Подстаканник "Обхват" завода Красная Этна

Аватара пользователя
meleshuk
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 03 янв 2013, 17:12
Откуда: Україна

Подстаканник "Обхват" завода Красная Этна

Сообщение meleshuk » 21 дек 2013, 15:57

Изображение Изображение
Изображение Изображение
Изображение Изображение
Изображение Изображение

Меня этот подстаканник захватил своей чистой функциональностью — ни одной лишней детали! При этом он умудряется выглядеть очень изящно.
''Простота — это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.'' (С) Леонардо да Винчи.
Мне эта разновидность нравится намного больше, чем вариант с лепестками на основании (фотография есть в каталоге подстаканников данного форума). Там лепестки ограничивают возможный диаметр дна стакана да и устойчивость на лапках из лепестков довольно сомнительна.
Если правильно подогнуть обхватывающие лапки, то стакан стоит мёртво, возможно за счет легкого подпружинивания.
Каждый раз, покупая новый подстаканник, я лезу в сеть, чтобы собрать о нем побольше сведений. Но в этот раз меня ждал облом — ничего, кроме нескольких фотографий двух разновидностей. Правда хороший объем информации предоставил продавец, но я не люблю ограничиваться одним источником. В первую очередь меня интересует производитель (здесь вопросов не возникло), временной промежуток выпуска и материал.

Для начала приведу информацию, предоставленную продавцом:

Действительно редкий и необычный подстаканник! Выпущенный в период с 1932-41 гг, на заводе , в качестве ограниченной опытной партии.
Клеймо — НКМ, ОШУ, Кр.Этна, Горький.
Расшифровка - Красная Этна - завод в Нижнем Новгороде (быв.Горький) известен как производитель крепежа на крупнейшие автопредприятия.
НКМ - народный комиссариат машиностроения.
ОШУ - отдел широкого употребления.


У меня не было причин не доверять полученной информации, но на проданный месяцем ранее, тем же продавцом. аналогичный подстаканник - был заявлен период 1932-46 гг. Это меня смутило и я решил поискать к чему привязаны эти временные рамки.
Основной отправной пункт — буквы НКМ. Ниже привожу список всех комиссариатов, в которых использовалось слово машиностроение.

Хронология народных комиссариатов машиностроения СССР:
22 августа 1937 года из Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР выделен Народный комиссариат машиностроения СССР.
5 февраля 1939 года Народный комиссариат машиностроения СССР разделён на:
• Народный комиссариат тяжёлого машиностроения СССР (сокращенно - НКТМ, Наркомтяжмаш),
• Народный комиссариат среднего машиностроения СССР (сокращенно - НКСМ, Наркомсредмаш),
• Народный комиссариат общего машиностроения СССР (сокращенно - НКОМ, Наркомобщемаш).
26 ноября 1941 года Народный комиссариат общего машиностроения СССР преобразован в Народный комиссариат миномётного вооружения СССР.
14 октября 1945 года На базе Народного комиссариата танковой промышленности СССР образован Народный комиссариат транспортного машиностроения СССР.
7 января 1946 года Народный комиссариат боеприпасов СССР преобразован в Народный комиссариат сельскохозяйственного машиностроения СССР.
17 февраля 1946 года Образован Народный комиссариат строительного и дорожного машиностроения СССР. Народный комиссариат среднего машиностроения СССР преобразован в Народный комиссариат автомобильной промышленности СССР. Народный комиссариат минометного вооружения СССР преобразован в Народный комиссариат машиностроения и приборостроения СССР.
15 марта 1946 года Принят Закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР. Народные комиссариаты СССР преобразованы в министерства СССР.

Пока не делаю выводов.

На клейме моего подстаканника слово ''Горький'' не пропечаталось, но на некоторых фотографиях в сети оно вполне различимо, поэтому далее я заглянул в историю города Горький и увидел, что 7 октября 1932 года город Нижний Новгород был переименован в Горький, а возвращено старое название было только 22 октября 1990 года.
Становятся понятны временные рамки заданные продавцом: 1932 год — появляется название города ''Горький'', 1941 год связан либо с началом войны, либо с преобразованием Народного комиссариата общего машиностроения в Народный комиссариат миномётного вооружения, а в более раннем описании 1946 год очевидно был связан с преобразованием комиссариатов в министерства.
Для себя я уже сократил возможное время выпуска до периода 22 августа 1937 года - 5 февраля 1939 года, т.е. то время, когда существовал непосредственно Народный комиссариат машиностроения. В скобках выше я специально указал найденные сокращения частей разделенного комиссариата машиностроения (НКТМ, НКСМ, НКОМ) — места на клейме было достаточно для размещения четырех букв, особенно если убрать разделяющие буквы точки.

Для полноты картины добавлю историю завода Красная Этна:
В 1896 году в Риге началось строительство нового завода. Основной продукцией выпускаемой предприятием были гвозди, проволока, заклёпки, болты, гайки. В 1898 году был утверждён Устав Акционерного общества Рижского металлического завода «Этна». По предложению министра финансов С.Ю. Витте, своё название завод получил в честь вулкана Этна, расположенного на острове Сицилия.
Во время Первой мировой войны в 1915 году завод был эвакуирован в Нижний Новгород. Вместе с заводом эвакуировались 200 рабочих с семьями.
В 1916 году завод был куплен торговым домом «А.Б. Фрадкин и сын». В этом же году от Министерства Торговли и Промышленности получено отношение №952 о том, что «Государь император 17-го сего января высочайше повелеть соизволил… учредить Акционерное общество под наименованием Акционерное общество Нижегородского металлического завода „Новая Этна“». В его состав вошли волочильный, цепочный и гвоздильный цеха. В августе завод начал выпуск продукции.
В 1918 году завод был национализирован.
7 ноября 1922 года в честь 5-летия Советской власти завод переименован в «Красную Этну».
В 1929 году принято правительственное решение об организации на заводе «Красная Этна» производства автонормалей для строящегося Нижегородского автомобильного завода. Это был перелом в развитии завода.
1 января 1933 года вступил в строй действующих корпус автонормалей.
1934 г. — завод «Красная Этна» вошёл в структуру ГАЗа на правах филиала.
1938 г. — выводится из состава ГАЗа, ему отводится роль по выпуску продукции для всей автомобильной промышленности страны.
28 октября 1944 г. — завод награждён Орденом Ленина за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны и бесперебойное снабжение заводов-смежников и фронта боеприпасами.
Кстати, во время войны завод выпускал также пружины для ППШ и нож разведчика НР-40.
1986 г. — завод получил название Государственный завод «Красная Этна» (ПО Автонормаль).
1989 г. — приказом министра автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР завод получил название: метизно-металлургическое производственное объединение (ПО «Метиз»).
1992 г. — по решению Администрации исполкома Ленинского района, завод получил название Государственного завода «Этна» (решение конференции трудового коллектива от 14 декабря 1991 года).
Январь 1993 г. — решением №6-Р Администрации Нижнего Новгорода зарегистрировано Открытое акционерное общество «Этна».
2002 г. — по просьбе ветеранов, предприятию возвращено название ОАО «Завод Красная Этна».

Думаю, что исходя из следующей информации: ''1938 г. — выводится из состава ГАЗа, ему отводится роль по выпуску продукции для всей автомобильной промышленности страны.'', можно ограничить возможное время выпуска с 1937 по 1938 год, т.к. в связи с необходимостью расширения ассортимента и увеличением спроса на основную продукцию завода, выпуск товаров широкого употребления должны были сократить. Но это только мои догадки.

Теперь касаемо материала, из которого изготовлен подстаканник — думаю не ошибусь, если скажу, что это покрытая медью и никелированная сталь. Основанием для этого служит проглядывающая местами сквозь пятнышки коррозии никеля красная медь. А исходя из жесткости конструкции и звонкому звуку, если стукнуть чем-то металлическим, это не может быть чистая медь. В данном случае медь под никелем играет роль антикоррозионной грунтовки. К тому же сцепление никеля с цветными металлами и их сплавами гораздо лучше, чем со сталью.

Итак выводы: подстаканник, под кодовым наименованием ''Обхват'', произведен на заводе Красная Этна в период с 1937 по 1939 (возможно 1938) годы, из стали покрытой медью и никелем.

Возможно у кого-то есть более точная информация по этому подстаканнику – буду рад, если Вы ей поделитесь.
Спасибо за внимание :)

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 5635
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Подстаканник "Обхват" завода Красная Этна

Сообщение ESol » 21 дек 2013, 16:26

Андрей, :co_ol:

Аватара пользователя
meleshuk
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 03 янв 2013, 17:12
Откуда: Україна

Re: Подстаканник "Обхват" завода Красная Этна

Сообщение meleshuk » 21 дек 2013, 16:45

Надеюсь кому-то мои изыскания облегчат поиски. :-):

Нелунатик-увы
Сообщения: 4801
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Подстаканник "Обхват" завода Красная Этна

Сообщение Нелунатик-увы » 21 дек 2013, 18:28

Андрей, серьезно :co_ol: !!!

Нелунатик-увы
Сообщения: 4801
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Подстаканник "Обхват" завода Красная Этна

Сообщение Нелунатик-увы » 21 дек 2013, 22:43

Андрей, все действительно очень серьезно и глубоко :co_ol: . Фотографии очень хорошие :ni_zia: , надеюсь, их можно будет увидеть в нашем Каталоге (если Вы не против)?

По поводу годов выпуска. Ваша цитата: «Думаю, что исходя из следующей информации: ''1938 г. — выводится из состава ГАЗа, ему отводится роль по выпуску продукции для всей автомобильной промышленности страны.'', можно ограничить возможное время выпуска с 1937 по 1938 год, т.к. в связи с необходимостью расширения ассортимента и увеличением спроса на основную продукцию завода, выпуск товаров широкого употребления должны были сократить. Но это только мои догадки».

Об этом времени я думаю немного иначе – на предприятиях в довоенные времена ни при каких дополнительных нагрузках не ставился вопрос об уменьшении количества выпуска товаров ширпотреба. Ширпотреб был под контролем у государства.

Изображение

Нелунатик-увы
Сообщения: 4801
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Подстаканник "Обхват" завода Красная Этна

Сообщение Нелунатик-увы » 21 дек 2013, 22:46

Если позволите, пофантазирую :smu:sche_nie:

На одном из сайтов прочитала: «Завод «Красная Этна» является одним из лидеров на российском рынке по производству крепежных изделий и пружин для автомобильной промышленности и других отраслей».

Пляшу от слова «пружин». А может быть, при изготовлении подстаканника использовали пруток, из которого изготавливали пружины (отходы)?
Тогда следующий вопрос – а когда стали изготавливать пружины на заводе «Красная Этна»? В структуру ГАЗа он входил с 1934 по 1938 год. До этого времени на ГАЗе выпускали автомобили, а значит, на нем уже изготавливали автомобильные пружины.

Стала искать информацию по пружинам на заводе «Красная Этна», и вот что нашла.

Хочу процитировать отрывки из дневника инженера Ивана Андреевича Харкевича. Шесть лет он был начальником ТЭЦ на ГАЗе, но в 1938 году был уволен с «перспективой» стать одним из репрессированных. От этого уберегла его болезнь и операция в Москве. Устроился на завод «Красная Этна» простым теплотехником.
«Октябрь 38 г. Начал работать, присматриваюсь, грузят пока меня плохо… Ну раз не грузят, сам себе найду работешку. Наткнулся на станок «Гоган» для горячей навивки пружин. Как говорят красноэтновские аборигены, «Враги народа очень потрудились, чтоб омертвить капиталы и закапали станок, который работать не будет и не может». Нужно посмотреть поближе, с первого взгляда станок, как станок, и работать должен, но очевидно, у тех, кто лепечет о вредительстве, просто тонка кишка, чтоб пустить станок. Удивительно для меня то, что все предложения пустить станок встречается в штыки. Особенно главный инженер ОКСа т.Малов разводит турусы на колесах, откуда можно понять, что не тебе-де чета пытались пустить станок, да не пустили – настолько тонко завернуто, что дескать, тебе и соваться не следует.
В цеху есть начальник участка товарищ Крук, малый энергичный, но тоже насчет болтовни о «врагах народа» мастер. Предложил ему попробовать пустить – пусть даст хорошего слесаря. Сделка состоялась, слесаря получил. Разбираю станок, эскизирую и систематизирую и больше всех убеждаюсь, что станок должен работать, и все есть, чтоб он работал. Не работает он только потому, что болтуны о врагах народа не знают, как подойти, поручают работу рядовым слесарям и электрикам, а те, без руководства, «на свой хохряк», начинают творить уже явное, хоть и невольное вредительство. После того вмешательства и далее станок вряд ли бы можно пустить, но, к счастью, «работа» не была слишком энергичной, и станок можно пустить, все имеется для пуска. Никаких компрессоров не нужно, о которых много болтали, чтобы создать видимость вредительства и скрыть собственную безрукость. Руки к станку мы со слесарем приложили, отрегулировали. Крук нам помог наладить качество работы по пружинам…
»

Может быть станок "Гоган" - это был единственный станок для навивки пружин на заводе "Красная Этна" в эти годы??? Может быть, все-таки этот подстаканник изготавливали с осени 1938 по февраль 1939 года??? Или это слишком маленький временной период??? Абсурд???

Аватара пользователя
meleshuk
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 03 янв 2013, 17:12
Откуда: Україна

Re: Подстаканник "Обхват" завода Красная Этна

Сообщение meleshuk » 22 дек 2013, 11:09

Нелунатик-увы писал(а):надеюсь, их можно будет увидеть в нашем Каталоге (если Вы не против)?
Конечно не против. Хотя фотографии так-себе. Возможно как-нибудь созрею на лайтбокс, чтобы не быть ограниченным в расстоянии - из-за этого снимки местами смазаны.
Нелунатик-увы писал(а):Может быть станок "Гоган" - это был единственный станок для навивки пружин на заводе "Красная Этна" в эти годы???
Если Красная Этна была в составе Газа с 1934 года, не могли же они иметь один-единственный неработающий станок для навивки пружин.
Нелунатик-увы писал(а):А может быть, при изготовлении подстаканника использовали пруток, из которого изготавливали пружины (отходы)?
Это вполне вероятно. Единственная штампованная деталь - это основание, судя по идеальному совпадению с диаметром дна граненного стакана - она изготавливалась специально для подстаканника. Ручка - это пруток, с пропилом снизу для более надежного крепления основания. А сам "обхват" вполне может быть обрезком заготовки для пружины.

gmn
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 01 фев 2016, 08:58

Re: Подстаканник "Обхват" завода Красная Этна

Сообщение gmn » 19 мар 2016, 17:07

Сегодня стал обладателем такого подстаканника,интересный..Фото пока с коленки...
Вложения
IMG_20160319_165604.jpg
IMG_20160319_165442.jpg
IMG_20160319_165432.jpg

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 5635
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Подстаканник "Обхват" завода Красная Этна

Сообщение ESol » 19 мар 2016, 18:38

Мои поздравления! Нечастый подстаканничек! :co_ol:

gmn
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 01 фев 2016, 08:58

Re: Подстаканник "Обхват" завода Красная Этна

Сообщение gmn » 19 мар 2016, 20:17

ESol писал(а):Мои поздравления! Нечастый подстаканничек! :co_ol:
Спасибо,мне тоже нравится...только денег отвалил... :hi_hi_hi: ...

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость