ПОДСТАКАННИК СВПС
Тему эту захотелось приурочить к отмечаемому сегодня Дню железнодорожника.
Подстаканник из коллекции нашего форумчанина Николая с аббревиатурой СВПС МПС - спальный вагон прямого сообщения Министерства путей сообщения. Со слов Николая - клейма нет.
Немного истории.
12 декабря 1891 года императором Александром III был подписан Указ о разрешении иностранной акционерной компании
«Международное общество спальных вагонов и скорых европейских поездов» производить операции в России.
Эта бельгийская компания, была создана в
1876 году, как
«Общество Железнодорожных Спальных Вагонов Мэнна». Одной из особенностей Международного Общества стало появление в их поездах вагонов-ресторанов. В Европе они начали ходить лишь в
1880 году. Совет управления его находился в Санкт-Петербурге. Московская контора «Международного Общества Спальных Вагонов и Скорых Европейских Поездов» размещалась на Театральной площади, напротив Малого театра на первом этаже гостиницы «Метрополь». С годами Международное Общество увеличило число маршрутов – поезда стали ходить не только в европейские столицы, но и на Восток. Бельгийское Общество имело 10 составов скорых поездов, которое помимо Европы, успешно осваивали Манчжурию, ходили во Владивосток и вновь созданный порт Дальний. О комфорте этих скорых поездов можно проследить на примере «Сибирского экспресса». Этот роскошный поезд состоял из 7 вагонов: трех спальных вагонов I класса, вагона-ресторана с богатой кухней, «вагона-бассейна» с гимнастическим отделением, багажного и вагона-библиотеки на всех европейских языках с мягкими креслами, уютным освещением, толстыми коврами. Свежая пресса регулярно пополнялась на крупных станциях. Поезд на Восток шел 16 суток, при этом трижды меняли фирменное, с вензелями тонкое постельное белье. К 1917 году в собственности Общества находилось 312 единиц спальных вагонов прямого сообщения, в том числе: пассажирских «СВ» 183, пассажирских «МЖ» 39, вагонов-ресторанов 19, почтовых 31, багажных 39. Оборудование и конструкция спальных вагонов стали символом высокого комфорта. Купе отделано полированным красным деревом, тележки тройного подвешивания обеспечивали особо плавный ход. Снаружи кузов обшивался дубовыми дощечками и покрывался светлым лаком, надписи выполнялись бронзовыми накладными буквами.
После революции был издан декрет СНК РСФСР «Об объявлении собственностью Республики находящегося на территории РСФСР имущества Международного общества спальных вагонов и скорых поездов». Одновременно было создано
«Управление спальных вагонов прямого сообщения» (СВПС) Наркомата Путей сообщения, с нахождением его в Петрограде.
Начавшаяся гражданская война и наступившая на транспорте разруха, а также международная изоляция РСФСР создали огромные трудности для работы СВПС. Большинство международных поездов было разукомплектовано. В первую очередь разошлись салон-вагоны под военные и правительственные нужды. Председатель Реввоенсовета Лев Троцкий с 1918 по 1923 год ездил по фронтам и стране в бывшем международном поезде с вагоном-ванной, вагоном-рестораном и салон-вагонами. Управление спальных вагонов прямого сообщения таяло на глазах – его вагоны, по одному ставились в скорые поезда с наименованием «международные».
В
1929 году эти вагоны были переданы на московский узел с образованием
Бюро спальных вагонов.
В
1930 году Бюро спальных вагонов было преобразовано в самостоятельную организацию с тем же названием, с подчинением одному из заместителей Народного Комиссара путей сообщения.
В
1933 году 16 апреля приказом НКПС № 208/у Бюро спальных вагонов было преобразовано в
Дирекцию спальных вагонов прямого сообщения. Дирекции было передано обслуживание курьерского поезда Нагорелое – Владивосток (через Манчжурию).
В
1934 году дирекция спальных вагонов была переименована в
Управление спальных вагонов прямого сообщения.
В
1935 году на базе Управления сформирован
Сектор спальных вагонов прямого сообщения при Центральном эксплуатационном управлении НКПС.
В
1936 году 16 июля приказом НКПС СССР № 168/ц организуется
Трест спальных вагонов прямого сообщения Центрального пассажирского управления НКПС СССР.
В
1949 году 5 ноября приказом Министерства путей сообщения СССР № 367/ц трест спальных вагонов прямого сообщения преобразуется в
Управление спальных вагонов прямого сообщения Главного пассажирского управления МПС СССР.
В
1957 году приказом Министерства путей сообщения СССР №77 Управление спальных вагонов прямого сообщения было реорганизовано в
Отдел спальных вагонов прямого сообщения Главного пассажирского Управления МПС СССР.
В
1957 году 23 ноября указанием Министерства путей сообщения СССР № 2848 Отдел спальных вагонов прямого сообщения Главного пассажирского управления МПС реорганизуется в
Дирекцию международных и туристских перевозок.
Спальный вагон прямого сообщения довоенной постройки - наиболее комфортабельный пассажирский вагон советских дорог тех лет (не считая единичных вагонов специальных выпусков). Как правило, в состав скорых поездов, соединявших крупные города страны (например, "Красная стрела" - Москва-Ленинград), входил один такой вагон. Им пользовалась преимущественно советская элита.
Рекламный плакат спальных вагонов прямого сообщения.
Кадры из фильма "Она Вас любит" (1957 год)
Кадр из фильма "Алёша Птицын вырабатывает характер" (1953 год)
Жетон проводника спального вагона прямого сообщения.
В моей коллекции есть такой подстаканник с клеймом МЕЛЮХА и выбитой аббревиатурой ТСВПС.
Аббревиатура ТСВПС - Трест спальных вагонов прямого сообщения.
Из исторической справки в начале темы:
"...В
1936 году 16 июля приказом НКПС СССР № 168/ц организуется
Трест спальных вагонов прямого сообщения Центрального пассажирского управления НКПС СССР. В
1949 году 5 ноября приказом Министерства путей сообщения СССР № 367/ц трест спальных вагонов прямого сообщения преобразуется в
Управление спальных вагонов прямого сообщения Главного пассажирского управления МПС СССР..."
Обозначает ли это, что данный подстаканник был выпущен в период с 1936 по 1949 годы?