Портсигары с клеймом ЮКМ (или все же ЮХМ?)

Портсигары 1ЮФ, портсигары ЮХА, надписи на портсигарах, портсигары и спичечницы, портсигары с клеймом ЮКМ, портсигары НПЗ, портсигары с клеймом ЕФ, портсигары с клеймом ГЕ
Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Портсигары с клеймом ЮКМ (или все же ЮХМ?)

Сообщение ESol » 09 сен 2013, 12:17

Вернёмся к орнаменту на крышке портсигара



Нашлась такая информация

Орнамент кубачинцев относится к категории подлинного народного творчества, состоит он преимущественно из стилизованных условно трактованных растительных мотивов - веток, листочков, цветов и пр. Орнамент наносится густой сплошной сетью (вязью) и покрывает всю поверхность изделия пышным узором связанных между собой извивов и завитков. В орнамент иногда вводится декоративный медальон. Часто поверх мелкого густого узора наносится другой - более крупный и редкий, выполненный какой-либо иной техникой. По эффекту орнаментальная ткань кажется бесконечно разнообразной, но при внимательном рассмотрении орнамента можно выделить сравнительно небольшое количество основных традиционных орнаментов узора. Почти каждый из этих элементов носит специальное название. Определённые комбинации элементов орнамента также называются особо: стилизованная ветка дерева с симметричными побегами - тутта, асимметричный орнамент из спиралей и стеблей - мархарай (заросль). Из отдельных элементов и их комбинаций слагается кубачинский орнамент, который композиционно увязывается с формой изделия или отдельной частью его поверхности.



Мархарай



Тутта



1 — истамбул-бикь; 1а — истамбул-бикь в соединении с вовла; 2 — половина истамбул-бикь; 2а — половина истамбул-бикь в соединении с вовла,- 3 — паранг-бикь; 4 — удвоенная франкская голова (кика паранг-бикь); 4а - удвоенная франкская голова в соединении с двойным чит; 5 — вовла-бикь; 6 — мучал-бикь; 6а — половина мучал-бикь; 7 — сулка-бикь; 8 — кацала-бикь; 9 — половина кацала-бикь; 10 — ашаком-бикь (или уцама-бикь); 11 — половина ашаком-бикь; 12 — гулгул-бикь; 12а — половина гулгул-бикь; 13 — гута-бикь; 14 — какие; 15 — чит; 16 — пархикуан; 17 — калькус; 18 — мицаля-капиля; 19 — сивай; сивай с волосками иногда трактуется как половина истамбул-бикь; 20 — огмуда; 21 — бацлясурат; 22 — дилясурат; 23 — сочетание гутабикь и двух половин истамбул-бикь; 24— сочетание какие, истамбул-бикь и сулка-бикь; 25 — тамга в виде "седельной подушки"; 26 — ветвь с "головками"

(рисунок Али-хана Ахмедова)


Техника выполнения декоративной отделки кубачинских серебряных изделий разнообразна, но ведущее место занимает гравирование по серебру (которое выполняется короткими штихелями со специальной заточкой) с последующим нанесением черни.

Чернь для кубачинских серебряных изделий представляет собой сплав, состоящий из сервера, меди, свинца и серы, взятых в определенных пропорциях. Сплавленные сернистые металлы в виде порошка наносятся в углубления выгравированного орнамента, после чего изделие нагревается и чернь, растекаясь, заполняет углубления орнамента, прочно соединяясь с серебром. Излишки черни опиливаются напильником и снимаются шабером, а затем изделие шлифуется грифелем или пастой. В результате получается четко выделяющийся на белоснежном фоне серебряного изделия черновой узор.

Насечка, широко применяемая в кубачинских серебряных изделиях, заключается в прокладывании в виде орнамента золотой или серебряной проволоки по поверхности изделия.


http://www.mintorgmuseum.ru/vocabulary/167/

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Портсигары с клеймом ЮКМ (или все же ЮХМ?)

Сообщение Нелунатик-увы » 09 сен 2013, 12:35

Московские изделия предприятий 1ЮФ, ЮХА, ХАЮС, естественно, апробировали в самой Москве. И клейма у них не содержат буковки М, что можно было бы отнести к Москве, им это не нужно, принадлежность к столице как будто подразумевается само собой.

А тут ЮКМ:
Букву К можно расшифровать как Кубачинск.
Букву М можно расшифровать – как Мастерские (на клеймах 1ЮФ, ЮХА, ХАЮС последняя буква обозначает название производственного подразделения, предприятия: фабрика, артель, союз).
Т.е. получается: ЮКМЮвелирные кубачинские мастерские. Это версия!

Аватара пользователя
Helga
Сообщения: 1442
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 19:59

Re: Портсигары с клеймом ЮКМ (или все же ЮХМ?)

Сообщение Helga » 09 сен 2013, 12:48

или в единственном числе - мастерская.

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Портсигары с клеймом ЮКМ (или все же ЮХМ?)

Сообщение ESol » 09 сен 2013, 13:27

Helga писал(а):
Но меня смущает именник. Уж очень он какой-то российский, без национального колорита. Понятно, что должны все подчиняться единым правилам клеймения, но даже на более поздних предметах кубачинских мастеров присутствовала стилизованная лилия. А тут нет.
Апробировали изделия в Москве. Не могли и именник так же в Москве наносить???

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Портсигары с клеймом ЮКМ (или все же ЮХМ?)

Сообщение ESol » 09 сен 2013, 13:46

Одна примечательная особенность - три дарственные надписи на портсигарах, которые удалось найти, датированы 1932 годом.








Надпись на четвёртом читается слабо, но тоже можно предположить, что 32-й год


skievbashka
Сообщения: 660
Зарегистрирован: 19 апр 2012, 00:16

Re: Портсигары с клеймом ЮКМ (или все же ЮХМ?)

Сообщение skievbashka » 09 сен 2013, 22:58

15 лет переворота отмечали как раз
надо было выделить отличившихся
2 из них как раз опосля празднования вручены
по результатам года или как
один на майские - тоже знаменательно
ну а июньский - думаю к ДР
не иначе

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Портсигары с клеймом ЮКМ (или все же ЮХМ?)

Сообщение Нелунатик-увы » 14 дек 2013, 22:03

К сожалению, не знаю, что обозначает клеймо ЮКМ :ne_vi_del: .

Но позволю себе в этой теме показать то, что меня заинтересовало, когда пыталась найти производителя, которое ставило такое клеймо. Уверена, что портсигары с таким клеймом изготавливали в Кубачи.

Магомедов Амирбек Джалилович, кандидат исторических наук:
«Первые инициативы органов новой власти в деле оказания государственной поддержки центров ремесла относятся к 1921-1922 годах. Вторая сессия ЦИК Дагестана (апрель 1922 года) специально обсуждала вопросы поддержки кустарной «промышленности». Однако только в следующем году удалось разработать первую программу мер по оказанию такой помощи. По ней намечено было организовать художественные артели в Кубачи, Кумухе, Михрахе, ряде других сел.
Практическая работа «по кооперированию кустарей» началась с лета 1924 года. Было организовано 39 артелей, куда вошли 1547 человек
».

А дальше, читая разные источники, не могла понять, а как называлась ювелирная артель в Кубачи :du_ma_et: ? Вариантов было два:
1. «Художник»
2. «Саниаткар», в других источниках «Саннаткар», «Саниаткар», что в переводе «Ремесленник», «Мастер», «Цеховой» (переводы, что смогла найти).
Названия разные, а основные этапы существования и работы артелей одинаковые. И также одинаково сложилась их дальнейшая судьба – и та, и та артель в 1960 году была преобразована в Кубачинский художественный комбинат. Уверена, что в Кубачи работала только одна ювелирная артель (можете не соглашаться, но я говорю, что думаю ))) ).

Читая и сравнивая разные источники, думаю, в 1924 году (возможно в 1925) в Кубачи организовалась ювелирная артель «Саниаткар» («Саннаткар», «Саниаткар»); до войны ее переименовали и она стала называться «Художник» (в 1938 году???), в 1960 году она была преобразована в Кубачинский художественный комбинат.


А теперь немного цитат Магомедова Амирбека Джалиловича («Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941»:
«Кубачинская художественная артель «Саниаткар» постоянно испытывала затруднения с реализацией своих изделий. Например, первый крупный заказ она получила от Московского торгового объединения Мосторг лишь в 1926 году. Была надежда, что кавказские пояса, запонки, ручки, кинжалы, портсигары, броши, письменные приборы привлекут внимание и интерес горожан. Одновременно мастера пытаются разработать посудные формы – кофейники, чайники, подстаканники, ложки. Однако эти надежды не оправдались и новые заказы не поступали. По этой причине артель в 1931 году фактически даже распалась.

Трудный период удалось пережить благодаря инициативе группы мастеров, сдавших для артели свой лом серебра. Из этого металла была изготовлена новая опытная партия изделий. При содействии Северокавказского краевого промсовета она была закуплена Экспортной комиссией того же Мосторга. Вскоре было выделено серебро и для изготовления новой партии изделий: одна тысяча портсигаров и столько же трубок.

Переломным для Кубачинской артели стал 1935 год. В этот год по инициативе Н. Самурского, бывшего тогда первого секретаря обкома ВКП (б), Кубачи было обследовано специальной комиссией Северокавказского совета промкооперации. Выводы комиссии привлекли внимание общественности и всесоюзных организаций: Комитета по делам искусств при СНК СССР и Кооперативного промсовета. При их содействии артель стала получать крупные заказы от центральных и краевых торгующих организаций. В итоге, если в 1935 году артель выработала продукции лишь на 47 000 руб., то в 1936 году – уже на 484 000 рублей, т.е. более, чем в 10 раз.
В эти годы в артели работает уже более 90 мастеров, которые наряду с традиционными изделиями (наборные пояса, кинжалы и до.), изготавливают чайные ложки, портсигары, подстаканники, ручки, трубки, мундштуки, пудреницы. В конце 30-х годов мастера переселились в новое, специально построенное для артели просторное здание.

И вот, как вспоминал один из очевидцев, «мастера, изучавшие за тридцать-сорок лет три или четыре варианта одного орнамента, перенятого ими от отца и деда, начали рисовать самолеты, домны, фабрики.

Создание таких работ поощрялось государственными организациями, хорошо финансировалось. Мастерам создавались льготные условия для творческой работы. Такую практику тех лет можно рассматривать как своеобразный социальный заказ. Цель заказа – увековечивание «эпохального» характера успехов новой власти, что «достигалось» воспроизведением на изделиях различных символов, изображений (стройки пятилеток и др.), лозунговых надписей политического содержания.

Наиболее ярко проявились «новые сюжеты» в подготовке различных экспонатов для выставок, посвященных «успехам» народного хозяйства, празднованию юбилеев Октябрьской революции, Дагестанской автономной республики, чествованию видных деятелей партии и советского правительства. Готовясь к выполнению таких изделий, мастера создают карандашные рисунки «новых» узоров
".

Сортаментные композиции новых видов, мастер кубачинской артели А.Ибрагимов, 30-е годы


А теперь предположение :smu:sche_nie: .
Цитата :ni_zia: : "«Саниаткар», в других источниках «Саннаткар», «Саниаткар», что в переводе «Ремесленник», «Мастер», «Цеховой» (переводы, что смогла найти)". Может быть все же ЮКМ - Ювелирные Кубачинские Мастера (Ювелирная Кубачинская Мастерская) :smu:sche_nie: ???

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Портсигары с клеймом ЮКМ (или все же ЮХМ?)

Сообщение Нелунатик-увы » 29 дек 2013, 09:10

ESol писал(а):Ещё один портсигар с клеймом ЮКМ




...

:

На портсигаре имеются довольно интересные фруктовые гирлянды. Аналогичные гирлянды изображены на обратной стороне портсигара Максим Горький, который Евгений показывал выше :ni_zia: (клейма на нем мы не видели, но зато прочитали надпись "село Кубачи".




А этот портсигар принадлежит депутату Георгию Перскому, тема здесь:
http://podstakanoff.net/forum/viewtopic ... 0&start=10

Портсигар Ленин, чернь, слоновая кость.





В Кубачи слоновую кость часто использовали для украшения оружия. Но не только оружия, ее мы видим и на этом резном портсигаре.
Портсигар Сталин из музея Кубачинского художественного комбината



Можно сравнить гирлянды и на этих двух портсигарах. И не только гирлянды ))). Слева - обратная сторона портсигара Максим Горький, справа портсигар - Ленин.

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Портсигары с клеймом ЮКМ (или все же ЮХМ?)

Сообщение ESol » 29 дек 2013, 16:40

Наталья, здорово! Совпадение рисунка интересное! Действительно, совпадает не только сама гирлянда!
Вот, нашёл ещё один портсигар, с похожей гирляндой. Клеймо мастера АЗ (или АЭ???) Вероятно, один из кубачинских мастеров.




Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Портсигары с клеймом ЮКМ (или все же ЮХМ?)

Сообщение ESol » 29 дек 2013, 17:29

Парочка портсигаров этого же мастера






Ответить

Вернуться в «Портсигары»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 15 гостей