Портсигар "ВСХВ. Трактор"

Портсигары 1ЮФ, портсигары ЮХА, надписи на портсигарах, портсигары и спичечницы, портсигары с клеймом ЮКМ, портсигары НПЗ, портсигары с клеймом ЕФ, портсигары с клеймом ГЕ
Ответить
Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Портсигар "ВСХВ. Трактор"

Сообщение ESol » 04 янв 2014, 17:54

В моей фототеке есть фотографии вот такого портсигара





К сожалению, клейма производителя на портсигаре не видно. Да и приблизительную дату выпуска портсигара вычислить проблематично - ведь ВСХВ работала и до войны, и спустя почти десятилетие после окончания войны.
Я попробовал определить, что же за трактор стоит на постаменте Выставки.
К сожалению, я в тракторах не очень, поэтому в своих поисках отталкивался от трёх признаков трактора:

1. Буквы ЧТЗ над радиатором



2. Перекрестие (вероятно, для усиления конструкции) на самом радиаторе



3. Топливный бак сбоку трактора



Под эти признаки больше подошёл первый трактор Челябинского тракторного завода С-60 (Сталинец-60).
Вот фотографии такого трактора, установленного на постаменте в 1987 году в честь 50-ти летия Челябинского тракторного завода



Расскажу немного об этом тракторе.

Технические характеристики "Сталинец - 60":
Завод изготовитель - Челябинский тракторный завод
Тип трактора - гусеничный общего назначения
Мощность двигателя - 72 л. с. (по другим данным - 60 л.с. Мне это кажется более вероятным, ведь цифра в обозначении и есть мощность двигателя)
Мощность на крюке - 48 л. с.
Топливо - лигроин
Вес - 10500 кг
Количество передач - 3 вперед, 1 назад
Скорость - от 3,5 до 8,4 км/ч
Годы выпуска - 1 июня 1932 г. - 31 марта 1937 г.
Количество выпущенных тракторов - 68 997 (по другим данным 69 100 штук)


С ускорением коллективизации и появлением совхозов-гигантов становилось все яснее, что селу нужны высокопроизводительные всепогодные тракторы, способные в сжатые сроки выполнять основные полевые работы. Колесные же тракторы тех лет в дождливую погоду работать в поле не могли. А большая часть гусеничных тракторов «Коммунар», которые выпускал Харьковский паровозостроительный завод, направлялась в лесное хозяйство и на транспорт. Да и масштабы производства на ХПЗ — 100 тракторов в год — не соответствовали потребностям страны.
Вот почему когда в апреле 1929 года проходила XVI конференция ВКП(б), рассматривавшая первый пятилетний план, она приняла решение о строительстве завода гусеничных тракторов на Урале. В основе этого решения лежали следующие мотивы. В ближайшие несколько лет предполагалось перевести Заволжье, Казахстан, Урал, Зауралье, Западную и Восточную Сибирь на преимущественное выращивание, зерновых, юг — на ценные технические культуры, центр — на пропашные, запад и северо-запад — на кормовые. При смещении зерновых районов на восток Урал становился их естественным географическим центром, поэтому и получал право на строительство завода мощных гусеничных тракторов в Челябинске. При научно-техническом совете Главметалла создается междуведомственная комиссия. Ей поручается уточнить тип трактора, который наиболее бы соответствовал требованиям сельского хозяйства и масштабам производства. Комиссия рассмотрела известные по опыту эксплуатации в нашей стране тракторы американских фирм «Клетрак», «Катерпиллер» и советский «Коммунар». «Клетраки», работавшие в Зернотресте, показали себя ненадежными машинами, часто выходили из строя, поэтому их единодушно отвергли.
Кому же отдать предпочтение — «Катерпиллеру» или «Коммунару»?
Поначалу комиссия склонялась в пользу отечественной конструкции, но осенью 1929 года начальником строительства назначается инженер-энергетик Казимир Петрович Ловин, придавший вопросу о типе трактора новый поворот. Не без его участия правительство принимает решение о производстве на ЧТЗ трактора «Катерпиллер» мощностью 60 л. с.


Похожесть тракторов позволяют увидеть масштабные модели

Чтобы в те годы противопоставить зарубежный трактор трактору, разработанному советскими конструкторами, нужно было обладать громадной личной смелостью, убежденностью и инженерной интуицией. Как показали последующие события, это решение имело исключительно важное значение. Беда наших конструкторов того времени заключалась в том, что они могли сделать замечательный трактор, но из-за отсутствия у них опыта массового производства этот трактор, с точки зрения технологии, законов потока и конвейера, оказывался малопригодным. А по этим критериям фирма «Катерпиллер» считалась одной из лучших фирм в мире. Она выпускала 5-6 тыс. штук в год, больше, чем какая-либо другая фирма. Проектировавшийся ЧТЗ с ежегодным выпуском 40 тыс. тракторов даже по сравнению с ней представлялся сверхгигантом. Принять для него к массовому производству трактор, не обкатанный на конвейере, значило загубить дело.

В конце 1929 года начались 40 дней и ночей поистине титанической работы проектировщиков. Как вспоминает один из активнейших участников тех событий, технолог Константин Станиславович Митревич, в проектное бюро доставили два «Катерпиллера-60» — один предназначался для разборки, другой в качестве контрольного экземпляра. Разборка машины и составление спецификации велись круглосуточно. Как только деталь снималась с трактора, ее взвешивали, снабжали карточкой с указанием условного обозначения, веса, наименования, количества штук на одну машину и тут же заносили в спецификационную ведомость. При составлении чертежа размеры переводились из дюймовой системы в метрическую. Сортаменты проката, который в большом количестве шел на изготовление рамы, приводились к нашим стандартам и маркам материала. Конструкторы нашли в «Катерпиллере» ряд недоработок: ненадежность сборочных баз, чрезвычайную трудность в сборке отдельных узлов, например муфт поворота. И все-таки, несмотря на усовершенствования, вносимые по ходу проектирования, чертежи были закончены в срок. Этой работой руководил инженер В. Ломоносов.

Проектирование цехов, производственных процессов и отделов завода велось параллельно. Наиболее существенные части проекта разрабатывались двумя независимыми группами, после чего принимался лучший вариант. Всего проектом занималось 180 человек.

Пока в Ленинграде создавался эскизный проект, К. Ловин выехал в Америку и организовал в Детройте проектное бюро Челябтракторостроя, задача которого заключалась в создании генерального проекта ЧТЗ. Для работы в бюро он привлекает 40 советских инженеров, участвовавших в эскизном проектировании, и 12 американцев.
В июне 1930 года правительство утверждает генплан, 10 августа происходит торжественная закладка ЧТЗ, 7 ноября вводится в строй опытный завод, из ворот которого спустя три месяца выходит первый трактор.
15 мая 1933 года с конвейера ЧТЗ сошел первый трактор. Это был радостный день в жизни тракторозаводцев. Весть о первом тракторе ЧТЗ с быстротой молнии облетела всю страну.


Вот снимок, на котором запечатлен первый трактор ЧТЗ. Вывел его из проходной бригадир сборщиков Марк Яковлевич Макагон. Этот снимок обошел всю страну на первых страницах центральных газет, был помещен даже в школьные учебники по истории СССР. Рядом с Макагоном (справа на снимке) находился начальник сборочного отделения Михаил Алексеевич Храпко – молодой тогда инженер, выпускник ленинградского Политеха.


Дефицит фотографий в интернете поможет восполнить серия значков с трактором Сталинец С-60

1 июня 1933 года ЧТЗ вступил в строй действующих, а полтора года спустя рабочие завода отмечали первый юбилей — с конвейера сошел 10-тысячный трактор. «Сталинцы» можно уже было встретить во многих уголках страны, они использовались как пахотные тракторы и тягачи, бульдозеры и трубоукладчики.



Вскоре произошли события, которые заставили говорить о «Сталинцах» весь мир. 29 декабря 1935 года «Правда» сообщила, что во льдах Лены замерз караван судов с грузами для Якутии, который шел по Северному морскому пути.
Спасти груз решили с помощью тракторов. Семь «Сталинцев», доставленных на станцию Невер Уссурийской железной дороги, отправились в низовья Лены. За 17 ходовых дней они прошли около 2 тыс. км, причем финишировали все.



В январе 1936 года другая группа тракторов штурмовала горные перевалы Памира, чтобы доставить продовольствие занесенному снегом городу Мургабу. И сорокаградусный мороз, и бураны, и высоту в 4000 м — все преодолели машины.



В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Среди экспонатов советского раздела был и трактор С-60, отмеченный высшей наградой выставки — Гран-При.



Всесоюзная Сельско-хозяйственная выставка открылась в Москве 1 августа 1939 года и проработала до 1 июля 1941 года. Экспозицию и библиотеку ВСХВ эвакуировали в Челябинск


Трактор Сталинец С-60 на рекламных плакатах тех лет

Изображение трактора было и на медали Выставки



Встретить трактор С-60 можно было и на полях Войны. Причём, как с одной, так и с другой стороны







Вот такой небольшой рассказ о тракторе Сталинец С-60

Однако можно заметить, что изображение трактора на портсигаре отличается от фотографий реального трактора С-60.
Отличается наличием кабины и правым расположением топливного бака. На всех фотографиях топливный бак находится с левой стороны. На портсигаре двигатель с боков закрыт.
Я перелопатил, наверно, всё, что есть в интернете об этом тракторе, но нигде не нашёл фотографий с правым расположением бака, и с кабиной. Что же, на портсигаре другой трактор?
Думаю, что всё же это трактор С-60.
С-60 выпускался до 31 марта 1937 года. В этом же году его сменил другой трактор - С-65, который выпускался до 1941 года
Он уже работал на другом топливе - дизельном, и внешне отличался от С-60.
Не было топливного бака сбоку, не было перекрестия на радиаторе, буквы ЧТЗ сменила надпись Сталинец



Из рассказа мы помним, что над созданием трактора параллельно работали две группы конструкторов, и вполне возможно, что была версия и с правосторонним расположения бака.
Вот фотография американского Катерпиллера с правым расположением бака



Теперь про кабину. Возможно, что для выставки были изготовлены образцы с кабиной.
Вот небольшая выдержка из журнала "Спецтехника", №1 январь 2007
Пуск двигателя производили так: специальный ломик вставляли в одно из отверстий, предусмотренных в маховике двигателя, и резко прокручивали коленчатый вал. При неправильно отрегулированном зажигании случались обратные удары, и тогда тракторист рисковал осуществить полет над трактором. Об условиях работы на тракторе тогда еще не задумывались. На этой машине не было ни кабины, ни даже капота над двигателем. При этом трактор уже был оснащен гусеницами с цепью и башмаками, приболченными к ее звеньям.

А вот фотографии масштабной модели трактора с подъёмным тентом, но нигде больше на фотографиях такого не встречается. Вполне могла быть и кабина.



Но не исключаю и возможность фантазии художника, готовившего эскизы для портсигара (вспомним историю с ручкой серпа при составлении Герба СССР).

Можно подвести и итог по годам выпуска портсигара. Выставка работала с 1937 по 1941 годы. Думаю, что конец 30-х, начало 40-х подходят и для портсигара.
Ведь второй раз Выставка открылась в 1954-м году, а к тому времени были выпущены более современные модификации тракторов.

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Портсигар "ВСХВ. Трактор"

Сообщение Нелунатик-увы » 03 июн 2014, 09:03

Мстера, пластина "Лесозаготовки", работа Н.П. Клыкова






Скан из книги «Народное искусство СССР в художественных промыслах», том 1, издание Научно-исследовательского института художественной промышленности Всекопромсовета, 1940 год

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Портсигар "ВСХВ. Трактор"

Сообщение Нелунатик-увы » 12 янв 2016, 22:25

Фотография из журнала "Техника - молодежи" №8, 1934 год


Ответить

Вернуться в «Портсигары»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей