На многих портсигарах довоенного времени (и даже больше, чем на подстаканниках) присутствует агитационная тематика. Это и орудия труда, и рабочие с колхозниками, и новая на то время техника. Так же много портсигаров и на военную тематику.
На просторах интернета мне встретились два очень похожих портсигара с целым набором разных агитационных символов.
![](/import_images/2/v307905148/8270/F1Iey_AUrXk.jpg)
![](/import_images/2/v307905148/8277/Z1A-fMhHrgI.jpg)
Выяснилось, что на портсигарах изображён герб города Москвы 1924 года.
![](/import_images/2/v307905148/828c/XoCv9dyG7Zw.jpg)
![](/import_images/2/v307905148/8285/jEurb1emigU.jpg)
В советское время Москва стала первым городом, получившим герб, составленный по законам революционной, или, как часто ее называют, пролетарской символики.
Новый герб города с советской символикой был составлен архитектором Д. Осиповым и 22 сентября 1924 года утвержден Президиумом Моссовета.
Описание герба:
а) В центральной части в овальный щит вписана пятиконечная звезда. Это победный символ Красной Армии.
б) Обелиск на фоне звезды, являющийся первым революционным монументом РСФСР в память Октябрьской революции (поставленный перед зданием Моссовета). Это символ твёрдости Советской власти.
в) Серп и Молот — эмблема рабоче-крестьянского правительства.
г) Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья, изображённые по овалу щита, являются символом смычки города с деревней, где колесо с надписью «РСФСР» определяет промышленность, а ржаные колосья — сельское хозяйство.
д) Внизу по обеим сторонам изображены эмблемы, характеризующие наиболее развитую промышленность в Московской губернии: слева наковальня — эта эмблема металлообрабатывающего производства, справа челнок — текстильного производства.
е) Внизу под надписью «Московский Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов», изображенной на ленте, расположена «динама» — эмблема электрификации.
Композиционная сложность, отсутствие стилизации и других черт герба, делающих его запоминаемым, определили недолгий срок этого первого и единственного в то время городского символа. И хотя предполагалось, что он послужит примером для других городов и губерний, где должны были "создать свои пролетарские гербы, в которых будут отражены те или иные местные особенности", надежды эти не оправдались. Вновь созданный герб Москвы не привился, хотя использовался, как и прежние городские гербы, в качестве архитектурного украшения при градостроительстве. Например, его можно видеть в решетке, обрамляющей Большой Каменный мост на Москве-реке.
![](/import_images/2/v307905148/8294/slqXOO3flMQ.jpg)
![](/import_images/2/v307905148/829b/HR6iAx7AUkI.jpg)
![](/import_images/2/v307905148/82a3/gmUZ9A0y7Ng.jpg)
![](/import_images/2/v307905148/82aa/FNqoi5jIMs0.jpg)
На фоне звезды расположен Монумент Советской Конституции — центральный по значению памятник ленинского плана монументальной пропаганды, украшавший Советскую (ныне Тверскую) площадь напротив здания Моссовета (ныне здание Мэрии Москвы) в 1918—1941 годах.
![](/import_images/2/v315926148/df7c/o1xvmCD9tXw.jpg)
Но первым на этом месте был открыт памятник талантливому генералу и любимцу армии Михаилу Дмитриевичу Скобелеву.
![](/import_images/2/v307905148/82b1/638y-sfHG5g.jpg)
Герой азиатских походов и русско-турецкой войны 1877-78 годов пользовался в России громадной популярностью. Ему не без основания прочили высшие должности в армии и государстве. Но внезапная смерть - поговаривали, что не без участия «доброхотов» из правительства - оборвала стремительную карьеру генерала, когда ему еще не исполнилось и 40 лет. О его военной доблести свидетельствуют три ордена Святого Георгия - случай уникальный для генерала в таких «юных» годах. Деньги на памятник любимому полководцу собирали по подписке по всей стране. Необходимая сумма набралась быстро. Любопытно, что конкурс на проект памятника выиграл талантливый скульптор-самоучка П.А. Самсонов. Он предложил изобразить генерала на коне с саблей наголо, ведущего солдат в решительную атаку, как Скобелев не раз делал в реальных боях. Проект получил широкую поддержку. С местом установки возникли споры, но император Николай II быстро их притушил, указав на площадь напротив генерал-губернаторского дворца. Так Тверская площадь обрела свой первый памятник. Памятник торжественно открыли 24 июня 1912 года.
![](/import_images/2/v307905148/82b8/RRAkmwBokSU.jpg)
Фигуру генерала Скобелева на коне, установленную на высоком гранитном пьедестале, удачно дополняли две скульптурные группы русских воинов: защищающие в бою знамя и увлекаемые офицером в атаку. В нишах пьедестала установили 11 бронзовых барельефов с эпизодами скобелевских среднеазиатских походов и русско-турецкой войны. А Тверскую площадь переименовали в Скобелевскую. К сожалению, памятник Скобелеву, ставший одной из достопримечательностей первопрестольной, простоял недолго. После революции был принят декрет «О снятии памятников царям и их слугам». Естественно, что памятник Скобелеву, прозванному в народе «белым генералом» за белый мундир и белого коня, на котором он всегда поднимал войска в бой, попал в списки сносимых. В апреле 1918 года он был демонтирован, а площадь из Скобелевской превратилась в Советскую.
Осенью того же года на этом месте был срочно сооружен новый советский памятник - Обелиск Конституции.
![](/import_images/2/v307905148/82c0/yQ0xVl75kdg.jpg)
Новаторскими решениями он не отличался, это была 26-метровая трехгранная стела из кирпича и бетона, предложенная архитектором Дмитрием Осиповым. В нишах обелиска поместили текст Конституции, который временно написали на фанерных листах. Фигуру олицетворяющей свободу женщины, которая должна была украшать обелиск, сделать не успели, поэтому вместо нее повесили табличку с революционным лозунгом. В 1920 году на обелиске установили фигуру женщины с выразительным лицом и поднятой в порывистом жесте рукой. Фигура получилась удачной и хорошо вписалась в общий замысел монумента. Женщиной, ставшей прообразом для скульптора Николая Андреева, который в свое время участвовал в создании памятника Скобелеву, стала московская красавица - актриса МХАТа Евгения Хованская. К осени 1922 года обелиск окончательно доработали.
![](/import_images/2/v307905148/82c7/mildpweLNwA.jpg)
На нем были установлены три бронзовые доски с текстом первой Советской Конституции, которые почему-то украсили военными атрибутами. В таком виде памятник простоял до весны 1941 года, когда Мосгорисполком решил снести его, как не вписывающийся в план реконструкции Советской площади. В ночь на 22 апреля памятник был взорван. От него сохранилась только голова женщины, которая теперь хранится в Третьяковской галерее.
На освободившемся месте к 800-летию основания Москвы было решено установить памятник Юрию Долгорукому.
![](/import_images/2/v315926148/df83/g6NXF7L4QNo.jpg)
Говорят, что решение в пользу Юрия Долгорукого было принято лично Сталиным. Конкурс объявили в 1946 году. Победил проект скульпторов А.П. Антропова, Н.Л. Штамма и С.М. Орлова. Уже 7 сентября 1947 года состоялась закладка монумента, но открыли памятник только летом 1954 года. Скульпторы изобразили Долгорукого в образе былинного богатыря, простершего вперед правую руку, словно указывающего - здесь быть новому граду. Щит всадника украшает древняя эмблема Москвы - Георгий Победоносец, поражающий копьем змия. Любопытно, что и этот памятник вскоре собирались с площади убрать. В 1962 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которое предусматривало «воссоздание к 7 ноября 1964 года монумента Свободы на Советской площади», а памятник Долгорукому планировалось переместить в сквер у Новодевичьего монастыря. Но произошел «небольшой государственный переворот», Хрущев, бывший инициатором переноса памятника, был снят с государственных постов, и Юрий Долгорукий остался на прежнем месте. В последнее время неоднократно поднимался вопрос о необходимости сооружения в столице памятника Михаилу Скобелеву, но дальше обсуждений дело пока не продвинулось. Стоит отметить, что памятники легендарному генералу есть в Болгарии и в некоторых российских городах. Возможно, со временем историческая справедливость будет восстановлена и столицу снова украсит памятник «белому генералу». А памятник Юрию Долгорукому стал новым символом древней столицы. Но отношение к нему даже у московских властей своеобразное. В последнее время на Новый год Долгорукого стали обряжать в шубу Деда Мороза, что выглядит, мягко говоря, очень странно.
![](/import_images/2/v315926148/df8a/O7QgO9Duyd0.jpg)