Гильоше на портсигарах

Ответить
Melk
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 04 дек 2021, 20:00

Гильоше на портсигарах

Сообщение Melk » 04 дек 2021, 20:56

Приветствую уважаемых форумчан!
Обратил внимание на одну интересную особенность. На многих интернет аукционах и торговых площадках встречается большое количество европейских портсигаров в серебре и аналоге мельхиора - альпаке, с различными видами крупного гильоширования на обоих половинках. Начало - середина ХХ века. Речь о обычном, простом гильошировании по металлу, без эмалей.
Портсигары же произведённые в этот же период в СССР, с гильоше, мне нигде не попадались. Ни в серебре, ни в мельхиоре. Возник вопрос, почему? Их было очень мало выпущено? Или они были не популярны в те годы в СССР? Или не было таких станков? Или это было дорого для производства и нецелесообразно в тот период?
Буду признателен за ваши мнения на этот счёт.

Нелунатик-увы
Сообщения: 6114
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Гильоше на портсигарах

Сообщение Нелунатик-увы » 05 дек 2021, 01:46

Доброго времени суток ))). Интересный вопрос.
После переворота 17-ого года, строя новый мир, мы слишком много всего разрушили. Уменьшилось количество специалистов (кто эмигрировал, кто сменил профиль работы, чтобы прокормить свои семьи), сократилось количество специализированного ювелирного оборудования (шла борьба против мещанства, в том числе буржуазных украшений). Но все же жизнь продолжалась, и даже в первые, самые трудные годы советской власти продолжали выпускать портсигары, подстаканники, брошки, колечки. И вот что интересно - есть немало пудрениц с гильошированием. А вот портсигаров с полностью гильшированной поверхностью почти не производили. Почему??? Может это связано с техническими характеристиками оборудования - не все станки могли обработать поверхности большой площади?

Хотя все же в советское время и портсигары с гильошированной поверхностью выпускали, у нас есть тема, где показаны подобные портсигары.

viewtopic.php?f=36&t=1829

А вообще-то, к сожалению, после революции портсигары значительно упростились по сюжетам, технологиям, материалам (уменьшилось количество серебряных, с эмалью), особенно после 30-х годов. Да, довольно много встречается европейских портсигаров тех лет с цветной эмалью - яркие, эффектные, нарядные. У нас же получается в целом тенденция на идеологический лаконизм, сдержанность, простоту.

Melk
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 04 дек 2021, 20:00

Re: Гильоше на портсигарах

Сообщение Melk » 05 дек 2021, 14:19

Да, наверняка именно так и есть. После событий 1917 года, в стране происходили настолько масштабные перемены во всём, что сменился и уклад жизни людей, сменилась идеология, отношение к материальным ценностям и т. п. На первые места вышли функциональность, оптимальность, массовость производства. Ну и наверняка с специализированным оборудованием были проблемы.
Вот что прочитал на просторах интернета:
"... Гильош — удивительная техника ювелирного дела, это орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Такая декоративная отделка украшения мало кого оставит равнодушным.
Густые узоры придают поверхности особую красоту, а игра света делает изделия с гильошем и вовсе удивительными.
Искусство гильошировки прошло долгий путь, но пользуется популярностью и в наши дни. Изделия, расчерченные оригинальными гравированными штрихами, притягивают и простых ценителей прекрасного, и опытных коллекционеров.
Гильоширование зародилось в Средние века. Именно тогда мастера с помощью гравировального станка стали наносить на вращающуюся или плоскую заготовку узоры из волнообразных линий, расположенных в определенной геометрической последовательности. Медленно, линия за линией, создавались тончайшие кружевные переплетения штрихов.
Искусство гильоше достигло пика популярности в XVII-XVIII веках, когда созданием узоров на металле увлекались даже королевские особы.
Ведущий вклад в развитие токарно-копировальных станков на Руси внёс русский самородок, личный токарь Петра Первого, Андрей Нартов. Его станки остались в политехническом музее в Москве и их принципы работы практически не изменились за прошедшее время.
Каждая эпоха добавляла в технологию что-то новое. Совершенствовался не только станок для гравировки, но и тонкости нанесения узора.
В XIX веке интерес к гильошировке вырос с новой силой. Это произошло благодаря революционному на тот момент открытию Карла Фаберже — нанесению эмали на гильошированный фон.
Обучаясь в Европе, маэстро Фаберже очень заинтересовался гильошировочными станкам и привез себе такой же. В работе на нем он достиг величайшего мастерства и поражал современников разнообразием рисунков и оттенков эмали.
Фирма Фаберже выполняла свыше 200 вариантов гильоша, используя более 150 оттенков цветов, тогда как другие ювелиры могли украсить свои творения лишь несколькими, самыми простыми, цветами. Знаменитые пасхальные яйца и рамки для фотографий Фаберже до сих пор поражают тончайшей игрой оттенков, совершенством мельчайших деталей.
Узоры гильошировки настолько сложны и неповторимы, что исторически используются как один из видов защиты денежных купюр. Что, к сожалению, в советское время привело к полному запрету его использования в других отраслях и эти станки разрабатывались только мастерами-самородками. Классические узоры гильоше носят поэтичные названия, в духе французского романтизма. "Женевские волны", "Парижские гвозди", "Солнечные лучи", "Ячменное зерно", "Плетеная корзинка", "Вьюн" и другие.
К концу века стремительное развитие технологий и конвейерное производство стало вытеснять ручные ремесла. Это коснулось и техники гильоше. Сегодня для гильошировки ювелирные дома и частные мастера часто используют станочную резьбу. Тонкие параллельные или пересекающиеся, ровные или дугообразные линии ложатся на гладкий металл, создавая сложный объемный узор. Гильоширование с помощью специализированного станка позволяет добиться достаточно высокого качества изделий. Со станком возможно воспроизводить узоры любой сложности, но все же настоящим искусством является ручная работа на станке, так как красота эмали выявляется только после ручной работы. Немногие ювелирные бренды в наши дни работают в технике гильоше, а мастера ручной гравировки — большая редкость, поскольку ручная работа на станке гильоше требует большой концентрации и высочайшей квалификации работника, даже малейший огрех в работе исправить невозможно, только начинать всю работу сначала.
Особое место искусство гильоше занимает в часовом производстве. Золотые или серебряные циферблаты, покрытые тонким узором, выглядят еще более благородно. Лаконичный классический дизайн, дополненный гильошированием, подчеркивает высокий статус и хороший вкус своего владельца.
Уникальные «лучи», «ячменные колосья», «зигзаги» и «муаровые переливы» гильошировки создаются благодаря особому чутью мастера. В отличие от обычной гравировки, где рука ювелира ведет резец по поверхности изделия, гильоше требует перемещения и самой детали относительно резца — мастер делает это движением большого пальца.
Безусловно, достичь совершенства в подобной технике удавалось немногим. Выдающимся гильошировщиком был Михаил Евлампиевич Перхин. Его мастерство тем более удивительно, что Михаил Евлампиевич был крестьянином и самоучкой. Именно Михаилу Перхину мы обязаны непревзойденными Императорскими Пасхальными яйцами: он отвечал за их создание вплоть до своей смерти, на каждом стоит клеймо мастера «М.П.».

К сожалению немногим более месяца назад ушёл из жизни наш современник Сергей Иванович Квашнин — полный кавалер ордена Карла Фаберже, заместитель председателя наградного комитета Международного Мемориального фонда Карла Фаберже и, среди прочего, выдающийся мастер гильошировки. Сергей Иванович — автор оригинальных граверных и гильошировочных станков, запатентованных в Роспатенте. Его станки позволяют делать более 100 000 узоров гильоша — в несколько тысяч раз больше, чем у великого Фаберже.
https://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/societ ... shnin.html
https://www.youtube.com/watch?v=97_-ur1y0cg

Но я всё же имел ввиду портсигары попроще, без эмалей, и с более грубой (в смысле крупной) гильошировкой, по типу вот таких:
Гильоше на портсигарах
Гильоше на портсигарах
Гильоше на портсигарах
Интересно такие (как на фото) у нас в СССР совсем не делали, или я не нашёл просто. И если делали, то являются ли они редкостью? Речь конечно не о штампованных "под гильоше" в 60-х и позже.
Последний раз редактировалось Melk 05 дек 2021, 15:41, всего редактировалось 1 раз.

Нелунатик-увы
Сообщения: 6114
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Гильоше на портсигарах

Сообщение Нелунатик-увы » 05 дек 2021, 15:17

Спасибо за маленькую экскурсию в историю Гильоше ))). Честно говоря почти ничего об этом читала. Удивительный мир, действительно удивительный. А названия рисунков действительно поэтические ))).
Заинтересовал 1- ый портсигар. Разве это гильошировка?

Melk
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 04 дек 2021, 20:00

Re: Гильоше на портсигарах

Сообщение Melk » 05 дек 2021, 15:38

Я не могу сказать точно, считается ли такой вид обработки гильошенированием, или это что то другое. Но это не штамп это точно. По типу рисунка похож на узор гильоше "Солнечные лучи", но очень крупный.
Вот в этой статье можно посмотреть узор гильоше "Солнечные лучи" на циферблате наручных часов: https://zen.yandex.ru/media/harold/gilo ... 51230468d0

Нелунатик-увы
Сообщения: 6114
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Гильоше на портсигарах

Сообщение Нелунатик-увы » 05 дек 2021, 16:07

По технике исполнения с первым портсигаром перекликаются вот такие. Они встречаются у довоенных производителей - 1ЮФ, МГ.4, ХАЮС и других. Но ведь это не гильошировка?




Melk
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 04 дек 2021, 20:00

Re: Гильоше на портсигарах

Сообщение Melk » 05 дек 2021, 16:29

Да, это конечно совсем уж крупный узор. Думаю такое уж точно не является гильошировкой. Наверное и портсигар на первом фото в моём посте, тоже нельзя назвать гильошированным.
Тем не менее, портсигары такого типа как на ваших фото мне тоже нигде в интернете не удавалось увидеть. Редкие наверное.

Нелунатик-увы
Сообщения: 6114
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Гильоше на портсигарах

Сообщение Нелунатик-увы » 05 дек 2021, 19:48

Посмотрела репортажи по ссылкам о Сергее Ивановиче Квашнине. Да, огромного масштаба человек, как много сделал.

Ответить

Вернуться в «Портсигары»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя