Из книги Евгения Михайловича Шиллинга "Кубачинцы и их культура Историко-этнографические этюды", 1949 года
Магомедов Саид
Саид Магомедов. Ныне покойный мастер родился в 1873 г. Умер в 1941 г. Его биография очень типична для старого кубачинского быта. Десятилетним мальчиком он стал обучаться мастерству гравировки. С 14 лет началась трудовая бродячая жизнь — работа по найму, сперва подмастерьем, затем мастером в мастерских, принадлежавших богатым кубачинцам, казикумухцам и армянам в ряде городов Кавказа и Украины. В 1908 г. Саид, вследствие болезни глаз, оставил производственную работу и занялся антикварной деятельностью, успев до начала империалистической войны пять раз побывать за границей с антиками. В советский период Саид работал в Дагестанском музее, занимаясь определением экспонатов по искусству Востока, реставрацией оружия и рисованием. Будучи человеком без образования, но много видевшим на своем веку и обладающим широким кругозором, Саид познал все тонкости кубачинского художественного стиля. Он неплохо разбирался также в искусстве Кавказа, Ирана, Средней Азии, Турции. Совершенно новым, возникшим после Октябрьской революции явлением художественной жизни кубачинцев должно считать графические работы карандашом и тушью, в чем мастера резца и наковальни, до того никогда не рисовавшие на бумаге, неожиданно достигли крупных успехов. Вот в этих-то оригинальных, работах по зарисовкам особенно ярко проявилось творчество Саида Магомедова. В рисунках он проявил себя крупным художником с богатым творческим композиционным замыслом. Лучшие карандашные произведения Саида хранятся в коллекциях Музея народов СССР, Музея восточных культур, Института художественной промышленности и Дагестанского музея. В начале 1937 г. по заданию правительства Дагестана Саид Магомедов подготовил рисунки для альбома товарищу Орджоникидзе. За год до своей смерти он приезжал в Москву и передал в качестве подарка для товарища И. В. Сталина большую серию своих оригинальных орнаментов, сделанных в карандаше и в красках.
Творчество Саида Магомедова не замыкалось лишь старыми традициями. Он дальше, чем другие мастера, пошел вперед (правда, не в работах по металлу, которые давно бросил, а в карандашных рисунках) по части расширения возможностей использования кубачинского орнамента в наши дни (изобразительные сюжеты, надо заметить, ему не давались, да он ими почти и не занимался). Он создал великолепные рисунки, пригодные для узорных тканей, обоев, украшения зданий и иных художественных поделок и применений.
Графика Саида в целом характерна сложностью построений, имеющих густую, почти не оставляющую пробелов, орнаментацию. Она отличается большой насыщенностью, уверенностью и, я бы сказал, законченной ритмичностью и какой-то особой, подкупающей логикой. В округлости и весомости мелких элементов, складывающих узор, сказывается рука гравера и особенность техники гравировки, которая, как известно, дает возможность мастеру, не ограничиваясь лишь контурным очертанием фигур, делать целые более или менее значительные вырезы металла.
В отношении личных качеств Саид Магомедов представлял собой довольно типичную, чисто кубачинскую фигуру. Энергичный, предприимчивый, хорошо воспринимавший новое, он был вместе с тем крепким хранителем кубачинских обычаев, общественных установлений и правил. Как никто он разбирался в антиках, снабжая ими Государственный Эрмитаж и другие музеи. Широкий кругозор в отношении распознавания древностей, большей частью восточных, этот мастер приобрел благодаря многократным торговым поездкам по городам Западной Европы. Его датировками и определениями пользовались наши музеи. Он был страстным любителем орнамента, красивых старых вещей, изделий прикладного искусства. Больше же всего он все-таки любил и понимал искусство своего родного селения и оставил после себя богатое творческое наследие.
Два-три штриха касательно внешнего облика (рис. 51) мастера. Худой, среднего роста. По-русски говорил плохо, тем не менее речь его была живой, образной, с юмором. Нрав живой и общительный. В последний раз мы с ним виделись во время экспедиции в Дагестан в 1940 г. Он был деятельным сотрудником экспедиции и, несмотря на свой почтенный возраст, совершал в районе с. Кубачи с нами экскурсии не только верхом, но и пешком.
Саид Магомедов с альбомом своих рисунков. Махачкала, 1940 год
Художественным рисункам Саида Магомедова посвящен очерк покойного искусствоведа В. Н. Чепелева, который опубликовал некоторые графические работы Магомедова из альбома, принесенного мастером в редакцию журнала «Творчество» в 1939 г. Один из рисунков изображает Спасскую башню Кремля. В. Н. Чепелев пишет: «Рисунок Спасской башни Кремля с венчающей рубиновой звездой прекрасно показывает целостное эстетическое единство узора и фольклорно обобщенной архитектурной формы. В нарисованном архитектурном облике Спасской башни сочетаются черты дагестанского дома-башни со схематизированным силуэтом Кремля. Введение орнаментальных клейм и линейное членение архитектурной формы тончайшим образом рассчитаны на ритмику включаемого в них узора. Даже стрелкам часов приданы завитки мархарая».
Помимо статьи В. Н. Чепелева, ряд зарисовок С. Магомедова опубликован был в моих предыдущих работах о кубачинцах.
Кратко охарактеризую некоторые композиции С. Магомедова, помещенные в данной книге.
1. Эскиз орнамента для оформления шкатулки работы 1936 г. Все поле занимает мощный вариант узора мархарай, в центре которого помещена «головка», именуемая «курдюк». Примечательно, что в этом рисунке автор передает особенности техники бенбултон (точечный чеканный фон) и техники цубла (светлые «головки»). Из альбома Музея народов СССР (Москва).
Эскиз оформления шкатулки. Рисунок работы Саида Магомедова. 1936 год
Эскизы оформления двух бокалов (1936 г.). На обоих симметричный орнамент тутта. На одном из них в рисунке передана техника неглубокой гравировки (бенбултон), на другом техника полированной черни (чибильтон).
Эскизы оформления бокалов. Рисунок работы Саида Магомедова. 1936 год
3. Вариант композиции (1939 год), в которой, по словам автора, сплелись впечатления от Спасской башни Кремля и от готической архитектуры Варшавы, где С. Магомедов был в начале XX в. (из альбома Музея народов СССР).
Композиция Саида Магомедова. 1939 год
4. Композиция, воспроизводящая в схематизированном виде изображение кубачинского медного литого светильника «чах» (1939 г.), покрытого орнаментами мархарай — в центре, лум — окаймление и тутта — на крышечке (простой обиходный светильник так не орнаментируется). Образ птицы с опущенным хвостом отличается от традиционного изображения фазана с поднятым хвостом на медных обиходных кубачинских светильниках. Из альбома Института художественной промышленности (Москва).
Схематизированное изображение светильника (чах) с орнаментацией работы Саида Магомедова. 1939 год
Эскиз для ткани или обоев (1939 год) — выражение самостоятельной мысли Саида Магомедова, пытавшегося найти широкое производственное применение для орнамента кубачинских златокузнецов.
Эскиз для ткани или обоев работы Саида Магомедова. Махачкала, 1939 год
Форум сайта подстаканников - podstakanoff.net
Все о подстаканниках - обсуждение, обмен, продажа,коллекции!