Да, наверняка именно так и есть. После событий 1917 года, в стране происходили настолько масштабные перемены во всём, что сменился и уклад жизни людей, сменилась идеология, отношение к материальным ценностям и т. п. На первые места вышли функциональность, оптимальность, массовость производства. Ну и наверняка с специализированным оборудованием были проблемы.
Вот что прочитал на просторах интернета:
"... Гильош — удивительная техника ювелирного дела, это орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Такая декоративная отделка украшения мало кого оставит равнодушным.
Густые узоры придают поверхности особую красоту, а игра света делает изделия с гильошем и вовсе удивительными.
Искусство гильошировки прошло долгий путь, но пользуется популярностью и в наши дни. Изделия, расчерченные оригинальными гравированными штрихами, притягивают и простых ценителей прекрасного, и опытных коллекционеров.
Гильоширование зародилось в Средние века. Именно тогда мастера с помощью гравировального станка стали наносить на вращающуюся или плоскую заготовку узоры из волнообразных линий, расположенных в определенной геометрической последовательности. Медленно, линия за линией, создавались тончайшие кружевные переплетения штрихов.
Искусство гильоше достигло пика популярности в XVII-XVIII веках, когда созданием узоров на металле увлекались даже королевские особы.
Ведущий вклад в развитие токарно-копировальных станков на Руси внёс русский самородок, личный токарь Петра Первого, Андрей Нартов. Его станки остались в политехническом музее в Москве и их принципы работы практически не изменились за прошедшее время.
Каждая эпоха добавляла в технологию что-то новое. Совершенствовался не только станок для гравировки, но и тонкости нанесения узора.
В XIX веке интерес к гильошировке вырос с новой силой. Это произошло благодаря революционному на тот момент открытию Карла Фаберже — нанесению эмали на гильошированный фон.
Обучаясь в Европе, маэстро Фаберже очень заинтересовался гильошировочными станкам и привез себе такой же. В работе на нем он достиг величайшего мастерства и поражал современников разнообразием рисунков и оттенков эмали.
Фирма Фаберже выполняла свыше 200 вариантов гильоша, используя более 150 оттенков цветов, тогда как другие ювелиры могли украсить свои творения лишь несколькими, самыми простыми, цветами. Знаменитые пасхальные яйца и рамки для фотографий Фаберже до сих пор поражают тончайшей игрой оттенков, совершенством мельчайших деталей.
Узоры гильошировки настолько сложны и неповторимы, что исторически используются как один из видов защиты денежных купюр. Что, к сожалению, в советское время привело к полному запрету его использования в других отраслях и эти станки разрабатывались только мастерами-самородками. Классические узоры гильоше носят поэтичные названия, в духе французского романтизма. "Женевские волны", "Парижские гвозди", "Солнечные лучи", "Ячменное зерно", "Плетеная корзинка", "Вьюн" и другие.
К концу века стремительное развитие технологий и конвейерное производство стало вытеснять ручные ремесла. Это коснулось и техники гильоше. Сегодня для гильошировки ювелирные дома и частные мастера часто используют станочную резьбу. Тонкие параллельные или пересекающиеся, ровные или дугообразные линии ложатся на гладкий металл, создавая сложный объемный узор. Гильоширование с помощью специализированного станка позволяет добиться достаточно высокого качества изделий. Со станком возможно воспроизводить узоры любой сложности, но все же настоящим искусством является ручная работа на станке, так как красота эмали выявляется только после ручной работы. Немногие ювелирные бренды в наши дни работают в технике гильоше, а мастера ручной гравировки — большая редкость, поскольку ручная работа на станке гильоше требует большой концентрации и высочайшей квалификации работника, даже малейший огрех в работе исправить невозможно, только начинать всю работу сначала.
Особое место искусство гильоше занимает в часовом производстве. Золотые или серебряные циферблаты, покрытые тонким узором, выглядят еще более благородно. Лаконичный классический дизайн, дополненный гильошированием, подчеркивает высокий статус и хороший вкус своего владельца.
Уникальные «лучи», «ячменные колосья», «зигзаги» и «муаровые переливы» гильошировки создаются благодаря особому чутью мастера. В отличие от обычной гравировки, где рука ювелира ведет резец по поверхности изделия, гильоше требует перемещения и самой детали относительно резца — мастер делает это движением большого пальца.
Безусловно, достичь совершенства в подобной технике удавалось немногим. Выдающимся гильошировщиком был Михаил Евлампиевич Перхин. Его мастерство тем более удивительно, что Михаил Евлампиевич был крестьянином и самоучкой. Именно Михаилу Перхину мы обязаны непревзойденными Императорскими Пасхальными яйцами: он отвечал за их создание вплоть до своей смерти, на каждом стоит клеймо мастера «М.П.».
К сожалению немногим более месяца назад ушёл из жизни наш современник Сергей Иванович Квашнин — полный кавалер ордена Карла Фаберже, заместитель председателя наградного комитета Международного Мемориального фонда Карла Фаберже и, среди прочего, выдающийся мастер гильошировки. Сергей Иванович — автор оригинальных граверных и гильошировочных станков, запатентованных в Роспатенте. Его станки позволяют делать более 100 000 узоров гильоша — в несколько тысяч раз больше, чем у великого Фаберже.
https://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/societ ... shnin.html
https://www.youtube.com/watch?v=97_-ur1y0cg
Но я всё же имел ввиду портсигары попроще, без эмалей, и с более грубой (в смысле крупной) гильошировкой, по типу вот таких:
Интересно такие (как на фото) у нас в СССР совсем не делали, или я не нашёл просто. И если делали, то являются ли они редкостью? Речь конечно не о штампованных "под гильоше" в 60-х и позже.