Ф.Я. Мишуков, Выставка работ металлической лаборатории Оружейной палаты по консервации железа, листовка, Москва, 1930 год
Оружейная палата открыла показательную выставку реставрации и консервации железных памятников своего музея.
Вопросы консервации и реставрации металлических музейных предметов, главным образом железных, как наиболее трудно сохраняемых, вызывают в настоящее время в музейной практике большой интерес.
Предметы из железа, дошедшие до нас от древних времен, имеют часто полуразрушенное состояние. Будучи оставлены в таком виде, они обречены на утрату всякого подобия своей первоначальной формы.
Музеи СССР, главным образом Ленинграда и Москвы, осознали неотложную задачу немедленного сохранения этих памятников от разрушения, от «коррозии» и создают при музеях небольшие мастерские-лаборатории, ведя в них практическую paботу по консервации. В помощь этим начинаниям Ленинградский институт археологической технологии с 1925 г. издал ряд специальных выпусков по очистке и сохранению металлических предметов древности. Но, несмотря на значительный пятилетний промежуток времени, как начата эта работа, не считая разрозненных, ненаучных работ прошедших лет, приходится сказать, что еще немного сделано для практического уточнения вопросов музейной реставрации и консервации металлов. Музеи между собою «не имеют общения в этой работе, ведут ее каждый по-своему. Оружейная палата поэтому считает своевременным устройство такой выставки работ по консервации железа.
Настоящая листовка служит кратким пояснением показанных на выставке консервированных и неконсервированных, тронутых коррозией предметов, поясняя кратко технический процесс работы по удалению с них ржавчины и предохранению их от дальнейшего ржавления. Поступающий в лабораторию предмет, покрытый ржавчиной, сначала освобождается от прежней жировой смазки — растворителями жиров (бензин, щелочи и т. д.). Затем предмет опускается в ванну из 3-х процентного раствора уксусной кислоты, для размягчения ржавчины, на несколько часов. Вынутый из этой ванны предмет чистят в воде жесткими щетинными или мягкими железными щетками. Если ржавчина еще держится, недостаточно ослабла, предмет опять опускают в ванну и, вынув, окончательно удаляют ее щетками. По очистке предмет опускают в 3-х процентный раствор соды для удаления оставшейся в порах уксусной кислоты. Затем предмет промывают, сушат, горячо нагревают (до 120—150° С) и в таком состоянии покрывают парафином или нагревают парафиновую ванну до тех же градусов и опускают в нее предмет. После этого предмет слегка охлаждают и вытирают тряпками излишек парафина, и еще в теплом состоянии покрывают прозрачным лаком «цапоном», или предмет смазывается тонким слоем вазелина. Предметы, имеющие золотую насечку, в ванны не погружаются, а лишь слегка размягчается слой ржавчины при помощи кислот или масла и счищается ножом или шабером, а затем также выщелачивается и предохраняется парафином и лаком.
Вышеуказанным способом, в уксусной ванне, очищен представленный на выставке доспех XVI в. (№ 4730). До очищения он имел сплошные покрытия ржавчины в местах скопления пыли на верхних частях шлема, плеч и т.д. Ржавые пятна были раскинуты и по всей остальной поверхности доспеха. Ржавчина с него удалена. Доспех консервирован.
Рядом представлен доспех (№ 4870) в том виде, как он хранился в дореволюционное время, будучи повешен высоко на стене и находясь без наблюдения много десятков лет.
В витрине подобные же образцы хранения стремян. Стремена (№ 8753) представлены в двух состояниях. Одно в настоящее время расчищено и законсервировано, другое оставлено в процессе коррозии. Так же представлены стремена №№ 8493 и 8605.
Шлем № 17746 имел до очистки сплошное покрытие ржавчиной, под которой не было видно орнаментов золотой насечки. Исподняя сторона его имела еще более толстые корки ржавчины под древней шелковой тульей. Шлем был разобран, тулья снята; затем по окончании процесса консервации шлем и тулья собраны в первоначальном виде. Подобно очищен и шлем № 4409.
Представленные на выставке показательно предметы в состоянии коррозии и предохраненные от коррозирующего процесса убеждают в необходимости уделить этому делу большое и срочное внимание. Предмет не только сохраняется от уничтожения, но и является в совершенно ином виде своего первоначального значения, как принадлежности определенного общественного класса, четко показывая всю сложность своей техники и тем большую сказочную роскошь, чем выше стояло на лестнице классов лицо, им владевшее.
Автор листовки - Мишуков Федор Яковлевич (1881-1966) – исследователь, художник, педагог, реставратор, потомственный ювелир. С 1919 года работал в Оружейной палате, с 1929 года шщ — заведующий Экспериментальной, консервационной, показательной производственной мастерской и хранитель музея, с 1930 года - заведующий отделом оружия в Государственной Оружейной палате и оставлен заведующим мастерской-лабораторией... В 1935 году он выбывает из штата сотрудников Оружейной палаты, но всю жизнь был тесно с ней связан. Так, в 1945—1966 годах Федор Яковлевич был членом Реставрационного и Ученого советов Оружейной палаты. Ни одно произведение прикладного искусства не проходило реставрацию помимо него. Он не только консультировал, но и непосредственно руководил работой и многое делал сам. Под его руководством осуществляется реставрация памятников, имеющих особенную историческую и материальную ценность. В числе их корона и древние кубки, кольчуга П.И. Шуйского, сабли Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, зерцало работы мастера Оружейной палаты XVII в. Никиты Давыдова, филигранные шахматы и миниатюрные серебряные игрушки...
Источник: Статья А.М. Мишукова и И.А. Родимцева "О научно-реставрационной деятельности Федора Яковлевича Мишукова в Государственной оружейной палате."
Форум сайта подстаканников - podstakanoff.net
Все о подстаканниках - обсуждение, обмен, продажа,коллекции!