К сожалению, не знаю, что обозначает клеймо ЮКМ .
Но позволю себе в этой теме показать то, что меня заинтересовало, когда пыталась найти производителя, которое ставило такое клеймо. Уверена, что портсигары с таким клеймом изготавливали в
Кубачи.
Магомедов Амирбек Джалилович, кандидат исторических наук:
«
Первые инициативы органов новой власти в деле оказания государственной поддержки центров ремесла относятся к 1921-1922 годах. Вторая сессия ЦИК Дагестана (апрель 1922 года) специально обсуждала вопросы поддержки кустарной «промышленности». Однако только в следующем году удалось разработать первую программу мер по оказанию такой помощи. По ней намечено было организовать художественные артели в Кубачи, Кумухе, Михрахе, ряде других сел.
Практическая работа «по кооперированию кустарей» началась с лета 1924 года. Было организовано 39 артелей, куда вошли 1547 человек».
А дальше, читая разные источники, не могла понять, а как называлась ювелирная артель в Кубачи
? Вариантов было два:
1. «
Художник»
2. «
Саниаткар», в других источниках «Саннаткар», «Саниаткар», что в переводе «Ремесленник», «Мастер», «Цеховой» (переводы, что смогла найти).
Названия разные, а основные этапы существования и работы артелей одинаковые. И также одинаково сложилась их дальнейшая судьба – и та, и та артель в 1960 году была преобразована в Кубачинский художественный комбинат. Уверена, что в
Кубачи работала только одна ювелирная артель (можете не соглашаться, но я говорю, что думаю ))) ).
Читая и сравнивая разные источники, думаю, в
1924 году (возможно в
1925) в Кубачи организовалась ювелирная артель «
Саниаткар» («Саннаткар», «Саниаткар»); до войны ее переименовали и она стала называться «
Художник» (в 1938 году???), в
1960 году она была преобразована в
Кубачинский художественный комбинат.
А теперь немного цитат
Магомедова Амирбека Джалиловича («Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941»:
«
Кубачинская художественная артель «Саниаткар» постоянно испытывала затруднения с реализацией своих изделий. Например, первый крупный заказ она получила от Московского торгового объединения Мосторг лишь в 1926 году. Была надежда, что кавказские пояса, запонки, ручки, кинжалы, портсигары, броши, письменные приборы привлекут внимание и интерес горожан. Одновременно мастера пытаются разработать посудные формы – кофейники, чайники, подстаканники, ложки. Однако эти надежды не оправдались и новые заказы не поступали. По этой причине артель в 1931 году фактически даже распалась.
Трудный период удалось пережить благодаря инициативе группы мастеров, сдавших для артели свой лом серебра. Из этого металла была изготовлена новая опытная партия изделий. При содействии Северокавказского краевого промсовета она была закуплена Экспортной комиссией того же Мосторга. Вскоре было выделено серебро и для изготовления новой партии изделий: одна тысяча портсигаров и столько же трубок.
Переломным для Кубачинской артели стал 1935 год. В этот год по инициативе Н. Самурского, бывшего тогда первого секретаря обкома ВКП (б), Кубачи было обследовано специальной комиссией Северокавказского совета промкооперации. Выводы комиссии привлекли внимание общественности и всесоюзных организаций: Комитета по делам искусств при СНК СССР и Кооперативного промсовета. При их содействии артель стала получать крупные заказы от центральных и краевых торгующих организаций. В итоге, если в 1935 году артель выработала продукции лишь на 47 000 руб., то в 1936 году – уже на 484 000 рублей, т.е. более, чем в 10 раз.
В эти годы в артели работает уже более 90 мастеров, которые наряду с традиционными изделиями (наборные пояса, кинжалы и до.), изготавливают чайные ложки, портсигары, подстаканники, ручки, трубки, мундштуки, пудреницы. В конце 30-х годов мастера переселились в новое, специально построенное для артели просторное здание.
И вот, как вспоминал один из очевидцев, «мастера, изучавшие за тридцать-сорок лет три или четыре варианта одного орнамента, перенятого ими от отца и деда, начали рисовать самолеты, домны, фабрики.
Создание таких работ поощрялось государственными организациями, хорошо финансировалось. Мастерам создавались льготные условия для творческой работы. Такую практику тех лет можно рассматривать как своеобразный социальный заказ. Цель заказа – увековечивание «эпохального» характера успехов новой власти, что «достигалось» воспроизведением на изделиях различных символов, изображений (стройки пятилеток и др.), лозунговых надписей политического содержания.
Наиболее ярко проявились «новые сюжеты» в подготовке различных экспонатов для выставок, посвященных «успехам» народного хозяйства, празднованию юбилеев Октябрьской революции, Дагестанской автономной республики, чествованию видных деятелей партии и советского правительства. Готовясь к выполнению таких изделий, мастера создают карандашные рисунки «новых» узоров".
Сортаментные композиции новых видов, мастер кубачинской артели А.Ибрагимов, 30-е годы
А теперь предположение
.
Цитата
: "«
Саниаткар», в других источниках «Саннаткар», «Саниаткар», что в переводе «Ремесленник», «
Мастер», «Цеховой» (переводы, что смогла найти)". Может быть все же
ЮКМ -
Ювелирные Кубачинские Мастера (Ювелирная Кубачинская Мастерская)
???