Страница 1 из 1

Каталог солонок

Добавлено: 14 окт 2012, 02:12
ESol
Вышел в свет Каталог солонок из коллекции Дмитрия Мизгулина.



Сергей Филатов

История и соль ремесла

Солонки. Коллекция Дмитрия Мизгулина. Альбом-каталог. – Тобольск. – 2012. Отпечатано в Италии, фирма «График». – Верона.

С одной стороны каталог любой коллекции – это издание, прежде всего, для специалистов. Человек искушенный в данном вопросе, прочитав описание того или иного предмета, внимательно рассмотрев лишь ему одному известные особенности и детали, может определить какого возраста этот предмет, как, когда, где и кем он был изготовлен. Более того, кем, для каких целей и при каких обстоятельствах, он, возможно, использовался. Допустим, солонка подобная той, что представлена на странице 195 данного каталога, с клеймом фирмы К.Фаберже, получившей, как известно, в 1885 году звание поставщика Высочайшего Двора, вполне могла украшать трапезный стол российского императора Александра III либо кого-то из его приближенных.
С другой стороны, любой любознательный человек, не специалист, просматривая подобный каталог, может при желании узнать многое и сделать для себя массу интересных открытий. Оговорюсь, для этого представленная коллекция не только должна заинтересовать его, но и сам каталог должен быть составлен толково и грамотно. То есть, кроме скучной, педантичной инвентаризации экспонатов, каталог должен нести в себе некую эмоциональную содержательную часть. Например – «Все живое вышло из первоначального праокеана. Солёного»…
Может быть, поэтому всегда с интересом просматриваю подобные издания.

Однако начну не с этого. При просмотре каталога «Солонки», изданного Общественным благотворительным «Фондом возрождения Тобольска», первое, что сразу бросилось в глаза – это культура самого издания. Впрочем, будучи знакомым со многими предыдущими изданиями фонда, не очень-то этому удивился. Именно культура издания отличает книги, подготовленные и изданные «Фондом возрождения Тобольска».
Всё здесь логично и функционально, начиная от размеров книги – 70х90/16 – почти квадрат с небольшим тяготением к альбомному формату, который наиболее оптимально вписывает в страницы размеры и форму экспоната. Конечно же, сразу настраивает на трепетное, почтительное отношение к книге бархатная обшивка обложки. Её строгий темно-синий цвет с выдавленным, одним из традиционных для изделий из серебра, орнаментом, а так же серебряное тиснение названия книги и имени коллекционера, собравшего все эти удивительные предметы воедино, изящная тоненькая серебряная рамка, и наконец притиснутое изображение самой солонки. Ничего лишнего, всё строго в тему, и сразу, с обложки, – ясно, о чём, собственно, речь пойдет.
А первый эпитет, который непроизвольно приходит на ум – благородно. Действительно, и серебро, и бархат, как бы подчеркивают уважительное отношение к самим экспонатам – к солонкам, и к тем мастерам, что их сделали. И берёшь такую книгу в руки, и перелистывать начинаешь осторожно, бережно, чтобы ничего не повредить, не дай, Бог, не замарать её ненароком.

Сразу, после титула и страницы с входными данными, следует эссе-вступление Аркадия Елфимова «Символ верности и носитель святости», предлагающее любознательному читателю интересный динамичный экскурс в историю соли, солеварения и о самих солонках. И, как бы, объясняющее читателю «соль» соли: её значимость и философскую основу почтительного отношения к ней. Ту, что нашла отражение во многих известных легендах и мифах, в географических названиях – Соловецкий монастырь, Соликамск, Усолье Сибирское, в исторических событиях – «соляные бунты», а так же, в глубинах и недрах родного языка: «не солоно хлебавши», «недосол на столе» и т.д.
И недаром автор предисловия пишет: «Коллекция солонок Дмитрия Мизгулина довольно неординарное и яркое явление, поскольку в ней заложен великий смысл, а по своему метафизическому значению, по духовной составляющей она находится в ряду самых ценимых». Как известно, солонки – это сосуды для хранения соли, в которых она подаётся к столу, а соль издревле ценилась и почиталась человеком, как продукт необходимый для жизни. В некоторые времена кристаллы соли использовались как эквивалент расчета за другие товары, вместо денег, самых почетных гостей на пирах сажали поближе к солонкам, тем самым подчеркивая особое уважение к их персоне. Да и само выражение – «без соли нет жизни» имеет под собой не только химико-биологическую, но и философскую подоснову. Действительно, если вспомнить историю зарождения жизни на нашей планете – все живое вышло из мирового океана, имеющего, как известно, в составе воды значительное количество хлорида натрия. Да и добыча соли людьми, первоначально велась исключительно из морской воды.
Кроме того, солеварение поддерживало и основы государственности, промысел этот был доходным источником пополнения государственной казны. Издревле солеварни облагались немалыми налогами. Так, еще в 1137 году русский князь Святослав Олегович выдал Софийскому собору в Новгороде уставную грамоту, где определил налог с соляных варниц: «…на мори от чрена и от салгы по пузу…». В переводе с поморской «говори» слово чрен означает четырехугольный ящик, кованный из листового железа, а салга – котел, в котором варили соль. Пузом в беломорских солеварнях называли мешок соли объемом 52 литра. Беломорской солью – «морянкой» торговали по всей Руси вплоть до начала XX века, пока её не вытеснила более дешёвая.
Значительное место в предисловии отведено истории зарождения солеварного промысла в Сибири. В частности, интересный факт, в Усолье-Сибирском, которое считается главной «сибирской солонкой», с 1669 года, с момента обнаружения Анисимом Михалёвым соляного источника у реки Ангары, люди варили и по сей день варят соль. Сейчас в Усолье-Сибирском, которое из небольшого поселения разрослось в город, находится крупнейший в России комбинат по производству соли – «Сибсоль», а сама усольсибирская соль по своему качеству и сегодня считается одной из лучших в мире.

Достойным развитием темы в каталоге предстает и научно-популярный очерк Натальи Яковлевой «Солонки коллекции Дмитрия Мизгулина», повествующий об истории развития серебряного ювелирного дела. О самом ремесле, о старых мастерах серебряного ювелирного ремесла, об их произведениях… Достаточно подробно, основательно и. что не менее важно, доступно даже для такого неискушенного в вопросах искусствоведения читателя, как я.
По мнению автора очерка: «Коллекция солонок Дмитрия Мизгулина, состоящая из более 200 предметов, предлагает исследователю обширный материал для изучения русского серебряного дела XIX-XX веков, результатом работы над которым и стал этот каталог».
Но даже я, просматривая каталог, смог сделать для себя некоторые умозаключения.
Допустим, соль и серебро. Уже одно то, что соль подавалась на стол в солонках из этого драгоценного металла, говорит насколько ценим был этот продукт нашими предками. Ведь деятельность мастеров-ювелиров, работающих на Руси с серебром, была строго регламентирована пробирными уставами и правилами, а соблюдение этих правил находилось под строгим контролем министерства финансов. И все серебряные предметы должны были предъявляться в пробирные палатки, на сверку клейм, удостоверяющих пробу металла. Каждый мастер имел своё именное клеймо, где, как правило, отражались его имя, либо название артели, в которой он работал. Например: АП – Андрей Постников, 2А – вторая московская артель, ГУБКИНЪ – фабрика И. Губкина и т.д. Поэтому, большинство из солонок, представленных в коллекции, в настоящее время авторизовано по персональным клеймам мастеров, либо по клеймам крупных ювелирных фирм Хлебникова, Овчинникова, Карла Фаберже…
Или другое. По надписям, узорам, орнаментам, по изменению форм и стилей – «неорококо», «русский стиль» можно проследить мировоззренческую приверженность того или иного мастера. Однако по «сюжету» солонки вряд ли стоит выводы о том, на каком столе она стояла. Допустим, солонки в форме обычного крестьянского чугунка фирмы Ивана Хлебникова. Что интересно, последний был поставщиком Высочайшего Двора. Интересным проявлением «русского» стиля была и имитация в серебре материалов народных промыслов – плетения из бересты, лыка. Это характерно для солонок фирмы «Братья Грачёвы», которая была тоже поставщиком Высочайшего Двора, великих князей и короля Дании. Поэтому солонки «под бересту» или «под чугунок» вполне могли украшать трапезные столы великих князей или самого Императора.
Не буду приводить здесь всё, важнее другое, даже по таким утилитарным предметам быта можно составить для себя некоторые представления о самом быте того или иного времени. То есть коллекция дает представление об обычаях, вкусах, привязанностях людей тех лет, которыми датируются экспонаты. А в некоторой степени, и о их мировоззрении.
И второе, очерк в совокупности с каталогом достаточно подробно иллюстрируют всю историю развития серебряного ювелирного искусства в Российской империи до 1917 года, в СССР – до начала 70-х годов ХХ века, а так же даёт возможность сравнить образцы русского ювелирного искусства с солонками работы западноевропейских мастеров, сопоставив их отличие и сходство. Допустим, если российские солонки-чугунки стоят в основном на трех шариковых ножках, то западноевропейские ставили свои аналогичные изделия на фигурные лапки и т.д.

Интересны и краткие пояснения к каталогу. Они логично дополняют исторический очерк Яковлевой. Прежде всего, речь в пояснениях идёт о разнообразных методах и приемах ювелирного мастерства, которыми пользовались мастера, как для изготовления самих солонок, так и узоров выдавленных или нанесенных на них, начиная с XIX века когда «одним из способов обработки металла было штампование…» Однако более сложные формы, в том числе и основу солонок изготавливали способом выдавливания на токарном станке… Здесь же описываются способы изготовления узоров и орнаментов, такие как чеканка, гравировка, а так же нанесения покрытий из золота и различных эмалей.
Таким образом, пояснения в совокупности с эссе Елфимова, очерком Яковлевой дают достаточно полную картину. И открыв любую страницу каталога можно уже представить достаточно зримо, как изготавливалась данная солонка, как на неё наносился узор, какой мастер её делал и где она потом могла использоваться.

Далее, центральная, самая объемная часть издания, собственно сам каталог, включающий в себя изображения более 200 предметов. Солонки самые различные, из разных городов и стран: Россия (1800-е - 1917), Европа (1825-1900-е), СССР (1927-1972)…
Перелистываешь страницы, и ощущение прикосновения к чему-то благородному, только усиливается, все больше и больше утверждаешься в правоте этого своего первого впечатления.
На мой взгляд, удачно выбранный дизайнерами Василием Валериусом и В. Ахмеджановой радикально-чёрный фон-подложка, как бы оттеняет не только искусно выполненные сосуды для хранения соли, но и подчёркивает ценность и величие самого металла, из которого они изготовлены.
На правой странице, как и положено в каталоге, – лаконичное, но содержательное описание: дата и место изготовления, имя мастера, описание и изображение его авторского клейма, материал изделия, материал покрытия, форма и особенности изделия…
А справа – сам предмет, очень удачно сфотографированный екатеринбургским фотографом Евгением Лыковым. На снимках отчётливо видны детали и геометрия экспоната. Здесь тот же чёрный фон, и очень наглядная масштабная сетка. Что очень важно для специалиста. По этой сетке с первого взгляда он может правильно оценить геометрию и все размеры экспоната: его высоту, ширину…
Для примера откроем наугад. Страницы 120-121. В описании читаем: «Солонка серебряная, на круглом профилированном основании, с отогнутым бортом. Корпус украшает широкий пояс пышного растительного орнамента на гравированном фоне с фигурным клеймом в виде щита в центре».
По клейму мастера ИФ можно определить, что солонка изготовлена мастером-ювелиром Иваном Ивановичем Футикиным. По клейму пробирочного мастера А*С, 1876, 84 определяем – солонка изготовлена в 1876 году из серебра 84 пробы (что соответствукет современной 875 пробе) и проверена пробирным мастером А. Свечиным. Клеймо Георгий Победоносец на коне. Поражающий дракона, обращенный вправо обозначает, что мастер Свечин состоял на службе в Московской городской пробирной части.
То есть солонка эта была изготовлена в Москве в эпоху царствования Российского Императора Александра II, через 15 лет после отмены крепостного права. Как раз в эти годы происходило массовое переселение крестьян из центральных губерний в Сибирь, то есть вполне возможно, что эта солонка попала в Сибирь с переселенцами…
И это всего лишь один «эпизод», напомним, что в книге более двухсот…

Очень удачно в общую структуру каталога вписываются перечни клейм пробирочных учреждений Российской империи и мастеров ювелиров, как бы некий путеводитель по каталогу. С помощью этих перечней легко устанавливаются все «реквизиты» экспоната – автор, адрес изготовления, проба и т.д.

В целом, каталог коллекции Дмитрия Мизгулина, безусловно, заинтересовал меня. Просматривал его точно некий учебник истории России. Прежде всего, я узрел в нём некую модель истории нашей родины, выстроенную на примере конкретных предметов, на примере развития конкретного ремесла. То есть, малое – не просто, как часть большого, а часть, содержащая в себе отметки истории большого, по которым, с достаточной вероятностью, можно её эту историю выстроить, подобно как по ДНК одной клетки нашего тела, можно определить историю человека и историю его рода. Наверное, общая совокупность таких коллекций разнообразных предметов быта позволила бы нам с высокой точностью составить представление о том, как жили наши предки, чем они занимались, о чём мечтали. А из этих деталей и складывается история.
Поэтому посыл автора предисловия – «коллекция Дмитрия Мизгулина… уже давно заслуживает быть введенный в научный оборот» – для меня более чем бесспорен.
Думаю, не только для меня.