ИСТОРИЯ ГРАНЕНОГО СТАКАНА
Гранчак. Он же «маленковский», он же «гранёныч», он же «гильза», он же «губастый». Граненый стакан – один из символов российского 20-го века, эмблема советской эпохи.
Существует несколько версий происхождения граненого стакана. Вот, что было найдено в Интернете:
Версия 1:
Гранёный стакан придумали
на Руси ещё в древности и изготавливали его из притертых друг к другу дощечек. Именовался он достаканом. С тех пор уже в стаканах из иных материалов сохранился бортик сверху, который в прошлом был кольцом, соединявшим деревянные сегменты, образующие грани. Дополнительные версии по происхождению наименования - оно заимствовано из тюркского языка «тустыган» / чаша / или «дастархан» / праздничный стол /.
Ю.Сергеев «Ночное гадание. Святки»
Версия 2:
Граненый стакан был изобретен
во времена Петра I.
В 1721 году стеклодув
Ефим Смолин из города Владимира создал гранёный стакан для нужд русского флота. Причина такова: круглый стакан, упав на бок, при качке неизбежно скатывался со стола и разбивался. Гранёный катился плохо и не бился. Идея царю понравилась. По легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь «для проверки», а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул:
«Стакану быть!», а кто-то из свиты услышал это не иначе как
«Стаканы бить!», и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду в минуты особой радости в процессе застолья.
И хотя стакан разбился на мелкие осколки, царского гнева не последовало, наоборот, Государь сделал большой заказ для флота.
За четыре последних года жизни Петра Первого в России было произведено около 13 тысяч граненых стаканов, примерно столько же, сколько было отлито пушек. А после открытия в 1756 году Гусевского хрустального завода, специализировавшегося на массовом, по тогдашним представлениям, производстве сортовой стеклянной посуды, гранёный стакан прочно вошел в жизнь как трактиров, так и домашних столовых.
граненые стаканы XIX века, из музея в Гусь-Хрустальном
Еще одно подтверждение «древности» граненых стаканов — их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.
Версия 3:
Стакан был изобретен в Перми в 1880-е годы
Николаем Гавриловичем Славяновым, создателем метода дуговой сварки. Славянов проверял свой метод на любых металлах, сваривал металлические пластинки, в результате создал граненый металлический стакан.
В архиве изобретателя остались чертежи стакана с 6, 8, 20 и даже 30-ю гранями. Где-то в запасниках музея Мотовилихинских заводов должен отыскаться металлический образец.
Возможно, эти чертежи и металлические образцы попали на стекольный завод в Сылве, построенный в 1875 году. Тогда это было молодое амбициозное предприятие, восприимчивое к новым идеям. Часть оборудования руководство Сылвенского завода заказывало в Мотовилихе. Изделия сылвенских стеклодувов быстро скопировали другие российские заводы, прежде всего завод в городе Гусь Хрустальный. Но это тоже, в большей части предположение.
граненые стаканы XIX века, фото из музей в Гусь-Хрустальном.
В Перми установлен памятник Н.Славянову. Постамент его имеет грани, напоминающие грани стакана. Что же имел в виду скульптор?
Версия 4:
Самая популярная версия. Молва упорно приписывает авторство (точнее модернизацию) граненого стакана
Вере Игнатьевне Мухиной. Той самой, которая создала монументальную скульптуру «Рабочий и колхозница», за которую ее наградили Сталинской премией.
Сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды — Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Считается, что Мухиной пришлось заново «создавать» стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы «выжил» после мытья в заграничной технике.
В результате, по некоторым данным,
11 сентября 1943 года с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан.
Эта дата,
11 сентября, считается Днем граненого стакана (неофициально, разумеется).
По одной версии, дизайн стаканов Мухина подсмотрела у горного инженера, профессора геологии
Николая Славянова, которым в свое время была изобретена дуговая сварка (смотрите версию 2). Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом
Казимиром Малевичем (тем самым, который написал «Черный квадрат»). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич — в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях.
По другой версии, уникальную форму подсказал Мухиной
муж, любивший пропустить после работы рюмашку-другую., какими в советское время изобиловали все пивные Советского Союза.
Кстати, те посудомоечные машины, ради которых модернизировался граненый стакан, долго не продержались — бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления стакана. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более «играющим» на свету.
Но любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину. По свидетельству правнука Веры Мухиной Алексея Веселовского, его знаменитая прабабушка разработала классический дизайн всенародно любимого питейного сосуда -
пивной кружки.
И это, в отличие от «стаканных» домыслов, факт!
примерно такая.
Но и эта популярная версия происхождения граненого стакана имеет документальное опровержение.
На картине
Петрова-Водкина «Натюрморт» 1918 года изображен настоящий граненый стакан. Юная Мухина в этом году вышла замуж и еще не занималась ни монументальной скульптурой, ни стеклом. Работы из стекла у нее появились в 40-х годах.
Петров-Водкин. Натюрморт. 1918 г.
Итак, ни у одной версии
нет доказательств. Поэтому, выбирайте любую – какая больше нравится!
А в настоящее время граненый стакан стал объектом коллекционирования. Может быть, кто-то из нас может рассказать об этих стаканах больше? Пожалуйста, просветите!!!