А это материал с блока "
Журнал оппозиционного депута"
Георгия Перского:
http://perskiy.livejournal.com/70309.html
"
История в ладонях" - статья для "
Уральского ревизора"
Сканы страниц:
А это текст статьи:
"Сам себя Георгий Перский называет «независимым депутатом и оппозиционером». Для кого-то он благотворителем и заступник. Есть и такие, кто видит в нем бунтаря и даже скандалиста. Но все сходятся в одном: Георгий Михайлович – человек неординарный и интересный. Эффективность его политической деятельности признают не только его сторонники и единомышленники, но и оппоненты – он единственный из оппозиции, получивший в обновленном составе Законодательного собрания области серьезный пост – вице-спикера.
Однако… Перский не был бы Перским, если бы постоянно не удивлял. Например, своей страстью к коллекционированию. Именно страстью, потому что о каждом из портсигаров, которых он собрал уже не один десяток, он может говорить часами. И не только раскрывая собеседнику историю каждого из них, но и погружая в историю этого артефакта. О своих портсигарах он говорит так: «они пропитаны запахом истории. Благодаря своей надежности являются носителем исторической памяти, о которой не пишут в учебниках. Проникнутся ею можно только когда ты держишь портсигар в руках, чувствуешь его фактуру. Он нагревается от тепла твоих ладоней и в этот самый момент передает тебе сокрытое в нем прошлое».
Итак, сегодня – урок истории Советского государства, сохранившейся на крышках портсигарах от Георгия Перского.
Появившись в17 веке (именно к этому времени относятся первые упоминания о «коробках для ношения при себе папирос или сигар»), портсигары сразу же стали своеобразными визитными карточками своих владельцев. Глядя на сигарную коробочку, можно было без труда выяснить положение в обществе ее владельца, его образование и благосостояние. Позднее портсигары, помимо практической и бытовой функции, стали нести еще и агитационную нагрузку. В России первые образцы такой агитации в металле появились в начале ХХ века: это были аллегории нижегородской выставки-ярмарки, сюжеты, посвященные русско-японской и первой мировой войнам. Зарождение Советской власти сопровождалось появлением революционной символики на портсигарах, выполненной либо в стиле «модерн, либо в «русском стиле». В их основе – дореволюционные модели, актуализированные лозунгами и символами нового времени. Портсигары первых лет советской власти выпускались небольшими партиями и становились памятными подарками для видных бойцов за «освобождение пролетариата».
Новая эра
Казалось бы, портсигар, который заявил о себе как о вещи богатой, ставший символом состоятельности, аристократизма, изыска и щегольства, должен был кануть в лету в первые же годы формирования государства рабочих и крестьян. Но нет! Каким-то чудом избежав судьбы «наследия буржуазного прошлого» (в отличии от вееров, табакерок, карманных часов и прочих «милых вещиц»), в 1920-1927 г.г. появляются первые «советские» портсигары: с оригинальной тематикой и стилистикой: становление Красной армии, создании СССР, годовщины и первые юбилеи советских органов власти, изготовленные не только из серебра, но и мельхиора, латуни и даже жести.
Ярким моментом в истории портсигара стал 1927 год, когда «коробочка для сигар» стала одним из видов официальных наград молодого Советского государства. К 10-й годовщине ВЧК-ОГПУ награждение особо отличившихся бойцов и командиров именными портсигарами сопровождалось записями в официальных государственных документах.
Среди портсигаров 20-х годов прошлого столетия особняком стоят те, что были посвящены жизни и смерти вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Они отличались изысканностью и роскошью, за счет редких по тем временам материалов (слоновая кость, серебро, кожа), оригинальностью дизайна, качеством исполнения.
Простенько, но со вкусом
Пережив времена НЭПа и начав движение вверх и вперед, Советское государство все же не смогло добиться всеобщей уравниловки (или всеобщего равенства – кому как больше нравится). И портсигары тех лет так же, как граждане СССР, отличаются и по «материальному», и по «социальному» статусу. Есть среди них те, кто сохранил традиции русского декоративно-прикладного искусства начала ХХ века. На них – растительный или геометрический орнамент, виньетки и, конечно же, необходимая пролетарская символика. Основная техника – гравировка, возможна позолота отдельных элементов. Простые и недорогие, они становились наградами для бойцов Красной Армии или ударников социалистического труда.
На заре светлого будущего
Штамповка, гравировка или литье. Серебро, латунь, мельхиор, жесть. Глубокое серебрение или позолота. Разнообразие тематики. Это портсигары 30-х годов, когда на просторах СССР, тут и там стали рождаться конторы и тресты, добровольные общества и учреждения. Эпоха аббревиатур и массовых парадов, демонстрация мощи молодого государства, пышнотелые девушки и мускулистые юноши, колхозы и заводы… «Эх, хорошо в стране советской жить» доносилось из динамиков, а на портсигарах того времени появлялись новые символы: ОСОАВИАХИМ, серп и молот, колосья пшеницы, самолеты и танки. Нередко, помимо монументального изображения на крышке, портсигар того времени отличался и особой массивностью – вес некоторых из них превышал 200 граммов. Их владельцами становились победители различных соревнований, ударники труда, особо отличившиеся руководители заводов и фабрик, красноармейцы и офицеры. Появились в те времена и портсигары (их изготавливали небольшие производственные артели, рассыпанные по всей территории СССР), сделанный под заказ или в подарок.
Искусство и статус
Как любая статусная вещь, портсигары просто обязаны были, хотя бы малом количестве, стать произведениями ювелирного искусства. И становились – в том числе и сразу же при установлении Советской власти. Серебряные портсигары, выполненные в технике черни, изготавливались чаще всего в единичных экземплярах. Поэтому наличие в коллекции подобного экземпляра – всегда повод для гордости. Несмотря на роскошь, диктуемую материалами и качеством исполнения, самые первые портсигары из этой категории появились уже в первые годы Советской власти. Несмотря на голод и разруху, командиры Красной Армии, награжденные за подвиги во время Гражданской войны, не считали зазорным подчеркнуть свой статус, шелкнув крышкой дорогого и редкого (даже по тем временам) портсигара. Разнообразие агитационной тематики усиливалось и техникой исполнения сюжетов: это могла быть и лубочная картинка с изображением красноармейца, и государственная символика, выполненная практически в авангардном стиле. Серебряные черненые портсигары в 30-х годах выпускала и известная с 1760 года артель «Северная чернь» (Великий Устюг). На основе сохраненных тысячелетних традиций черневого дела, мастера из Великого Устюга создали множество уникальных портсигаров с видами Московского Кремля или Волго-Донского канала, посвященные победе во второй мировой войне.
Массовая уникальность
Офицеры ОГПУ и видные деятели РКП(б), а затем и КПСС – аристократия Советского государства. И для их награждения выпускались портсигары, в декорировании которых использовалась горячая эмаль. Поводами для вручения именного портсигара становились чаще всего памятные даты или значимые для государства события. Отличительной чертой было не просто наличие ярких красок, благодаря использованию эмали, но и высокое ювелирное и художественное исполнение, с использованием сложных для того времени технологических приемов.
Мои портсигары – это не просто безделушка или часть небольшой, но постоянно пополняющейся коллекции. Это свидетели уже ушедшего времени. И своеобразные биографы, рассказывающие мне о жизни своих хозяев, советских людей, которые жили совсем в другой стране. И, в том числе, благодаря моей коллекции, я чувствую связь времен и некогда не забуду, что все мы родом из той эпохи, когда… Когда ветеранов уважали и поклонялись им. Образование и медицина были качественными и бесплатными. В каждом поселке работали библиотека и почта. Зарплаты, стипендии и пенсий хватало на жизнь. Для поездки в Ташкент, Ригу или Баку не требовались особые документы. Каждый школьник знал слова государственного гимна. Всем детям хватало мест в детских садах. Я не хочу сказать, что тогда жизнь была лучше и веселее. Но и забывать то хорошее, что было, мы тоже не имеем права.
Часть френдов постоянно и много пишут про свои коллекции. Может стоит тоже писать про новые пополнения? Или наоборот - лучше про увлечение в целом?
Может кто-то еще собирает портсигары, или хочет начать?"