Тему эту захотелось приурочить к отмечаемому сегодня Дню железнодорожника.
![Поздравляю :poz_drav_liayu:](./images/smilies/shar.gif)
![Выпьпивка :dr_ink:](./images/smilies/az.gif)
Подстаканник из коллекции нашего форумчанина Николая с аббревиатурой СВПС МПС - спальный вагон прямого сообщения Министерства путей сообщения. Со слов Николая - клейма нет.
![](/import_images/2/v405227148/a7ba/WwuUcd4q9DU.jpg)
![](/import_images/2/v405227148/a7c1/nOUDcxiE8Z0.jpg)
![](/import_images/2/v405227148/a7c8/ChyvbOeNd7g.jpg)
![](/import_images/2/v405227148/a7cf/QWmtLLGGkz8.jpg)
Немного истории.
12 декабря 1891 года императором Александром III был подписан Указ о разрешении иностранной акционерной компании «Международное общество спальных вагонов и скорых европейских поездов» производить операции в России.
![](/import_images/2/v405227148/a7d7/G3_RNlHs5nk.jpg)
Эта бельгийская компания, была создана в 1876 году, как «Общество Железнодорожных Спальных Вагонов Мэнна». Одной из особенностей Международного Общества стало появление в их поездах вагонов-ресторанов. В Европе они начали ходить лишь в 1880 году. Совет управления его находился в Санкт-Петербурге. Московская контора «Международного Общества Спальных Вагонов и Скорых Европейских Поездов» размещалась на Театральной площади, напротив Малого театра на первом этаже гостиницы «Метрополь». С годами Международное Общество увеличило число маршрутов – поезда стали ходить не только в европейские столицы, но и на Восток. Бельгийское Общество имело 10 составов скорых поездов, которое помимо Европы, успешно осваивали Манчжурию, ходили во Владивосток и вновь созданный порт Дальний. О комфорте этих скорых поездов можно проследить на примере «Сибирского экспресса». Этот роскошный поезд состоял из 7 вагонов: трех спальных вагонов I класса, вагона-ресторана с богатой кухней, «вагона-бассейна» с гимнастическим отделением, багажного и вагона-библиотеки на всех европейских языках с мягкими креслами, уютным освещением, толстыми коврами. Свежая пресса регулярно пополнялась на крупных станциях. Поезд на Восток шел 16 суток, при этом трижды меняли фирменное, с вензелями тонкое постельное белье. К 1917 году в собственности Общества находилось 312 единиц спальных вагонов прямого сообщения, в том числе: пассажирских «СВ» 183, пассажирских «МЖ» 39, вагонов-ресторанов 19, почтовых 31, багажных 39. Оборудование и конструкция спальных вагонов стали символом высокого комфорта. Купе отделано полированным красным деревом, тележки тройного подвешивания обеспечивали особо плавный ход. Снаружи кузов обшивался дубовыми дощечками и покрывался светлым лаком, надписи выполнялись бронзовыми накладными буквами.
После революции был издан декрет СНК РСФСР «Об объявлении собственностью Республики находящегося на территории РСФСР имущества Международного общества спальных вагонов и скорых поездов». Одновременно было создано «Управление спальных вагонов прямого сообщения» (СВПС) Наркомата Путей сообщения, с нахождением его в Петрограде.
Начавшаяся гражданская война и наступившая на транспорте разруха, а также международная изоляция РСФСР создали огромные трудности для работы СВПС. Большинство международных поездов было разукомплектовано. В первую очередь разошлись салон-вагоны под военные и правительственные нужды. Председатель Реввоенсовета Лев Троцкий с 1918 по 1923 год ездил по фронтам и стране в бывшем международном поезде с вагоном-ванной, вагоном-рестораном и салон-вагонами. Управление спальных вагонов прямого сообщения таяло на глазах – его вагоны, по одному ставились в скорые поезда с наименованием «международные».
В 1929 году эти вагоны были переданы на московский узел с образованием Бюро спальных вагонов.
В 1930 году Бюро спальных вагонов было преобразовано в самостоятельную организацию с тем же названием, с подчинением одному из заместителей Народного Комиссара путей сообщения.
В 1933 году 16 апреля приказом НКПС № 208/у Бюро спальных вагонов было преобразовано в Дирекцию спальных вагонов прямого сообщения. Дирекции было передано обслуживание курьерского поезда Нагорелое – Владивосток (через Манчжурию).
В 1934 году дирекция спальных вагонов была переименована в Управление спальных вагонов прямого сообщения.
В 1935 году на базе Управления сформирован Сектор спальных вагонов прямого сообщения при Центральном эксплуатационном управлении НКПС.
В 1936 году 16 июля приказом НКПС СССР № 168/ц организуется Трест спальных вагонов прямого сообщения Центрального пассажирского управления НКПС СССР.
В 1949 году 5 ноября приказом Министерства путей сообщения СССР № 367/ц трест спальных вагонов прямого сообщения преобразуется в Управление спальных вагонов прямого сообщения Главного пассажирского управления МПС СССР.
В 1957 году приказом Министерства путей сообщения СССР №77 Управление спальных вагонов прямого сообщения было реорганизовано в Отдел спальных вагонов прямого сообщения Главного пассажирского Управления МПС СССР.
В 1957 году 23 ноября указанием Министерства путей сообщения СССР № 2848 Отдел спальных вагонов прямого сообщения Главного пассажирского управления МПС реорганизуется в Дирекцию международных и туристских перевозок.
Спальный вагон прямого сообщения довоенной постройки - наиболее комфортабельный пассажирский вагон советских дорог тех лет (не считая единичных вагонов специальных выпусков). Как правило, в состав скорых поездов, соединявших крупные города страны (например, "Красная стрела" - Москва-Ленинград), входил один такой вагон. Им пользовалась преимущественно советская элита.
![](/import_images/2/v405227148/a7df/JJBYGLCSY_s.jpg)
Рекламный плакат спальных вагонов прямого сообщения.
![](/import_images/2/v405227148/a7e7/4PIDBFvcjZo.jpg)
![](/import_images/2/v405227148/a7ef/4EgIXgFMZyQ.jpg)
Кадры из фильма "Она Вас любит" (1957 год)
![](/import_images/2/v405227148/a7f7/MsDrrM86Rmc.jpg)
Кадр из фильма "Алёша Птицын вырабатывает характер" (1953 год)
![](/import_images/2/v405227148/a7fe/WSUg1iRRwkQ.jpg)
Жетон проводника спального вагона прямого сообщения.
В моей коллекции есть такой подстаканник с клеймом МЕЛЮХА и выбитой аббревиатурой ТСВПС.
![](/import_images/2/v405227148/a805/rH04ZK90T9Q.jpg)
![](/import_images/2/v405227148/a80c/mVejd8CAg3E.jpg)
![](/import_images/2/v405227148/a813/wlCe2RVW1RA.jpg)
![](/import_images/2/v405227148/a81a/IeDUtiKhalQ.jpg)
![](/import_images/2/v405227148/a821/sybI8T0UuQM.jpg)
![](/import_images/2/v405227148/a828/zC3gxnmu8OY.jpg)
Аббревиатура ТСВПС - Трест спальных вагонов прямого сообщения.
Из исторической справки в начале темы:
"...В 1936 году 16 июля приказом НКПС СССР № 168/ц организуется Трест спальных вагонов прямого сообщения Центрального пассажирского управления НКПС СССР. В 1949 году 5 ноября приказом Министерства путей сообщения СССР № 367/ц трест спальных вагонов прямого сообщения преобразуется в Управление спальных вагонов прямого сообщения Главного пассажирского управления МПС СССР..."
Обозначает ли это, что данный подстаканник был выпущен в период с 1936 по 1949 годы?