Очерк возникновения и развития фабрики Заходера, 1901 год

ХАЮС, Предприятие ПАС, Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика, Красное-на-Волге. Пётр Иванович Агафонов, Село Подольское. Артель По заветам Ильича
Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6747
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Очерк возникновения и развития фабрики Заходера, 1901 год

Сообщение Нелунатик-увы » 26 мар 2016, 14:44

Очерк возникновения и развития фабрики серебряных изделий Е. Заходера
Бердичев, 1901 год

Известие об устройстве выставки в нашем городе наполнило наше сердце понятной радостью - представить вниманию почтеннейшей публики, чего достигли мы в нашем производстве, тем более, что с временем открытия ее совпадает и 50 летие нашей фирмы. Ровно 50 лет тому назад, 15 августа 1851 года, мы открыли фабрику серебряных изделий в г. Шклов. Мы не будем распространяться о тех трудностях, которые мы встретили на первых же порах. Особенно трудно было найти хороших мастеров. Чтобы надлежаще поставить дело, нам приходилось самим, не покладаючи рук, работать. Добросовестное отношение к требованиям наших первых заказчиков, аккуратное исполнение и доброкачественность материала сделали свое дело - упрочили нашу фабрику. Заметим при этом, что мы решили не разбрасываться, мы избрали своею специальностью только ложки, вилки и подсвечники и в течении 16 лет неизменно их работали. Мы приобрели заказчиков преимущественно в Москве и ждали первой возможности перенести свою деятельность туда, чтобы войти в непосредственные сношения со своими заказчиками. К этому времени оборот наш при 10 рабочих достигает почтенной цифры - 12 тысяч в год. Способ обработки был еще ручной, не было еще у нас никаких искусственных приспособлений, и все же смеем сказать, что и тогда вещи выходили довольно изящные.

На новом месте счастье улыбнулось нам сразу же. Стала поступать такая масса заказов, что пришлось увеличить число мастеров до 40 человек. Личное наше участие в это время выражается уже только в наблюдении и управлении. Правда, работа и в это время существования фабрики остается все еще ручная, но уже появляются станки, становится легче и успеваешь больше сработать. Далее, пришлось уже отказаться от узкой специальности изделий вышеупомянутых предметов, мы стали работать почти все, на что был спрос на тогдашнем рынке, и наши посудные изделия, а особенно рюмки всевозможных фасонов, приобретают почетную известность. Мы вступаем в это время в торговые сношения с лучшими русскими фирмами, оборот наш становится довольно значительным - до 60000 руб. от работы только из своего серебра плюс работа из чужого.

Вдруг все это рухнуло и при том так внезапно, что только наша незадолженность спасла нас от краха. Причиной всего этого было открывшаяся тогда турецкая война. Серебро так вздорожало, до 52 р. фунт, что работа не окупалась, пришлось распустить большинство рабочих и приняться за изделия из меди, бронзы и других недорогих металлов. Так продолжалось до 1879, когда серебро подешевело и работа из него опять пошла в ход. Число рабочих мало по-малу начинает увеличиваться и доходит до 28 человек. После этого, время до 1887 г. является переходным, мы только кое-как перебиваемся. Очевидно, нужен был срок, чтобы рынок оживился . Так оно и вышло.

С 1887 года дела пошли так хорошо, что число рабочих пришлось увеличить до 45 и то едва успевали всех удовлетворить, так много поступало заказов. Казалось, наконец-то мы пережили все невзгоды, дело так окрепло, что мы не могли уже бояться колебаний рынка, наши изделия стали все шире и шире распространяться, мы нашли новый рынок - Юго-Западный край, осталось только правильно идти по пути усовершенствований способов обработки, по возможности удешевить работу, быть столько-же аккуратными в своих отношениях к нашей клиентуре, и дело могло увеличиться до очень больших размеров. Но по непредвиденным обстоятельствам мы должны были оставить Москву и выбрать другое место для перенесения нашей деятельности.

После долгих размышлений мы остановились на Бердичеве, как на наиболее удобном для нас месте. И дешевая жизнь, и центральность положения в крае, наконец, его торговое значение побудили нас к этому. Действительность нам не обманула. Разумеется, сначала пришлось открыть небольшую фабрику, всего 16 человек привезли мы из Москвы и с такими-то силами мы приступили с Божьей помощью к работе, надеясь при удаче расширить ее. Мало по-малу за 10 лет существования в Бердичеве дело достаточно наладилось, ныне число рабочих достигает 59 чел. Только жалованья рабочим мы уплачиваем в год от 5000 - 5500 р. и это при большой дешевизне местного рабочего. С самого переезда из Москвы мы стали принимать местных мальчиков в обучение и контингент нынешних наших рабочих составляют преимущественно местные жители. Этого правила мы готовы держаться и впредь, так как приглашение мастеров из других городов сопряжено с большими расходами, при чем мы не всегда уверены, что приняты трезвые люди. С 1896 г. мы ввели керосиновый двигатель и готовы и в дальнейшем не жалеть никаких средств для удешевления и облегчения работы. Мы достигли почтенной цифры оборота - до 100 пуд. изделий из своего и столько же из серебра разных заказчиков.

Оставаясь при нашем девизе: прочная работа и честное отношение к нашим клиентам, мы представляем на суд публики образцы наших изделий. Долго было бы описывать, как все эти изделия получаются, а потому мы решили наглядно это показать на выставке, при чем специально назначенный для этого мастер будет готов в известные часы дня ежедневно к услугам публики давать всевозможные объяснения.

Фотография чашки с блюдцем, клеймо ИЕЗ - фабрика серебряных изделий Израиля Еселевича Заходера, Москва




Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 10345
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Очерк возникновения и развития фабрики Заходера, 1901 го

Сообщение ESol » 27 мар 2016, 10:22

Наталья, очень интересный материал!!! :co_ol:
Поздравляю с такой находкой!!! :bra_vo:
Он перечеркивает перепечатываемые с одного на другой ресурс сведения об Израиле Еселевече Заходере!
Приведу эти сведения:
"Израиль Есеевич Заходер, первоначально, в 1851 году, открывший дело в Бердичеве, затем, до 1892 года, имевший мастерскую в Москве, и еще позже – по 1907 год – в Киеве. После кончины ювелира в 1907 году встречаются изделия с клеймом «Наследники И.Е.Заходера», что свидетельствует об успешной деятельности этой мастерской на протяжении длительного периода."

Про Шклов вообще не было никакого упоминания, в котором до Москвы и было производство Заходера (а не в Бердичеве).
После Москвы производство перебралось в Бердичев, а не в Киев.
Материал 1901 года - так что до этого года дело именно так и обстояло.
Жалко, что не упоминаются "непредвиденные обстоятельства", по которым Израиль Заходер покинул Москву

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 10345
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Очерк возникновения и развития фабрики Заходера, 1901 го

Сообщение ESol » 30 мар 2016, 13:56

Жалко, что в материале не упоминаются даты, когда появилось производство в Москве, и когда там закончилось
По обсуждениям на форумах это дата 1892-й год. На это указывают клейма Московской и Киевской пробирных инспекций





Но в Справочнике за 1894 год мне удалось найти упоминание о производстве Заходера в Москве



Есть и адрес - Валовая улица, дом Галкина. Число работников - 12 человек

В Справочнике за 1895 год упоминаний о Заходере уже нет, но по этому адресу уже есть другой ювелир - Щетинин Илья Фомич (которого нет в Справочнике за 1894 год)


Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6747
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Очерк возникновения и развития фабрики Заходера, 1901 го

Сообщение Нелунатик-увы » 02 апр 2016, 17:46

Государственный Эрмитаж, семинар: "Ювелирное искусство и материальная культура".
Тезисы докладов одиннадцатого коллоквиума 8-13 апреля 2002 год, Санкт-Петербург.
Жанна Арустамян, Киев, Национальный заповедник "София Киевская".
ФАБРИКА СЕРЕБРЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗРАИЛЯ ЗАХОДЕРА

"В иерархии знаменитых ювелиров Российской империи Израилю Заходеру отведена скромная роль. В настоящее время имя его практически забыто, а богатое наследие до сих пор относится к разряду неизвестных. Однако во второй половине XIX века изделия фабрики Заходера пользовались спросом не только в России, но и за рубежом. Скупые статистические сведения свидетельствуют о том, что на территории Киевской губернии это предприятие занимало лидирующие позиции в производстве и реализации изделий из серебра. Судя по архивным документам, фабрика Израиля Еселевича Заходера была открыта в 1851 году, располагаясь в деревянном доме по улице Белопольской (вторая часть города Бердичева). По данным анкет, заполнявшихся владельцем, ежегодно на предприятии трудилось от 25 до 35 рабочих.

В отличие от знаменитого киевского ювелира Маршака, который специализировался на изготовлении высокохудожественных произведений из драгоценных металлов, Заходер выпускал серебряную посуду для массового сбыта. Продукция фабрики не отличалась высоким уровнем исполнения, однако пользовалась значительным спросом у покупателей. Причина успеха заключалась в низких оптовых ценах на изделия: цена товара без акциза составляла 4,5 копейки за каждый золотник. Заполнив местный рынок недорогой серебряной посудой, Израиль Заходер начал активно осваивать новые регионы сбыта. Известно, что он экспортировал товар в Польшу, Австрию и Турцию. По данным 1898 года, фабрикант отправил в Австрию свыше 10 пудов серебряных столовых предметов.

Вследствие постоянного расширения объемов производства на фабрике И.Е.Заходера, а также в результате постоянного увеличения числа ювелирных мастерских в Бердичеве, Министерство финансов приняло решение открыть в этом городе пробирное учреждение. До 1898 года ювелиры Бердичева и уезда были обязаны производить клеймение золотых и серебряных изделий в киевском окружном пробирном управлении, что создавало им определенные неудобства в работе, связанные с постоянной пересылкой товара.

Помимо изделий и сопроводительных документов, владельцы мастерских посылали в пробирное учреждение подлинные образцы именных клейм, с которых снимались оттиски, регистрировавшиеся в специальном журнале. По Уставу 1896 года в Бердичеве вводилась должность губернского пробирера. В различных справочных изданиях, посвященных производству золотых и серебряных изделий в России на рубеже XIX-XX веков, упоминаются фамилии пробиреров Гаврила Кириллова, Петра Тихонова, Александра Шульца. В декабре 1898 года к бердичевскому пробирному учреждению были присоединены ювелирные мастерские Житомира и уезда.

Значительных успехов фабрика купца 2-й гильдии И.Е.Заходера достигла в конце XIX века. По статистике за 1899 год на предприятии числилось 35 человек, большая часть которых были выходцами из других городов. На фабрике сверхурочные заказы не производились, поэтому рабочий день не превышал одиннадцати часов. Оплата труда составляла 1 рубль 20 копеек в день.

Сохранились данные о расценке труда граверов: в 1902 году рабочие получали за гравировку золоченых предметов по 48 копеек за фунт металла. Гравировка матового серебра стоила вдвое дороже. Золоченые ложки и вилки оплачивались из расчета 75 копеек; подносы, корзинки, подстаканники, бокалы и ведра оценивались по 1 рублю 32 копейки за фунт металла.
Известно, что в 1901 году фабрика Заходера была награждена золотой медалью на выставке в Нежине. В том же году предприятие получило большую серебряную медаль на сельскохозяйственной выставке в Киеве. В 1903 году Заходер экспонировал лучшие образцы изделий на I Международной художественной выставке металла и камня в Петербурге, где был отмечен похвальным отзывом.

Обилие информации о постоянном наращивании объемов производства на предприятии Заходера вызывает вполне закономерный вопрос о судьбе его наследия: сохранилось оно до наших дней или бесследно исчезло?
Знакомство с письменными источниками и архивными документами XIX века позволяют соотнести изделия бердичевского фабриканта Израиля Еселевича Заходера с анонимными работами монограммиста "И.Е.З." Любители антикварных произведений знакомы с произведениями этого мастера, специализировавшегося на изготовлении серебряной посуды. В 90-е годы XIX века ассортимент изделий с именником "И.Е.З." был достаточно разнообразным. Ориентируясь на вкусы среднего класса, неизвестный мастер изготавливал рюмочки, бокалы, солонки, ножи, вилки и другие столовые предметы, характерной чертой декора которых была лубочная манера передачи сюжетных композиций (миниатюрные сельские домики, обрамленные стилизованными листьями; изогнутые веточки; ромбы). Изображения помещались в фигурные чередующиеся клейма, составленные из мелких штрихов, располагавшиеся двумя параллельными рядами. Незамысловатый гравированный рисунок, выполненный с трогательной непосредственностью, выразительно смотрелся на полированной глади металла (один и тот же сюжет повторялся и на серии серебряных изделий, и на позолоченных). Кроме именника "И.Е.З.” на столовых предметах имеется пробирное клеймо Киева с изображением архистратига Михаила с мечом и щитом. Возможно, что именно по этой причине произведения мастера "И.Е.З." были отнесены к киевским работам. Однако архивные документы (списки серебряников XIX века, дневники фабричных инспекторов, обследовавших мастерские Киева) опровергают такую точку зрения. До сих пор не выявлен ни один киевский ювелир с инициалами "И.Е.З.", работавший в конце XIX - начале XX века. В тоже время, появление значительного количества серебряной посуды с именником "И.Е.З." свидетельствует не о единичном исполнении столовых предметов, а о серийном производстве.

По статистическим данным на территории Киевской губернии было зарегистрировано два ювелирных заведения: Иосифа Абрамовича Маршака в Киеве и Израиля Еселевича Заходера в Бердичеве.

Совпадение инициалов владельца бердичевской фабрики серебряных изделий с именником мастера "И.Е.З." дает основание полагать, что это клеймо принадлежало Израилю Еселевичу Заходеру, ибо в архивных документах и статистических материалах конца XIX - начала XX века встречается сокращенное написание имени фабриканта: "Изр. Есел. Заходер". В пользу данной версии говорит также анализ годовых клейм на серебряных изделиях мастера "И.Е.З.", которые полностью совпадают с хронологическими рамками работы предприятия Заходера.

Факт, что после 1907 года клеймо монограммиста "И.Е.З." несколько видоизменяется, также находит подтверждение: новый именник "Н.И.Е.З." ( наследники "И.Е.З.") связан с кончиной в июле 1907 года Израиля Заходера и переходом фабрики во владение его зятя, Гирша Абрамовича Равкина.

В специальной литературе Равкин значится владельцем фабрики серебряных изделий в Бердичеве. Вполне вероятно, что в начале деятельности Гирш Равкин был хозяином небольшой мастерской, о чем свидетельствуют данные губернского пробирера за 1903 год (в его отчете упомянута фамилия Равкина наряду с другими производителями серебряной посуды). Пробирер отмечал, что в Бердичеве было 58 мастерских, выработавших за год 213 пудов 34 фунта 1 золотник серебряных изделий. Большая часть продукции была выполнена на предприятиях Заходера (174 пуда 3 1 фунт 2 золотника), Равкина (13 пудов 27 фунтов 39 золотников) и Принкевича (19 пудов 22 фунта 29 золотников). Возможно, дальнейшее исследование подтвердит версию о том, что именник «Г.Р.» на серебряных изделиях начала XX века принадлежал Гиршу Абрамовичу Равкину. Удачная женитьба Равкина на дочери фабриканта Заходера способствовала его дальнейшей карьере. Из владельца небольшой мастерской он становится руководителем производственного отдела, а после смерти тестя возглавляет фабрику серебряных изделий.

По данным за 1910 год, на фабрике Заходера-Равкина был установлен двигатель мощностью в 10 л.с. За год изготовлено столовых предметов на сумму 128 000 рублей. В 1914 году число рабочих на предприятии увеличилось с 30 до 40 человек, однако выпуск серебряной посуды сократился до 120 000 рублей.

Снижение объемов производства объяснялось финансовыми трудностями , возникшими с началом войны. В отличие от киевских мастерских, получавших большие доходы от продажи ювелирных изделий, производства Бердичева терпели значительные убытки. Сопоставление информации о фабрике Заходера-Равкина с кругом произведений серебряника-монограммиста "И.Е.З." вызывает вполне закономерный вопрос: почему на столовых предметах с этим именником встречается герб Киева, а не Бердичева?

Известно, что до 1898 года ювелиры Бердичева производили клеймение в киевском пробирном управлении. В течение долгого времени город не имел собственного герба, несмотря на то, что еще в 1844 году, перешел в ведомство Киевской губернии (до начала XX века многие учреждения Бердичева неофициально использовали печати с гербом Махновки, давешнего центра Бердичевского уезда, славившегося ткацкими фабриками. На верхнем поле герба этого городка помещалось изображение архангела Михаила, идентичное киевскому, а на нижнем крест-накрест – ткацкие принадлежности).

После открытия пробирного учреждения в Бердичеве некоторые мастера по-прежнему продолжали производить клеймение изделий в губернской столице. И на изделиях Заходера можно увидеть клеймо киевского окружного управления с инициалами управляющих: Александра Казимировича Выржаковского, Льва Фридриховича Олекса, Анатолия Аполлоновича Арцыбашевского. В начале XX века существовала большая конкуренция среди ювелиров. В поисках рынков сбыта они стремились вывозить товар за пределы губернии, и часть предметов клеймилась в пробирных управлениях, ближайших к месту реализации (свидетельство этому - столовые предметы фирмы Маршака, на которых имеется московское клеймо с инициалами управляющего окружного пробирного управления Ивана Сергеевича Лебедкина).

До 90-х годов XX века в музеях Киева хранились единичные экземпляры работ с клеймом "И.Е.З.". Объясняется это тем, что коллекции музеев комплектовались лучшими произведениями украинских и русских мастеров конца XIX – начала XX века. , а массовая продукция (фабрики Заходера в том числе) не представляла особой ценности.

Ситуация изменилась в 1991 году, когда Украина прекратила передачу в Гохран СССР изделий из драгоценных металлов, конфискованных на ее территории. Музеи впервые получили возможность ознакомиться с большим количеством старинных предметов, среди которых были выявлены и интересные образцы изделий фабрики Заходера. Значительная их часть была передана в Музей исторических драгоценностей Украины. Примечательно, что на некоторых столовых предметах с именником «И.Е.З.» и пробирным клеймом города Киева имелись дополнительные клейма, свидетельствующие об экспорте в Польшу и Австрию.

История создания фабрики серебряных изделий Заходера в Бердичеве, хронологические рамки ее деятельности, характер специализации производства и особенности художественного оформления столовых предметов убеждают в правильности прочтения именника "И.Е.З." как как клейма фабриканта Израиля Еселевича Заходера".





Спасибо Оле (ocherk) за найденный материал с семинара Государственного Эрмитажа :ro_za:

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 10345
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Очерк возникновения и развития фабрики Заходера, 1901 го

Сообщение ESol » 02 апр 2016, 20:59

Нелунатик-увы писал(а):
"В иерархии знаменитых ювелиров Российской империи Израилю Заходеру отведена скромная роль. В настоящее время имя его практически забыто, а богатое наследие до сих пор относится к разряду неизвестных.
Да уж(((( А между тем среди киддушных стаканчиков (а их последнее время на аукционных площадках выставляется немало) процентов 90 - производства Израиля Заходера

Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6747
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Очерк возникновения и развития фабрики Заходера, 1901 го

Сообщение Нелунатик-увы » 02 апр 2016, 21:41

Музейные чтения. Материалы научной конференции "Ювелирное искусство - взгляд сквозь века", Киев, Музей исторических драгоценностей Украины, 12-14 ноября 2012 год

Мальцева О.М.
ПАРОВАЯ ФАБРИКА РАЗНЫХ СЕРЕБРЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ
И.Е. ЗАХОДЕРА В г. БЕРДИЧЕВЕ


"Более 200 лет в Российской империи просуществовала форма губернского правления. Согласно указу Петра І от 18 декабря 1708 года, в России были созданы 8 губерний: "Ι. Московская. Москва, а къ ней города […] ΙΙ. Ингерманландская. Санктпетербургъ, а къ нему города […] ΙΙΙ. Кiевская. Кiевъ, а къ нему города […]" и другие1. Со временем изменялось количество губерний, их состав и границы. Неизменным оставалось, что "всякое правленiе положено на Губернаторахъ, и принадлежащiя къ Губернiямъ Провынцiи и города подчинены имъ Губернаторамъ […]"2, что губернатор "[…] о всехъ делахъ всей своей Губернiи былъ сведомъ […]"3. Уточнялась и дополнялась лишь "[…] инструкцiя, по которой въ Губернiяхъ и Провинцiяхъ и въ городахъ Губернаторы и Воеводы поступать имеютъ […]"4. Естественно, обязанностью губернатора было не только управлять и следить за порядком в губернии, но и рапортовать о происходящем на вверенной ему территории. В 1783 году вышел указ "О доставленiи Ея Императорскому Величеству дважды въ месяцъ краткихъ донесенiй о благополучномъ состоянiи Губернiй"5. В 1829 году - указ "О донесенiи Начальниками Губернiй Его Величеству одинъ разъ о сделанныхъ ими обозренiяхъ вверенныхъ имъ Губернiй"6. В 1831 году был издан указ "О формахъ всеподданейшихъ рапортовъ Гражданскихъ Губернаторовъ по годичному обозренiю Губернiй"7.

В конце XΙX века ежегодный губернаторский рапорт представлял собой своеобразный сводный отчет о жизни губернии (культурной, промышленной, общественной и т.д.), в котором, как правило, были отображены наиболее яркие события, происходившие в течение года. Например: "1888 годъ ознаменовался для Кiева событiемъ высокой важности, а именно торжественнымъ чествованiемъ девятисотлетiя крещенiя Кiевлянъ, происходившемъ 15 Jюля. Достопамятный день этотъ, привлекшiй въ Кiевъ массу иногороднихъ и заграничныхъ гостей, возбудилъ в нихъ чувство неподдельнаго восторга при виде благолепiя священнаго торжества и сопрвождавшихъ его церемонiй и празднествъ, и видимо прiобщилъ славянскихъ гостей къ ближайшему духовному единенiю съ славянами россiйскими"8.

В отдельных главах всеподданнейшего отчета, таких как: "Естественныя и производительныя силы губернiи и экономическая деятельность его населенiя" или "Общественное благоустройство и благочинiе", можно было прочесть: "Постройка церквей заключалась: по св. Владимiрскому собору въ г. Кiеве - въ производстве художниками Васнецовымъ и Сведомскимъ живописи въ среднемъ корабле и главномъ куполе собора, а также въ написанiи четырехъ картинъ около южной и северной дверей храма, въ вызолотке части стенъ между живописью въ главномъ алтаре и въ установленiи мраморныхъ наличниковъ у северныхъ и южныхъ дверей храма, на что израсходовано […]"9.

Приложение к всеподданнейшему отчету обязательно включало в себя статистические ведомости с данными из разных областей жизнедеятельности губернии. В 1775 году граф Воронцов, будучи президентом Комерц-коллегии, сказал о необходимость получения статистических сведений о каждом городе. Он "между прочимъ примътилъ, что Коллегiя не имъетъ еще по нынъ у себя нъкоторыхъ для нея потребныхъ свъдънiй […], что безъ оныхъ первоначально не можетъ она никогда познать прямого существа городовъ Россiйскихъ, чемъ который меньше, или болъе другаго есть по своему расположенiю выгодамъ отъ торговъ и промысловъ происходящихъ […]"10. Первым пунктом в списке обязательных сведений значилось: "Сколько въ которомъ городъ здъшняго Государства вообще числомъ состоитъ купечества, цеховыхъ, ремесленниковъ, мастеровыхъ и работныхъ людей внутри и внъ города торгующихъ и промышляющихъ всякого возраста?"11. Так, указ от 2 марта 1775 года обязал губернаторов предоставлять статистические данные в комерцколлегию, которые со временем стали неотъемлемой частью и губернаторских ежегодных отчетов.

В конце XΙX- начале XX вв. в главу “Фабрично-заводская промышленность" входили данные про все фабрики и заводы, производительность которых была не ниже, чем 1000 рублей. Для нас наиболее интересным является обзор производства золотых и серебряных изделий в Киевской губернии в отчете за 1902 год. "Производство золотыхъ и серебряныхъ издълiй въ отчетномъ году сравнительно съ предшествовавшимъ 1901 г. представлялось в следующемъ виде.

ТАБЛИЦА

Данные отчета красноречиво говорят о том, что в начале XX века в Киевской губернии лидирующие позиции в производстве изделий из драгоценных металлов, занимали 2 уезда - Киевский и Бердичевский. Следует отметить, что г. Бердичев с уездом почти не уступал Киевскому уезду, а в 1902 годунасчитывал даже большее количество ювелирных заведений.

В своей книге "Сказание о населенных местностях Киевской губернии или Статистические, исторические и церковные заметки о всех деревнях, селах, местечках и городах, в пределах губернии находящихся", изданной в 1864 году, Лаврентий Иванович Похилевич так описывал этот город Бердичев: "Бердичев, уездный город […] в расстоянии от Киева 160 верст […] Великолепный римско-католический монастырь с своими готическими храмами, башнями воротами и крепкой оградой, четыре православные и одна латинская приходская церкви, обширный каменный гостиный двор, дом управляющего городом, полицмейстера, бывшая таможня, до 40 каменных обывательских домов и 2200 домов деревянных, издали представляют Бердичев обширным и цветущим городом. Но этот наружный вид не обманчив только в отношении к римско-католическому монастырю. Немощные, грязные и худо или совсем неосвещаемые улицы обстроены домами и хижинами, в зодчестве которых красота и соразмерность вовсе не входили […]. Но все это не мешает Бердичеву в торговом отношении стоять на высокой степени достопримечательности между всеми городами юго-западной России. В нем ежегодно бывает 5-ть главных ярмарок, на которые съезжаются купцы из Москвы, Варшавы и других отдаленных городов и краев России, Пруссии и Австрии, также помещики и разного рода промышленники: польские, литовские, белорусские, новороссийские и украинские […]. Продажа и купля, производимые обыкновенно при посредстве евреев, выражаются здесь в бесконечном развитии оборотов […]. На Бердичевские ярмарки привозятся из заграницы, но большей частью из Москвы, шелковые бумажные и шерстяне ткани, галантерейне вещи и другие товары, на сумму 7 ½ миллионов рублей […]. Мануфактурная промышленность Бердичева ограничивается несколькими небольшими фабриками для ткания шерстяных материй, называемых талысами, и употребляемых евреями на молитвенные одежды, а также небольшим числом свечесальных и одним мыловаренным заводом […]. Кроме того в Бердичеве существуют разные ремесла и рукоделия, входящие в круг цеховой промышленности, обыкновенной во всяком многолюдном городе"13.

Архивные данные также свидетельствуют о развитии ювелирного ремесла в этом городе. Из журнала Волынского губернского правления от 7 мая 1857 года: "[…] Житомирская [палатка - О.М.] при значительномъ числъ ювилировъ и золотыхъ дълъ мастеровъ въ г.Бердичевъ, по обширной торговле сего города, безъ сомнънiя имъетъ болъе занятiй по г. Бердичеву, нежели по Уъзднымъ городамъ Волынской Губернiи […]."14. Именно в этом городе в 1851 году была открыта фабрика серебряных изделий, впоследствии ставшая одной из ведущих фабрик Киевской губернии. В отчете чинов фабричной инспекции за 1903 год, мы впервые встречаем, вместо безликих цифр, название 2 заведений (всего!) в группе ювелирной промышленности Киевской губернии (что уже свидетельствует о масштабах их производства в рамках всей губернии). Это ювелирная мастерская Маршака и фабрика серебряных изделий Заходера. Согласно данным этого отчета, в то время на фабрике Маршака 80 рабочих (53 взрослых мужчин, 8 женщин, 19 подростков), на фабрике Заходера — 30 рабочих (26 взрослых мужчин и 4 подростка)15.
Заслуженный деятель культуры Украины, искусствовед Ж.Г. Арустамян, в статье, посвященной фабрике серебряных изделий Израиля Заходера, писала: "В иерархии знаменитых ювелиров Российской империи Израилю Заходеру отведена скромная роль. В настоящее время [статья была опубликована в 2002 году - О.М.] имя его практически забыто, а богатое наследие до сих пор относится к разряду неизвестных"16. Ж. Арустамян отмечала: "[…] во второй половине XΙX века изделия фабрики Заходера пользовались спросом не только в России, но и за рубежом […], что на территории Киевской губернии это предприятие занимало лидирующие позиции в производстве и реализации изделий из серебра"17.

В Центральном государственном историчеком архиве, в деле "Утвержденные фабричной инспекцией правила внутреннего распорядка для рабочих и расценки сдельных работ на фабрике серебряных изделий Заходера в г. Бердичеве"18, хранятся сведения о фабрике, сыгравшей не менее значительную роль для развития ювелирной промышленности в Киевской губернии рубежа XΙX - XX столетий, чем знаменитая фабрика Иосифа Маршака.

Паровая фабрика разных серебряных изделий И.Е. Заходера была основана в г. Бердичеве в 1851 г. (рис. 1). Находилась она на ул. Белопольской в собственном доме Заходера (рис. 2). Анализ фабричных бланков позволяет датировать открытие отделения в Варшаве 1900-1905 гг. (рис. 1-2). В 1901 г. на выставке Нежинского сельскохозяйственного общества, фабрика была награждена золотой медалью (рис. 1). В том же году на выставке Киевского сельскохозяйственного общества фабрика
получила большую серебряную медаль (рис. 1), в 1903-1904 гг. на 1-й Международной Художественной выставке металла и камней в С.-Петербурге была отмечена похвальным отзывом (рис. 1).

Рис. 1. Архивный документ (фрагмент). Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев. Фонд 574. Опись 1. Дело 332. 1900-1907 гг. - С. 3.


Слово "ПАРОВАЯ, гордо подчеркнутое в названии фабрики" (рис. 1-2), появившееся на фабричных бланках в начале XX века, свидетельствует о переходе на более высокий технический уровень производства (согласно данным статьи Ж.Г. Арустамян, в конце XΙX века на фабрике использовался керосинный двигатель мощностью в 6 л.с.19). В статье "Экономическое и социальное значение фабричной формы производства", в основу которой легли данные из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, отмечается: "Благодаря разделению труда и применению машин, приводимых в действие силой воды, пара или электричества, Ф. приобретает возможность при прочих равных условиях производить несравненно больше и притом дешевле, чем ремесло и мануфактура [… где - О.М.] производительность труда среднего рабочего увеличилась в 12,5 раз"20.

Рис. 2. Архивный документ (фрагмент). Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев. Фонд 574. Опись 1. Дело 332. 1900-1907 гг. - С. 1.


По данным 1899 г., количество рабочих составляло от 30 до 35 человек. В 1902 г было 27 работников (в отчете фабричному инспектору Заходер писал, что количество работников изменяется несущественно, держится на одном уровне). Рабочий день продолжался 11 часов, сверхурочных работ не было. В основном, на фабрике изготавливали серебряную столовую посуду: ложки, вилки, чарки, подносы, подстаканники, бокалы, вазы и т. д. (рис. 3). Чаще всего изделия украшали гравировкой. Самым распространенным мотивом был архитектурный пейзаж - условное изображение двух зданий в медальонах разнообразных форм, украшенных растительным узором.

Рис. 3. Субботний бокал. Последняя треть XΙX в., Украина, Бердичев. Фабрика серебряных изделий И.Е. Заходера. Серебро, гравировка. Частное собрание.


Сегодня из произведений фабрики И.Е. Заходера чаще всего можно встретить киддушные изделия - традиционные еврейские субботние рюмки и стаканы (рис. 4). "Перед каждым приемом пищи в субботу, праздники и для торжественных церемоний, таких, как свадьба, обручение, благословение, использовались серебряные обрядовые рюмки, над которыми совершалась молитва главой семьи или рабби. Стакан, из которого выпивалось вино, считался очень важным ритуальным предметом в семье
(реликвией). Обладание стаканом считалось огромным богатством и хранили его как большое сокровище […]."21, где архитектурный пейзаж олицетворял синагогу22 — "Cимвол еврейского духа, центр национальной жизни […]."23, "[…] стремлением напомнить о Древе Жизни продиктованы мотивы листвы, цветов и растений […]"24 (рис. 4).

Рис. 4. Субботний стакан. 1908-1927 гг., Украина, Бердичев. Фабрика серебряных изделий Г.А. Равкина, бывшая И.Е.Заходера. Серебро, гравировка. Частное собрание.


На наш взгляд, прекрасной характеристикой изделий этой фабрики могут быть слова А. Канцедикаса в книге "Серебо" из серии "Шедевры еврейского искусства": "[…] в еврейскоморнаменте России и Восточной Европы встречаются сюжеты и образы, несвойственные для других территорий. Сам характер образности здесь несколько иной: как правило, культуре формы предмета уделяется меньше внимания, зато орнамент - обильнее, динамичнее; чувство, вложенное мастером, проявляется непосредственнее, свежее, сильна народная струя, преодолевающая холодную чопорность соответствующих вещей западноевропейского происхождения25 […] работы […] имеют одну и ту же форму, повторяющиеся основные мотивы орнамента. При пристальном рассмотрении это единообразие оказывается иллюзорным: в них нет ни одного точного повторенного штриха, ни одной одинаковой детали […] гравировка и чеканка постепенно вытесняются выколоткой и даже штампом. Однако, справедливости ради, надо сказать, что ремесленное начало, рука мастера никогда не уходят из этих вещей окончательно […]"26.

Заработная плата рассчитывалась на фабрике исходя из веса произведенных изделий. Гравер получал за каждый фунт от 55 до 96 копеек, ложечникам платили 80-85 копеек, посудникам от 1 руб.32 коп. до 2 руб. 16 коп. за фунт (расценки 1902 г.).

На фабрике действовали правила внутреннего распорядка, утверждённые фабричным инспектором. В соответствии с этими правилами:
1) работник обязан был предоставить свой вид на жительство;
2) расчет производился еженедельно или раз в две недели;
3) работники получали расчетные книжки установленного образца, где указывались сроки работы и договорная плата;
4) существовал список праздничных дней, в которые христианину работать не полагалось;
5) работники должны были приходить на службу вовремя и в трезвом виде, не ссориться, не шуметь, не браниться, слушаться хозяина и фабричную администрацию, поддерживать чистоту, осторожно обращаться с огнем. Запрещалось приносить на работу легковоспламеняющиеся материалы, спиртные напитки и т. д;
6) малолетних (до 15 лет) для обучения на фабрике не принимали;
7) прогулы высчитывались из зарплаты;
8) строго запрещалось выносить изделия с фабрики;
9) и т. д.

2 июля 1907 г. на имя фабричного инспектора Киевской губернии поступило заявление Г.А. Равкина, который сообщал, что в связи со смертью тестя - И.Е. Заходера - заведоватьфабрикой будет он. Свое заявление Равкин подписал уже как собственник фабрики. На бланках предприятия имя Равкина заняло место над именем Заходера, а между ними разместилась буква "Б", что означает "бывшая" (рис. 5).

Рис. 5. Архивный документ (фрагмент). Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев. Фонд 574. Опись 1. Дело 332. 1900-1907 гг. - С. 25.


Более поздних сведений о фабрике пока найти не удалось, за исключением даты - 1909 г. на бланке (рис. 5). В статье Ж.Г. Арустамян фигурирует также 1914 г., что позволяет (на сегодняшний день) обозначить период работы фабрики в рамках 1851-1914 гг.

К сожалению, мы пока не располагаем сведениями и о раннем периоде деятельности фабрики. В фондах Киевского исторического архива сохранилось дело, из материалов которого следует, что информацию о первых десятилетиях существования фабрики необходимо искать в архивах г. Житомира.

Из архивных материалов следует: несмотря на то, что "[…] городъ Бердичевъ еще съ 1845 года причисленъ къ Кiевской Губернiи [упомянутый указ был издан в 1844 г. - О.М.] и съ тогоже самого времени не обязанъ учавствовать въ содержанiи состоящей въ Волынской Губернiи Житомирской Пробирной Палатки […]"27, однако "Изъ препровожденной же копiи отношенiя состоящаго въ должности Контролера Пробъ Окружной Кiевской Пробирной Палатки отъ 29 Ноября 1844 года за № 129 въ Житомирскую мъстную Пробирную Палатку послъдовавшей видно, что Департаментъ Горныхъ и Соляныхъ Дълъ въ слъдствiе прошенiя Бердичевскихъ золотыхъ и Серебрянныхъ дълъ и Ювилеровъ, разръшилъ ихъ оставитъ въ въдънiи Житомирской Палатки въ которую они обязаны представлять золото и серебро къ сплавкъ и клъйменiю и записываться въ книгу съ уплатою положенной пошлины […]"28, и, "[…] что всъ они до настоящаго времени подчинены Житомирской Палаткъ."29 - 1859 год.

В процессе исследовательской работы, помимо изучения архивных материалов и литературных источников, было собрано более 40 фотообразцов клейм, предположительно принадлежащих зделиям фабрики И.Е.Заходера.

Ж.Г. Арустамян в статье "К вопросу об атрибуции серебряных изделий с клеймом "И.Е.З."30 приводила ряд доводов возможной принадлежности изделий с клеймом неизвестного мастера - "И.Е.З." к изделиям фабрики купца 2-й гильдии Израиля Еселевича Заходера: совпадение инициалов; один временной период; длительность деятельности заведения "И.Е.З." и серийность его изделий; изображение Архистратига Михаила на государственном клейме на изделиях "И.Е.З." (Киевский пробирный округ); клеймо с буквой "н" — наследники, появившееся на изделиях этого мастера в период, когда Г. Равкинстал новым владельце фабрики; наличие австро-венгерских клейм для привозных изделий на некоторых изделиях "И.Е.З." (как известно из статей Ж.Г. Арустамян, Заходер экспортировал продукцию своей фабрики, расширяя рынок сбыта); отсутствие в архивных материалах каких-либо сведений о существовании другого мастера с такими инициалами, работавшего в Киевской губернии в рассматриваемый период. Жанна Гайковна говорит, что это дает основание полагать и убеждает в правильности прочтения именника "И.Е.З" как клейма фабриканта Израиля Еселевича Заходера.

М.Н. Постникова-Лосева приводит 3 варианта клейм фабрики Заходера: "Неизвестный мастер, 1892 г. - после 1908 г. До 1892 г. клеймо ИЕЗ встречается с московским городским клеймом; клеймо "Наследники ИЕЗ" - после 1908 г. (стаканчики,подносик, кубок, солонка и рюмка, ГИМ)"31.

Действительно, пока не будут найдены письменные подтверждения, что Заходер использовал именно этот именник, или обнаружены образцы оттиска клейма этой фабрики, которые должны были регистрироваться и храниться в пробирном учреждении, клеймо "И.Е.З." должно принадлежать неизвестному мастеру.

Допустим, что Заходер мог использовать только два своих инициала для именника, что было более распространенно в то время. В качестве примера, хотим обратить ваше внимание на именник неизвестного мастера с инициалами "И.З." и клеймом Киевского окружного пробирного управления 1899-1908 гг. (рис. 6). Совпадают и инициалы, и период времени, и пробирный округ. Однако систематизация и анализ собранных фотообразцов клейм "И.Е.З", работа с архивными материалами и обращение к пробирным законам Российской империи XΙX - начала XX века позволяет автору привести еще ряд аргументов в пользу версии Ж.Г. Арустамян: 1) согласно правилам пробирного надзора, действующим в Российской империи в период деятельности фабрики Заходера, “избираемое клеймо по величине, виду и форме не должно было быть похоже на клейма других мастеров того же города и пробирных учреждений […]"32. Это говорит о том, что клейма "И.Е.З.", встречающиеся с государственными пробирными клеймами разных периодов (последняя треть XΙX века, 1898 год, 1899-1908 гг., 1908-1926 гг.) принадлежали только одному ювелирному заведению или мастеру; 2) пока не удалось обнаружить ни одного клейма периода 1851-1859 гг. с клеймами Киевской пробирной палатки (из архивных источников известно, что на изделиях этого времени должно было стоять клеймо Житомирской пробирной палатки); 3) на изделиях последней трети XΙX века попадаются клейма только "И.Е.З." (рис. 7).

Рис. 6. Именное клеймо неизвестного мастера-монограммиста "ИЗ" с государственным пробирным клеймом Российской империи 1898-1907 гг. с инициалами управляющего Киевским пробирным округом Льва Фридриховича Олекса (1905-1907 гг.).



Рис. 7. Клеймо фабрики И.Е. Заходера с государственным пробирным клеймом Российской империи последней трети XΙX века, с изображением Архистратига Михаила (клеймо Киевского пробирного округа).


Обращает внимание и то, что и с клеймами образца 1898-1907 гг. с инициалами Александра Казимировича Выржиковского, работавшего в Киевской пробирном округе в 1898-1904 гг., встречаются тоже только "И.Е.З" (рис. 8). Это время, когда Заходер был еще жив, и клейма "наследников" не могли появиться; 4) в период, когда на клеймах появляются инициалы пробирногоинспектора - Льва Фридриховича Олекса, работавшего в Киеве в 1905-1907 гг., видно как клеймо самого Заходера, так и клеймо его наследников (напомним, что Заходер умер в 1907 году) (рис. 9-10); 5) немаловажен тот факт, что ни одного "И.Е.З." без буквы “н" уже нет на изделиях 1908-1927 гг. (рис. 11); 6) и, возможно, самый весомый аргумент - это изображение на клеймах двух медалей, появившееся рядом с "И.Е.З." после участия на выставках в Киеве и Нежине в 1901 году (рис. 1; 10).

Рис. 8. Клеймо фабрики И.Е. Заходера с государственным пробирным клеймом Российской империи 1898-1907 гг. с инициалами управляющего Киевским пробирным округом Александра Казимировича Выржиковского (1898-1904 гг.).


Рис. 9. Клеймо фабрики И.Е. Заходера с государственным пробирным клеймом Российской империи 1898-1907 гг. с инициалами управляющего Киевским пробирным округом Льва Фридриховича Олекса (1905-1907 гг.).


Рис. 10. Клеймо "Наследников ИЕЗ" - фабрики И.Е. Заходера с государственным пробирным клеймом Российской империи 1898-1907 гг. с инициалами управляющегоКиевским пробирным округом Льва Фридриховича Олекса (1905-1907 гг.).


Рис. 11. Клеймо "Наследников ИЕЗ" - фабрики И.Е. Заходера с государственным пробирным клеймом Российской империи 1908-1927 гг. с шифром Киевского окружного пробирного управления.


В статьях Ж.Г. Арустамян, в книге "Золотое и серебряное дело XV-XX вв. Территория СССР" М.М. Постниковой-Лосевой, Н.Г. Платоновой, Б.Л. Ульяновой, изданной в 1995 г., содержится информация об изделиях с именником "И.Е.З." и клеймами Московского пробирного учреждения. Автору удалось найти четыре образца подобных изделий. Два относятся к периоду Заходера (1881 г., 1888 г.) (рис. 12), два — к периоду Равкина (1908-1926 гг.) (рис. 13).

Рис. 12. Клеймо фабрики И.Е. Заходера с государственным пробирным клеймом Российской империи образца конца XΙX века, с изображением Георгия Победоносца (клеймо Московского пробирного округа).


Рис. 13. Клеймо "Наследников ИЕЗ" - фабрики И.Е. Заходера с государственным пробирным клеймом Российской империи 1908-1927 гг. сшифром Московского окружного пробирного управления.


Согласно правилам пробирных уставов (1879 г., 1882 г., 1896 г.):
- "любое пробирное клеймение производилось только в том месте, где была зарегистрирована изготовившая изделие фабрика или мастерская […]"33;
- "мастерам категорически запрещалось производить драгоценные изделия не в том месте, где они были зарегистрированы […]"34.

Таким образом, мы можем говорить и о московском отделении бердичевской фабрики И.Е. Заходера, что, по всей видимости, было характерно и для других крупных предприятий
Киевской губернии (рис. 14).

Рис. 14. Клеймо киевского мастера золотого и серебряного дела Н. Ионаса с государственным пробирным клеймом Российской империи 1898-1907 гг. с инициалами управляющего Московским окружным пробирным управлением Ивана Сергеевича Лебедкина.


Исследование деятельности фабрики И.Е.Заходера продолжается, остается еще много вопросов, на которые ответы пока не найдены. Как, например, новые медали (рис. 15) на клеймах изделий, производимых уже при наследниках Израиля Еселевича Заходера.

Рис. 15. Клеймо "Наследников ИЕЗ" - фабрики И.Е. Заходера с государственным пробирным клеймом Российской империи 1908-1927 гг. с шифром Киевского окружного пробирного управления.



Примечания:
1 http: // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html. Полное собрание законов Российской империи. УКАЗ № 2218 от 18 декабря 1708 года.
2 http: // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html. Полное собрание законов Российской империи. УКАЗ № 5333 от 12 сентября 1728 года.
3 Там же.
4 Там же.
5 http: // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html. Полное собрание законов Российской империи. УКАЗ № 15.821 от 24 августа 1783 года.
6 http: // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html. Полное собрание законов Российской империи. УКАЗ № 3035 от 24 июля 1829 года.
7 http: // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html. Полное собрание законов Российской империи. УКАЗ № 4689 от 8 июля 1831 года.
8 ЦДІА, ф. 442, оп. 542, спр. 18, 1888 р., арк. 20. - С. 2.
9 ЦДІА, ф. 442, оп. 542, спр. 18, 1888 р., арк. 20. - С. 20.
10 http: // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html. Полное собрание законов Российской империи. УКАЗ № 14.261 от 2 марта 1775 года.
11 Там же.
12 ЦДІА, ф. 442, оп. 633, спр.496, 1902 р., арк. 1-90. - С. 36.
13 Сказания о населенных местностях Киевской губернии илиСтатистические, исторические и церковные заметки о всех
деревнях, селах, местечках и городах, в пределах губерниинаходящихся / Собрал Л. Похилевич. - м. Бiла Церква: Видавець
О.В. Пшонхiвський, 2005. - XXΙΙ+642 с. : 8 iл. - С. 205-206.
14 ЦДІА, ф. 442, оп. 88, спр. 229, 1857-1860 р. - С. 4.
15 ЦДІА, ф. 574, оп. 1, спр.564, 1900-1907 р. арк. 209. - С. 208.
16 Арустамян Ж.Г. К вопросу об атрибуции серебряных изделий с клеймом "И.Е.З" // Музейні читання. Матеріали наукової
конференції. Грудень 2001 р. - К., 2002 р. - с. 105-114. - С. 107.
17 Там же. - С. 107.
18 ЦДІА, ф. 574, оп. 1, спр.332, 1900-1907 р., арк. 1-9.
19 Арустамян Ж.Г. К вопросу об атрибуции серебряных изделий с клеймом "И.Е.З" // Музейні читання. Матеріали наукової конференції.
Грудень 2001 р. - К., 2002 р. - с. 105-114. - С. 108.
20 http: // ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Фабрика&oldid=48895257.
21 Шедевры еврейского искусства. Серебро. Авторы — составители: А. Канцедигас , Е. Волковинская, Т. Романовская. - М.: ИМИДЖ,
1990 г. - 383с. - С. 374.
22 http: // http://www.antikvariat74.ru/articles/articles_55.html.
23 Шедевры еврейского искусства. Серебро. Авторы — составители: А. Канцедигас , Е. Волковинская, Т. Романовская. - М.: ИМИДЖ,
1990 г. - 383с. - С. 348.
24 Там же. - С. 368.
25 Там же. - С. 355.
26 Там же. - С. 358.
27 ЦДІА, ф. 442, оп. 88, спр. 229, 1857-1860 р. - С. 8.
28 Там же. - С. 13.
29 Там же. - С. 12.
30 Арустамян Ж.Г. К вопросу об атрибуции серебряных изделий с клеймом "И.Е.З" // Музейні читання. Матеріали наукової
конференції. Грудень 2001 р. - К., 2002 р. - С. 105-114.
31 Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV - XX вв. Территория СССР. - М.: ЮНВЕСТ, ТРИО, 1995 г. - 374 с. - С. 166.
32 Иванов А.Н. Пробирное дело в России (1700-1946). Руководство для экспертов-искусствоведов. - М.: Издательство Русский национальный музей, 2002. - 752 с. - С. 150.
33 Там же. - С. 157.
34 Там же. - С. 150."

Этот материал мне выслала Оля :ro_za:

Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6747
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Очерк возникновения и развития фабрики Заходера, 1901 го

Сообщение Нелунатик-увы » 03 апр 2016, 22:24

Размещу сведения о Заходере из справочников, что удалось найти.


Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Торгово-промышленный Адрес-Календарь Российской империи, Санкт-Петербург, 1895 год



Вся Россия: Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации : Торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи, Санкт-Петербург, 1897 год



Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Адрес-Календарь Российской империи, Санкт-Петербург, 1899 год



Вся Россия: Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации : Торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи, Санкт-Петербург, 1900 год



Список населенных мест Киевской губернии, Киев, 1900 год



Вся Россия: Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации : Торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи, Санкт-Петербург, 1902 год



Отчет Киевского отделения Общества распространения просвещения между евреями в России, Киев, 1907 год

Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6747
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Очерк возникновения и развития фабрики Заходера, 1901 го

Сообщение Нелунатик-увы » 18 апр 2016, 19:00

А вот еще одно упоминание о фабрике Заходера - "Хроника революционного рабочего движения на Украине 1900-1917", справочник, Наукова Думка 1987 год :

"16-21 февраля 1902 г., г. Бердичев. Экономическая стачка 18 (из 22) рабочих фабрики серебряных изделий Заходера с требованием прибавить 6 рублей в месяц каждому рабочему "на харчи", закончилась поражением".

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 10345
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Очерк возникновения и развития фабрики Заходера, 1901 го

Сообщение ESol » 16 июн 2016, 17:51

Из Справочника за 1907 год по г. Бердичеву



Важная строчка - существует с 1891 года

ubaranda
Новичок
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 07 дек 2015, 14:58

Re: Очерк возникновения и развития фабрики Заходера, 1901 го

Сообщение ubaranda » 12 июл 2016, 11:55

Добавлю ещё пару вырезок о московском периоде деятельности И.Е.Заходера.
Очерк возникновения и развития фабрики Заходера, 1901 год
Адрес-календарь города Москвы на 1886 год
Очерк возникновения и развития фабрики Заходера, 1901 год
СПИСОК ЮВЕЛИРОВ МОСКВЫ, 1850 – 1917 гг. Составил В.В. СКУРЛОВ.

Ответить

Вернуться в «Производители подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Аzva и 3 гостя