Ледокольный пароход "Мурман"
Первая в мире
полярная научно-исследовательская дрейфующая станция СП-1 начала свою работу
21 мая 1937 года в глубоководной части Северного Ледовитого океана.
Группа советских полярников была небольшая, всего четыре человека: начальник экспедиции
Папанин Иван Дмитриевич, гидролог и биолог
Петр Петрович Ширшов, геофизик и астроном
Евгений Константинович Федоров и радист
Эрнст Теодорович Кренкель. В задачу группы входило ведение метеорологических наблюдений, замер глубин, установление профиля дна некоторых районов Северного Ледовитого океана и изучение дрейфа льда.
Почтовая карточка Героические зимовщики дрейфующий станции «Северный полюс». В центре – И.Д.Папанин, слева – П.П.Ширшов, справа Э.Т.Кренкель и К.К.Федоров, рис. худ. Н.Аввакумова, 1938 год
В течение
274 дней льдина дрейфовала в сторону Гренландии, проплыв более 2500 км. Льдина, на которой обосновалась экспедиция, оказалась довольно капризной и не оправдала теоретических расчетов ученых об ее прочности. 1 февраля 1938 года во время шторма она раскололась, папанинцы очутились на обломке площадью 300 на 200 метров. Полярников необходимо было срочно спасать. Началась знаменитая эпопея спасения папанинской экспедиции.
В спасении экспедиции принимали участие корабли флота: промысловое судно «
Мурманец», эсминец «
Карл Либкнехт», ледоколы «
Ермак», «
Таймыр», «
Мурман», а так же подводные лодки «
Д-3», «
Щ-402», «Щ-404» (для обеспечения связи и сопровождения кораблей).
Карта дрейфа станции и ее спасения, «Комсомольская правда» от 6.02.1938 года
Хочется хоть немного рассказать о ледоколе «
Мурман».
Ледокол-пароход был заложен на ленинградском судостроительном заводе имени Андре Марти в середине
1934 года. В январе
1937 года прошел ходовые испытания, затем вступил в строй. Экипаж – 79 человек, пассажировместимость – 30. Ясное дело, не для прогулок строили. Это одно из первых в мире научно-исследовательское судно, которое, предназначалось для длительного плавания на Севере.
Капитаном ледокола «
Мурман» был
Иван Федорович Котцов – потомственный моряк в шестом поколении. В семье Котцовых хранилась и передавалась по наследству собственноручная
грамота Петра I, в которой он жаловал Кузьму Котцова званием «корабельного вожа» - так тогда называли лоцманов. Иван Котцов в 1918 году закончил Архангельское торговое мореходное училище, с тех пор и не расставался с морем. Так что «Мурману» повезло с капитаном – тот был не только опытный моряк, но и человек, который любил свое дело.
Переход кораблей проходил в неимоверно тяжелых условиях зимнего Севера. Суровый шторм, переходящий порой в ураган, холод. Не обошлось без происшествий и на кораблях. Терпел аварию Мурман», однако моряки, сумели при сильной качке, устранить неисправность и продолжили движение.
13 февраля «
Мурман» вошел в тяжелый лед и настолько приблизился к льдине папанинцев, что они ясно увидели его огни.
Почтовая карточка, фото шкатулки «Папанинцы», артель живописцев в селе Федоскина, Московской области, мастер П.Гладков, 1938 год
Вечером корабль ошвартовался у большого ледяного поля. Началась работа по сборке самолета и,
15 февраля, в воздух поднялся самолет «
Ш-2», который пилотировали И.И.
Черевичный и М.В.
Карабанов. В 15 часов с «Таймыра» так же вылетел самолет с летчиком
Г.П. Власовым.
После нескольких неудачных попыток долететь до дрейфующей льдины, из-за низкой облачности, самолеты вернулись к аэродрому, расположенному в 30 милях от «Мурмана». С рассветом Власов с Дорофеевым возобновили полет и обнаружили папанинцев.
Иван Дмитриевич Папанин и летчик Геннадий Павлович, Власов фото 1938 года
19 февраля, в 13 часов, в непосредственной близости от лагеря ошвартовался «Мурман», через полчаса - «Таймыр».
Ледоколы "Мурман" (слева) и "Таймыр" у льдины, на которой зимовали папанинцы, 1938 год
О встрече папанинцев и спасателей рассказала «Комсомольская правда» (радиостанция газеты приняла радиограмму от своих спец.корреспондентов, которые видели все своими глазами):
«
Медленно наступал рассвет. Ледоколы снова пришли в движение. "Таймыр" и "Мурман" изо всех сил пробивались к полынье, которая виднелась вдали… Наконец впереди показались флаги, развевающиеся над льдами. Сомнений нет, - это льдина папанинцев!
Ледоколы остановились. По трапам на лед торопились люди. Из кают выносили знамена. По торосистым льдам Гренландского моря шла демонстрация советских людей с красными флагами. 80 человек участвовали в этой необыкновенной демонстрации».
Мороз - морозом, а встреча получилась очень теплой. Папанинцев целовали, качали на руках, им кричали "ура".
Состоялся даже митинг, который Папанин начал с таких слов:
- Мы, четверка советских граждан, приветствуем два славных экипажа кораблей. Своим упорством и настойчивостью они еще раз показали всему миру, на что способен советский человек…
«
Лагерь свернули быстро. Папанинцы уже подготовились к ликвидации своей дрейфующей станции. Через какие-нибудь полчаса от лагеря к "Таймыру" протянулась длинная вереница людей, которые несли на руках драгоценный груз – имущество полярной станции "Северный полюс".
…Когда они подходили к "Мурману" и "Таймыру", ледоколы встретили героев приветственными гудками» - («Комсомольская правда, 20 февраля 1938 год)
Воспоминания участника экспедиции, радиста
Эрнста Кренкеля: «
Когда мы приблизились к кораблям, возник спор: на какой садиться, кто нас заберет? Нас соблазняли дозволенными и недозволенными приемами:
- Идите к нам, у нас несколько ящиков пива. А на тот корабль не ходите, у них клопов много!
Однако обольщение продолжалось недолго. Было принято соломоново решение: разыграть нас. Написали четыре записочки с нашими именами. Один из капитанов снял меховую шапку, бросил в нее эти записочки, а другой капитан тянул. Все это происходило под неустанным наблюдением двух помполитов, чтобы не было никакого жульничества.
В результате Ширшов и Федоров попали на "Таймыр", а мы с Папаниным - на "Мурман".
Дружеский шарж «Жильцы уехали», художник В.Фомичева, «Комсомольская правда» от 20.02.1938 года
ТАСС
Правда,
20 февраля 1938
ТЕЛЕГРАММА
Остальцеву, Барсукову, Котцову
Командам «Таймыра» и «Мурмана»
Примите нашу благодарность и благодарность всего советского народа за блестящее выполнение задачи по оказанию помощи славной экспедиции Папанина.
Гордимся вашей отважной и самоотверженной работой.
Братский привет!
И. Сталин, другие члены правительства, 20 февраля 1938 года
Остальцев А.В. – начальник экспедиции на ледокольном пароходе «Таймыр». Барсуков Б.Д. – капитан ледокольного парохода «Таймыр».
Так была спасена первая научная северная ледовая экспедиция. Моряк-полярник А.С.
Лазарев в статье «Наш ледовый флот» пишет:
«… Ледоколы сказали своё слово. Надо признать, что при отсутствии ледоколов гибель полярников была бы неизбежной».
Встреча папанинцев, Балашова А.И. 1939 год
А это подстаканник, на котором изображен один из спасателей экспедиции Папанина.
Подстаканник Ледокол Мурман, производитель –
Мстера. Уверена, что
1938 год
Подстаканник находится в коллекции "
ne_dimon"
Дмитрий, большое спасибо, что Вы нам его показали. Искренне поздравляю с достойнейшим приобретением
!
Используемые материалы:
1 Эрнст Теодорович Кренкель, книга "RAEM" - мои позывные
2 Леонид Репин, статья "В том дрейфе никто не сдрейфил"
3 Леонид Репин, статья "Не дрейф, Папанин"
4 Кинохроника тех лет
5 Дмитрий, который активно помогал в поиске материала