Страница 1 из 2

Подстаканники, посвещенные историческим (знаковым) событиям

Добавлено: 03 окт 2013, 20:38
Нелунатик-увы
Ледокольный пароход "Мурман"

Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая станция СП-1 начала свою работу 21 мая 1937 года в глубоководной части Северного Ледовитого океана.
Группа советских полярников была небольшая, всего четыре человека: начальник экспедиции Папанин Иван Дмитриевич, гидролог и биолог Петр Петрович Ширшов, геофизик и астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. В задачу группы входило ведение метеорологических наблюдений, замер глубин, установление профиля дна некоторых районов Северного Ледовитого океана и изучение дрейфа льда.
Почтовая карточка Героические зимовщики дрейфующий станции «Северный полюс». В центре – И.Д.Папанин, слева – П.П.Ширшов, справа Э.Т.Кренкель и К.К.Федоров, рис. худ. Н.Аввакумова, 1938 год



В течение 274 дней льдина дрейфовала в сторону Гренландии, проплыв более 2500 км. Льдина, на которой обосновалась экспедиция, оказалась довольно капризной и не оправдала теоретических расчетов ученых об ее прочности. 1 февраля 1938 года во время шторма она раскололась, папанинцы очутились на обломке площадью 300 на 200 метров. Полярников необходимо было срочно спасать. Началась знаменитая эпопея спасения папанинской экспедиции.



В спасении экспедиции принимали участие корабли флота: промысловое судно «Мурманец», эсминец «Карл Либкнехт», ледоколы «Ермак», «Таймыр», «Мурман», а так же подводные лодки «Д-3», «Щ-402», «Щ-404» (для обеспечения связи и сопровождения кораблей).
Карта дрейфа станции и ее спасения, «Комсомольская правда» от 6.02.1938 года



Хочется хоть немного рассказать о ледоколе «Мурман».
Ледокол-пароход был заложен на ленинградском судостроительном заводе имени Андре Марти в середине 1934 года. В январе 1937 года прошел ходовые испытания, затем вступил в строй. Экипаж – 79 человек, пассажировместимость – 30. Ясное дело, не для прогулок строили. Это одно из первых в мире научно-исследовательское судно, которое, предназначалось для длительного плавания на Севере.



Капитаном ледокола «Мурман» был Иван Федорович Котцов – потомственный моряк в шестом поколении. В семье Котцовых хранилась и передавалась по наследству собственноручная грамота Петра I, в которой он жаловал Кузьму Котцова званием «корабельного вожа» - так тогда называли лоцманов. Иван Котцов в 1918 году закончил Архангельское торговое мореходное училище, с тех пор и не расставался с морем. Так что «Мурману» повезло с капитаном – тот был не только опытный моряк, но и человек, который любил свое дело.



Переход кораблей проходил в неимоверно тяжелых условиях зимнего Севера. Суровый шторм, переходящий порой в ураган, холод. Не обошлось без происшествий и на кораблях. Терпел аварию Мурман», однако моряки, сумели при сильной качке, устранить неисправность и продолжили движение.
13 февраля «Мурман» вошел в тяжелый лед и настолько приблизился к льдине папанинцев, что они ясно увидели его огни.
Почтовая карточка, фото шкатулки «Папанинцы», артель живописцев в селе Федоскина, Московской области, мастер П.Гладков, 1938 год



Вечером корабль ошвартовался у большого ледяного поля. Началась работа по сборке самолета и, 15 февраля, в воздух поднялся самолет «Ш-2», который пилотировали И.И. Черевичный и М.В. Карабанов. В 15 часов с «Таймыра» так же вылетел самолет с летчиком Г.П. Власовым.
После нескольких неудачных попыток долететь до дрейфующей льдины, из-за низкой облачности, самолеты вернулись к аэродрому, расположенному в 30 милях от «Мурмана». С рассветом Власов с Дорофеевым возобновили полет и обнаружили папанинцев.
Иван Дмитриевич Папанин и летчик Геннадий Павлович, Власов фото 1938 года



19 февраля, в 13 часов, в непосредственной близости от лагеря ошвартовался «Мурман», через полчаса - «Таймыр».
Ледоколы "Мурман" (слева) и "Таймыр" у льдины, на которой зимовали папанинцы, 1938 год



О встрече папанинцев и спасателей рассказала «Комсомольская правда» (радиостанция газеты приняла радиограмму от своих спец.корреспондентов, которые видели все своими глазами):
«Медленно наступал рассвет. Ледоколы снова пришли в движение. "Таймыр" и "Мурман" изо всех сил пробивались к полынье, которая виднелась вдали… Наконец впереди показались флаги, развевающиеся над льдами. Сомнений нет, - это льдина папанинцев!
Ледоколы остановились. По трапам на лед торопились люди. Из кают выносили знамена. По торосистым льдам Гренландского моря шла демонстрация советских людей с красными флагами. 80 человек участвовали в этой необыкновенной демонстрации
».



Мороз - морозом, а встреча получилась очень теплой. Папанинцев целовали, качали на руках, им кричали "ура".



Состоялся даже митинг, который Папанин начал с таких слов:
- Мы, четверка советских граждан, приветствуем два славных экипажа кораблей. Своим упорством и настойчивостью они еще раз показали всему миру, на что способен советский человек…



«Лагерь свернули быстро. Папанинцы уже подготовились к ликвидации своей дрейфующей станции. Через какие-нибудь полчаса от лагеря к "Таймыру" протянулась длинная вереница людей, которые несли на руках драгоценный груз – имущество полярной станции "Северный полюс".
…Когда они подходили к "Мурману" и "Таймыру", ледоколы встретили героев приветственными гудками
» - («Комсомольская правда, 20 февраля 1938 год)



Воспоминания участника экспедиции, радиста Эрнста Кренкеля: «Когда мы приблизились к кораблям, возник спор: на какой садиться, кто нас заберет? Нас соблазняли дозволенными и недозволенными приемами:
- Идите к нам, у нас несколько ящиков пива. А на тот корабль не ходите, у них клопов много!
Однако обольщение продолжалось недолго. Было принято соломоново решение: разыграть нас. Написали четыре записочки с нашими именами. Один из капитанов снял меховую шапку, бросил в нее эти записочки, а другой капитан тянул. Все это происходило под неустанным наблюдением двух помполитов, чтобы не было никакого жульничества.
В результате Ширшов и Федоров попали на "Таймыр", а мы с Папаниным - на "Мурман
".
Дружеский шарж «Жильцы уехали», художник В.Фомичева, «Комсомольская правда» от 20.02.1938 года


ТАСС
Правда, 20 февраля 1938
ТЕЛЕГРАММА
Остальцеву, Барсукову, Котцову
Командам «Таймыра» и «Мурмана»
Примите нашу благодарность и благодарность всего советского народа за блестящее выполнение задачи по оказанию помощи славной экспедиции Папанина.
Гордимся вашей отважной и самоотверженной работой.
Братский привет!

И. Сталин, другие члены правительства, 20 февраля 1938 года
Остальцев А.В. – начальник экспедиции на ледокольном пароходе «Таймыр». Барсуков Б.Д. – капитан ледокольного парохода «Таймыр».

Так была спасена первая научная северная ледовая экспедиция. Моряк-полярник А.С. Лазарев в статье «Наш ледовый флот» пишет: «… Ледоколы сказали своё слово. Надо признать, что при отсутствии ледоколов гибель полярников была бы неизбежной».
Встреча папанинцев, Балашова А.И. 1939 год




А это подстаканник, на котором изображен один из спасателей экспедиции Папанина.
Подстаканник Ледокол Мурман, производитель – Мстера. Уверена, что 1938 год









Подстаканник находится в коллекции "ne_dimon"
Дмитрий, большое спасибо, что Вы нам его показали. Искренне поздравляю с достойнейшим приобретением :-ok-: !


Используемые материалы:
1 Эрнст Теодорович Кренкель, книга "RAEM" - мои позывные
2 Леонид Репин, статья "В том дрейфе никто не сдрейфил"
3 Леонид Репин, статья "Не дрейф, Папанин"
4 Кинохроника тех лет
5 Дмитрий, который активно помогал в поиске материала :ni_zia:

Re: Подстаканники, посвещенные историческим (знаковым) событ

Добавлено: 03 окт 2013, 21:20
Сандо
Спасибо Наталье за хороший репортаж.
Очень рад за Дмитрия, что имеет в коллекции такой чудный подстаканник! Поздравляю!

Re: Подстаканники, посвещенные историческим (знаковым) событ

Добавлено: 03 окт 2013, 22:27
ESol
Симпатичный подстаканничек!!!! :co_ol:
Дмитрий, примите и от меня поздравление с замечательным приобретением :bra_vo:

Наталья - замечательный материал!!! :a_g_a:

Если есть подстаканник "Мурман", то, наверное, должен быть и "Таймыр"????

Re: Подстаканники, посвещенные историческим (знаковым) событ

Добавлено: 04 окт 2013, 15:24
ne_dimon
ESol писал(а):Симпатичный подстаканничек!!!! :co_ol:
Дмитрий, примите и от меня поздравление с замечательным приобретением :bra_vo:

Наталья - замечательный материал!!! :a_g_a:

Если есть подстаканник "Мурман", то, наверное, должен быть и "Таймыр"????
Спасибо за поздравление!!! На счет подстаканника с "Таймыром", с Натальей задавались этим вопросом. Странно конечно, что оба ледокола не изображены на одном подстаканнике, отсуда напрашивается вопрос: Команда второго ледокола "Таймыр" была не заслуженно обижена таким подстаканником? Думаю, что да, если конечно у данного подстаканника не было аналогичного брата с изображением одного "Таймыра". Возможно, что была пара, а возможно, что другого варианта вообще не было.
Пока это второй подстаканник из советских, с изображением ледокола, которые знаю. Ледокол "Ленин", а сейчас вот "Мурман".

Re: Подстаканники, посвещенные историческим (знаковым) событ

Добавлено: 24 мар 2014, 23:42
ESol
Ещё один Мурман. Похожий, но совсем другой!!!








Re: Подстаканники, посвещенные историческим (знаковым) событ

Добавлено: 25 мар 2014, 16:50
юрий
Подстаканник Ледокол "Ермак"





19 февраля 1899 на корабле был поднят коммерческий флаг («Ермак» был причислен к министерству финансов и в состав военно-морского флота не входил). 21 февраля ледокол вышел на родину, в Финском заливе его ждал сплошной лёд (в ту зиму лёд в заливе был необычайно тяжёлым толщиной до метра). 1 марта достигли кромки льда. Некоторое время ледокол продвигался очень легко со скоростью 7 узлов, но в районе острова Гогланд корабль остановился: ледяное поле оказалось слишком тяжёлым, его пришлось обходить. 4 марта корабль прибыл в Кронштадт. Корабль встречали с особым торжеством: стечение людей, военный оркестр, высокий приём.

Но уже 9 марта ледокол ушёл на своё первое задание — пришло известие о затёртых в районе Ревеля 11 пароходах. Корабли были успешно вызволены и отконвоированы в порт. 4 апреля в два часа дня «Ермак», легко сломав невский лёд встал около Николаевского моста в столице империи.

29 мая 1899 года «Ермак» вновь вышел из Ньюкасла на север — в своё первое путешествие в Северный Ледовитый океан. Был достигнут Шпицберген, проверку прошли механизмы машины в тяжёлых условиях Заполярья. Выявленные недостатки были устранены в Англии в течение месяца (убран передний винт, укреплён корпус). 14 июня того же года «Ермак» снова вышел в полярное плаванье. Экипажем корабля во главе с С. О. Макаровым была проведена большая научная работа по изучению северных льдов, океанографии, фауне океана. Однажды, наткнувшись на торосы, корабль получил пробоину, которая была заделана, но корабль уже не мог продолжать интенсивных исследований и вернулся в Англию для ремонта.

Была создана комиссия по разбору причин инцидента, результатом работы которой стало решение о работе ледокола только в акватории Финского залива. Здесь в зиму 1899—1900 года «Ермак» успел спасти крейсер «Громобой», который сел на мель и был затёрт льдами между Петербургом и Кронштадтом.

К лету 1900 года Макаров добился разрешение на проведение третьей арктической экспедиции, маршрут которой был до устья Енисея. После очередной модернизации ледокола 16 мая 1901 года «Ермак» вышел из Кронштадта навстречу полярным льдам. Но в районе Новой Земли корабль был затёрт во льдах и дрейфовал с 14 июля до 6 августа. Время было потеряно и Макаров принял решение изменить планы и обследовать Землю Франца-Иосифа. По итогам экспедиции 13 октября 1901 года министерство финансов распорядилось: «1) ограничить деятельность ледокола „Ермак“ проводкой судов Балтийского моря и 2) передать ледокол в ведение Комитета по портовым делам с освобождением вице-адмирала Макарова от лежащих на нём обязанностей по отношению к опытным плаваниям во льдах…»

Принимал самое активное участие в спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», который сел на мель в районе острова Гогланд. Во время этой акции «Ермака» впервые в мире нашло применение изобретение русского ученого Александра Попова — радиотелеграф. Благодаря связи судовой радиостанции с береговой (Котка) была спасена группа унесённых на льдине рыбаков.

Во время русско-японской войны «Ермак», преодолев лед в Либавском порту, провёл эскадру контр-адмирала Небогатова на чистую воду, открыв ей путь на Дальний Восток. За первые 12 лет эксплуатации ледокол провёл во льдах свыше тысячи суток.

После окончания русско-японской войны Морской генеральный штаб (МГШ), образованный в апреле 1906 года в ходе реформы морского ведомства, начал разрабатывать планы действий флота на случай возникновения новых вооружённых конфликтов. Из-за неурегулированности отношений с Японией сразу после окончания войны, специалисты МГШ считали угрозу нового нападения со стороны Японии весьма вероятной, поэтому активно занимались разработкой планов перегруппировки российских ВМС из Балтийского моря на Дальний Восток в условиях открытия боевых действий. В качестве одного из главных маршрутов был определён Северный морской путь (ранее назывался «Северо-восточный путь»), для рекогносцировки которого планировалось отослать в 1909 году ледокол «Ермак» с задачей пройти из Балтийского моря до Берингова пролива за одну навигацию. Позднее по данному маршруту была отправлена Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Б. А. Вилькицкого.



Первая мировая война

14 ноября 1914 года ледокол был зачислен в состав Балтийского флота и продолжал осуществлять проводку кораблей и судов в Финском заливе. Когда в феврале 1918 года германские войска подошли к Ревелю, ледокол вывел из порта все способные двигаться корабли и привел их в Гельсингфорс. Вскоре в походе из Гельсингфорса в Кронштадт «Ермак» вместе с другими ледоколами провел 211 боевых кораблей, вспомогательных и торговых судов через Финский залив. Руководитель похода и одновременно наморси Балтийского флота — каперанг Щастный тем самым спас всё боевое ядро Балтийского флота. За участие в «ледовом походе» «Ермак» был награждён почётным революционным Красным знаменем ВЦИК. Щастный расстрелян.

После этого ледокол вернулся к мирной службе и в 1920—1930 годах обеспечивал перевозки грузов на Балтике, в Арктике и Белом море.


1938 год

Осенью 1937 года во льдах Арктики замёрз весь ледокольный флот.

В самом начале 1938 года после выполнения краткосрочного ремонта ледокол вышел из Ленинграда в Гренландское море за папанинцами под командованием капитана Михаила Яковлевича Сорокина. Встретив во льдах суда «Мурман» и «Таймыр», взял у них снятых со льдины участников станции «Северный полюс-1» и доставил их в Ленинград. Ранней весной ещё до начала арктической навигации ледокол пробился к Земле Франца-Иосифа и освободил из ледяного плена корабли «Русанов», «Пролетарий» и «Рошаль». В начале июля ледокол уже был у Диксона, доставив уголь зимовавшим там лесовозам, и помог выбраться им на чистую воду. 6 августа пробился к каравану ледокола «Литке» (зимовавшему у о. Большевик). Вывел их к острову Русскому. Вышел через пролив Вилькицкого в море Лаптевых и оказал помощь ледоколу «Красин» по выводу изо льдов каравана «Ленин».

За два месяца прошёл всю Арктику с запада на восток.

20 августа лег курсом к зимовавшим «Малыгину», «Садко» и «Г. Седову». Утром 28 августа подошёл к судам этого каравана. В 20.30, взяв на буксир «Г. Седова» «Ермак» устремился к югу, но уже через 2 часа отдав буксир, вместе с «Малыгиным» ушёл на ледовую разведку, где вскоре потерял левый винт с частью вала. В 6.30 29 августа стал бортом к «Г. Седову» и перегрузил ему продовольствие и уголь для следующей зимовки. В 3.30 30 августа «Ермак», «Малыгин» и «Садко» отправились на юг.


Великая Отечественная война

4 октября 1941 года «Ермак» вновь был мобилизован. На него установили два 102-мм, четыре 76-мм орудия, четыре 45-мм зенитных орудия, четыре пулемёта. Он участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко и островов Финского залива, проводил корабли для обстрела позиций врага, выводил на боевые позиции подводные лодки.

В июне 1944 г. ледокол был разоружён и возвращён Главному управлению Северного морского пути.


Послевоенные годы

26 марта 1949 года в связи с полувековым юбилеем «Ермак» был награждён орденом Ленина (за боевую деятельность в годы Великой Отечественной войны и освоении Северного морского пути.

В 1955 году в июле-сентябре провел по Северному морскому пути караван кораблей во главе с крейсером «Адмирал Сенявин» (в состав каравана входили крейсер «Дмитрий Пожарский», 10 подводных лодок и около 15 гражданских судов).


В 1963 году ледокол был списан, попытки сохранить его как памятник-музей успеха не имели и в следующем году он пошёл на слом.

В настоящее время корпус ледокола разделывается на металл в районе кладбища кораблей у поселка Ретинское Мурманской области.


3 ноября 1965 года на стене здания Мурманского областного краеведческого музея в Мурманске был открыт памятник-мемориал — мозаичное панно с якорем, снятым с «Ермака», на постаменте.

В 1974 году на смену «Ермаку» в плавание вышел новый ледокол с таким же именем.


Капитаны

Васильев, Михаил Петрович (1898—1900)
А. К. Цвигман (1901—1902)
Николай Николаевич Коломейцов (1902—1904)
Рудольф Карлович Фельман (1903—1917)
В. Е. Гасабов (1917—1921)
Н. И. Тульский (1921—1922)
Владимир Дмитриевич Селенинов (1922—1923), (1925—1928)
К. В. Крекшин (1923—1924)
И. И. Койвунен (1924—1925)[1]
Павел Акимович Пономарев (1928—1929)
Владимир Иванович Воронин (1929—1934), (1935—1938)
Сорокин Михаил Яковлевич (1934—1935), (1938—1947), (1950—1951)
Б. Н. Макаров (1947—1950)
Герман Васильевич Драницын (1951—1953)
Константин Константинович Бызов (1953—1955)
Дмитрий Николаевич Чухчин (1955—1963)
Юрий Константинович Хлебников (1963—1964)
Павел Петрович Вдовин (1964—1965)

Re: Подстаканники, посвещенные историческим (знаковым) событ

Добавлено: 25 мар 2014, 19:43
Нелунатик-увы
Такие значимые события, такие значимые подстаканники!!!
Породистые :mi_ga_et: !!!

Юрий писал: "3 ноября 1965 года на стене здания Мурманского областного краеведческого музея в Мурманске был открыт памятник-мемориал — мозаичное панно с якорем, снятым с «Ермака», на постаменте".

Подпись на мемориале: "Дедушке" ледокольного флота ордена Ленина ледоколу "Ермак"




Re: Подстаканники, посвещенные историческим (знаковым) событ

Добавлено: 23 янв 2016, 15:44
karel
Нелунатик-увы писал(а):Ледокольный пароход "Мурман"

Капитаном ледокола «Мурман» был Иван Федорович Котцов – потомственный моряк в шестом поколении. В семье Котцовых хранилась и передавалась по наследству собственноручная грамота Петра I, в которой он жаловал Кузьму Котцова званием «корабельного вожа» - так тогда называли лоцманов. Иван Котцов в 1918 году закончил Архангельское торговое мореходное училище, с тех пор и не расставался с морем. Так что «Мурману» повезло с капитаном – тот был не только опытный моряк, но и человек, который любил свое дело.
На этой фотографии изображен капитан Котцов Петр Иванович
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=1707

Re: Подстаканники, посвещенные историческим (знаковым) событ

Добавлено: 24 янв 2016, 00:01
Нелунатик-увы
karel, еще раз попыталась разобраться с именем капитала ледокола "Мурман". Вот, посмотрите на заметку газеты "Советская Сибирь" за 22 февраля 1938 года "Отважные руководители экспедиции на ледоколах", "Иван Федорович Котцов":



http://elib.ngonb.ru/jspui/bitstream/NG ... /2/043.pdf

Re: Подстаканники, посвещенные историческим (знаковым) событ

Добавлено: 24 янв 2016, 08:46
ESol
Наталья, просто Иван Фёдорович и Пётр Иванович Котцовы - это разные люди.
Хотя оба были капитанами.
Иван Фёдорович на Мурмане, а Пётр Иванович - на Мурманце
И оба родились в 1895 году
Вот такое совпадение.
karel написал, что с фоткой изначально напутали там, откуда ты взяла её.