраняется методом пайки в месте разрыва. Для этого с помощью плоскогубцев добиваются плотного соединения стыков (фуги), а для повышения надежности концы стыков запиливают и соединяют ступенчато или частично внахлест, после чего обвязывают проволокой (биндартом) и спаивают. После этого место пайки опиливают, зачищают и отбеливают.

Если же отрыв ручки произошел в месте соединения с боковой поверхностью, то в первую очередь необходимо произвести ремонт (рихтовку) боковой поверхности подстаканника. Затем ручку плоскогубцами изгибают и подгоняют по месту для соединения (пайки) встык к боковой поверхности подстаканника. Для обеспечения более плотного стыка ручку проволокой (биндартом) привязывают к боковой поверхности подстаканника и припаивают. После этого место пайки опиливают, зачищают и отбеливают.

Ремонт рюмок и стопок.
В рюмках и стопках возможна деформация боковой поверхности, а в рюмках еще бывает облом ножки.

Деформация боковой поверхности рюмки или стопки устраняется путем рихтовки. Так как рюмки и стопки изготовляются штамповкой и металл нагартован, для облегчения его рихтовки изделие необходимо отжечь. После отжига с помощью приспособления рихтуют поверхность, изделие отбеливают и отделывают наружную поверхность в соответствии с заказом (чернение, полирование).

Если внутренняя поверхность рюмки или стопки позолочена, то при рихтовке необходимо избегать тепловой обработки (отжига) и пользования острыми предметами (оправками), чтобы не нарушить покрытия. После окончания рихтовки можно на мягкую ветошь натереть тонкий слой полировочной пасты и, чуть касаясь, провести ею по позолоченной поверхности, а затем промыть поверхность мыльным раствором.

При значительном нарушении позолоты в процессе рихтовки, с согласия заказчика ее можно обжечь, после чего отбелить и придать поверхности вид натурального серебра.

Облом ножек в рюмках происходит в основном в месте стыка ножки с чашей пли основанием (рис. 90). Для устранения этого дефекта детали спаивают.

Рис. 90. Облом ножки (стойки) у рюмки: 1 - внутренний шарнир, 2 - место излома и пайки

Для упрочнения и фиксации ножки и чаши по отношению друг к другу в полую часть вставляется шарнир. После этого место пайки опиливают, зачищают и изделие отбеливают. В случае покрытия внутренней части чаши рюмки позолотой необходимо принять меры предосторожности и попытаться сохранить ее в процессе тепловой обработки (пайки). Если это не удается, то позолоту нужно обжечь и после отбеливания придать внутренней поверхности чаши вид натурального серебра.

Ремонту методами рихтовки, пайки, восстановления декоративного покрытия могут подвергаться и другие предметы сервировки стола: подносы, сахарницы, чаши, ножи, лопатки и др.

Ответить

Вернуться в «Ремонт и реставрация подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость